Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития звуковой культуры речи




Содержание

Введение…………………………………………………………………….....  
Раздел 1. Обследование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста по материалам М.И. Фомичевой………...  
Особенности развития звуковой культуры речи…………………...  
Как происходит усвоение звуков…………………………………....  
Как выявить особенности звукопроизношения у детей……….......  
Обследование звуковой культуры речи детей……………………...  
Общие принципы обследования речи детей……………………  
Материал для обследования……………………………………...  
Проведение обследования………………………………………..  
Оформление результатов обследования………………………...  
Выводы по результатам обследования………………………….  
Раздел 2. Организация работы по звукопроизношению по материалам О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной…………………….  
Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста…………………………………….  
Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………..  
Раздел 3. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста по материалам А.И. Максакова…………….  
Сформированность навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми…………………………………………..  
Звуковая культура речи…………………………………………………  
Словарь…………………………………………………………………...  
Грамматический строй речи…………………………...……………….  
Связная речь……………………………………………………………..  
Художественно-речевая деятельность…………………………………  
Речевая активность детей……………………………………………….  
Готовность детей к овладению грамотой………………………..……  
Уровни речевого развития……………………………………………...  

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый материал предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возраста. Здесь представлены игры, упражнения, занятия по развитию всех сторон речи: звуковой, лексической, грамматической – во взаимосвязи с развитием связной монологической речи и развитием детского словесного творчества. Игры и упражнения разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова).

Материал посвящен проблемам, исследуемым в Лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, он соответствует «Программе развития речи», созданной в 1994 г. и дополненной в 2000 г. Отдельные игры и упражнения представлены в пособиях по развитию речи дошкольников: «Придумай слово» (М.: Просвещение, 1996), «Занятия по развитию речи в детском саду» (М.: Совершенство, 1998), «Знакомим дошкольников с литературой» (М.: Сфера, 1998). Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, проводится в соответствии с вышеназванной программой по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Особое внимание уделено решению приоритетных направлений каждой речевой задачи. В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.

Пособие поможет детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов – повествованию, описанию, рассуждению.

По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих заданий и усложнять их.

Задания включают одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова дети выполняют упражнения на подбор определений, тем самым закрепляя правило согласования слов в роде, числе, падеже, а затем вопросы направляют их внимание на определение значения слова или на подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии), то вопросы заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).

Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.

Необходимо обратить внимание и на картинки: они помогут детям находить формы единственного и множественного числа, подобрать синонимы, антонимы, понять разные значения многозначного слова.


Раздел 1. Обследование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста по материалам М.И. Фомичевой

Особенности развития звуковой культуры речи

 

Неправильное произношение звуков у малышей – естественная особенность детской речи, но для ребят старшего возраста – это речевой недостаток, требующий исправления. Однако всегда ли родители достаточно серьезно относятся к недочетам произношения звуков, всегда ли дефекты устраняются своевременно. Светлане К. в апреле исполнилось 7 лет. На день рождения были приглашены родственники и знакомые. Мать попросила Светлану почитать для гостей стихи. Девочка громко, не торопясь, даже выразительно, декламировала стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей». Но при этом произносила слово воробей как «волобей», слово моржа как «молза», а строчку «с журавлем поел пшена» прочитала так: «с зулавлем поел псена». Света не произносила звуки [ р, ж, ш ]и заменяла их соответствующими звуками [ л, з, с ]. А ведь ей через четыре месяца предстояло идти в школу. Когда матери было указано на плохое произношение девочки, то она ответила: «Ничего страшного в этом нет, некоторые ее сверстники говорят не лучше». Мама Светланы считала, что со временем недостаток исчезнет и дочка будет говорить хорошо. Случаи такого отношения родителей к недостаткам произношения звуков у малышей, к сожалению, не единичны. Но Светина мама права, когда указывает на то, что некоторые дети этого возраста говорят не лучше. Действительно, еще немало ребят 6-7-летнего возраста и старше не умеют произносить звуки правильно.

Передо мной лежит письмо 14-летней девочки, которая просит помочь ей научиться правильно произносить звук [ р ]. Она пишет: «Я неправильно произношу звук [ р ], и меня это очень огорчает. На уроках при ответах я стараюсь реже пользоваться словами, в которых встречается этот звук, стараюсь реже говорить с незнакомыми людьми, так как мне кажется, что они будут смеяться над моей плохой речью. Помогите, пожалуйста, научиться мне правильно говорить звук [ р ] ».

Как видим, искажение даже одного звука вызывает столько переживаний у девочки. Она ограничивает себя в общении с окружающими людьми, для выражения мыслей употребляет не те слова, которые более всего подходят. А сколько вопросов не было задано взрослым, учителям и не получено на них ответов, казалось бы, из-за такого «незначительного» дефекта. Наверное, в свое время родители девочки также считали, что недостаток произношения звука [ р ]пройдет самостоятельно и не предприняли никаких мер к его устранению.

Многие дети дошкольного возраста не замечают и не стесняются ошибок в произношении. Они свободно общаются со сверстниками и взрослыми, в то же время довольно легко обнаруживают погрешности в произношении у своих товарищей. Это очень наглядно показано в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква». Пятилетняя Аленка, увидев на елке шишки, произнесла это слово, как «сыски». Мальчики стали смеяться над ней, указывая на то, что «девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать! А она – «сыски». Однако девочка считала, что она правильно сказала это слово. Мальчик, который решил поправить ее, дал такой образец: «хыхки» вместо шишки, считая, что именно он произносит это слово верно, при этом девочка сразу заметила неточность его произношения. Второй мальчик был крайне удивлен, о чем они спорят, если оба произносят данное слово неправильно, «ведь это очень простое слово». Он считал, что его надо произносить не как «сыски» и не как «хыхки», а коротко и ясно: «фыфки».

Неправильное произношение звуков в собственной речи, действительно, часто остается незамеченным, тогда как чужие недочеты ребенок начинает подмечать уже на третьем году жизни.

Но среди дошкольников немало детей, которые знают недостатки своего произношения (некоторые из них даже указывают, какие звуки произносит неверно). Некоторые ребята болезненно относятся к своему дефекту и пытаются любыми способами улучшить произношение. Кое-кому это удается сделать, другим же в силу различных причин – нет. Иногда дети лишь приближают свое произношение к общепринятому и на этом останавливаются. А искаженно произносимые звуки, как правило, ими не подмечаются и самостоятельно не устраняются.

При поступлении в школу дети начинают довольно остро реагировать на свой дефект, а некоторые из них испытывают и трудности в овладении грамотой. Представьте себе ребенка, который читает в школе слово шапка как [ сапка ], а слово рамыкак [ ламы ]. Недостатки произношения ребенок затем переносит на письмо, т. е. пишет слова так, как их произносит. В итоге все это тормозит усвоение грамоты.

Изъяны произношения, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются на всю жизнь и могут влиять на выбор профессии учителя, актера и других, для которых качество произношения звуков имеет важное значение.

Исправить неправильное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы. У ребенка-дошкольника еще недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и при отсутствии каких-либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата устранить их не представляет особого труда. Иногда дошкольнику достаточно в игровой форме показать, как правильно произнести тот или иной звук, чтобы он смог сразу воспроизвести его верно. У школьника, чтобы исправить неверный звук, мало произнести его правильно, требуется еще затратить много времени и усилий, чтобы научить выговаривать трудные слова так, как это делают взрослые. Это связаностем, что ушкольников уже успевает выработаться привычка произносить тот или иной звук неправильно. В результате переучить их становится значительно труднее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...