Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как происходит усвоение звуков




До определенного времени неправильное произношение звуков является возрастной особенностью детской речи, называемой физиологическим косноязычием. Ошибки в произношении звуков в период их усвоения вызываются не дефектом речи, а несовершенством детского произношения. Это несовершенство по мере развития головного мозга, укрепления мышц артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба), речевого дыхания и т. д. обычно к 5-6 годам самостоятельно исчезает.

Несовершенства звукопроизношения следует отличать от дефектов произношения звуков, т. е. от неправильного формирования звуков, что наблюдается на определенном этапе речевого развития ребенка. Это различение необходимо для того, чтобы вовремя обнаружить недостатки произношения звуков, отделить их от несовершенства звукопроизношения и своевременно принять меры к исправлению речи.

Усвоение звуков родного языка происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам). Для правильного и своевременного усвоения звуков большое значение имеет слух ребенка, благодаря которому он стремится подогнать свое произношение к произношению взрослых. Слыша окружающую речь, малыш подражает ей. Он стремится воспроизвести звуки, слова так, как говорят вокруг него взрослые. Но на первоначальных этапах развития речи ребенок не всегда в состоянии это сделать и поэтому многие звуки пока опускает или заменяет другими, более легкими для произношения.

Сначала у ребенка появляются гласные звуки [ а ], [ и ], [ у ], [ о ]из согласных [ п ], [ б ], [ м ], [ т ], [ д ], [ н ], [ ф ], [ в ], [ к ], [ г ], немного позднее — звуки [ э ], [ ы ], [ х ]. Они, как правило, усваиваются малышами и произносятся достаточно отчетливо к 2-3 годам. Даже при наличии этих звуков ребенок может опускать ряд согласных, если они находятся в соседстве с другими: [ титька, ге ]произносит малыш вместо слов птичка, где, но при этом верно произносит эти звуки в словах папа, дядя.

До 3 лет несовершенства произношения согласных звуков могут выражаться в их смягчении, т. е. в замене твердых согласных звуков мягкими, например, в-замене звука [ г ] на [ гь ] мягкое: [ тюк-тюк ]вместо тук-тук. Некоторые дети могут заменять звук [ ы ]звуком [ и ], звук [ х ]на [ к ]: [ митька, миська ], вместо мышка; [ клеп, ката ]вместо слов хлеб, хата.

Из других звуков, которые появляются в этом возрасте, следует отметить такие, как: [ сь ], [ зь ], [ ль ], [ й ]. Эти звуки, нередко являются и основными заменителями недостающих звуков. Так, твердые свистящие звуки [ с ], [ з ]заменяются соответствующими мягкими: [ сянки, зямок ] (санки, замок). У некоторых детей замена звуков [ с ], [ з ]может осуществляться при помощи звуков [ ть ], [ дь ]: [ тянки, дямок ]вместо слов санки, замок. Мягкими свистящими звуками заменяются и недостающие шипящие звуки [ ш ], [ ж ], [ щ ]: [ сюба ](шуба), [ зюк ](жук), [ ясик ](ящик). У тех детей, у которых к трем годам появляются твердые свистящие звуки [ с ], [ з ], замена звуков [ ш, ж ]осуществляется этими звуками: [ суба ](шуба), [ зук ](жук).

Звуки [ ц, ч ]также не произносятся и заменяются другими звуками: звук [ ц ]произносится как [ ть ], [ сь ]или [ с ]: [ типленок, сипленок, сыпленок ]; (цыпленок); иногда как [ тс ]или [ тц ]: [ тсыпленок, тцыпленок ], что нередко указывает на скорое его появление. Звук [ ч ] чаще всего заменяется звуком [ ть ]: [ тяйник ](чайник), [ тяська ](чашка).

К 3 годам звуки [ л ], [ р ], [ рь ]заменяются звуками [ й ], [ ль ]: [ йапата, ляпата ] (лопата), [ йука, люка ] (рука), [ двей, двель ](дверь). Иногда дети в одних словах заменяют данные звуки звуком [ й ], вдругих звуком – [ ль ], т. е. наблюдаются непостоянные замены.

Конечно, не у всех детей данного возраста при усвоении звуков происходит замена вышеуказанными звуками. Однако чаще всего такие несовершенства звукопроизношения являются закономерными и не требуют постороннего вмешательства.

С возрастом произношение ребенка совершенствуется. Смягченность согласных звуков исчезает. Произношение звуков [ с ], [ з ] становится отчетливым и правильным.

К 4-5 годам у ребенка появляются шипящие звуки [ ш ],[ х ], [ ж ], звуки [ ц ], [ ч ], [ щ ]и, наконец, звуки [ л ], [ р ], [ рь ]. При этом формирование этих зву­ков также проходит через определенные этапы предварительной замены. Например, прежде чем ребенок научится четко и правильно произносить звуки [ ш ], [ ж ], он сначала вместо них произносит группу других звуков. Так, 2-летний ребенок слово шуба может произнести как [ тюба ]; в 2,5 года - как [ сюба ]; в 3-3,5 года – как [ суба ], а к 4-5 годам звук [ ш ] сформируется полностью. У некоторых детей может быть такой промежуточный этап к правильному произнесению звука, как небольшое смягчение звука [ ш ]: [ шюба ](шуба). Для звука [ ж ]в слове жаба это будет выглядеть так: [ дяба, зяба, за ба, жяба ]и, наконец, правильное его произношение: жаба. Звук [ ц ]в этом возрасте нередко заменяется звуком [ с ]: [ светы ], вместо цветы, звук [ щ ]– звуком [ сь ]: [ сетка ]вместо щетка, звук [ ч ] – звуком [ ть ]или [ ц ]: тяй, цай (чай).

Если в 3 года малыш произносил вместо звуков [ л ], [ рь ], [ р ]звуки [ й ], [ ль ], то в 4-5 лет он все реже заменяет их звуком [ й ]. В этом возрасте у ребенка появляется звук [ л ], которым он заменяет звук [ р ]: [ лыба ]вместо рыба. Иногда у ребенка отмечается замена твердого звука [ р ]мягким: [ рябота ](работа).

Звуки [ л, р ]появляются несколько позже остальных звуков. Но у некоторых детей они формируются одновременно с шипящими и даже немного раньше.

В 6 лет некоторые дети еще нередко смешивают шипящие звуки со свистящими, звук [ р ]— со звуком [ л ]. Вновь появившиеся звуки иногда вытесняют имевшийся звук. Так, появление звука [ р ]может привести к тому, что ребенок начинает употреблять его и в тех словах, где надо произносить звук [ л ]: [ рампа ](лампа) говорит ребенок, у которого недавно появился звук [ р ]и который ранее он заменял звуком [ л ]. Такие замены наблюдаются и по отношению к шипящим и свистящим звукам: [ шабака ]вместо собака говорит ребенок 4-5 лет, научившийся произносить звук [ ш ].

В такой последовательности дети обычно к 5-6 годам усваивают все звуки русского языка и свободно пользуются ими в речи.

Для своевременного и правильного усвоения звуков в процессе речевого развития малышу необходимо помогать преодолевать несовершенства произношения звуков путем постоянного общения с ребенком, в процессе игры.

В общении с ребенком необходимо постоянно следить за своей речью: говорить неторопливо, отчетливо и внятно, ни в коем случае не подделываясь под детскую речь, не говорить, искажая звуки, так, как произносит их ребенок. При ошибке следует поправлять ребенка, но делать это надо без упрека и насмешек, путем медленного произнесения слов, выделяя голосом неправильно названный звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует заострять на этом внимание, а попытаться вызвать тот самый звук через некоторое время в игровой ситуации.

Нельзя ускорять темп речевого развития ребенка, например, требовать от 2-3-летнего малыша правильного произношения шипящих звуков, звука [ л ]или [ р ], которые обычно формируются в более позднем возрасте. Чрезмерное ускорение речевого развития может привести к полному отказу ребенка говорить или к искаженному произнесению звука.

Малыш обычно сам стремится улучшить свое произношение, но родители должны помочь ему не только путем показа правильного про­изношения звука, но и путем организации специальных игр. Так, если у ребенка не получается звук [ р ], то, показывая ему игрушки (собачку, тигренка) или картинку с изображением этих животных, покажите, как они рычат (воспроизведите отчетливо и протяжно звук [ р ] ), а затем предложите и ребенку произнести этот звук. Ребенку можно предложить воспроизводить карканье вороны: «каррр, каррр», звонок будильника: «тррр», и другие звукосочетания, способствующие закреплению этого звука.

В тех семьях, где речи ребенка уделяется достаточное внимание, малыш, как правило, рано усваивает все звуки и свободно ими пользуется в речевом общении.

Однако некоторые дети все же не в состоянии своевременно преодолеть несовершенства своего произношения. Тогда оно может перейти в речевой дефект. Такие задержки чаще всего наблюдаются у ослабленных детей (у де­тей, которые часто болеют), при недостаточном общении, когда малыш постоянно находится в окружении младших детей или среди детей, имеющих плохую речь; при наличии каких-либо отклонений в строении артикуляционного аппарата или при недостаточной его подвижности, когда затруднено правильное образование звука и т. д.

В период освоения звуков у некоторых детей произношение может формироваться неправильно. Так, если 2-3-летний малыш произносит вместо звуков [ с, з ]звуки [ сь, зь ], или в 3-4 года ребенок вместо звуков [ ш, ж ]произносит звуки [ с, з ], то это закономерно. Но в тех случаях, когда малыш, стремясь подогнать свое произношение к произношению окружающих, начинает пользоваться звуком неверно, следует предлагать ребенку пользоваться обычным его заменителем, например вместо звука [ ш ] произносить звук [ с ].

Из отклонений от правильного формирования звукопроизношения в основном следует отметить следующие: отсутствие речи в 2-3 года, неправильное произношение гласных звуков, звуков [ п, м, б, т, д, н, ф, к, в, к, г, х ]; отсутствие в 3 года звуков [ к, г ]или замена их звуками [ т, д ]; произношение звуков 4-5-летним ребенком так, как их произносят 2-3-летние дети (замена шипящих и свистящих звуков звуками [ ть, дь ]: [ тябака, дямок, тюба, дюк ]вместо слов собака, замок, шуба, жук; замена звонких звуков глухими: [ том, панка, сайка ]вместо слов дом, банка, зайка и т. д.); искаженное произнесение свистящих и шипящих звуков, звуков [ л ] и [ р ](например, межзубное произнесение звука [ л ](кончик языка между зубами) или горловое произнесение звука [ р ] ), при замене звука [ л ]звуком [ в ]: [ вампа ](лампа), или звуком [ у ]: [ уампа ](лампа).

При таких недостатках в произношении звуков необходимо показать ребенка специалисту по исправлению речи – логопеду, не дожидаясь, когда малышу исполнится 5 или 6 лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...