Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ поведенческих цепочек. Пошаговое проведение анализа поведенческих цепочек. Анализ поведенческих цепочек на примере суицидального поведения Жонелль




Анализ поведенческих цепочек

Анализ поведенческих цепочек — это тщательный анализ событий и контекстуальных факторов, имевших место до и после случая (или ряда случаев) рассматриваемой модели поведения. Данный способ используется для выявления переменных, провоцирующих определенный тип поведения. Психотерапевту совместно с пациентом необходимо составить как можно более полный список таких элементов. Расчет должен быть прагматичным: что нужно изменить, чтобы события развивались по другому сценарию и не спровоцировали проблемное поведение, и пациент мог достичь желаемого результата?

 

Пошаговое проведение анализа поведенческих цепочек

Анализ поведенческих цепочек начинается с четкого определения проблемного поведения и выбора одного конкретного случая для анализа. Например, проблемное поведение может заключаться в том, что вчера пациентка расплакалась, когда руководитель раскритиковал ее работу. Психотерапевт и пациентка определяют два вида переменных: события, спровоцировавшие данный тип поведения, и факторы уязвимости. Провоцирующие события — это события, которыми непосредственно начинается цепочка, приведшая к проблемному поведению. Факторы уязвимости отвечают за условия, в которых провоцирующие события имеют большее влияние, например, соматическое заболевание, недостаток сна и прочие факторы, влияющие на эмоциональную

 

Факторы уязвимости

                                  

Провоцирующие события               Альтернативные реакции

 

 


Связи

 


                                                                                                                  Последствия

 

                              Проблемное поведение

 

 


  
 проблематичность поведения

 

отсутствие проблематичности

 

предпочтительная альтернатива

 


РИСУНОК 2. 1. Элементы анализа поведенческой цепочки
реактивность. В данном случае провоцирующим событием является критика руководителя. Часто это событие воспринимается как случай сравнительно незначительной важности и вызывает легкое раздражение. Однако, в контексте двух факторов уязвимости, недостатка сна и сжатых сроков работы, критика спровоцировала слезы у пациентки. Факторы уязвимости создают условия, в которых провоцирующие события ведут к большему эффекту.

Далее, психотерапевту и пациентке следует выявить все связи между провоцирующим событием и проблемным поведением, чтобы составить подробный отчет о каждой мысли, ощущении, поступке, которые привели пациентку из пункта А в пункт Б. Особое внимание следует уделить взаимодействию между внешними событиями и эмоциональными, когнитивными и поведенческими реакциями пациента.

Наконец, психотерапевт и пациентка выявляют последствия проблемного поведения — немедленные и отсроченные реакции пациентки и других людей, последовавшие за проявлением проблемного поведения. Полезно составить наглядную схему анализа поведенческих цепочек. На рисунке 2. 1 представлен один из способов составления диаграммы элементов такого анализа.

 

Анализ поведенческих цепочек на примере суицидального поведения Жонелль

Рассмотрим анализ поведенческих цепочек в случае суицидального кризиса у Жонелль. На рисунке 2. 2 представлено схематическое изображение ее поведения. Во время сессии с Жонелль психотерапевт начал с проблемного поведения — подготовки к приему большой дозы лекарственных препаратов матери — и затем совместно с Жонелль рассмотрел в подробностях, что привело к этому кризису и что последовало за ним. Рассказ Жонелль в хронологическом порядке выглядит следующим образом.

Провоцирующее событие берет начало в первой половине дня, когда сын Жонелль из-за болезни остался дома, и ей пришлось отпроситься с работы, куда она устроилась совсем недавно. Ребенок жаловался на скуку и копался в шкафу Жонелль у нее в спальне. Когда Жонелль повернулась к сыну, чтобы попросить его найти себе другое занятие, она почувствовала, что ее мать стоит на пороге за ее спиной и наблюдает за ее взаимодействием с сыном (провоцирующее событие). Как сказала Жонелль, это натянуло ее нервы «до предела». По ее словам, она собиралась сказать сыну «Еще пять минут, а потом иди играть где-нибудь в другом месте», но, чувствуя присутствие матери позади себя, вместо этого произнесла сдавленным голосом: «Уходи, мне не нужно, чтобы ты играл в моем шкафу». Рисунок изображает дальнейшую последовательность мыслей, эмоций, действий и происшествий, связывающих провоцирующее событие и рассматриваемое проблемное поведение.

Как сказала Жонелль, пока она ждала, что сын ее послушается, ей представлялся голос матери, указывающий «Ты должна быть с ним строгой, Жонелль». Разнообразные эмоции переполняли ее: раздражение и страх, вызванные ожиданием критики со стороны матери; стыд за то, что она не может «справиться» со своим сыном; боль от того, что мать не лучше других понимает, как сложно растить мальчика; чувство боязни, от которого заныло под ложечкой; ощущение загнанности. Ребенок проигнорировал ее просьбу. Не задумываясь,


      Факторы уязвимости

Сын копошится в шкафу, намерение дать обоснованное указание
«Убирайся»
Раздражение, страх, стыд, боль, ощущение загнанности

 

 


                                                                                                                                                                       Проблемное поведение

Мать у двери
Кричит на сына, чтобы убирался из шкафа
Мать: «Пошли, вытащим тебя из когтей твоей матери»
Сильный порыв задушить мать
?
Гнев
Спор, кричит на мать
?
Сын с плачем выбегает из комнаты
Мать: «Посмотри, что ты наделала! »
?

 


Провоцирующие события

Воспринимает как острую критику, «Твоя мать сумасшедшая»
Ударяет кулаком по двери
Закрывается в ванной

 


                                                                         

Бьет себя по бедрам, истерически рыдает


?
                                              

Чувствует себя спокойнее
Связи

Мать: «Я обращусь в органы опеки! »

 


                                                                                                                         

?
«Покончить с этим! »; достает таблетки
    Последствия

проблематичность поведения

Думает о воздействии ее суицида на сына
отсутствие проблематичности

Принимает душ
предпочтительная альтернатива

РИСУНОК 2. 2. Анализ цепочки суицидального поведения Жонелль


она резко крикнула: «Я сказала, убирайся оттуда! ». Тогда ее мать подошла к шкафу и мягко сказала мальчику: «Пошли, милый, вытащим тебя из когтей твоей матери». Этот комментарий показался Жонелль крайне враждебным — ее мать дала понять, что Жонелль слишком сильно реагирует, и потому ей приходится защищать мальчика от дочери. У Жонелль было ощущение, будто ее мать сказала ее сыну: «Твоя мама сумасшедшая; не шуми и ходи на цыпочках, чтобы она не взбесилась». Жонелль пришла в ярость, чувствуя, что мать подрывает ее авторитет. Она крикнула на мать, они начали спорить, и сын в слезах выбежал из комнаты. Тогда мать Жонелль произнесла: «Посмотри, что ты наделала! Ты совсем запугала ребенка! ». По словам Жонелль, в этом момент она вскипела от гнева и ощутила сильное желание схватить мать за горло и задушить. Вместо этого она вскрикнула от отчаяния и пробила кулаком тонкую дверь спальни.

Чувствуя, что все больше и больше выходит из себя, Жонелль, спотыкаясь, прошла мимо матери в ванную комнату и закрылась там, а затем села на сиденье для унитаза и била себя кулаками по бедрам, чтобы «наказать» и «заставить успокоиться». По словам Жонелль, сначала она истерически рыдала, но смогла успокоиться минут через пять после того, как начала бить себя. Затем ее мать подошла к двери ванной и сказала: «Я обращусь в органы опеки и узнаю, как оформить опекунство, и заберу внука подальше от тебя». При этих словах матери Жонелль неожиданно почувствовала себя очень спокойно. По ее словам, она почувствовала, что может покончить с собой, а ее мать позаботится о ребенке. Через дверь она произнесла: «Я знаю, что ты любишь моего сына. Ты делаешь то, что нужно. Но мне сейчас нужно немного времени, чтобы подумать. Хорошо? Просто не трогай меня сейчас». Она высыпала снотворное и кардиотропные препараты своей матери на столешницу, набрала стакан воды и включила душ, чтобы мать ей не помешала (задача — проблемное поведение планирования суицидальной попытки).

По ее словам, ей стало страшно, а еще она подумала о своем сыне и о том, как ее самоубийство повлияет на его жизнь. Жонелль отчетливо осознала, что никогда с ним так не поступит. Она долго мылась в душе, затем пошла на кухню и сказала матери: «Ты можешь обращаться за помощью куда угодно, или уйти отсюда, но опекать этого мальчика буду я» (последствия).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...