Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника I: методические шаги




 

Чтобы сделать Кататимное переживание образов “надежным” инструментом клинической и практической психотерапии - в отличие от несистематических методов использования имагинаций - передо мной встала задача разработать методически ясные и доступные для последующего осуществления этапы лечения. С их помощью чуть ли не каждый психотерапевт должен добиться, чтобы ему открылось образное сознание пациента, и он сможет, с почти экспериментальной надежностью, вести пациента сквозь полноту всевозможных имагинаций сновидений наяву. Пациенту не нужно ждать, пока он достаточно расслабится и пока спонтанно возникнут образные переживания. Скорее, мы, осуществляя первый этап психотерапии, целенаправленно и довольно неожиданно для пациента введем его в такое состояние сознания, в котором легче всего могут возникнуть сновидения наяву. На втором этапе возникает тогда индукция кататимного образа.

 

Первый методический шаг

 

Оказалось целесообразным при помощи простой, ясно структурированной инструкции расслабления непосредственно вводить пациента в состояние контролируемой регрессии (регрессии в глубинно-психологическом смысле, т. е. одного из соответствующих раннему детству эмоциональных функциональных уровней). В отличие от техники психоанализа, в КПО этот шаг осуществляется незавуалированно и прямо, что мне кажется предпочтительным. Цель психотерапии по методу КПО - это скорее развитие зрелых, самостоятельных структур Я пациента и способствование его отделению от имаго родителей.

На альтернативной основе сформировались три возможных метода действия. Из них я предпочитаю второй и третий.

1. Техника. Введение основных упражнений аутотренинга по И.Х.Шульцу [65]. Переживание тяжести (понижение мышечного тонуса) и переживание тепла (расширение периферических сосудов) во всем теле путем концентрационной саморелаксации могут быть дополнены упражнением по регуляции дыхания. Что касается деталей, я вынужден сослаться на книгу И.Х.Шульца. Для молодых психотерапевтов этот путь, видимо, самый надежный. С другой стороны, он отнимает много времени и задерживает начало терапии на 3-6 недель, в зависимости от способностей и усердия пациента. Кроме того не каждый пациент способен последовательно освоить упражнения, в особенности если он имеет более тяжелые невротические нарушения. К тому же от психотерапевта требуется, чтобы он сам освоил аутотренинг и умел обучать ему других. Задержка начала Кататимно-имагинативной психотерапии может вызвать много затруднений, особенно в случаях, когда необходима скорая неотложная помощь.

Очень эффективной поддержкой и ускорением процессов погружения может быть разработанный мною метод респираторной (дыхательной) обратной связи (Feedback) [41, 43]. Этот метод преодолевает указанные недостатки аутотренинга и позволяет работать также с такими пациентами, которые не могут освоить аутотренинг. Метод респираторной обратной связи не требует от врача, чтобы он сам на собственном опыте испытал его действие, и значительно сокращает время обучения. Он основан на использовании электронного оборудования, которое фиксирует и показывает пациенту его ритм дыхания. Уже после 6-8 занятий (проводимых, по возможности, ежедневно) достигается значительное расслабление, соответствующее такому уровню, который при обучении аутотренингу достигается через много месяцев.

Представленное упражнение одного из многочисленных методов релаксации вызывает однако вопрос, компенсирует ли это психовегетативное седативное (успокаивающее) воздействие и, если да, то в какой степени, гнет, бремя страданий пациента и его психическую проблематику, понижает ли оно мотивацию к терапии и маскирует ли, благодаря успокоению, обильно появляющиеся в плане мобильной проекции конфликты, критически разбираемые в КПО. Эти опасения усиливаются, когда пациент во время Кататимно-имагинативной психотерапии продолжает упражнения по расслаблению дома. Подобная комбинация может быть полезна только в ограниченных случаях. Более подробно рассматривать этот вопрос здесь я не могу. Лично я не сторонник ни этой комбинации, ни комбинации Кататимно-имагинативной психотерапии с какими-либо другими методами релаксации.

2. Индукция состояния расслабления психотерапевтом. Гораздо более элегантен, позволяет добиться более скорой реализации, а с другой стороны, менее маскирует конфликты следующий метод. Пациенту, в соответствии с формулируемыми психотерапевтом указаниями, предлагается самому расслабиться в его присутствии. Ниже приводится используемый мною стандартный текст. Благодаря этому уже за несколько минут удается вызвать необходимое для КПО только в ограниченной мере состояние базального расслабления. Для демонстрации я предлагаю перепечатанную магнитофонную запись, сделанную во время эксперимента с одним из участников семинара, любезно согласившегося выступить в роли пациента. Он не был обучен аутотренингу и не обладал опытом в символдраме. Я не мог заранее знать, получится ли эта демонстрация. В любом случае таким образом можно показать мою технику ведения, и я еще, в сущности, на имел осложнений при проведении таких семинаров.

 

Эксперимент

”Пожалуйста, будьте любезны, располагайтесь в приготовленном для Вас кресле. Устраивайтесь, пожалуйста, поудобнее. Постарайтесь выбрать такую позу, чтобы сидеть расслабленно. Вам, может быть, будет легче это сделать, если Вы представите себе, что собираетесь здесь немного подремать.”

Если же пациенту предлагается лечь во время психотерапии на кушетку, что, разумеется, было бы предпочтительно, то инструкция будет примерно аналогичной.

Приведенная теперь мною инструкция на расслабление типична. Это не прямое внушение, направленное на возникновение определенных ощущений (например, чтобы в руке появилась тяжесть). Это, скорее, указания пациенту, чтобы при помощи обращения к своим конечностям он сам постепенно расслабился. Это делается для того, чтобы предоставить пациенту определенную долю собственной активности и избежать всего того, что может вызвать зависимость от психотерапевта через вносимый извне суггестивный эффект.

“Итак, Вы расслабившись, сидите (лежите) теперь в кресле (на кушетке) как можно более удобно. Закройте, пожалуйста, глаза. Лучше всего представьте себе, что Вам теперь хотелось бы немного отдохнуть и вздремнуть. Все, что беспокоило Вас до этого, становится теперь безразличным. Предайтесь теперь, пожалуйста, целиком этому спокойному, расслабленному состоянию. Начните с мышц плеч. Обратите свое внимание и расслабьте каждый мускул плеч, освободите от напряжения и расслабьте каждую мышцу плеч. - Чувство расслабления почувствуйте теперь в верхней части рук, освободите и здесь каждую мышцу, чтобы руки постепенно стали совершенно расслабленными и повисшими. - Продвигайтесь дальше к мышцам ниже локтя. Пусть и здесь каждый мускул предплечья расслабляется, становится совершенно свободным, бессильно провисает вплоть до кончиков пальцев; расслабьте и освободите их; расслабьте каждый мускул Ваших рук. - Руки постепенно становятся слабыми, усталыми, а потом - постепенно тяжелеют. - Пусть Ваши руки лежат такие усталые и слабые. - И затем переходите, пожалуйста, к бедрам. Особенно расслабьте каждый мускул, пусть Ваши бедра станут свободными и расслабленными. Освободите, расслабьте каждый мускул бедер. - Постепенно переходите также к голеням, сосредоточьте на этом Ваше внимание и расслабьте здесь также каждую мышцу. Расслабьте, освободите, снимите напряжение с каждого мышечного волокна голени. - Наконец, обе ноги лежат свободно и расслабленно, совершенно свободно и расслабленно, и становятся - усталыми. Вы медленно чувствуете, как все тело становится приятно расслабленным и свободным от напряжения, потому что Вы расслабили все мышцы”.

Дополнение: “Обратите теперь постепенно внимание на дыхание; живот при этом поднимается и опускается. Попробуйте понаблюдать, как он поднимается и опускается, и пусть Ваше дыхание легко и раскованно проникает туда. - По вашему телу постепенно распространяется приятный покой и расслабленность. - И голова может спокойно немного вздремнуть, предайтесь этому состоянию, отдайтесь ему.”

Голос и интонации должны при этом быть естественными, но все же подчеркнуто спокойными, медленными, немного монотонными и не слишком громкими, они должны иметь успокаивающий характер. По возможности каждое слово должно преподноситься несколько подчеркнуто сонорным, звучным голосом, при четком и ясном проговаривании. На месте тире предпологаются паузы, которые дают пациенту возможность целиком сконцентрироваться на названных частях тела.

Фразы в тексте, конечно, могут в некоторых местах неоднократно повторяться, и тем самым процедура может растягиваться во времени.

 

 

3. Единственное побуждение к представлению образов (имагинации).

Самое простое и технически довольно несложное введение состояния расслабленности можно осуществить путем прямого предложения представить - в удобном положении, сидя или лежа, - один из мотивов КПО. В качестве прототипа для этого на первом, ознакомительном занятии подходит тест “цветок”, который еще будет подробно описан позднее. По окончании сбора данных глубинно-психологического анализа (в течение первых 1 - 3 занятий) относительно легко и непринужденно удается представление образа цветка. Тест должен показать, способен ли пациент вообще и, если способен, то насколько способен образовывать полноценные кататимные образы. Эта простая неформальная просьба к сидящему пациенту (без специального представления сновидения наяву в качестве психотерапевтического метода) устраняет появляющееся иначе напряжение ожидания. Действительно, потрясает тот факт, что почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) справляются с этим тестом и представляют себе цветок (с. 103 - 104). Это также удается в подавляющем большинстве случаев, хотя достигаемое в положении сидя состояние расслабления у нетренированных пациентов может быть не очень глубоким.

Корреляцию между представлением образов и расслаблением можно выразить как круговой процесс. Предложение представить образы повышает расслабление, более глубокое расслабление углубляет переживание образов, в плане их большей цветовой насыщенности и пластичности, и усиливает регрессивное погружение с внутренним “раскрытием” для эмоционального тона. Во всяком случае, примечательно, что по окончании этого теста пациенту еще требуется некоторое время, чтобы после того, как он откроет глаза, опять вернуться в реальность. Складывается впечатление, что он возвращается “из далекого далека”, как будто бы он “погружен в себя” и находится под эмоциональным впечатлением пережитого.

 

Второй методический шаг

На этом этапе образные представления вызываются в погруженном состоянии. Не ожидая, пока образуется какая-то имагинация, непосредственно “устанавливается” кататимный образ. Пациенту предлагают представить себе образ, неопределенно сформулированный мотив. Нужно, чтобы это всегда оставалось только предложением, без определения каких- либо деталей образа, что имело бы суггестивный характер. После всего услышанного сейчас Вы по праву будете ожидать, что предложенный мотив представления - это теперь уже не блеклое, размытое, серое и бесцветное, управляемое волей оптическое явление, а нечто, что в своем выражении вскоре превращается в типичный кататимный образ с описанной ясностью, насыщенностью красками, пластичностью и автономностью. После этого образ сам собой остается в поле зрения и кажется находящимся примерно в 1 м перед закрытыми глазами. Здесь может разворачиваться его собственная жизнь, и может развиваться описанный уже “другой, образный мир”, в котором человек может двигаться как в “новой” воображаемой действительности.

Я уже говорил, что образы переходят от одной промежуточной ступени к другой. Указанный круговой процесс постепенно вновь углубляет состояние погруженности. Благодаря упражнениям образы приобретают больше нюансов и еще более приближаются к реальному восприятию другими органами чувств. Например, пациент может, лежа на лугу, видеть каждую травинку, качающуюся на ветру, может чувствовать дуновение ветра в лицо, слышать жужжание пчел и шелест леса, смотреть на бегущие в синем небе облака. В некоторых случаях эти впечатления бывают настолько глубоки, что они не только переживаются эмоционально, но и супернатуралистически воспринимаются органами чувств. Значение таких переживаний тем самым повышается, и следствием этого может стать более глубокое переживание зачастую совсем банальных картин (также и пережитых реальных сцен). Многое говорит о том, что даже без активного содействия психотерапевта или пациента гипноидное состояние углубляется настолько, что устанавливается особое состояние, которое Оскар Фогт назвал “микроскопом души” [79, 80]. В основе этого лежит известный науке факт, что в погруженном гипноидном состоянии сознание концентрируется на находящемся на переднем плане содержании и сильно сужено. Я отмечаю это обстоятельство, хотя оно ни в коей мере не определяет всегда сцены символдрамы. Но все-таки Вам нужно учитывать степень эмоциональной нагружености КПО и тем самым зачастую большей значимости его содержания. В соответствии с этим от психотерапевта требуется чуткий и основанный на эмпатии стиль руководства.

После того как мы провели вводную процедуру и пациент начал представлять образы, мы просим его внимательнее присмотреться к тому, что окружает предложенный мотив, например, появившийся луг - так, как мы бы это делали и в действительности. Пациент может описывать детали ландшафта, а мы в заключение спрашиваем его, что ему хотелось сделать в представленном ландшафте.

Он, например, может описать нам, как луг граничит с лесом, с дорогой или домами какой-нибудь деревни и т.п. Он может описать нам глубину протяженности луга. В заключение мы также спрашиваем пациента о том, какое настроение вызывает у него ландшафт, луг или что-то другое, что может возникнуть у него перед глазами. Для нас важно, что пациент вербализует свои наивные чувства и настроение, будь то обусловленно ландшафтом или определялось его внутренним состоянием.

Мотив луга как начальный мотив имеет - как мы еще увидим - большое значение для КПО. К нему примыкают и другие мотивы, которые естественным образом связаны с лугом. Так, например, пациент может найти ручей, который протекает через луг. Его мы также попросим описать, и если пациент захочет, он может приблизиться к ручью и сделать с водой что-то, что ему захочется: он может свесить в воду ноги или смочить лоб, спуститься в ручей и искупаться там, половить рыбу или пойти вдоль ручья в том или ином направлении.

Иногда уже с самого начала пациентам хочется только прилечь на лугу, чтобы отдохнуть в траве и посмотреть в небо. В соответствии с нашей задачей - занимать по отношению к пациенту принципиально разрешительную позицию (которая редко встречалась в ходе его воспитания), - мы представляем пациенту возможность осуществления его желаний, даем ему свободу следовать спонтанным импульсам и т. п. Тем самым мы добиваемся того, что открыто проявляются дремлющие на заднем плане тенденции поведения и дают продвинутому пациенту возможность, в соответствии с собственными тенденциями, творчески оформить и развить предлагаемый каждый раз мотив (ср. также с. 158 -160).

Во время занятия мы предлагаем пациенту по возможности сообщать нам обо всех всплывающих образах подряд. Тем самым психотерапевт - в отличие от ночных сновидений - постоянно поддерживает взаимосвязь (рапорт) с пациентом. На примере этого луга психотерапевт учится оптически “срисовывать” в своем собственном изображении образы фантазии пациента и весь мир его образных представлений. Для более глубокого понимания и эмпатийного сопереживания с пациентом такое повторение психотерапевтом образов пациента, а также прочувствование сопровождающих образы эмоций - необходимая предпосылка.

Психотерапевт занимает при этом такую позицию, как будто описываемые пациентом сцены КПО действительно реальны. Воздействие психотерапевта через вопросы и указания, сформулированные как бы из квазиреальной перспективы, ведут к открытию дальнейших деталей кататимных образов пациента. Возникают новые образы или усиливаются ужу существующие. В особо выраженных случаях пациент способен после занятия даже составить картографический план или нарисовать картину, где было изображено положение частей кататимной панорамы (картография символического “ландшафта души” - ср. рис. 1 и 2 с. 80 - 81).

Участники наших семинарских занятий вначале легко заблуждаются относительно роли психотерапевта. Им кажется, что психотерапевт лучше всего сможет выполнить сформулированное здесь требование внутреннего сопровождения кататимных образов, если он сам закроет глаза и будет вместе с пациентом “представлять себе образы”. Против этого существует важное возражение. Психотерапевт часто впадает из-за этого в управляемый бессознательными импульсами мир своих собственных образов, и тем самым он уже больше не в состоянии наблюдать и критически рефлексировать свое поведение как психотерапевта или может это весьма ограничено. И тем не менее, это основополагающая предпосылка для введения пациента в КПО. Психотерапевт должен также уметь периодически критически дистанцировать себя от своего пациента, чтобы анализировать его кататимную продукцию, сопоставлять ее со своими теоретическими знаниями - и тем самым иметь возможность проводить руководство психотерапией в интересах пациента в соответствии с четкими когнитивными и научными выводами. Особое значение это имеет в критических ситуациях КПО, к которым психотерапевт должен быть подготовлен как раз благодаря такому предусмотренному временному дистанцированию.

 

 

Занятие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...