Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параграф первый. История жизни Иисуса Христа




Новый Завет сохранил немногие свидетельства жизни Христа – не­сколько слов о Его рождении в Вифлееме от Девы Марии, воспитании в Назарете, трех годах мессианской деятельности и мученической смерти на кресте.

Самым ярким событием первых лет Его жизни были паломничества в Иерусалим. В то тревожное время Иудея была полна разбойничьих шаек1. Поэтому паломники шли большими группами – семьями, рода­ми, большими соседскими общинами. В этот общий поток вливались все новые и новые волны паломников, одержимых одной целью – дойти до Иерусалима, чтобы помолиться в Храме.

Странствие от Галилейского Назарета до Иерусалима было трудным. Паломников в пути поджидали многие опасности. Но они поддержива­ли друг друга, показывая пример иных, более совершенных отношений. Возможно, в этих странствиях, в горах Галилеи и Самарии, в сознании Иисуса сперва смутно, а потом все более отчетливо стали звучать мечты о Царстве Божием. Их навевали псалмы, которые Он пел вместе с дру­гими паломниками. В одном из них были следующие слова:

«Воспойте Господу песнь новую… Скажите народам: Господь цар­ствует! Потому что тверда Вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса, и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его. Да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет судить землю. Он будет судить Вселенную по правде, и народы – по истине Своей»2.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. М., 2004. Т. 2. С. 291.

2 Псалтирь. Псалом 95. 1, 10–13. См. также псалмы 9, 18, 26, 32, 44, 65, 94, 99, 103, 121, 137 и др.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Вечерами, после долгого пути, Он слушал рассказы паломников о приходе Мессии, о грядущем Царстве Божием, которые нередко переходили в ожесточенные споры между фарисеями и саддукеями, ессеями и зелотами, последователями Иуды Гавлонита и других вождей религиозных направлений и школ1.

Судя по тому, каким в будущем станет учение Иисуса, оно форми­ровалось в основном под влиянием ессеев и Иуды Галилеянина.

По описанию Иосифа Флавия, в учении ессеев многое было вос­принято из идей пифагорейцев. Ессеи требовали предоставлять все на волю Божию; признавали бессмертие души и считали стремле­ние к справедливости своей высшей целью. У них были свои ре­лигиозные обряды. И хотя они доставляли в Иерусалимский храм пожертвования, но сами жертв не приносили. Поэтому им был за­прещен доступ в общий Храм, и они совершали свои богослужения отдельно.

Продолжая, Иосиф Флавий писал: «Впрочем, это наилучшие люди, которые всецело отдаются земледельческому труду. Достойно удивления то чувство справедливости, которое… укоренилось у них не со вчерашнего дня, а издревле, и в силу его они не препятствуют никому жить со всеми общей, равной жизнью; имущество у них об­щее, и богач пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий бедняк… Они не имеют ни жен, ни рабов, полагая, что женщины ведут лишь к несправедливости, а вторые подают повод к недоразуме­ниям. Живя сами по себе, они услуживают друг другу. Для заведова­ния доходами и произведениями почвы они с помощью голосования избирают наиболее достойных лиц из священнического сословия; последние должны заботиться о доставлении хлеба и прочих съест­ных припасах»2.

Менее подробным было описание идей Иуды Галилеянина. Иосиф Флавий считал, что от учения фарисеев их отличало одно – «ничем не сдерживаемая любовь к свободе». Последователи Иуды Галилеянина отвергали светские власти, полагая, что их единственным владыкой был сам Господь. Поэтому они с радостью шли на смерть и равнодушно

2 Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 304–305; см. также: Плиний Старший. Естест­венная история. Книга пятая. 17, 73; Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988. С. 49–56.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991. С. 92–100.


Глава первая. Основы христианской традиции права

воспринимали смерть других, в том числе своих родных и близких, «лишь бы не признавать над собой главенства человека»1.

Впрочем, воззрения ессеев и Иуды Галилеянина не были гос­подствующими даже в среде бедных и простосердечных жителей Галилеи.

Вопросы веры находились под практически полным контролем фарисеев, призывавших следовать во всем букве закона и следивших за строгим соблюдением разнообразных религиозных запретов и це­ремоний. Они считали, что все происходит по воле судьбы, но при этом подчеркивали, что человек должен сам решать, по какой дороге ему идти – добра или зла. Они верили, что душа бессмертна и что после смерти людей ожидает награда за добродетельную жизнь либо, напротив, наказание за жизнь греховную: «грешники подвергаются вечному заключению, а добродетельные люди имеют возможность вновь воскреснуть». По свидетельству Иосифа Флавия, фарисеи имели «чрезвычайное влияние на народ», поскольку все были убе­ждены, что они на «деле и на словах стремятся лишь к наиболее высокому»2.

Влияние саддукеев, второго основного религиозного течения, отвергавшего идеи бессмертия души, отрицавшего роль преданий и признававшего только священные тексты Торы, было не столь зна­чительным. Оно распространилось в основном среди высшей знати и практически не имело сторонников в простонародье3.

Между ревнителями разных религиозных течений и школ по­стоянно возникали споры. Чаше всего их ареной становился гран­диозный храмовый комплекс Иерусалима с его многочисленными залами, галереями, внутренними дворами и переходами4. Иногда они выливались в вооруженные столкновения, свидетелем которых, а возможно, и невольным участником был Иисус. Впрочем, эти вол­нения быстро стихали ввиду общего врага – римлян, завоевавших

1 Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 305; см. подробнее: Карлейл Дж. Разгадка про­
исхождения христианства. М., 2002. С. 22–34.

2 Там же. С. 303–304; см. также: Свенцицкая И.С. Указ. соч. С. 48.

3 Там же. Т. 2. С. 304.

4 После реконструкции, осуществленной при Ироде Великом, его длина состави­
ла около 400 м, а ширина более 180 м. Подробнее см.: Карлейл Дж. Разгадка происхож­
дения христианства. М., 2002. С. 88.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Иудею за несколько десятилетий до этого и вызывавших всеобщую ненависть1.

Причин было много: оскорбление религиозных чувств, экономи­ческий гнет, стремление к обретению прежней независимости, остро ощущавшийся распад прежних общественных устоев и т.д.

Но все попытки вновь обрести свободу были безуспешны. У иудеев не было сил, чтобы сломить мощь Римской империи. Поэтому в их сознании все чаще возникал образ Мессии, который должен был осво­бодить земли Израиля и, объединив их в одно государство, утвердить в нем Царство Божие.

Пришествие Мессии предрекали многие проповедники. Неред­ко они увлекали за собой тысячи людей, вдохновляя их призывами: «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда»2.

Эти призывы, несомненно, слышал и Иисус, и, возможно, именно они вдохновили Его отправиться в дальние странствия, о которых Евангелия сохранили едва различимые свидетельства.

Такое свидетельство содержится, в частности, в рассказе о том, как дьявол искушал Иисуса, показывая Ему «все царства мира и славу их»3. Так в иносказательной форме Евангелие сохранило предание о долгих странствиях Христа.

0 странствиях Христа можно судить по тем наставлениям, кото­
рые много лет спустя Он давал Своим ученикам, предупреждая о тех
опасностях, которые ожидали их в языческих городах: «На путь к языч­
никам не ходите и в город Самарянский не входите. А идите наипаче
к погибшим овцам дома Израилева; ходя же проповедуйте, что при­
близилось Царство Небесное»4.

Следуя Его примеру, Его ученики должны были зарабатывать на хлеб своим трудом: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поя-сы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания»5.

И, продолжая, советовал: «В какой бы город или селение ни во­шли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему.

1 В 63 г. до н.э.

2 Псалтырь. Псалом 104. Стих 4.

3 Евангелие от Матфея. Глава 4. Стих 8.

4 Там же. Глава 10. Стихи 5–7.

5 Там же. Глава 10. Стихи 9–10.
126


Глава первая. Основы христианской традиции права

И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и по­слушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, оттрясите прах от ног ваших»1.

Догадка о долгих странствиях Христа подтверждается рядом других свидетельств Евангелия. Так, когда Он вернулся в Наза­рет, многие Его не узнавали и растерянно спрашивали друг друга: не это ли сын Иосифа и Марии, не Его ли братья и сестры живут среди них2.

Такая реакция могла быть вызвана только одним: Иисуса не было в Галилее многие годы. Неслучайно Евангелия полностью пропускают восемнадцатилетний период жизни Христа (с 12 до 30 лет).

Отметим также в этой связи, что дома Его удерживало немногое. Много лет спустя Он утверждал: «Враги человеку – домашние его»3. И с горечью добавлял: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем»4.

Можно только догадываться о том, где проходили дороги Его стран­ствий. Возможно, Он был в Кумране, где обосновалась одна из ессей-ских общин. К такому выводу склоняются многие ученые, сравнивая найденные там свитки Мертвого моря с теми заповедями Иисуса, которые сохранили Евангелия5.

В частности, обращают внимание на то, что кумранские ессеи на­зывали себя «сынами света» и «общиной нищих». Они призывали к ду­ховному покаянию, избавлению от собственности, созданию новой общности верующих людей, основанной на началах всеобщего труда, равенства и справедливости. Как и многие, они верили в пришествие Мессии. В этой вере, как отмечал И.Д. Амусин, выражалась не только религиозно-мифологическая идея, но и глубокая жажда перемен, мечта о переустройстве мира. Вместе с тем она была «свидетельст­вом отчаяния, вызванного сознанием невозможности только своими силами искоренить зло и социальную несправедливость на земле»6.

1 Евангелие от Матфея. Глава 10. Стихи 11–14.

2 Там же. Глава 13. Стихи 55–56.

3 Там же. Глава 10. Стих 36.

4 Там же. Глава 13. Стих 57.

5 См.: Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983; Свенцицкая И.С. Указ. соч.
С. 50–56.

6 Амусин И.Д. Указ. соч. С. 162.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Это отчаяние и стало причиной их ухода из мира и самоизоляции в пустынном крае Мертвого моря.

Впрочем, очевидно также то, что Иисус отверг избранный ими путь. Неслучайно, как отмечала И.С. Свенцицкая, отдельные места Евангелий «звучат как прямая полемика с кумранскими правилами»1. «Для того ли приносится свеча, – говорил Иисус, – чтобы поставить ее под сосуд или под кровать…»2 «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы»3.

Дальнейшие пути Его странствий теряются в глубине веков. Можно предположить, что в поисках Царства Божия Он побывал во многих странах Востока, ставших со времени ассирийского пленения местом рассеяния потомков Авраама.

Эту версию косвенно подтверждают некоторые свидетельства Евангелия. Так, в Евангелии от Матфея рассказано о бегстве Иисуса из Иерусалима «в страны Тирские и Сидонские»4, вероятно, уже зна­комые Ему по предыдущим странствиям. Отметим также, что в миро­воззрении Христа прослеживается в основном влияние религиозных и эзотерических учений Востока, а не философских школ эллинского мира.

В странствия Он отправлялся вместе с паломниками, которые приходили в Иерусалим из самых отдаленных стран и для защиты которых во времена Ирода Великого были построены крепости вдоль караванных путей5.

Они шли через пустыни и горы, останавливаясь в тех городах и се­лениях, где жили единоверцы. Там можно было найти помощь, узнать новости, совершить религиозные обряды.

Средоточием жизни иудейских общин были синагоги – молитвен­ные дома, где собирались для чтения проповедей, религиозных споров, обсуждения житейских проблем. По словам Э. Реннана, они были «небольшими обособленными мирами, которые сохраняли не только национальный дух, но и свободу, поскольку каждому предоставлялась возможность быть чтецом и толкователем священных текстов»6.

1 Свенцицкая И.С. Указ. соч. С. 55.

2 Евангелие от Марка. Глава 4. Стих 21.

3 Евангелие от Матфея. Глава 5. Стих 14.

4 Там же. Глава 15. Стих 21.

5 Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 254.

6 Ренан Э. Жизнь Иисуса. С. 132–133.
128


Глава первая. Основы христианской традиции права

Возможно, в одной из таких синагог Иисус и прочитал Свою первую проповедь. В дальнейшем их было много. В них Он отта­чивал искусство слова, умение отражать яростные нападки оппо­нентов.

А их было много. Неслучайно, вернувшись в Галилею, Иисус призывал:

«Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных оде­ждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в сина­гогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся»1.

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей оде­жде, а внутри суть волки хищные»2.

С особой страстью он призывал беречься «закваски фарисейской», которая порождала лицемерие3, меняла нравственные устои общества, лишала надежды на Царство Небесное.

Обвиняя фарисеев, Он утверждал: они «затворили Царство Небес-ное»4; они извратили суть закона, забыв важнейшее – «суд, милость и веру»5. В их учении были сохранены только внешние обряды и це­ремонии. Да и они сохранялись в основном для того, чтобы скрыть царившее в мире зло. По образному сравнению Иисуса, фарисеи «очищали внешность чащи и блюда», между тем как внутри они были «полны хищения и неправды»6.

Столь же беспощадным Иисус был по отношению к законникам, которые налагали на людей «бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагивались до них», которые взяли «ключ разу­мения», но сами не вошли в Царство Небесное и воспрепятствовали тем, кто хотел в него войти7.

В странствиях Иисус не нашел Царство Божие. Везде, где бы Он ни был, в больших и малых городах, царствах с разными рели­гиями и законами, Он видел одно и то же: угнетение, бесправие и нищету.

1 Евангелие от Луки. Глава 20. Стихи 46–47.

2 Евангелие от Матфея. Глава 7. Стих 15.

3 Евангелие от Луки. Глава 12. Стих 1.

4 Евангелие от Матфея. Глава 23. Стих 13.

5 Там же. Глава 23. Стих 23.

6 Там же. Глава 23. Стих 25.

7 Евангелие от Луки. Глава 11. Стихи 46, 52.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

И так было везде, что подтверждали встречавшиеся на Его пути купцы, ремесленники, рабы из самых отдаленных уголков земли.

И чем больше Он видел земных царств, тем сильнее становилось желание изменить этот мир, начав с малого – с «горчичного зерна», которое Он должен был посадить в Иудее, чтобы из него выросло но­вое древо жизни, под ветвями которого могли бы укрыться небесные птицы и те, кто живет на земле1.

Там будет созидаться Его земное Царство. Вряд ли Он отчетливо представлял, каким оно будет. Этот образ сложился позднее, на берегах Галилейского моря, и впоследствии постоянно менялся, наполняясь новыми звуками и красками.

Но уже тогда, в годы странствий, Он хорошо знал то древо зла, которое предстояло срубить и бросить в огонь2, чтобы изгнать «князя мира сего»3, а вместе с ним всех князей народов и вельмож, которые убивали, отдавали на распятие, били в синагогах и гнали из города в город тех «пророков, и мудрых, и книжников», которых посылал к ним Господь4.

Впрочем, зло распространилось повсеместно – среди богатых и бедных, мужчин и женщин, юных и старых. Из их сердец исходили «злые помыслы»; они совершали все мыслимые и немыслимые пре­ступления: «убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесви­детельства, хуления»5.

Он вернулся в Иудею, когда Ему было около 30 лет6. В то время народ жил в ожидании7 Мессии, чье пришествие возвестил Иоанн Креститель. Новый пророк призывал иудеев «вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения»8 – обряда «кре­щения покаяния для прощения грехов»9. Этот обряд Иоанн совер-


 
также: Евангелие от Луки. Гла-

Евангелие от Матфея. Глава 13. Стихи 31–32; см.

ва 13. Стих 19; Евангелие от Марка. Глава 4. Стих 31

2 Там же. Глава 7. Стихи 18–19.

3 То есть сатану, см.: Евангелие от Иоанна. Глава 12. Стих 31.

4 Евангелие от Матфея. Глава 23. Стихи 34–35.

5 Там же. Глава 15. Стих 19.

6 Евангелие от Луки. Глава 3. Стих 23.

7 Там же. Стих 15.

8 Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 318.

9 Евангелие от Луки. Глава 3. Стих 3.
130


Глава первая. Основы христианской традиции права

шал в Иордане, привлекая многие тысячи людей, которые приходили к нему с надеждой на спасение и с верой в то, что он проложит путь Господу, сделав его прямым1.

Такое же крещение принял и Иисус, и тогда, как повествует Еван­гелие, «Дух Святый нисшел на Него»2.

Некоторое время Иисус жил в общине Иоанна Крестителя. А потом стал сам проповедовать, что вызвало недовольство некоторых учеников Иоанна3. Впрочем, соперничество продолжалось недолго. Своими страстными обличениями Иоанн Креститель навлек гнев Ирода Ан-типы, был заключен в тюрьму и вскоре казнен.

Ученики Иоанна рассеялись. Ушел и Иисус. Он «удалился в Гали-лею»4, вернувшись после долгих скитаний домой.

Об этих днях Евангелия рассказывают немногое, сохранив предание только об одном событии: «И пришел в Назарет, где был воспитан5, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне бла­гоприятное». И закрыв книгу и отдав ее служителю, сел, и глаза всех в синагоге были устремлены на Него, и Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами…»»6

Началась мессианская деятельность Иисуса, которую оборвет три года спустя мученическая смерть на кресте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...