Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Стандартные мотивы высшей ступени




 

10. Пещера (а); окно на болоте*(б). Оба мотива характеризуются тем, что они связаны с подземным миром, с земными недрами. Исходя из их символического значения как отверстия к глубинным слоям бессознательного, из них часто спонтанно выходят символические фигуры, существа. Они имеют преимущественно архаический характер. В то время как мотив пещеры воплощает женский генитальный аспект в смысле маточного зева, а сама пещера символизирует матку, окно на болоте близко по символическому значению теме незрелой, и соответственно, в значительной мере инфантильной сексуальности в анальногенетическом смысле. При этом символические фигуры и существа, которые выходят из отверстия на болоте, относятся преимущественно к эдипальной проблематике. У пациенток-женщин они связаны с отцовским, сексуальным миром, у пациентов-мужчин с материнским миром. Но необходимо также учитывать анальную тему в плане нечистот, кала и грязи в их высокоамбивалентном значении. С одной стороны, они вызывают защитную реакцию (отвращение), с другой стороны, они воспринимаются как плодородный ил и целебная грязь. Мотив окна на болоте, так же как и мотив вулкана, имеет для обычной повседневной психотерапии лишь весьма ограниченное значение.

11. Вулкан. Представление “извергающей огонь горы” имеет смысл только в тех случаях, когда пациент находится под сильным агрессивным гнетом побуждений (импульсов) какой-то актуальной ситуации, как правило, после какой-то тяжелой обиды. Поскольку в образном представлении вулкан является действующим, относительно быстро удается освободиться от связанного часто с некоторой регрессией Я импульсивного гнета. Лишь только после этого ситуацию можно прорабатывать на более зрелом уровне. Мотив не исключает некоторых моментов аутоагрессии, например, если массы лавы разрушают близлежащие постройки.

12. Фолиант. Этот мотив имеет, как правило, меньшее архаическое заполнение. Однако и здесь путем отыскания старой иллюстрированной книги (например, библии) из глубины тоже извлекается некоторый материал, в котором часто бывает зашифровано большое символическое значение. Мотивы вулкана и фолианта - это дополнительные мотивы, которые редко используются для обычной повседневной психотерапии. Полезное и содержательное применение они могут найти лишь в совершенно особых ситуациях.

 

Психотерапевтические техники

Х. Комбинация с традиционным психоанализом

 

Пациент развивает, опираясь на представление образов, свободные ассоциации, т. е. содержание образов КПО используется так же, как сновидения в классическом психоанализе. Символически предстающий при этом фокус конфликта подхватывается и разбирается при помощи спонтанно приходящих пациенту идей. Это имеет особое значение при прорабатывании навязчивых повторений, поскольку при этом образно предстают невротические неправильные установки. Это самая частая форма расширения КПО в направлении вербализирующей психоаналитической техники.

КПО охотно используется в рамках традиционного психоанализа, если пациент не видит сны или если появляются другие формы тяжело анализируемых сопротивлений. В таких случаях образ КПО может, например, внезапно открыть какое‑то неясное сопротивление переноса [45, с.332].

 

Режиссерские принципы высшей ступени

 

д) Измотать и доконать

Эта техника требует огромного опыта от психотерапевта. Он подхватывает актуализированные импульсы ненависти и агрессивные побуждения пациента и дает им развиться в имагинативных пробных действиях. В основном они имеют анально-садистический характер, реже также и орально-садистический характер. Так как высвобождение агрессивных импульсов легко вызывает чувства вины, то предпочтение отдается сдерживающему принципу “изматывания” символических фигур. Символические существа доводятся пациентом при помощи психотерапевта путем беспрерывных моторных действий до изнеможения, изматывания сил, что отражается в феноменах преобразования. Они свидетельствуют об энергетической нейтрализации. Аналогично конфронтации символов здесь также можно добиться быстрой модификации поведения. Предпосылкой является хорошее эмпатическое обращение психотерапевта. Так как данный акт может быть неправильно понят как аутоагрессия, он не должен использоваться против важных объектных репрезентаций (таких значимых фигур, как родители и т. п.).

е) Магические жидкости

На примере воды в имагинациях становится ясным, что ее использование в образах имеет рационально необъяснимое воздействие на психовегетативные нарушения. Эксперименты с жидкостями тела, как, например, слюной, материнским молоком, мочой и т. п., показали, что соответственно представляемые сцены могут оказывать чрезвычайно актуальное (бризантное) воздействие, например, на враждебные символические фигуры. Явно прослеживается параллель с натуропатией и магической медициной. Систематическое использование для обычной повседневной психотерапии по методу КПО не опробовано. Из-за присущего этой технике иррационального содержания ее тяжело определять и дозировать на регрессивном уровне.

Высшая ступень не входит в план обучения психотерапии по методу КПО. В практической психотерапии ей также можно в значительной мере пренебречь. Только очень опытный, хорошо владеющий практикой использования психотерапевтических техник средней ступени КПО психотерапевт сможет на базе знания литературы успешно работать в системе высшей ступени КПО. Предпосылкой для этого однако является полное психоаналитическое образование и многолетний психотерапевтический опыт работы по методу Кататимного переживания образов.



Приложение II

 

Список учреждений, осуществляющих обучение в системе повышения квалификации для получения звания психотерапевта по методу Кататимного переживания образов или организующих участие в учебных мероприятиях:

 

 


1. Ãåðìàíèÿ

Arbeitsgemeinschaft für Katathymes Bilderleben und imaginative Verfahren in der Psychotherapie (AGKB) e. V., Institut.

Friedländer Weg 30

D-37085 Göttingen

Telefon 0551/46754

 

2. Àâñòðèÿ

Österreichische Arbeitsgemeinschaft für Katathymes Bilderleben (ÖAGKB) in der Österreichischen Gesellschaft für Autogenes Training und allgemeine Psychotherapie

Testarellogasse 31/13

A-1130 Wien

Telefon 01/8770461

 

 

3. Øâåéöàðèÿ

Schweizer Arbeitsgemeinschaft für Katathymes Bilderleben (SAGKB)

Muristr. 38

CH-3006 Bern

Telefon 031/3524722

 

4. Íèäåðëàíäû

Stichting ter bevorderung van Symbooldrama Nederland

Wilhelminastraat 67

NL-2411 CX Bodegraven

Telefon 01726/14028

 

5. Øâåöèÿ

Svenska föreningen för Symboldrama

(SES)

Korngatan 3

S-76100 Norrtälje

 


Возглавляющая организация:





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.