Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2) Медицинская деонтология.Понятие.Основные положения.Особенности профессиональной одежды сотрудников лечебного учреждения – как одно из положений медицинской деонтологии.




2) Медицинская деонтология. Понятие. Основные положения. Особенности профессиональной одежды сотрудников лечебного учреждения – как одно из положений медицинской деонтологии.

Деонтология (от греческих слов «deon» - долг, должное и «logos» - учение) - наука о профессиональ­ном долге медицинских работников, о том, как должны они себя вести между собой (врач - медсестра - сани­тарка), по отношению к больному, его родственникам, близким и сослуживцам.

. Основные деонтологические принципы

· «не навреди».

· «все, что применяется, должно приносить пользу». Личностные качества, необходимые медицинскому работнику при уходе за больным:

· высокий профессионализм;

· заботливость и внимание к больным;

· терпеливость;

· вежливость, тактичность;

· высокое чувство и ответственности за судьбу больных;

· владение своими чувствами.

 

Основные принципы взаимоотношений между медицин­скими работниками: субординация (система подчинения младшего по должности старшему). Врачебные назначения медицинская сестра должна выполнять неукоснительно, соблюдать дозировку лекарственных веществ, время и последова­тельность их введения. Небрежность и ошибка могут оказаться опасными для жизни больного и привести к непоправимым последствиям. Недопустимо, чтобы ме­дицинская сестра сама отменяла назначения врача, делала их по своему усмотрению. Она не должна брать на себя ответственность постановки диагноза и лечения больного без назначения врача. Если в состоянии больного наступили изменения, требующие отмены лекарственных веществ или назначения новых препаратов, об этом следует проинформировать врача, который даст соответствующие распоряжения.

В экстренных ситуациях при отсутствии врача распоряжения
дает медицинская сестра соответствующего подразделения. Средний и младший медицинский персонал других подразделений отделения их должен выполнять немедленно и беспрекословно;

· тактичность, вежливость. Недопустима критика своих коллег в присутствии больных и посетителей. Это подрывает авторитет критикуемого, лишает дальнейшего доверия больных, которые могут преувеличивать значение допущенной ошибки.

· доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручка. Если врач или медицинская сестра чувствуют себя не достаточно подготовленными для выполнения некоторых лечебных или диагностических манипуляций, должны обратиться за помощью и советом к более опытным коллегам. Вместе с тем, более подготовленные медицинские работники должны помогать осваивать технику различных манипуляции менее опытным колле­гам. Зазнайство и высокомерие в отношениях между медицинскими работниками не допустимы.

 Основные принципы взаимоотношений между медицинскими работниками и больными:

· Вежливость. Обращаться к больному следует на «Вы» и по имени, отчеству. В разговоре с больным необходи­мо следить за содержанием своей речи, интонацией, мимикой, жестикуляцией. Благожелательное отноше­ние к больному не должно переходить в фамильярность.

· Терпеливость. Иногда больные негативно относятся к врачебным назначениям (диагностическим манипуля­циям и лечению). В общении с такими пациентами необходимо проявить такт и терпение. Недопустимо поступать с ними в пререкания. Необходимо убедить их в необходимости проведения назначенных процедур и выполнить их наиболее щадяще.

· Заботливое отношение к больному способствует восстановлению с ним должного контакта. Реакция медицинского персонала на зов больного должна быть немедлен­ной с быстрым выполнением его обоснованной просьбы.

· В критических ситуациях (профузное кровотечение, остановка сердца и пр. ) нельзя допускать паники и растерянности. Действия должны быть четкими, целе­направленными, без суеты.

· Недопустимы крики медицинского персонала на все отделение при обращении друг к другу на большом расстоянии. Необходимо подойти на расстояние, при котором возможен негромкий разговор.

· Поддерживать тишину в отделении, особенно в ночное
время. Щадящий режим является обязательным условием успешного лечения. Никакие лекарства не помогут больному, если он не может заснуть из-за громких разго­воров, стука каблуков, скрипа каталки.

· Контроль за выполнением пациентами больничного режима.

· У отдельных больных в связи с проведением обследова­ния, операций, перевязок этот порядок может изменять­ся, но общая схема распорядка остается. Индивидуаль­ный режим поведения каждого больного устанавливает лечащий врач, за соблюдением которого следит палат­ная медицинская сестра. Нередко отдельные больные, чаще всего выздоравливающие, нарушают лечебный ре­жим: курят в палатах, употребляют спиртные напит­ки, грубят, ведут себя агрессивно. В таких случаях ме­дицинский персонал должен решительно пресекать на­рушения дисциплины, проявлять строгость (но не гру­бость! ). Иногда достаточно объяснить больному, что его поведение вредит не только ему, но и другим.

· Вселять больному уверенность в выздоровлении.

· Отсутствие чувства брезгливости.

· Наибольшие трудности представляет уход за тяжелобольными с обширными гнойно-гнилостными ранами, желу­дочными и кишечными свищами, пролежнями, парали­чами. Такие больные требуют применения специальных способов ухода, частой смены постельного и нательного белья, кормлении и отправлении физиологических по­требностей в постели и т. д. Все это необходимо выполнять квалифицированно, не причиняя пациенту дополнительных болей. При этом медицинский персонал но должен проявлять брезгливость, показывать, что ему не­ приятно выполнение той или иной процедуры.

· Чуткость, душевная теплота, приветливость.  Только при искреннем сочувствии к больному, пони­мании его положения возможно доверие больного. Рав­нодушных, неуравновешенных людей, не способных к состраданию, нельзя допускать к работе в медицинских учреждениях, особенно в хирургических отделениях. Черствость, формальное отношение к труду,  зазнайство, высокомерие и грубость - недопустимые качества для медицинского персонала.

 

 

Хранение врачебной тайны - профессиональная обязанность всех медицинских работников. Все, что занесено в историю болезни, доступно и медицинской сестре - история заболевания, результаты обследований и манипуляций, протокол операции и пр. Поэтому о характере заболевания осведомлен не только врач, но и палатная медицинская сестра. Кроме лечащего, врача или заведующе­го отделением, никто не должен давать больному объяснений по поводу его заболевания и лечения. Ни в коем случае нельзя сообщать больному о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза болезни, то всегда надо выражать твердую уверенность в благоприятном исходе. Наша задача заключается в том, чтобы душевным, внимательным отношением успокоить больного и вселить ему веру в благоприятный исход предпринимаемого лечения.

Все сведения, которые медицинская сестра дает больным, должны быть согласованы с врачом. Если сведения, полученные от медицинской сестры, будут отличаться от сведений, данных врачом, то это вызовет сомнение в дос­товерности его сообщений и недоверие к нему.

Нередко пациенты вступают в разговор о своей болез­ни и с младшим медицинским персоналом, получая от него ненужную, иногда вредную информацию, касающуюся неблагоприятных исходов при подобном заболевании у ранее находившихся в отделении больных. Медицинская сестра должна пресекать подобные беседы.

От сохранения врачебной тайны медицинский работник освобождается при заболеваниях, угрожающих здоровью других людей (сведения об инфекционных и вене­рических заболеваниях, ВИЧ-инфицировании, заболевании СПИДом, отравлениях и пр. ).

Медицинские документы с результатами исследований должны быть недоступны для больного. Неправильная их интерпретация больным может привести к возникновению боязни того или иного заболевания. Неумелая беседа, особенно с мнительным больным, может вызвать у него болезненной состояние или заболевание, которое называется ятрогенным заболеванием.

Взаимоотношения медицинских работников с родственниками и близкими больных. Медицинскому персоналу постоянно приходится общаться с родственниками и близкими людьми больного. Скрывая от больного наличие у него неизлечимого заболевание или наступившее ухудшение состояния, это необходимо сообщить близким родственникам пациента в доступной для них форме. При этом следует помнить, что и среди них могут оказаться больные, которых эта информация  может вызвать ухудшение их состояния. Эту беседу с родственниками проводит только лечащий врач или заведующий отделением. Особенно осторожно надо давать информацию по телефону, лучше вообще не сообщать каких-либо серьезных, особенно печальных, сведений, лучше попросить родствен­ника приехать в больницу и поговорить с врачом лично. Подробная информация о состоянии больного сослуживцам и знакомым не дается. Нередко родственники просят помочь в уходе за больным. Близким родственникам можно разрешить посещение тяжелобольного, но нельзя допускать, чтобы они выполняли какие-либо процедуры.

Деонтологические аспекты обучения студентов. С деонтологических позиций недопустимо обучаться сразу на  больных выполнению сложных манипуляций, плохое владение которыми может привести к серьезным ослож­нениям: инъекции, клизмы, промывание желудка, катетеризация мочевого пузыря и пр. Вначале эти навыки необходимо освоить на тренажере, затем применять в клинической практике.

Ошибки и правонарушения при уходе за больными. В процессе ухода за больным могут быть допущены ошибки, которые обычно обусловлены недостаточным опы­том или атипичным течением заболевания. Встречаются и медицинские правонарушения вследствие халатного, небрежного выполнения обязанностей - неправильное введение лекарственных веществ, нарушение хранения и учета сильнодействующих, ядовитых и наркотических веществ, неоказание больному помощи без уважительных причин. В зависимости от тяжести правонарушения опре­деляется и вид наказания: выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение с работы, уголовная ответственность.

Должный внешний вид. Не менее важно также, чтобы высокий профессиональный уровень и высокие моральные качества медицинских работников сочетались с их должным внешним видом. Неопрятная одежда, гряз­ный халат, злоупотребление косметикой заставляет больного усомниться в профессионализме медработника. Эти сомнения нередко бывают справедливыми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...