Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Методологические основы социально-психологических исследований




Тема 2. 1. Особенности методологических подходов к структурированию социально-психологических знаний и построению исследовательских программ

 

План практического занятия

Основные методологические идеи XX века и их влияние на развитие социальной психологии. Связь социальной психологии с ведущими психологическими школами. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника исследования». Причины возникновения кризисов в развитии социальной психологии (кризис 60 – 70-х гг.). Посткризисное развитие социальной психологии. Смена парадигм в социальной психологии. Основные требования к социально-психологическому исследованию в рамках естественнонаучной парадигмы (сциентизм). Развитие гуманитарной парадигмы в социальной психологии. Постмодернистские течения в социальной психологии.

Задания для практической работы

1. Составьте перечень ключевых слов в соответствии с содержанием темы. Составление перечня дефиниций предполагает отражение основных моментов темы, взаимосвязи ее основных смысловых концептов.

2. Проведите социально-психологический анализ проблем, возникших в последнее время в обществе.

3. Определите основные этапы выполнения самостоятельного учебного исследования по выбранной вами теме (проблеме).

4. Прочитайте описание исследования, перечислите все недостатки этого исследования, укажите способы их исправления или внесите усовершенствования (напишите рецензию).

«Этнические предубежденияи групповое влияние. Несмотря на то, что было проведено множество исследований на тему этнических установок, мне кажется, что все они плохие, поэтому я выполнил свое собственное исследование. Я обратился в несколько школ, но лишь в одной из них получил согласие на участие некоторых учеников в качестве испытуемых при условии, что их выберут учителя (N=26). Мною проводились такие методы как тесты, вопросники, дискуссия. Поскольку некоторые из испытуемых были очень молоды, я счел необходимым изменить некоторые утверждения вопросника и воспользоваться простыми утверждениями, которые все были однонаправленно сформулированы (согласие с любым пунктом всегда указывает на наличие этнических стереотипов). Предварительное тестирование проводилось за несколько дней до экспериментальной групповой дискуссии. Второе измерение (с помощью того же вопросника) проводилось через несколько дней после групповой дискуссии. На групповое обсуждение выносились пункты шкал этнических предубеждений. Из всех 26 испытуемых я выбрал для анализа результатов, о которых здесь сообщаю, только 12, фамилии которых находились вверху списка обследуемых (те, кто получил максимальные баллы при предварительном тестировании). Я пользовался дисперсионным анализом. Средний балл предварительного тестирования был равен 86,5. После экспериментального стимулирования групповой дискуссии средний балл стал 79,653. Поскольку показатели этнических предубеждений и стереотипов снизились после проведения дискуссии, это исследование показывает, что с помощью групповой дискуссии можно снижать и изменять степень этнических установок и предубеждений».

 

Темы для самостоятельного изучения

1. Методологические проблемы социальной психологии.

2. Характеристика основных методов социальной психологии образования.

3. Особенности социально-психологического исследования.

 

Тесты промежуточного контроля знаний по теме 2.1.

Инструкция. из предложенных вариантов выберите один или несколько правильных ответов.

 

1. К методам сбора социально-психологических данных относятся:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) игровые методы.

 

2. Совокупность специальных приемов для эффективного использования той или иной методики – это:

а) техника эмпирического исследования;

б) метод исследования;

в) методика исследования.

 

3. К какой категории относится суждение: «совокупность конкретных способов и приемов получения необходимой информации об особенностях протекания тех или иных процессов»?

а) общая методология;

б) частная методология;

в) методика исследования.

 

4. Основными методами социально-психологического исследования являются:

а) тестовый метод и метод бесед;

б) наблюдение и эксперимент;

в) метод изучения документов и опрос.

5. К естественнонаучным методам социальной психологии относятся:

а) статистика;

б) наблюдение;

в) анализ;

г) эксперимент;

д) корреляции;

е) опросы;

ж) изучение документов.

 

6. К методам гуманитарной социальной психологии относятся:

а) диалог;

б) самоотчет;

в) рассказ;

г) биографический метод;

д) наблюдение;

е) эмпатическое слушание.

 

7. Гуманитарная парадигма познания означает:

а) предпочтение метода включенного наблюдения при выявлении этнопсихологических особенностей личности;

б) изучение личности с соблюдением норм и без использования аппаратурных методов;

в) этап зрелости научной дисциплины, характеризующейся вниманием к единичным феноменам.

 

8. В открытом опросе испытуемый отвечает:

а) в соответствии с вариантами ответов приведенных в опроснике;

б) в свободной форме;

в) комбинируя черты обеих предыдущих вариаций.

 

9. Часть индивидов, объединенных каким-то общим признаком и отобранных с целью изучения, называется:

а) выборочной совокупностью;

б) коллективом;

в) первичной группой;

г) формальной группой.

 

10. Этической нормой при проведении психологического исследования не является:

а) добровольное согласие;

б) объективность;

в) принцип «не навреди»;

г) конфиденциальность.

 

11. Программой социально-психологического исследования является:

а) общее социальное явление, процесс;

б) изложение основных принципов исследования;

в) характеристика общего социального явления, процесса;

г) общая направленность исследования.

Темы рефератов

1. Методологические проблемы социальной психологии.

2. Характеристика основных методов социальной психологии.

Особенности социально-психологического исследования.

Корреляционное исследование в социальной психологии.

 

Список литературы к теме 2.1.

Приводится учебно-методическое и информационное обеспечение учебного раздела согласно рабочей программе дисциплины

а) основная литература:

Андреева, Г. М. Лекции по методике конкретных социально-психологических исследований / Г. М. Андреева. М., 2002. 201 с.

Основы социально-психологических исследований: учебник для вузов / под общей ред. А. А. Бодалева. М.: Гардарики, 2007. 334 с.

Социальная психология. Учебное пособие / отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351 с.

 

б) дополнительная литература:

Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс. 2009.303 c.

Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. М: Аспект Пресс. 1999. 375 с.

Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб заведений / Е. В. Андриенко / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия». 2000. 264 с.

Журавлев, А. Л. Актуальные проблемы социально-ориентированных отраслей науки / А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН. 2011. 560 с.

Журавлев, А. Л. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. М.: Форум; Инфра - М. 416 с.

Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс / пер. с англ. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2000. 512 с.

Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы... Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.

Платонов, Ю. П. Психология коллективной деятельности / Ю. П. Платонов. Л.: ЛГУ, 1990. 184 с.

в) интернет – ресурсы:

http://library.sgu.ru

http:// www.ht.ru

http:// www.psytest.ru

http://koob.ru

http://ihtik.lib.ru

http://elibrary.ru

http://vsetesti.ru

http://azps.ru

http://akmepsy.sgu.ru

Тема 2.2. Универсальные и спе­цифические методы социальной психологии

План практического занятия

Социально-психологическое исследование. Особенности научного исследования в социальной психологии. Источники информации в социальной психологии. Проблема репрезентативности исследования. Ограничения и возможности применения общеизвестных методов в социально-психологическом исследовании. Методы эмпирического исследования. Методы моделирования. Управленческо-воспитательные методы (по Г.М. Андреевой).

 

Задания для практической работы

1. Составьте перечень ключевых слов в соответствии с содержанием темы. Составление перечня дефиниций предполагает отражение основных моментов темы, взаимосвязи ее основных смысловых концептов.

2. Какие методы сбора социально-психологических данных вы узнали? В чем суть каждого из них?

3. Чем отличаются методы социальной психологии по форме и содержанию от похожих методов общей психологии?

4. Какие специфические социально-психологические методы вы можете назвать?

5. Что подразумевается под методами социально-психологического обучения? Какие из них важнейшие? Каковы их характерные особенности?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...