Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. 2. Генезис социальной психологии как самостоятельной дисциплины




План практического занятия

Истоки социально-психологических знаний. Основные направления теоретических и прикладных исследований в социальной психологии. Этапы становления социальной психологии: философско-социологический этап, описательный и экспериментальный этапы. Первые социально-психологические теории. Развитие социальной психологии в России. Теоретические и методологические особенности первых западных социально-психологических теорий: поиск единственного «определяющего» фактора социального поведения (жажда удовольствия, эгоизм, симпатия, подражание, внушение); обращение к наблюдению, отсутствие эксперимента, анализ различных источников, продуктов культурной деятельности и т.д.

 

Задания для практической работы

Составьте перечень ключевых слов в соответствии с содержанием темы. Составление перечня дефиниций предполагает отражение основных моментов темы, взаимосвязи ее основных смысловых концептов.

Используя дополнительную литературу, подберите и законспектируйте материал, иллюстрирующий исторические предпосылки оформления социальной психологии в само­стоятельную науку. Какие изменения происходили в мире на рубеже XIX—XX вв. в экономической, социальной и по­литической жизни мира? Каким образом эти изменения свя­заны с новым осмыслением жизни в контексте социальной психологии как науки?

 

Темы для самостоятельного изучения

1. «Внутриамериканская» критика современной американ­ской социальной психологии.

2. Теория социальных представлений С. Московичи.

3. Теория социальной идентичности А. Тэшфела.

4. Теоретические и методологические особенности первых социально-психологических теорий: изучение «народного духа», «психология народов» (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт).

5. Виды социальной психологии.

6. Становление объяснительной экспериментальной социальной психологии на Западе в XX столетии

Тесты промежуточного контроля знаний по теме 1.2.

Инструкция. из предложенных вариантов выберите один или несколько правильных ответов.

 

1. С точки зрения Г. Тарда, предметом социальной психо­логии является:

а) личность;

б) большая социальная группа;

в) общение.

 

2. Психология в середине XIX в. развивалась:

а) как психология индивида;

б) наука о специфических формах взаимодействия лю­дей;

в) психиатрическая практика.

 

3. Создателями теории «психологии народов» являются:

а) М. Лацарус и X. Штейнталь;

б) В. Вундт;

в) А. А. Потебня.

 

4. Идея о том, что главная сила истории народов, или "дух целого", который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях, и т.д., принадлежит:

а) психологии народов;

б) теории инстинктов социального поведения;

в) теории рекапитуляции;

г) психологии масс.

 

5. Что признается причиной социального поведения в те­ории У. Мак-Дугалла:

а) врожденные инстинкты;

б) склонности;

в) инстинкты и эмоции.

 

6. Какое время считается началом превращения социаль­ной психологии в экспериментальную науку:

а) начало XX в.;

б) конец XIX в.;

в) начало XIX в.

 

7. Что представляет собой скопление людей с точки зре­ния Г. Лебона:

а) массу;

б) толпу;

в) элиту.

 

8. Согласно теории поля К. Левина поведение есть:

а) соотношение различных силовых полей среды;

б) функция состояния личности и среды;

в) состояние образующих личности.

 

9. С позиции какой концепции задача социальной психологии - «познавать психологически сущность духа народа, открывать законы, по которым протекает духовная деятельность народов»:

а) психологии масс;

б) «психологии народов»;

в) теории «инстинктов социального поведения».

 

10. Социальная психология прошла в своем развитии следующие этапы:

а) конфронтации;

б) стилизации;

в) донаучный;

г) описательный;

д) согласования;

е) экспериментальный;

ж) уникальный;

з) философско-социологический.

 

11. Для исторического развития социальной психологии в России является характерным:

а) отсутствие дискуссий;

б) представление о трех предметных областях социальной психологии;

в) непрерывность развития;

г) монополизм деятельностного подхода;

д) методологические и теоретические кризисы;

е) научный плюрализм;

ж) отсутствие идеологических ограничений.

 

12. Первыми социально-психологическими теориями были:

а) психология масс;

б) рефлекторная теория;

в) теория «инстинктов социального поведения»;

г) теория деятельностного опосредования межличностных отношений;

д) теория «народного духа»;

е) психология народов;

ж) теория подражания.

 

13. Для гуманистического направления в социальной психологии является характерным:

а) внимание к психоанализу;

б) применение понимающей интерпретации;

в) опора на теории взаимной выгоды;

г) опора на теории базовых потребностей;

д) идеи «вершинного» развития человека;

е) представления о завершающих этапах развития личности;

ж) представления о непрерывности и бесконечности развития личности.

 

14. Теоретическими направлениями социальной психологии являются:

а) интеграционизм;

б) когнитивизм;

в) социальный конструкционизм;

г) психоанализ;

д) конвенциальный интеракционизм;

е) социальный бихевиоризм;

ж) композиционизм.

 

15. Из перечисленных теоретических направлений социальной психологии социологические корни имеет:

а) когнитивизм;

б) конструктивизм;

в) интеракционизм;

г) бихевиоризм;

д) транзактный анализ;

е) психоанализ.

16. Для современной западной социальной психологии является характерным:

а) ориентация на российскую социальную психологию;

б)развитие деятельностного подхода;

в) усиление контактов между Европейскими и Американскими социальными психологами;

г) сосуществование нескольких теоретических ориентаций;

д) отказ от методологических и теоретических дискуссий;

е) переименование социальной психологии в «просто психологию»;

ж) пропаганда культурно-исторического измерения в социально-психологических исследованиях.

Темы рефератов

1. Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма.

2. «Американизм» социальной психологии начала XX в.

3. История формирования научного социально-психоло­гического знания в России.

4. Исторические предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку.

5. Три мира социальной психологии (североамериканская социальная психология; европейская социальная психология; социальная психология развивающихся стран).

Список литературы к теме 1.2.

Приводится учебно-методическое и информационное обеспечение учебного раздела согласно рабочей программе дисциплины

а) основная литература:

Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. М: Аспект Пресс. 1999. 375 с.

Социальная психология. Учебное пособие / отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351 с.

 

б) дополнительная литература:

Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс. 2009.303 c.

Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб заведений / Е. В. Андриенко / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия». 2000. 264 с.

Журавлев, А. Л. Актуальные проблемы социально-ориентированных отраслей науки / А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН. 2011. 560 с.

Журавлев, А. Л. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. М.: Форум; Инфра - М. 416 с.

Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс / пер. с англ. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2000. 512 с.

Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы... Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.

Платонов, Ю. П. Психология коллективной деятельности / Ю. П. Платонов. Л.: ЛГУ, 1990. 184 с.

в) интернет – ресурсы:

http://library.sgu.ru

http:// www.ht.ru

http:// www.psytest.ru

http://koob.ru

http://ihtik.lib.ru

http://elibrary.ru

http://vsetesti.ru

http://azps.ru

http://ipras.ru/

http://www.voppsy.ru/rubr/0102.htm

http://akmepsy.sgu.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...