Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные идеологические течения современного мира




Анализ сложившихся в обществе социально-политических сил и отражающих их интересы различных идейно-политических тече­ний (противоречия между которыми зачастую носят устойчивый, принципиальный характер) позволяет говорить о существовании ведущих направлений и течений современной общественно-поли­тической мысли. С XVII в. начинают формироваться «классиче­ские» идеологии индустриального общества — либерализм, консерватизм, социализм, национализм. На эво­люцию идеологий большое влияние оказывали и оказывают динамизм и незавершенность процессов социально-политической жизни, существование различных альтернатив развития, разнооб­разие интерпретаций тенденций, содержания общественных про­цессов.

Критерии классификации идеологий

 

Современные политические идеологии имеют множество различных форм выражения содержания и многообразны в своих конкретных видо­вых проявлениях. Идеология по различным основаниям подразделяется на несколько типов, видов или форм. Каждое из идейно-политических течений — это совокупность концепций, ценностей и ориентации, не всегда в полной мере и последовательно выраженных в программах тех или иных политических партий.

Идейно-политические течения отличаются друг от друга:

· по оценке ими роли отдельного человека, групп, партий, классов в политическом процессе;

· по их подходу к решению важнейших экономических и социальных проблем;

· по тому, какое место в жизни общества отводят они основным социальным и политическим институтам (частной собственности, свободному рынку, государству, церкви);

· по тому, как они относятся к возможности реформирования общества [41].

 

В соответствии с формами общественного сознания идеология классифицируется на экономическую, политическую, правовую, нравственную, эстетическую, национальную, экологическую, религиозную, атеистическую и т.п.

По субъекту она может быть рабочей, крестьянской, буржуазной, мелко­буржуазной, анархической и т.д.

С точки зрения идеалов желаемого будущего политические идеоло­гии делятся на:

· правые, основанные на идеалах свободной конкуренции, рынке, частной собственности и индивидуализма;

· левые, основанные на идеалах общественной собственности, социального равенства и спра­ведливости;

· центристские, стремящиеся преодолеть крайности первых двух идеологий, найти компромисс между ними, признавая социально-ориентированную рыночную экономику, идеологический и политиче­ский плюрализм.

 

С точки зрения технологии осуществления общественных идеалов политические идеологии делятся на:

· радикальные (революционные), предлагающие глубокие системные преобразования общества;

· консер­вативные (традиционалистские), стремящиеся сохранить и закрепить существующий порядок в обществе;

· умеренные (реформистские), пред­лагающие медленные структурные преобразования, не затрагивающие сущности общества.

 

По сфере распространения, политическому влиянию и общественно­му статусу политические идеологии делятся на:

· общественные, которые действуют, прежде всего, в сфере гражданского общества, выступая идейной платформой политических партий и движений;

· государствен­ные (господствующие), которые имеют государственный масштаб и проявляются в сфере государственной политики [192, с.179].

Распространенным является также рассмотрение идеологий сквозь призму дихотомии «демократия — авторитаризм», наряду с использованием традиционных категорий — «левые», «правые» и «центр» как для характеристики идеологических ориентации в рамках определенной политической системы, так и для определения степени приверженности экстремистским или, наоборот, умеренным формам политического поведения и партиям.

Политические идеологии также различают по двум основаниям:

· по социально-политической парадигме, то есть по предлагаемой модели желаемого общества;

· по отношению к прогрессу и технологии его осуществления.

 

Если первое основание расчленяет политические идеологии на правые, центристские и левые (просоциалистические), то отношение к технологиям социальных измене­ний противопоставляет радикалов, выступающих за постоянные глубокие революционные преобразования, консерваторам, стремя­щимся к сохранению установившегося политического порядка и согласным лишь на самые незначительные изменения status-quo. Между ними располагаются силы с умеренной политической ори­ентацией, предпочитающие путь постепенных реформ.

Политические идеологии, возникшие в эпоху Просвещения, по-разному обосновывали идею прогресса, предлагали различные мо­дели общества и способы их реализации. С тех пор мало что изме­нилось в этом плане.

Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, ос­нованным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной соб­ственности и предпринимательства. Однако правые политико-социальные воззрения неоднородны. Они включают целый спектр политических идеологий от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях, расизма) до либерально-демократических.

Левый политический спектр включает идеологии, которые ви­дят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости левые пред­ставляют себе по-разному. Коммунисты отдают предпочтение ра­дикальным способам преобразования общества, предполагают дос­тижение равенства и справедливости в условиях планово органи­зованной экономики, приоритета общественной собственности, осуществления принципа оплаты «по труду». Социалисты и соци­ал-демократы негативно относятся к идее использования револю­ционных средств социальных изменений и предпочитают рефор­мы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а как равенство «стартовых условий», то есть созда­ние примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В этом они солидарны с коммунистами [155, с.347].

Либерально-буржуазные идеологии

К либерально-буржуазным идеологиям автор относит, прежде всего, либерализм и консерватизм. В основе данных идеологических доктрины лежит институт частной собственности. Все остальные виды собственности считаются вторичными, хотя и не подчиненными ему. Второй точкой опоры либерально-буржуазных теорий является примат личности над государством.

Либеральные идеологии

Либерализм в исто­рическом прошлом да в значительной мере и сегодня является наиболее распространенной идейно-полити­ческой доктриной. Он представляет собой систему взглядов на окружающий мир, принципов и установок, лежащих в основе социально-экономической и поли­тической стратегии правительств, программ полити­ческих партий и движений либеральной ориентации. Более того, либерализм — это не только теория, но и социальная практика, тип общественного сознания, способ мышления его приверженцев.

Либерализм формировался и развивался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. При близком рассмотрении в либерализме обнаруживается весьма причудливое разнообразие оттенков, переходных ступеней, противоречий и т.д. В своем генезисе либерализм прошел ряд этапов и воплотился в различных модификациях. В разные периоды и в разных общественно-исторических и национально-культурных условиях он выступал в различных формах. Учитывая этот факт, говорят о существовании многих либерализмов.

 

19.2.2.1.1. Классический либерализм

 

Все опреде­ления либерализма так или иначе вращаются вокруг идеи свобод личности, реа­лизуемой в принципах организации общества, в образе жизни его членов, способах политического правления, защищающего демократический строй.

 

19.2.2.1.1.1. Истоки либерализма

Либерализм (от лат. liberalis – свободный) стал исторически первой формой идеологии Нового времени Он оформился в борьбе буржуазии против феодальных порядков в ХVII–ХVIII вв.

Унаследовав ряд идей древнегречес­ких мыслителей Лукреция и Демокри­та, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сфор­мировался на базе западноевропейской политической философии конца XVII-XVIII вв. (Дж. Локк[119], Ш. Монтескье[150], А. Смит[211], Б. Констан[100], А. де Токвиль[225]). Основателем классического либерализма считает­ся Дж. Локк (1632-1704). На протяжении XIX в. эти идеи были продолжены и развиты И. Бентамом[13], Дж. С. Миллем[144], Т.Х. Грином[55], Л. Хобхаузом, Б. Бозанкетом, И. Кантом [89] и другими сторонниками западной общественно-политической мысли.

Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему идей, открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в общественной жизни и модифицирующуюся в соответствии с новыми реальностями. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессан­су, Реформации, ньютоновской научной революции.

Поворотным пунктом в формировании либерализма и размежевании основных течений западной общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени стала Великая французская буржуазная революция конца XVIII в. В ее главном политике-идеологическом документе — «Декларации прав человека и гражданина 1789 г.» — емко и полно даны четкие формулировки тех идей, ценностей и установок, которые стали мощным оружием борьбы со старым порядком.

Существенный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители европейского и американского Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской манчестерской школы, приверженцы немецкой классической философии, классической политэкономии.

При всех различиях общее между этими разными мыслителями, идейными направлениями и движениями состояло в том, что они, каждый по-своему в соответствии с реальностями своего времени, высказывались за пересмотр устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических и политических проблем. Они обосновывали необходимость перестройки потерявших эффективность общественно-политических и государственных институтов, выступали за ревизию и модернизацию основных положений, доктрин и концепций согласно изменившемуся положению вещей в обществе [41, с.173].

Предпосылкой либерального мировоззрения является философия индивидуализма, основанная на вычленении человеческой индивидуальности из социальной совокупности, утверждение представле­ния о равенстве всех людей в своем врожденном, естествен­ном праве на самореализацию. Индивидуализм — концепция, рассматривающая отдель­ного индивида как основное движущее начало в обществе. Если для Аристотеля полис — самодостаточная ценность, то у Локка отдельный индивид — «хозяин своей собствен­ной персоны». Милль же сформулировал эту мысль в форме аксиомы: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». В концепции индивидуализма человек предстает как автономная самоуправля­ющаяся личность, которая самостоятельно, независимо от общества способна ус­танавливать законы собственной нравственности и поведения.

Само понятие «либерализм» вошло в политический лексикон в первой половине ХIХ в., когда в ряде западноевропейских государств появились политические партии либералов. А первое употребление термина «либерализм» относится к 1811-1812 гг., когда в Испании группа политиков и публицистов определила составленную ими консти­туцию как «либеральную». Примерно в то же самое время этот термин начали использовать и в Англии, в стране, давшей в XIX в. миру таких ярких представителей либерализма, как И. Бентам[13], Дж.С. Милль [144], Г. Спенсер[217].

В России в силу ряда причин либеральное мировоззрение укоренилось позже, чем в большинстве европейских стран, — в конце XIX — начале XX в. Среди наиболее известных представителей русской либеральной мысли дореволюционного периода следует назвать, прежде всего, имена Т.Н. Грановского, П.Б. Струве[220], Б.Н. Чичерина[252], П.Н. Милюкова[145], попытавшихся развить и применить принципы либерализма к российским реальностям. Именно они заложили основы русского конституционализма, идей правового государства и гражданского общества применительно к российским реальностям. Их заслуга состояла также в практической постановке проблем прав и свобод личности, подчинения государственной власти праву, верховенства закона

Классический либерализм зародился в XVII в. как идеология буржуазии и окончательно сформировался к середине XIX в.

 

19.2.2.1.1.2. Идейная основа классического либерализма

 

Либерализм в политическом процессе существует в трех основных формах:

· как идеологическое течение, представленное в разные периоды раз­личными социальными силами, но приверженными все же изначальным его ка­нонам;

· как социально-политическое (организационно-политическое) движение;

· как совокупность определенных институтов, процедур и принципов управления, создающих возможность проводить либеральную по­литику на государственном уровне во всех сферах общественной жизни.

 

В данном разделе л иберализм рассмотрен как особый тип мировоззрения, представляющего собой совокупность широкого круга теорий, концепций политического, экономического, культурного и общесоциального характера. В таком понимании либерализм это определенный взгляд на:

· окружающую человека общественную среду;

· предпочтительные пути со­циального развития;

· политическую систему и политические институты;

· особенности и характер экономики;

· специфику культурного развития;

· роль религии в обществен­ной жизни;

· положение личности в обществе и т.п.

 

При таком подходе либерализм выступает организующей структурой, которая определяет и тип мышления, и характер восприятия социальных явлений и фактов.

В политической философии либерализма в период XVII-XIX вв. произошла принципиальная эволюция — от признания в качестве идеала политического устройства консти­туционной монархии и ограничения с помощью ценза избирательных прав граж­дан к обоснованию идеи демократической республики со всеобщим избирательным правом. Либера­лизм обосновал процесс обособления и становления самостоятель­ного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Эконо­мически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в данной политико-идеологической доктрине.

Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы. С момента своего возникновения он отстаивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного ин­тереса. Индивидуализм в понимании эпохи Просвещения — это способность утвер­дить себя как носителя разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями разума, сделать ее достойной природы человека. Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, соб­ственность требовала от общества предоставления личности максимальной свобо­ды для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой сво­боды являлась свобода другого человека. Парадигмой либерализма выступает система основополагающих идей о при­рожденных, неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу, частную собственность и «стремление к счастью» (Т. Джефферсон[64]). При этом частная соб­ственность рассматривается как основа индивидуальной свободы, а свобода, в свою очередь, как необходимое условие самореализации личности. Отсюда апология индивидуализма и трактовка общества как совокупности равноцен­ных, независимых личностей.

Для либералов личность всегда выше какой бы то ни было груп­пы или общности. Среди всех свобод для них первостепенной является свобода экономическая, свобода предпринимательства. Не случайно, у одного из первых теоретиков либерализма француза Б. Констана [100] прозвучала мысль о том, что свобода избирать и быть избранным должна предоставляться лишь тем, кто доста­точно богат. В классическом виде экономические постулаты либера­лизма были сформулированы А. Смитом[211], который выступал за «систему естественной свободы» в экономике, за полный простор для частной инициативы.

Для буржуазии за требованием свободы личности скрывалось стремление третьего сосло­вия ликвидировать привилегии аристократии и духовенства и дос­тичь одинаковых (равенства) с ними юридических прав. Опира­ясь на доктрину «правового государства» Дж. Локка [119] и идею Дж. Милля [144] об интуитивной способности личности к обретению политического здравого смысла, сторонники этой идеологии боролись за «нега­тивную свободу», т.е. за свободу от социального контроля государ­ства, от различных ограничений (например, они выступали за отмену сословных привилегий и наследственной власти). Но когда это произошло, был выдвинут лозунг «Обогащайтесь!», и возникла новая форма нера­венства, основанная на богатстве одних и бедности других.

В сфере экономики классики либерализма выступали за отмену ограничений для свободного предпринимательства, защищали частную инициативу, прин­цип невмешательства государства в экономическую и частную жизнь граждан. Отсюда возникла идея государства как «ночного сторожа» (Ф. Лассаль[108]), основные функции которого сводилась к защите частной собственности, свободы и неприкосно­венности личности, а также охране страны от внешней агрессии. Теоретики либерализма (особенно И. Кант[89], А. Смит[211]) отводили государству важ­ную роль в оказании материальной помощи бед­ным слоям населения, тем кто не может в силу разных причин зарабатывать на жизнь, государ­ство тем самым должно гарантировать соблюдение их естествен­ных прав.

Либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протек­ционизм, политическое вмешательство в экономику. Основатели либерализма ак­тивно поддерживали выдвинутый торгово-промышленными кругами лозунг («не мешайте действовать»), требовавший ликвидации регламентации эконо­мической жизни. Поэтому данную идеологию можно назвать либерально-буржуазной, ибо начала она с лозунга свободы, еще наполненного гуманистическим содержанием эпохи Возрождения, затем перешла к пониманию свободы как свободы предпринимательства и формальных прав личности и собственности, а ныне широко пропагандирует культ потребления. Либерализм основан на экономическом видении человеческого поведения, когда экономика понимается как приоритетная сфера по сравнению с политикой. Либерализм XIX в. стал идеологией буржуазии, которая хоте­ла получить полную свободу действий в экономической области и одновременно с помощью государства закрепить свое полити­ческое господство.

Только обладание собственностью ведет к истинной независимости и формирует индивидуализм. Свободные личности создают общество, а об­щество — государство. Согласно теории классического либера­лизма общество первично, а государство — вторично, и возни­кает оно на основе теории «общественного договора». Соответ­ственно роль государства при таком раскладе минимизировалась. Отсюда вытекала недостаточная разработанность функций государства в области экономики и социальной жизни [107, с.411].

С момента своего возникновения либерализм отстаивал кри­тическое отношение к государству и принципы полити­ческой ответственности граждан. Передаваемая по наследству власть (в монархиях), все формы сословных привилегий объяв­лялись утратившими силу, неприемлемыми в новых со­циально-исторических условиях. Как подчеркивал один из его отцов-основателей Дж. Локк[119], каждый индивид — «хозяин самому себе». Его последователь Дж.С. Милль[144] сформулировал эту мысль как аксиому: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». Главными проблемами либеральной идеологии всегда было определение допустимой сте­пени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкрет­ному Отечеству и универсальных прав человека.

Либеральная теория «общественного договора» обосновывала суверенность народа как источника власти и понимание государства как договора между наро­дом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной для социального договора, согласно которому объединение людей в содружество и подчинение правительству есть защита их безопасности и соб­ственности. Правительство — лишь опекун общественных прав. Если правительство не сумело защитить права граждан, значит, не оправдало их доверия и, следова­тельно, не может больше претендовать на подчинение ему со стороны граждан.

Идея сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в иде­ологии и политической борьбе XVII-XVIII вв. Мнения либералов, в основном, рас­ходились в вопросе о способах сопротивления власти, превышающей свои полно­мочия. В целом же, либерализм признавал право на революционное сопротивле­ние деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и Франции, но и аме­риканскую войну за независимость.

Кроме принципа управления с согласия граждан либерализм обосновал и принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. Классиче­ский либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом, за­щищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в свободе по всеобщему закону — таков либеральный императив права.

Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и конституци­онализма сформулировал один из ведущих идеологов американской буржуазной революции Т. Пейн[176]. Он рассматривал государство в качестве необходимого зла: чем оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами, сво­бодные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью парламентских представи­тельных механизмов. Такое представительство и такое правительство не имеют ка­ких-либо особых прав, они имеют только обязанности перед своими гражданами. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые призваны гарантировать свободу лично­сти, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина [106, с.323].

В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики либе­рализма, в частности Д. Локк [119] и Ш. Монтескье[150], обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдер­живать и уравновешивать друг друга. Система сдержек и противовесов рассматри­валась как препятствие к узурпации власти кем бы то ни было, будь-то личность, партия, ветвь власти или большинство. Демократическое большинство, не ограни­ченное ничем, тоже может стать деспотом, считали либералы. Права меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали право на полити­ческую оппозицию.

Либерализм выдвинул ряд положений, оказавших существенное влияние на характер духовной жизни общества. Его несомненной заслугой является обоснова­ние и утверждение на практике идей свободомыслия и, прежде всего, свободы ин­дивида от духовного подчинения церкви, права людей подвергать критике религи­озное мировоззрение с рационалистических, научных позиций. Либерализм отста­ивает принцип свободы совести, т.е. право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, их право и способность самостоятельно формулиро­вать свои нравственные обязанности, следовать принципам либо религиозной, либо светской морали. Словом, либерализм провозглашает принципы свободы взглядов и убеждений людей, свободы их волеизъявления и творческой самореализации.

Неотъемлемой частью либеральной концепции является и идея плюрализма, утверждающая принцип многообразия во всех сферах общественной жизни. Мно­гие идеи (гуманизма, свободы, прогресса и др.), заимствованные из философии Про­свещения, определенным образом модифицировались в русле либеральной идеоло­гии и были активно использованы идеологами буржуазии как мощное средство борьбы за торжество нового, идущего на смену феодальному, буржуазного общест­ва. Так, вера просветителей в прогресс, в торжество человеческого разума вылилась в политической философии либерализма в апологию здравого смысла, идеи равен­ства и народного суверенитета — в идею равенства возможностей. Своеобразную религиозно-нравственную основу либерализма составила протестантская этика (прежде всего — кальвинизм), обусловившая укрепление «духа капитализма».

Таким образом, теоретическое ядро либерализма составляют:

· доктрина «естественного состояния»;

· теория «общественного договора»;

· теория «суверенитета народа»;

· неотъемлемые права человека (жизнь, свобода, собственность, сопротивление угнетению и т.д.).

 

Основываясь на принципе свободы человека, либерализм сыграл огромную роль в разработке идей, идеалов и норм современной демократии. Речь идет о равенстве всех граждан перед лицом закона, об обладании каждым человеком основными политическими правами и свободами (право гражданства, голоса, свободно передвигаться, свобода слова, собраний, создания ассоциаций и партий), о принципе терпимости к инакомыслию и защиты прав меньшинства. Речь идет также об идеях разделения властей, свободных выборах всех основных институтов власти, о создании системы сдержек и противовесов в отношении между ними. Наконец, речь идет об идеале правового государства, органы которого обладали бы (в рамках законов, принимаемых демократическим путем) всей полнотой предоставляемой им власти и одновременно находились бы под действенным контролем народа, общественности.

Значительную роль сыграл либерализм и в выработке современных принципов организации экономической жизни. Ему принадлежит заслуга в обосновании положения о том, что свободное предпринимательство, свободный рынок и свободная конкуренция есть универсально значимые механизмы общественного прогресса. Они не только позволяют человеку реализовать свою самостоятельность и инициативу в сфере хозяйства и в других областях общественной жизни, но, что не менее важно, побуждают и принуждают его, причем объективно-экономически, а не посредством прямого насилия или применения командно-административных методов, постоянно беспокоиться о повышении экономической эффективности своей деятельности, о производительности своего труда, о приобретении знаний и обновлении технологии, о согласовании целей и способов производства с динамикой общественного спроса на те или иные предметы и услуги. При этом принципиальное значение придается тому обстоятельству, что человек, занимающийся предпринимательством, должен непосредственно отвечать своим капиталом, своим имуществом за результаты собственной деятельности.

Философия индивидуализма образует фундамент неотъемлемых прав чело­века: на жизнь, свободу вероисповедания, частную собственность. Принципы ин­дивидуализма определили рост производства, становление граждан­ского общества. Этико-политический индивидуализм рассматривает индивида как самоцель, а общество и государство — как вспомогательные средства для до­стижения индивидом цели. В области экономики он опирается на конкуренцию и свободную игру сил. В области воспитания — на принцип учета индивидуальных особенностей человека, полагая, что настоящее товарищество возможно лишь между всесторонне развитыми личностями. В социальной сфере индивидуализм утверждает, что общественные процессы совершаются благодаря взаимодействию индивидов, в противоположность солидаризму или универсализму, которые рассматривают общественные явления в их целостности.

 

19.2.2.1.2. Неолиберализм

19.2.2.1.2.1. Кризис либерализма и поиск новых концепций

Важной исторической заслугой либерализма является то, что он сыграл ключевую роль в формировании и институционализации в конце XIX - первые десятилетия XX в. основных принципов и институтов современной политической системы, таких как парламентаризм, разделение властей, правовое государство и др. Эти принципы, в конечном счете, были приняты всеми основными политическими силами. Идеи либерализма были взяты на вооружение частью политической эли­ты Запада, общественными движениями, и конституи­ровались в партии либерального толка. Первой партией, опиравшейся в своей практической деятельности на идеи либерализма, была партия вигов (либералов) в Великобритании. В США такой партией стала Демократическая.

Однако следование класси­ческой либеральной модели (уничтожение сословных привилегий, разделение законодательной, судебной, исполнительной властей, обеспечение правовых гарантий свободы слова, совести, собраний, организаций, равенства граждан перед законом) привело к поляри­зации общества. Свободные рыночные отношения не смогли обеспечить социальной гармонии и справедливости. Идеи либерализма стали переживать кризис.

Особенно рельефно это проявилось в конце XIX - начале XX в. в условиях формирования корпоративного или государственно-корпоративного капитализма, когда обнаружилось, что свободная, ничем не ограниченная игра рыночных сил отнюдь не обеспечивает, как предполагалось, социальную гармонию и справедливость. С развитием производительных сил, особенно в крупном промышленном производстве, к концу XIX в. стали изживать себя некоторые принципы клас­сического либерализма, и, прежде всего, такие, как свобода мелкого частного предпринимательства, не­вмешательство государства в экономику страны. Поэтому вмешательство правительств в экономику усилилось уже в годы первой мировой войны. Свой потенциал классический либерализм исчерпал в 1930-х гг.

В хо­де экономического кризиса и под влиянием планового материального про­изводства в СССР идеологи либерализма осознали, что в новых условиях значение главного фактора в разви­тии экономики приобретает регулирование производ­ства со стороны государства. Большая группа политэкономистов, со­циологов, политологов и политических деятелей выступила с предложениями о пересмотре важнейших положений классического либерализма и осуществлении реформ, призванных ограничить произвол корпораций и облегчить положение наиболее обездоленных слоев населения.

Идеология классического либерализма начала видоизменяться уже в XIX в. Либерализм постепенно эволюционировал в сторону либерального реформизма. Одним из первых среди идеологов либерализма увидел необходимость и перс­пективность изменения его стратегии Дж.С. Милль[144], который уже в середине XIX в. указывал на необходимость осуществления капитализмом гибкой социальной по­литики. Во второй половине XIX в. под сомнение был поставлен и принцип невме­шательства государства в экономику. Постепенно формировалось убеждение в том, что необходимым условием совершенствования общества и разрешения, при­сущих ему противоречий является государственное регулирование экономики и реформы.

В качестве реформаторов выступили известные социоло­ги, политологи и политэкономисты конца XIX - начала XX в. Дж. Гобсон [50], Т. Грин[55], Ф. Науман, Б. Кроче [105], Ч. Бирд, Дж. Дж. Дьюи [68] и др. Их заслуга состоит в разработке комплекса новых идей и концепций, которые составили основу нового, или социального, либерализма. Под влиянием марксизма и восходящей социал-демократии ими были пересмотрены некоторые базовые положения классического либерализма. Прежде всего, за государством была признана активная роль в социальной и экономической сферах. Водоразделом, четко и бесповоротно утвердившим новый, или социальный, либерализм стал великий экономический кризис 1930-х гг.

Российские неолибералы конца XIX — начала XX вв. в лице П.И. Новгородцева [158], Л.И. Петражицкого [177] и других также внесли свой вклад в развитие либеральных идей — выдвинули серьезную дополнительную аргументацию в пользу усиле­ния социального начала в либерализме. Наиболее существенным отличием «со­циального либерализма» (по сравнению с классическим вариантом) можно счи­тать его резкий поворот в сторону признания большей роли государства.

Драматичной является судьба либерализма в России. В период между 1861 и 1917 гг. он выражал стремление буржуазии к ликвидации сословных привилегий, преобразованию абсолютизма в конституционно-парламентскую монархию, утвер­ждению правового строя. Либеральные теоретики делали акцент на идентичности путей развития России и Западной Европы, единстве исторического процесса. Бу­дучи эволюционистами, они являлись категорическими противниками социалисти­ческих революций, считая их аномалиями в жизни общества.

Идеи либерализма лежали в основе партийной программы партии кадетов, ко­торая объединяла в своих рядах цвет интеллигенции, мечтавшей о радикальном преобразовании России парламентским путем. Кадеты последовательно выступа­ли за разделение властей, за создание в России фундамента гражданского обще­ства и правового государства. В области внешней политики они ориентировались на западные демократии.

Идеи либеральных реформ во многом определяли политический курс прави­тельства П.А. Столыпина. В частности, он предпринял попытку с помощью государ­ства превратить крестьян в фермеров и частных собственников, создав тем самым условия для модернизации страны.

После окончания гражданской войны наиболее известные либералы П. Струве, М. Туган-Барановский и др., находясь в эмиграции, возлагали надежды на капита­листическую трансформацию СССР в ходе осуществления новой экономической политики, одновременно подвергая критике уже обозначившихся черт тоталитарно­го общества [74].

Попытки решения возникших проблем привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Появились теории «нового либерализма», «социального либерализма», «консерватив­ного либерализма» и другие теории, авторы которых пытались соединить основные либеральные ценности с идеей сильного го­сударства или с социально-ориентированными идеями, утверж­давшими большую ответственность общества за благосостояние людей. В процессе дискуссии шла выработка политической программы неолиберализма, основные положения которой провозгласили необ­ходимость участия масс в политическом процессе, демократизации принятия управленческих решений, консенсуса управляющих и управляемых.

Огромный вклад в формирование доктрины либерального реформиз­ма внес английский экономист Дж. Кейнс. Его программа, сформулированная под воздействием мирового экономического кризиса, включала в себя активное вме­шательство государства в социально-экономическую сферу. В частности, предусматривалось всемер­ное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляци­онную и цикличную налоговую политику, цикличное балансирование бюджета, дос­тижение баланса «спроса» и «полной занятости» и др. Свое политическое воплоще­ние либеральный реформизм, по Кейнсу, получил в «новом курсе» президента Ф.Д. Рузвельта, благодаря чему США вышли из экономического кризиса и успеш­но осуществили глубокую экономическую перестройку общества.

Переход к новому либерализму, к принятым им принципам экономической и социальной политики в тех или иных формах охватил почти все промышленно развитые страны. После Второй мировой войны социальны

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...