Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммунистическая идеология




 

Коммунизм (от лат. Communis — общий, всеобщий) как социально-историческая категория имеет три зна­чения:

· идеальное общество, основанное на общем владе­нии всеми его членами материальными средства­ми, полном социальном равенстве людей;

· общественно-политическое движение, ведущее борьбу за достижение такого общества. Ядром этого движения являются коммунис­тические партии;

· теория, объясняющая возможность и необходи­мость, пути и средства построения коммунистического общества.

 

Коммунистическая (марксистско-ленинская) идеология воз­никла в середине XIX столетия на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Гегель, Фейер­бах), политической экономии (Смит, Рикардо), утопического соци­ализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Марксизм появился как про­летарская идеология. Главное в нем — обоснование роли рабоче­го класса как "могильщика капитализма" и создателя бесклассо­вого коммунистического общества. Основная цель марксистской идеологии — не только правильно объяснить мир, но и револю­ционно преобразовать его. По сути своей марксизм-ленинизм яв­ляется революционной теорией.

В противовес господствовавшему то­гда классическому либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет раз и навсегда покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением проле­тариата, появившегося в результате произошедшего промышленно­го переворота. Марксизм представлял собой радикальную идеоло­гию, акцентировавшую внимание на революционных методах по­строения нового общества. Преобладание революционных, насиль­ственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксистской концепции общественного развития. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии и, следовательно, жесткая классовая борьба обусловлены существовавшей тогда концентрацией частной собственности в руках класса буржуазии. Революционный переход от капитализма к социализму должен заключаться прежде всего в экспроприации частной собственности и передаче ее в руки тех, кто своим трудом создает все богатство общества.

Теоретическое оформление коммунизма принад­лежит К. Марксу и Ф. Энгельсу. Основополагающими принципами «классическо­го» коммунизма, разработанными К. Марксом, являются следующие:

· переход к коммунистической общественной формации револю­ционным путем, не исключающим насильственные меры;

· отрицание реформистского пути перехода;

· слом буржуаз­ной государственной машины;

· уничтожение буржуаз­ной демократии;

· замена этих институтов системой диктатуры пролетариата;

· ставка на идеологический монизм, отрицание идеологического плюрализма;

· со­здание жестко организованной политической партии как единственной руководящей силы в борьбе за ком­мунизм.

· главную движущую силу социального про­гресса составляет пролетариат как класс, лишенный средств производства.

 

Классовая борьба, доведенная до социалистической революции, признается в каче­стве локомотива истории.

Коммунистическое общество характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентиро­ванного на моральные стимулы к труду, которые можно описать формулами:

· труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков;

· в труде формируется личность;

· труд есть способ самовыражения, самореализации человека и т.п.

 

Наиболее важным механизмом интеграции различных элементов социальной структуры была признана коммунистическая партия. В целях более полной реализации этой функции партии предполагалось превра­щение ее во властную структуру, сращивание с государством, кото­рое под ее руководством должно было постепенно заменяться сис­темой общественного самоуправления [155].

Социально-философские, экономические и политические идеи и установки, разработанные Марксом и Энгельсом, не раз подвергались пересмотру и ревизии, поэтому неудивительно, что при всем своем внешнем единстве марксизм является многоплановым и сложным течением политико-философской мысли. В его рамках можно обнаружить множество как национальных, так и идеологических различий и оттенков.

Марксизм, в социал-демократии, как уже отмечалось выше, в первую очередь К. Каутским подвергся существенной ревизии справа. То же самое, но уже слева произошло в коммунистическом движении. Теоретиком и практиком мирового коммунистического движения стал В.И. Ленин, направивший свои усилия на конкретизацию и ужесточение заложенных в марксизме революционных принципов. Поэтому-то это новое течение и получило название марксизма-ленинизма, или просто ленинизма, который в свою очередь лег в основу левототалитарной большевистской теории общества и государства.

Если Маркс и Энгельс утверждали, что социалистиче­ская революция произойдет первоначально в экономически наиболее развитых странах, то Ленин пришел к выводу о возможности ее победы в относительно отсталых индустриально-аграрных странах, к числу которых относилась Россия. Не менее важно и то, что в отличие от Маркса и Эн­гельса, по мнению которых социалистическая революция достигнет успеха лишь в том случае, если она произойдет одновременно в группе наиболее развитых стран Европы, Ленин обосновывал мысль о возможности ее победы в одной, отдельно взятой стране.

Но дело не только и не столько в этом. Ленин и его сподвижники в такой большой степени пересмотрели и дополнили учение своих предшественников, что, оценивая ленинизм, правомерно говорить, по сути, о новом политико-философском, или идейно-политическом течении, во многом по своим базовым установкам существенно отличающемся от классического марксизма.

История предоставляет нам множество примеров того, что одни и те же идеи в разных исторических условиях могли служить для обоснования совершенно разных интересов и целей. Более того, на основе одного и того же набора данных можно построить разные, зачастую несовместимые друг с другом философские и идейно-политические конструкции. Зачастую большее значение приобретает не просто какая-либо идея, взятая сама по себе, а то, как она интер­претируется, в каких и в чьих интересах она используется.

В.И. Ленин [115] обоснованно говорил о трех известных источниках марксизма. Точно так же сам ленинизм помимо марксизма, который был подвергнут существенной ревизии, черпал идеи из целого ряда других источников. На дух ленинизма, по-видимому, существенный отпечаток нало­жили якобинство периода Великой французской революции, бланкизм с его теорией заговора и конспирации, народовольство и нечаевщина с ее террором, некоторые идеи русских революционных демократов.

Помимо тех вышеупомянутых корректив, которые были внесены в первоначальные установки марксизма, В.И. Ленин как незаурядный политический деятель и идеолог творчески переосмыслил все эти идеи, строго ориентировав их на цели захвата и удержания государственной власти. С этой точки зрения его основной вклад состоял в предельной политизации и идеологизации марксизма, выхолащивании его научного содержания и потенциала, сведении к нескольким догмам, служащим все­цело обоснованию и продвижению революции [41, с.182].

В.И. Ленин, будучи гениальным тактиком, развивая революционную традицию марксиз­ма, разработал учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуаз­ной государственной машины», «диктатуре пролетариата», партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Он дополнил учение Маркса:

· теорией империализма;

· концепцией социалистических и национально-освободитель­ных революций в новую эпоху;

· учением о партии нового типа;

· использованием советов как формы диктатуры пролетариата;

· разработкой «новой экономической полити­ки»;

· концепцией мирного сосуществования и др. [83, с.446].

 

Вместе с тем, он разработал пути и средства, стратегию и тактику захвата и удержания государственной власти. Ленин перевел в практическую плоскость теорию социалистической революции, теорию диктатуры пролета­риата, демократического централизма и социалистического государства. Ему принадлежит авторство создания концентрационных лагерей – ново формы изоляции противников режима, а также машины широкомасштабного государственного террора и т.д. Все эти компоненты и сделали ленинизм одним из вариантов тоталитарной модели переустройства общества [41, с.182].

Абсолютный крах политики «военного коммунизма» в Советской России явился практической иллюстрацией реального антигуманного тоталитарного потенциала идеи коммунизма в современных условиях, невозможности его построения хоть сколько-нибудь цивилизованными методами. Как самообозначение понятие «коммунистический» было и остается присущим как значимому числу политических партий - правящих (КНР и др.) и оппозиционных (Россия и др.), так и экстремистских группировок (левые террористические группы Западной Европы, Латинской Америки и т.д.). Широкий диапазон концептуальных модификаций, позволяющий идее коммунизма служить претенциозной, самодостаточной и (в некоторых пределах) исторически респектабельной формой провозглашения определенной идеологической ангажированности, обусловлен рядом его характеристик. Так, в теоретических разработках Маркса и Энгельса термин «коммунизм» выступал и как гипотетическое состояние общества, как определенный социальный идеал (Маркс), и как движение, уничтожающее современную организацию социума; и как «не доктрина, а движение», которое опирается «не на принципы, а на факты» (Энгельс).

Впослед­ствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникно­вения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строитель­ства, создали идейную основу для обеспечения общественных пре­образований (обобществления производства, индустриализации на­родного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения [213].

Коммунистическая идея пришла в Россию с Запада и попала, как оказалось, на благоприятную почву православия, коллективности и державности. По существу ее постулаты, как полагают многие ученые-обществоведы, были внешне сходными с канонами православия, только она их выражала в социально-политической и сугубо светской форме. С приходом к власти большевиков религия была заменена идеологией марксизма-ленинизма, бог – социалистическим государством, рай – светлым будущим. Отчасти поэтому коммунистическая идея просуществовала достаточно длительное время и с массовым эффектом. Однако абсолютно нереальная конечная цель и в особенности формы и средства достижения этой цели, перерождение партийно-идеологической верхушки обрекли ее на неудачу на данном историческом отрезке времени [183].

В первой половине XX в. между социал-демократией и коммунистическим движением были существенные разногласия о методах социальных преобразований общества (реформистские или революционные). Это нашло отражение в одновременном существовании Коммунистического и Социалистического Интернационалов. После роспуска Коминтерна и распада «государственного социализма» в СССР и ряде стран Восточной Европы в позициях многих компартий произошли изменения, Учи­тывая трансформацию современного мира, они стали модернизировать свои программы, использовать некоторые традиционные социал-демократические концепции и подходы, творчески применяя их к своеобразным условиям соот­ветствующих стран, рыночной экономике [83, с.447].

В XX столетии марксизм-ленинизм превратился в одно из самых влиятельных политико-идеологических течений в мире. Десятки коммунистических партий действовали на всех континентах. Матери­альной опорой мирового коммунизма был Советский Союз с его экономической и военной мощью. Пос­ле второй мировой войны на третьей части мира развернулось стро­ительство социалистических государств на основе марксистско-ленинской теории. Невозможно подвергнуть сомнению тот факт, что эта идеология имела великое множество убежденных сторонников и последователей, да и сейчас их нема­ло. Ее основополагающими идеями были коллективизм, социальная справедливость, народовластие и др., пронизанные подлинным гу­манизмом [193, с.176].

Марксистско-ленинская идеология в ХХ в. реализовалась в различных национальных моделях. В послевоенном Китае она трансформировалась в еще одну прикладную разновидность социализма – маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзэдуна). Отрицая свя­щенные для марксистов «общие закономерности» социалистического строительства, Мао взял за основу сталинскую идею о необходимос­ти борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы», сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки. При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, при­званное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Понятно, что эти пути продвижения к «свет­лому будущему» были оплачены массовыми жертвами китайского на­селения, особенно во времена «культурной революции».

Оригинальная модель коммунистической идеологии была реализована И.Б. Тито, в бывшей Югославии, стремившейся укрепить социалистический строй без присутствия иностранных войск (как это было в Восточной Европе). Страна ориентировалась на мирное сосуществование с капиталистическими государствами, ее руководство признавало наличие внутренних конфликтов и противоречий социалистического строи­тельства, необходимость ведения борьбы с главным внутренним врагом – бюрократией, и ориентировалось на установление рыночных отношений и ограничение роли коммунистической партии [41].

В других бывших социалистических странах марксизм-ленинизм, являясь государственной идеологией, был превращен в своего рода государственную религию, единственно возможное мировоззрение. Коммунистическая идеология была выведена из-под критики, а ее положения стали критериями оценки всех остальных идеологи­ческих систем мира. Все это создавало условия для ее внутренней стагнации. На ее основе буйно процветали и лживая культовая идеология, и тоталитарный тип мышления. В таком извращенном виде идеология отторгалась большинством народов, ибо отражала интересы лишь начавшей разлагаться партократической верхуш­ки.

В последней четверти XX в. начались глубин­ный кризис и крушение марксистско-ленинской идеологии, в пер­вую очередь в бывших социалистических странах. Причины, вы­звавшие этот кризис, еще долго будут предметом научного осмысле­ния. Ведь с крушением рассматриваемой идео­логии произошло крушение надежды миллионов людей на воз­можность построения общества добра и справедливости [193, с.176].

Кризис этот развивался посте­пенно, так как коммунистическая идеология усилиями многочис­ленных идеологов догматизировалась, слабо приспосабливалась к изменяющимся условиям жизни, которую, напротив, усиленно стре­мились подогнать под идеологию. Поэтому между развивающей­ся, изменяющейся социальной жизнью и догматизирующейся иде­ологией возникла и стала углубляться пропасть.

В общественном сознании социализм стал отождествляться с образом сформировавшейся в странах «реального социализма» командно-бюрократической общественной системы, которую никак нельзя признать в качестве идеального посткапиталистического общественного устройства. С утверждением гласности, плюрализма мнений, многопар­тийности старая идеология, лишенная жизненной силы, начала са­моразрушаться. С ее развалом в нашем обществе образовался идеологический вакуум, началось смутное время.

Со вто­рой половины 1980-х гг. влияние коммунистической идеологии, авторитета СССР на ход мирового разви­тия стало заметно снижаться. Сегодня коммунизм как идеология и как социальное движение повергается критике, в т.ч. и со стороны тех, кто недавно исповедовал эту идеологию и был активным участни­ком деятельности коммунистических партий. Ряд исследователей считает, что коммунизм как социальное учение сошел с исто­рической арены. Такое категорическое суждение вряд ли соответствует действительности. Да, коммунизм как социальный идеал оказался несостоятельным, утопич­ным на современном этапе человеческой истории. Поэтому традиционное коммунистическое движение, направленное на достижение этого социального идеала, в настоящее время теряет смысл [38].

Вместе с тем, в современных условиях коммунизм как идейно-полити­ческая доктрина продолжает существовать и оказывать влияние на умы многих людей. Более того в ряде стран, в том числе в СНГ, действуют носители этой докт­рины — коммунистические партии. Они имеют свои фракции в парламентах, представителей в местных органах власти. А в некоторых странах коммунистичес­кие партии и сегодня являются правящими

К тому же в последние годы коммунистическая идеология стала возрождаться, что вызвано рядом основных причин:

· крупные неудачи потерпели многие реформы, вы­звавшие в обществе негативные последствия;

· углубляющейся пропастью в доходах беднейших и богатейших слоев российского общества;

· успехи Китая, возглавляемого коммунистической партией;

· авантюристической агрессивной политикой США, олицетворявших ранее в глазах многих жителей планеты идеалы справедливости и прогресса.

 

Учитывая изменения в современном мире, многие коммунистические партии стали модернизировать свои программы, а в ряде случаев использовать некоторые социал-демократические концепции и подходы, творчески применять новые теоретические наработки к своеобразным условиям своих стран.

Итальянские коммунисты, например, поставили задачу радикально обновить коммунистическую концепцию, в которой необходимо дать ответ на процесс капиталистической модернизации, развернувшейся во всем мире и получившей название «глобализация экономики». Этот процесс приводит к негативным последствиям в обществе, несмотря на успехи в экономике.

Французские коммунисты считают, что необходимо сделать идею коммунизма вновь жизненной и привлекательной. Идентификация коммунизма с опытом СССР и стран Восточной Европы, с их точки зрения, несостоятельна. Идея коммунизма существовала до советского опыта и провал этого опыта не является доказательством ошибочности самой идеи коммунизма как справедливого общества без угнетения и эксплуатации. Они считают, что в современном демократическом обществе сохраняются различия между правящим классом и трудящимися, а также угнетение и эксплуатация в новых формах.

Безотносительно к потенциальным деталировкам, содержание понятия "коммунизм" XXI в. может выражать:

· отрицание любых форм организации института собственности в обществе, кроме тотальных и всепоглощающих ("общественная собственность", она же - "общенародная" в социалистическом варианте);

· полемическую противопоставленность институту частной собственности в его рыночной ипостаси в контексте идеи "еще большего ее плюрализма", "еще большей социальной справедливости" и т.п.;

· ориентированность на замену традиционных моделей распределения общественного богатства (соответственно достигнутому индивидом или их корпорацией положению в иерархии факторов "капитал - труд - знания - способности - культовый потенциал общественного поклонения" и т.д.) системой волевых распределительных решений;

· замену традиционной правящей элиты - элитой, качественно иначе сформированной и т.д. В наиболее радикальных формах (практика большевизма и клики Пол-Пота в Камбодже) осуществление унифицирующих, уравнительных программ коммунизма эффективно результировалось в виде не только ликвидации многоукладной и плюралистичной модели распределения собственности, но и в обличьи сопряженных процедур осуществления масштабного геноцида по критериям имущественного положения, социального происхождения и статуса.

 

В целом коммунизм, как правило, выступает в ряде ипостасей:

· как идеология маргинальных слоев общества, статусных и имущественных аутсайдеров;

· как разновидность социального нигилизма, противопоставляющего традиционной системе ценностей совокупность верований об "идеальном обществе "в будущем "посюстороннем" мире;

· как разновидность светской религии в облике наукоподобной идеологии "научного коммунизма".

 

Возрождение коммунистической идеологии в новых услови­ях — дело сложное, требующее продолжительного времени. Простая реанимация ее невозможна, даже если кто-то этого и хотел бы. Обновление идеологии сможет произойти только на путях сближения с современной социал-демократией. Раскол между левым и правым крыльями российской социал-демократии произошел на II съезде в 1903 г. Возможно в перспективе проведение Объединительного съезда. Но это невозможно пока КПРФ возглавляется Г.А. Зюгановым, направляющим основные усилия на критику политики, проводимой В.В. Путиным, а не на выдвижение собственной концепции развития страны.

* * *

В целом историяXX в. наряду с общегуманистическим содержанием лозунгов социалистов выявила и органические пороки этой идеологии, воспрепятствовавшие в конечном счете ее воплощению в современном мире. Так, для индустриального этапа развития общества неприемле­мым оказалось негативное отношение социалистов к экономическому неравенству индивидов, к конкуренции и принципам неодинакового вознаграждения за труд, обусловленных различиями в способностях, образовании и других характеристиках индивидов. Желая исправить «не­справедливость» общества, социалисты пытались заменить их механиз­мами нетрудового распределения доходов, политическим регулирова­нием экономических процессов, признавали необходимым сознатель­ное установление государством принципов и норм социального равенства. Поэтому в идеологии социализма, по А.И. Соловьеву, государство всегда возвышалось над индивидом, сознательное управление – над эволюционным ходом раз­вития общества, политика – над экономикой [213].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...