Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расширяясь на запад (1816—1860)




Быстрый рост нации в западном направлении стремительно влиял на культурное созревание Америки. Проблема обретения независимости представляла уже чисто исторический интерес, страна росла в направлении долины Миссисипи, а затем — в не­обозримую даль, до побережья Тихого океана. Проблемы незави­симости, джефферсоновской демократии, определения своего места в атлантическом мире отступали на второй план перед транс­формацией континентального масштаба. Интеллектуальный кли­мат философских изысканий, художественных творений и лите­ратурных поисков изменился радикальным образом.

Техническая революция делала этот путь на Запад отличным от овладения атлантическим побережьем. По рекам и каналам дымили пароходы, а на повестку дня выступило новое феноме­нальное изобретение — железная дорога. Демократия президента Джексона (1828—1836) качественно отличалась от демократии

Вашингтона — Джефферсона прежде всего тем, что в руках расту­щего населения Америки были значительно более мощные инст­рументы овладения природой. И преувеличить это воздействие про­мышленной революции на культурное развитие страны просто невозможно. Изменились культурные интересы, эстетические при­страстия, инструменты распространения идей, институты обра­зования населения. Новое для Америки — производство стали, строительство железных дорог, огромные текстильные производ­ства — изменило как классовый состав населения, так и его вку­сы, культурные пристрастия. Возникает знаменитый американский средний класс — носитель определенной стабильности, упорядо­ченной передачи опыта, стремящийся улучшить социальную сис­тему и устремленный к оптимизации образования.

С другой стороны, Штаты получили возможность облагать на­логами новые состояния, получая средства для строительства школ и колледжей. Америка становилась богаче и могла позволить себе. многое, недоступное менее удачливым странам.

Росли города. За полвека Нью-Йорк удесятерил свое населе­ние, достигнув полумиллиона. В неведомых прежде городах Цин­циннати и Чикаго жило больше горожан, чем во всей Америке начала независимого развития.

Городская культура давала импульс всему национальному са­мосознанию. Массовое производство не могло не отразиться на культурном мировосприятии всего народа. Первые проявления консьюмеризма ощутимы были здесь — практически на самой даль­ней границе западного мира.

Традиционный порядок рушился со скоростью локомотива, пе­ресекавшего долину Миссиссипи. Телеграф и более совершенные печатные машины подняли книгопечатание и весь журналистский бизнес на новую высоту. Появилась газета стоимостью в пенни — копейку. Идеи получили невиданный инструмент распростране­ния, а дух научного приключенчества, феноменальных побед над природой добавлял новый импульс к исконному оптимизму пио­неров — основе их культурного существования.

Отметим, что для развития истории культуры и был важен необычайно интенсивный приток новых граждан всех верований, обычаев и традиций. Плавильный тигель Америки работал на пол­ную мощность, но ясно было также, что новые волны поселенцев оказывают влияние на самую душу Америки. Число иммигрантов-неанглосаксов побило все прежние рекорды, и характер Америки стал меняться соответственно. Золото в Калифорнии и свободные земли великих прерий притягивали наиболее энергичных пред­ставителей всех рас и народов. Впервые католики обрели респек­табельность в протестантской стране, впервые свобода религиоз­ных вероисповеданий должна была осуществляться в конкретной жизни миллионов американцев.

* * *

Особенностью Штатов было наличие языка, единого с наи­более культурно развитой частью Европы. В отсутствие прав на

интеллектуальную собственность американские издатели без ма­лейших колебаний «пиратски» перепечатывали крупных англий­ских авторов, что, с одной стороны, способствовало идейному и духовному обогащению Америки, с другой — своеобразно «по­давляло» местную литературу, задавая ей сразу же мировой уро­вень популярности у читателя. И разумеется, для американских литераторов слово английской критики было неимоверно важ­ным.

Английские журналы на какое-то время овладели судейским жезлом поднимающейся к мировому уровню американской куль­туры. Показателем этой обращенности к литературному миру Лон­дона может служить, в частности, то, что издаваемая с 1841 г. американским издательством «Хармер» серия мировых романов в своих шестистах томах содержала лишь восемь, написанных американскими авторами. Именно этот пиетет перед культурой Старого Света мы видим даже в оригинальнейшем Лонгфелло, создавшим «Гайавату». Линия восхищения традицией Данте и Шекспира являлась отличительной чертой американской куль­туры этого периода До гражданской войны.

В историографии это мощно сказалось в творчестве Вашинг­тона Ирвинга, создавшего биографию Колумба и влюбленного в Испанию, в работах Банкрофта — поклонника германской исторической школы, в истории Голландии, созданной Джейм­сом Мотли. В годы получения образования будущей королевой Викторией Маколей рекомендовал ей знакомиться с историей испанской литературы по работам американца Джорджа Тик-нора.

Но уже твердо прокладывала себе дорогу глубокая оригиналь­ность американской культуры, и если для доказательства нужны имена, назовем Эдгара Алана По. Глубокий и скептический ум, характер, идущий всему вопреки, отвергли банальности совре­менности и создали явление мирового значения, собственную эс­тетическую школу, открыли новые горизонты поэтического во­ображения.

И не зря Гегель, завершая «Философию истории», говорил об Америке как о стране будущего — ее таланты уже обещали сделать это будущее ярким.

Важно отметить, что менее закостенелое и менее стратифици­рованное, чем в Старом Свете, американское общество станови­лось все более приспособленным к веку науки, с каждым годом дававшей западному миру удивительные открытия — это свой­ство Америки проявлялось с каждым десятилетием все более. Между 1820 и 1835 гг. основные университеты — Гарвард, Принстон, Коламбия, Йель, Дартмут и Уильямс — включили в свое распи­сание изучение рынка и основ бизнеса — то, к чему европейцы придут лишь через столетие.

Позолоченный век

Война между Севером и Югом, капиталистами и плантатора­ми депрессивно подействовала на поднимающуюся американскую культуру. Пришедшая к власти в период массового капиталисти­ческого грюндерства плутократия была далека и от аристократи­ческих корней, и от эстетических посылов. Здесь была прервана пусть тонкая, но традиция, вперед вышли агрессивные и лишен­ные скрупулезности силы. Культура сделала шаг назад. Нувориши Америки потребовали времени, прежде чем культурные основа­ния нации получили поддержку.

Такие города, как Нью-Йорк, росли в невероятном смешении всех стилей, в очевидном стремлении выставить богатство напо­каз (а зачем иначе оно нужно). Рядом с копиями флорентийских городских дворцов строились французские шато и английские зам­ки. Картины закупались десятками, позолота стала символом «но­вой культуры» невиданных состояний. Целый слой европейцев пе­реселился в Америку в качестве менторов владельцев новых состояний. Атмосфера рынка сменила атмосферу творчества. Эпо­ха «жить скромно и думать высоко» решительно превратилась в эпоху «жить высоко и думать скромно». Бессмысленное безделье стало модой, бриллианты надевались на собак, обедали, сидя в седле, сигары завертывались в стодолларовые ассигнации. На рау­тах рядом с приглашенными сидели... тренированные обезьяны, в бассейнах плавали атлеты, стало шиком вставлять в зубы брилли­анты. Хор девушек выходил из гигантского пирога. Услышав од­нажды стенания о культурном бедламе, известный владелец мед­ных рудников попросту купил крупнейший в стране музей. Его коллега перекупил театральную труппу.

В короткий период между окончанием гражданской войны (1865) и Седаном (1870) новые хозяева Америки обратились к Парижу периода второй империи как к эталону культуры. Но по­ражение французов сделало центром притяжения Лондон.

В тот самый период, когда культурный прогресс замедлился в обожженной войной Америке, мир протянул ей свою руку.

Ученые все более делали своей Меккой Германию. Корабли плыли все быстрее, а кабель связал два величайших континента. Две европейские концепции более всего подействовали на куль­турную эволюцию Америки. Первая — дарвинизм, вторая — пози­тивистская философия Герберта Спенсера.

В70 — 80-е годы XIX в. эволюционная теория Дарвина бук­вально добила старую теологию. Материалистический дух Аме­рики оказался по особому восприимчивым к идеям великого ан­гличанина. Эволюционный подход Спенсера к политике и этике как бы подвергал сомнению те (республиканские) институты, которыми прежняя Америка так гордилась, он имел поистине

Историку культуры важно отметить, что именно американ­ская индустрия дает в это время средства, помогающие искусст­ву. В 1935 г. — первый широкоэкранный цветной фильм. Тогда же Ассошиэйтед Пресс начинает принимать фотоизображение за тысячи километров, Маркони использует короткие волны для при­ближения века телевидения, а музыка записывается на качествен­ные граммофонные пластинки.

Культурное лидерство Америки было бы невозможным, если бы американское общество не допускало постоянной и жесточай­шей критики самых своих основ, здорового отношения к реали­стической самооценке, понимания несовместимости культурного развития с самодовольством. Критики американской культуры за­нимают самое почетное место в самой этой культуре. В 40 —50-х годах ХХ в. таким критическим лидером был Рейнгольд Нибур, выступивший против идеи мессианства в американской культуре. С его точки зрения, ничто не могло быть опаснее для культурного лидерства Америки, чем своего рода «обида» на остальной мир — миф о потерянной Америкой исконной невинности фатально опасен для мудрости и благоразумия. Лишь видение культурной жизни как непрерывного испытания нейтрализует самое опасное для культуры — самодовольство.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова значимость англосаксонской традиции в становлении аме­риканской культуры?

2. Насколько идеи века Просвещения были адаптированы к амери­канской культурной жизни?

3. Какие сферы американской жизни проявили себя наиболее замет­ным образом, в какой мере материализм оказался доминирующей силой развития американского общества?

4. Охарактеризуйте проявление гуманизма американской культуры.

5. В чем состоял критический реализм американской литературы пе­риода империализма.

6. Как проявлялся американский позитивизм в творчестве писателей от Эмерсона до Дьюи?

7. В чем, на ваш взгляд, феномен американского Запада? Каково зна­чение «теории Тернера» для объяснения американской культуры?

8. Дайте оценку «разгребателям грязи» как фактору социальной ответ­ственности деятелей американской культуры.

9. Кратко охарактеризуйте творчество американских поэтов от У. Уит­мена до К. Сэндерса.

10. Дайте описание архитектуры как «поэзии Америки».

11. Какова роль массовой культуры в индустриальном веке?

Литература

Бурстин Д. Трилогия «Американцы». — М., 1990—1994.

История США: В 4 т. — М., 1979-1985.

Паррингтон Л. Основные течения американской мысли: В 3 т. — М., 1958-1962.

Шлезингер A.M. Циклы американской истории. — М., 1992.

Curti М.Е. Growth of American Thought. — N.Y., 1943.

Gabriel R. H. The Course of American Democratic Thought. — N.Y., 1940.

Hart J.D. The Popular Book. - N.Y., 1950.

Fsham S. The History of American Painting. — N.Y., 1927.

Larkin S. Curt and Life in America. — N.Y., 1949.

Mumford L. О strange new world. — N.Y., 1943.

Mayorga A. History of the American Drama. — N.Y., 1932.

Trent W.P.e.a. Cambridge History of American Literature: 4 vols. — N.Y., 1917-1921.

White M. G. Social Thought America: 2 vols. — N.Y., 1950— 1952.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...