Игры, рекомендованные родителям для проведения их дома, по развитию музыкальных интересов и углублению музыкальных знаний дошкольников
1. Игры с воображаемыми предметами.
Развивают наблюдательность, память, абстрактное мышление.
«Давай изобразим, как играет барабанщик, скрипач, виолончелист, кларнетист, флейтист и т. д., как дирижирует дирижер?»
«Я буду играть на рояле, а ты на скрипке» - можно использовать любую горизонтальную поверхность и палочки.
«Я буду петь, а ты как – будто играй на любом нужном инструменте».
«Я играю, а ты дирижируй».
/Позднее подражание проводится без предметов – пантомима/.
2. Познавательные игры.
- Узнай (по радио, телевидению, магнитофону) какой инструмент играет. Это развивает тембровый слух, углубляет знание музыкальных инструментов.
- Игра «Музыкальное лото» с портретами композиторов и списком из 3 – 5 основных музыкальных произведений каждого автора. Ребенок запоминает наиболее значительные произведения каждого композитора, их портреты, фамилии. В игре может принимать участие ребенок и взрослый, дети разного возраста из одной семьи.
- Вполне осуществимо в семье развитие ритмического чувства детей путем игры в «ритмическое эхо», когда кто-либо из родителей отстучит какой-то ритмический рисунок, а ребенок его повторит.
- «Мелодическое эхо». Предлагается музыкальная фраза, а ребенок ее должен как можно точнее повторить.
Перспективный план работы клуба «Синтез искусств»
Цель: формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработка навыков восприятия произведений различных видов искусства в контексте духовной культуры.
Месяц
| Работа с детьми
| Работа с родителями
|
Сентябрь
| 1. Экскурсия в «картинную галерею» детского сада
Цель: познакомить детей с творческой деятельностью художников.
2. Человек в искусстве
Цель: познакомить детей с портретом. Предложить нарисовать портрет друга.
| 1. Предложить посетить с детьми Республикан-ский музей изобразите-льного искусства.
2. Организовать выставку портрета (рисунки детей и родителей)
|
Октябрь
| 1. Звук и изображение
Цель: дать представление о музыке как виде искусства, познакомить с музыкальными инструментами.
2.Выразительность и зобразительность
Цель: познакомить с возможностями передачи настроения в рисунках, музыкальных произведениях, литературе, театральных формах.
| 1. Предложить принять участие в изготовлении музыкальных игрушек из бросового материала для игр детей.
|
Ноябрь
| 1. Действительность и изображение
Цель: познакомить с пейзажем. Предложить нарисовать пейзаж (используя метод «тычка»).
2. Поющая тишина
Цель: познакомить со звуковым наполнением мира.
| 1. Предложить дома с родителями нарисовать пейзаж, который виден из окна.
|
Декабрь
| 1. Двухмерность и трехмерность
Цель: сравнение произведений живописи и скульптуры. Предложить лепку по мотивам дымковской игрушки.
2. Мудрость добра
Цель: знакомство с репродукциями картин к сказкам. Изготовление макета к сказке «Лиса и заяц».
| 1.Предложить посетить с детьми краеведческий музей.
|
Январь
| 1. Рисование «Злой колдун и добрый волшебник».
Цель: знакомство с холодной и теплой гаммой цветов.
2. Живая и неживая природа.
Цель: знакомство с натюрмортом.
| 1. Консультация на тему: «Рекомендации по развитию музыкального слуха у дошкольников».
|
Февраль
| 1. Человек в мире вещей.
Цель: знакомство с составлением натюрмортов (овощи, фрукты, цветы).
2. Движения в искусстве.
Цель: знакомство с жанрово-бытовой живописью. Знакомство с произведением Д. Кабалевского «Клоуны».
|
Дома с родителями нарисовать, вылепить или выполнить аппликацию на тему «Клоуны».
|
Март
| 1. У каждого свой голос.
Цель: знакомство с оркестром, с музыкальными инструментами, со звуками природы.
2. Мой город.
Цель: знакомство с архитектурой города Йошкар-Олы, жанрами музыки (марш, вальс).
|
Создание альбома «Моя Йошкар-Ола».
|
Апрель
| 1. Прекрасное рядом.
Цель: знакомство с произведениями искусства разных жанров: поэзия, живопись, музыка.
2. Искусство в жизни марийского народа.
Цель: знакомство с музыкой, песнями, танцами народа мари. Инсценирование марийских сказок.
|
Выставка «Марийские народные промыслы» (изделия, изготовленные родителями).
|
Май
| 1. Мифы и легенды земли марийской(проводитсяв мини-музеедетского сада).
Цель: знакомство детей со старинными преданиями, предметами быта, марийским костюмом.
| 1. «Праздник в городе Мастеров» (развлечение для детей и родителей).
|
Перспективный план работы фольклорного клуба «Прялица»
Цель: Приобщать детей и их родителей к русскому народному искусству, через проведение и организацию русских обрядовых праздников.
Задачи: 1. Воспитание творческой личности на основе знакомства детей с образцами национального искусства.
2. Развитие музыкальных способностей детей через различные формы фольклорного творчества.
3. Привлечение родителей к совместной деятельности в фольклорных праздниках и развлечениях.
4. Формирование этики межнациональных отношений через синтез искусств.
месяц
| мероприятие
| работа с детьми
| работа с родителями
| работа с педагогами
|
сентябрь
| Организационное
заседание клуба.
обсуждение плана работы.
2.Посиделки «Всесвятские бабьи именины»
| знакомство с фольклорными песнями и танцами.
Разучивание
стихов и песен.
| знакомство с репертуаром.
Участие в посиделках, подготовка чаепития.
| подбор литературного материала по обрядовым праздникам.
Оформление зала, участие в посиделках.
|
октябрь
| спортивно – музыкальный праздник «День
Ильи Муромца.
Победа в воздухе
вьется, а руками достаётся».
Покров «До Покрова – осень,
за Покровом – зима идёт»
| Разучивание стихов и песен, танцев.
Участие в спортивных состязаниях, подвижных играх.
Разучивание по сценарию ролей, стихов, песен, танцев
| Участие в празднике.
Оформление зала, участие в празднике.
| Разучивание ролей, подготовка сюрпризного момента, оформление зала.
Подготовка сценария.
|
ноябрь
| «Кузьминки»
| Активное участие в празднике
| Участие в празднике, в организации сюрпризного момента, в приготовлении сладких блюд.
| Оформление зала, участие в празднике.
|
декабрь
| «Новогодние сюрпризы» развлечение.
«У нас в гостях оркестр музыкальных инструментов»
| Разучивание старинных русских игр, считалочек, закличек, слушание русских народных сказок.
Знакомство со звучанием русских народных инструментов.
| Участие бабушек в роли сказочниц. Участие в развлечении, народных играх.
Участие в концерте.
| Беседа о проведении «Святок»
Подбор литературного материала.
Участие в концерте.
|
январь
| «Рождество»
«Татьянин день»
| Разучивание колядок, песенок – дразнилок, народных игр, плясок, народных примет.
Участие в празднике.
| Подготовка масок, костюмов для ряжения. Участие в играх-состязаниях. Приготовление сладких сюрпризов для колядок.
Активное участие в празднике.
| Беседа о значении праздника.
Подготовка атрибутов. Организация и создание праздничной атмосферы.
Подготовка праздника. Создание уютной домашней обстановки.
|
февраль
| «Русские богатыри»
| Участие детей в подвижных играх, состязаниях.
| Активное участие в празднике.
| Составление сценария. Подготовка атрибутов, сюрпризных моментов.
|
март
| «Широкая масленица»
«Сороки» (Встреча весны)
| Активное участие в праздничной неделе, изготовление чучела, рисование весны, пение песен.
Разучивание народных примет, пословиц, поговорок, закличек, песенок, стихов.
| Подготовка атрибутов, разучивание ролей.
Выпечка жаворонков, участие в развлечении.
| Подготовка и организация праздника.
Подготовка атрибутов, разучивание песен, ролей.
Оформление зала, участие в празднике.
|
апрель
| Народное гуляние «Пасха»
| Разучивание пасхальных песен и игр.
Знакомство с играми Поволжья.
| Активное участие в играх, хороводах, состязаниях, сюрпризном моменте.
| Беседа о празднике «Пасха», подготовка пасхальных яиц, сюрприза.
|
май
| «Трень – брень гусельки»
| Знакомство с гуслями, новая встреча с ансамблем народных инструментов.
| Помощь в организации концерта.
| Участие в концерте.
|
июнь
| «Троицкие гуляния»
| Разучивание хороводов, песен, народных примет, закличек.
| Проведение игр и сюрпризного момента.
| Разучивание ролей, активное участие в празднике.
|
Перспективный план работы клуба «Шонанпыл» (Радуга)
Цель: Знакомить детей с культурой марийского народа.
Задачи: 1. Воспитывать интерес к культурным обычаям и традициям марийского народа.
2. Способствовать развитию музыкальной активности детей и их родителей.
3. Прививать любовь к музыкальным традициям марийского народа.
месяц
| мероприятия
| работа с детьми
| с родителями
| с педагогами
|
сентябрь
| Знакомство с клубом «Шонанпыл»
обсуждение плана работы
| Знакомство с народными марийскими сказками
| Знакомство с планом работы
| подбор необходимого материала: литературного, музыкального
|
октябрь
| Подготовка к празднику «День рождения республики»
| Разучивание песен, танцев, пословиц, марийских подвижных игр.
| Привлечение к участию в празднике, изготовление необходимых атрибутов.
| Составление сценария праздника.
Оформление муз. зала.
|
ноябрь
| Праздник «День рождения республики»
| Активное участие в празднике.
| Активное сотрудничество в проведении праздника
| Помощь в организации и проведении праздника
|
декабрь
| экскурсия в краеведческий музей
| знакомство с марийскими традициями и обрядами, историей марийского народа.
| Участие в экскурсии.
Фотографиро-вание.
| Беседа
«Музыкальное историческое наследие народа мари».
|
Январь
| Выставка рисунков «Мой
марийский край» по произведениям марийских композиторов
| Подготовка рисунков
| Совместная
деятельность с детьми.
| Организация выставки, подготовка призов.
|
февраль
| Разучивание марийских народных игр.
| Свободное общение, участие в играх и затеях
| Приготовление сладких национальных блюд, домашней выпечки; организация чаепития, участие в играх
| Приготовления оборудования к играм.
|
март
| У нас в гостях оркестр народных инструментов
| Знакомство с марийскими народными инструментами, с элементами костюма мари, с марийской музыкой, песнями и частушками.
| Участие в беседе, в прослушивании концерта.
Пение песен и частушек на марийском языке.
| Приглашение работника музея для беседы.
Приглашение оркестра народных инструментов.
|
апрель
| Подготовка и инсценирование сказки на марийском языке.
| Участие в подготовке сказки, разучивание ролей, песен.
| Участие в организации спектакля, подготовка сюрпризов, изготовление атрибутов, оформление сцены, пошив костюмов.
| Заучивание текста с детьми. Подготовка декораций.
Создание праздничной атмосферы.
|
май
| «Пеледыш – пайрем» - праздник цветов
| Активное участие детей в празднике
| Активное участие в празднике, в подготовке сюрпризного момента. Организация чаепития.
| Помощь в проведение праздника. Оформление зала, организация чаепития.
|
Деловая игра
«Путешествие по музыкальным островам»
Участники: воспитатели и дети детского сада «Искорка», заведующие детских садов города Йошкар-Олы.
Подготовка: у центральной стены музыкального зала располагается корабль, присутствующие рассаживаются группами по 10 – 15 человек вдоль стен зала.
Ведущая: Здравствуйте, наши уважаемые гости! Сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми формами работы с родителями, которую мы проводим в рамках нашей экспериментальной площадки по музыкально-эстетическому воспитанию детей в семье.
Мы предлагаем вам стать участниками деловой игры «Путешествие по музыкальным островам».
Вы согласны с таким предложением?
Почтальон: Спешу поздравить вас, друзья,
С веселым семинаром!
И не только поздравляю,
А путевку вам вручаю.
Вот путевка, вам – сюрприз:
По морю Черному круиз.
Вас пароход огромный ждет,
И вместе с вами он вперед
К волшебным островам плывет.
Ведущая: Вот спасибо, почтальон,
Как ты нас порадовал!
Нет времени у нас стоять –
Пора нам отплывать.
(гудок)
А с веселой звонкой песней
Плыть намного интересней.
(звучит грамзапись)
Ведущая: Мы отправляемся в плавание по маршруту: «Искорка», «Остров Кукляндия», «Остров Феи музыки», «Остров Фантазеров», «Искорка». В пути вам будут предложены различные творческие задания: инсценирование и драматизация стихов и сказок, пение под караоке, игра «Угадай мелодию», вы продемонстрируете свои способности в игре на шумовых музыкальных инструментах.
Слева – море, справа – море,
Волны плещут на просторе.
Ой, там, кажется, вдали
Виден краешек земли.
(смотрит в бинокль)
Есть остров один интересный на свете
И там побывали все наши дети.
Кукляндия, Кукляндия –
Веселая страна,
Что покажет нам она?
(рассматривание ростовых кукол)
Ведущая: Эти куклы – герои инсценировок, игр – драматизаций наших детей. Попробуйте и вы показать какую–нибудь сказку или отрывок из сказки.
(драматизация сказки)
Ведущая: Снова в путь зовет гудок!
(звучит грамзапись)
Ведущая: (смотрит в бинокль)
Вижу остров неизвестный:
Все здесь очень интересно;
Музыка кругом звучит.
Задумчивая Фея музыки
На том острове сидит.
Здравствуй, Фея! О чем ты задумалась?
Фея: На моем острове постоянно звучат прекрасные мелодии, целыми днями я слушаю музыку, но мне очень хочется услышать голос людей, живой, красивый, радостный.
Ведущая: Дорогая Фея музыки, у нас здесь много прекрасных исполнителей. Давайте же порадуем Фею: я предлагаю вам спеть соло или ансамблем, а для этого у нас есть музыкальный центр с караоке.
(пение под караоке)
Фея: Я вижу здесь не только талантливых, но и умных, смышленых людей и хочу им загадать свои загадки.
(Игра «Угадай мелодию»)
Ведущая: Прощай, Фея, прощай, музыкальный остров, нам пора плыть дальше. (звучит грамзапись)
Солнце ярко светит всем
И не скучно нам совсем.
Так и хочется играть
И на остров Фантазеров
Побыстрее нам попасть.
А вот и он!
На этом острове вам предлагается придумать мелодии к стихам А. Барто и инсценировать их, используя имеющийся здесь материал.
(стихи: «Зайка», «Грузовик», «Бычок»)
Ведущая: Мы побывали в гостях у талантливых мастеров на острове Фантазеров, а теперь отправляемся дальше.
(звучит грамзапись)
Ветер по морю гуляет
И корабль наш подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(смотрит в бинокль)
Град на острове стоит,
В граде «Искорка» блестит.
Скоморох: Здравствуйте, гости дорогие!
Петрушка: Приглашаем вас на веселую ярмарку!
Скоморох: Принесли мы вам игрушки,
Необычные погремушки…
(раздают шумовые инструменты)
Веселей играйте,
Праздник начинайте!
(игра на шумовых инструментах под музыкальное сопровождение)
Петрушка: Заходи честной народ,
В гости ярмарка зовет!
(входят дети подготовительной группы)
танец «Ярмарка»
Петрушка:Ярмарка не кончается, праздник продолжается!
Цыганский танец.
Матрешка: (вносит поднос с пирогами)
Красна весна цветами,
А ярмарка – пирогами.
(приглашает гостей за столы)
Острова: 1. Кукляндия (ростовые куклы).
2. Остров Феи музыки (караоке, «Угадай мелодию»).
3. Остров Фантазеров (инсценирование стихов А. Барто).
4. «Искорка» (шумовые музыкальные инструменты, танцы детей подготовительной группы).
Пособия и материалы
- корабль, стулья (4 группы по 12 -14),
- путевка для почтальона,
- грамзапись (про пароход),
- свисток или дудочка,
- бинокль или подзорная труба,
- ростовые куклы,
- Фея музыки (караоке, оборудование для игры «Угадай мелодию»),
- тексты стихов: «Зайка», «Грузовик», «Бычок»,
- мягкие модули, шапочки, игрушки,
- шумовые инструменты, лотки,
- пироги, столы, чай, салфетки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: