Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В случае нарушений условий договора




 

Согласно ст. 803 ГК Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение экспедитором прописанных в договоре обязанностей он несет ответственность перед клиентом по общим правилам, установленным главой 25 ГК Российской Федерации. То есть общим основанием ответственности является не вина экспедитора, а обычный предпринимательский риск. Однако есть и исключения из этого правила: если экспедитор сумеет доказать, что нарушение вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, то размер и основания его ответственности будут определяться правилами, предусмотренными действующим законодательством.

Что это означает на практике? Что ответственность за невыполнение обязательств по перевозке всегда носит ограниченный характер. Конечно, вы сможет взыскать прямой ущерб, причиненный повреждением либо гибелью груза, но вот никак не упущенную выгоду.

В некоторых ситуациях, например, за невыполнение заявки грузоотправителя перевозчик уплачивает лишь исключительно неустойку (штраф), но не возмещает убытки. Кроме того, уставы и правила всех отраслей транспорта предусматривают достаточно большое число случаев, при которых перевозчик освобождается от ответственности. Для клиента это, безусловно, отрицательная сторона договора транспортной экспедиции.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» содержит расширенный и более подробный перечень оснований ответственности экспедитора перед клиентом. Так, за утрату (если груз не выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки), недостачу или повреждение груза после его принятия экспедитор обязан возместить клиенту реальный ущерб, если не докажет, что произошло это вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить.

Ущерб в зависимости от условий договора возмещается в размере объявленной или действительной стоимости груза. Действительная стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца. При ее отсутствии стоимость считается по средней цене на аналогичный товар.

Отдельным пунктом можно предусмотреть возврат экспедитором уплаченного клиентом вознаграждения.

Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного ранее вознаграждения экспедитор также обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением груза, произошедшими по его вине.

Из ст. 9 Закона можно узнать, что экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Законодательно предусмотрено ограничение ответственности экспедитора при осуществлении им международных перевозок, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение груза явились результатом действия непреодолимой силы, случая или что его неосторожность была легкой, а не грубой.

Чтобы упростить порядок возмещения убытков, причиненных клиенту экспедитором, можно использовать механизм страхования экспедируемых грузов. В таком случае после выплаты возмещения клиенту страховая компания в порядке регресса предъявит иск экспедитору и возьмет все судебные хлопоты на себя. Но и экспедитор имеет возможность застраховать свои риски, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности.

Клиент также несет ответственность перед экспедитором, перечень оснований которой хоть и ограничен, но зафиксирован в Законе и не может изменяться договором. Таковыми основаниями могут послужить:

Ø причинение убытков экспедитору в связи с неисполнением обязанностей по предоставлению информации; например, вполне уместно требовать возмещения в полном объеме убытков, понесенных экспедитором в связи с отсутствием информации об опасных свойствах груза;

Ø необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором; в этом случае уплачивается штраф в размере 10% этих расходов;

Ø несвоевременная уплата вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов. При этом взыскивается неустойка в размере 0,1% суммы вознаграждения и расходов экспедитора за каждый день просрочки (но неустойка не может быть больше указанной суммы вознаграждения).

В случае одностороннего отказа от исполнения договора виновная сторона обязана возместить другой стороне вызванные отказом убытки и уплатить штраф в размере 10% суммы понесенных ею затрат.

Что касается процессуального оформления требований, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договора транспортной экспедиции, следует обращать внимание на следующие моменты:

Ø для коммерческих организаций и предпринимателей Закон предусматривает обязательную досудебную процедуру урегулирования – предъявление претензий к экспедитору в письменной форме, которая должна быть рассмотрена в течение 30 дней с момента ее получения;

Ø срок исковой давности для таких требований составляет один год.

Приведем рекомендации составления договора транспортной экспедиции:

Ø зафиксируйте конкретный перечень услуг, которые вы хотите получить от экспедитора: чем подробнее вы опишите их в договоре, тем меньше впоследствии возникнет разночтений и взаимных претензий (Что должно входить в обязанности экспедитора? Как распределяются обязанности между ним и клиентом? Кто оформляет таможенные и иные документы? От чьего имени экспедитор будет заключать договоры с перевозчиками и другими организациями?);

Ø продумайте и четко опишите в договоре или приложениях к нему маршрут передвижения;

Ø опишите характеристики груза и его свойства, а также соберите информацию, которая потребуется экспедитору для выполнения его обязательств (значение условия определяется тем, что отказ в предоставлении такой информации либо ее нехватка не позволит экспедитору приступить к исполнению своих обязанностей, а это в свою очередь грозит срывами сроков доставки);

Ø определите сроки разгрузки; поскольку местом назначения доставки, как правило, является некий склад, работающий по определенному графику с утвержденными временными нормативами разгрузки прибывшего транспортного средства, то нарушение экспедитором оговоренных сроков, в которые он должен предоставить транспортное средство к разгрузке, неминуемо приведет к простою и претензиям со стороны клиента (часто случаются и обратные ситуации, когда автомобили экспедитора простаивают по вине грузополучателя, тогда транспортная компания предъявляет грузоотправителю претензии с требованием оплатить время простоя, а грузоотправитель в свою очередь вынужден перевыставлять претензии получателю);

Ø распланируйте сроки и порядок уплаты вознаграждения экспедитору (размер суммы расходов экспедитора, подлежащей возмещению клиентом, а также уточнение, какая из сторон и каким образом будет оплачивать перевозочные тарифы и другие необходимые платежи, обязательно должны содержаться в договоре экспедирования, чтобы максимально оградить клиента от излишних расходов);

Ø удостоверьтесь в наличии лицензии у экспедитора на определенный вид работ;

Ø укажите как можно больше контактных данных (принятие оперативных решений может помочь избежать проблем и минимизировать убытки).

Положения по предъявлению требований и исков при международных смешанных перевозках грузов приведены в табл.

Таблица

Положения предъявления требований и исков

Порядок предъявления требований и исков Примечание
Уведомление об утрате, повреждении или задержке груза (Ст. 24)
1. Уведомление об утрате или повреждении груза[63] должно быть сделано в письменной форме грузополучателем оператору: Ø не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи груза грузополучателю (при конкретной утрате или повреждении груза); Ø не позднее 6 календарных дней после дня выдачи груза грузополучателю (если утрата или повреждение груза не являются очевидными). 2. Отсутствие уведомления об утрате или повреждении груза при сдаче груза является доказательством prima facie того, что оператор не несет ущерба. 3. Если уведомление о конкретной утрате или повреждении груза по вине грузоотправителя, его служащих или агентов не сделано в письменной форме оператором грузоотправителю не позднее 90 календарных дней после возникновения утраты или повреждения, отсутствие уведомления является доказательством prima facie того, что оператор не понес никакого ущерба или убытков 4. Компенсация не выплачивается за ущерб, вызванный задержкой в доставке[64], если уведомление в письменной форме не было сделано оператору в течение 60 календарных дней после дня, когда груз был выдан грузополучателю 1. Если состояние груза при его выдаче грузополучателю было предметом совместного осмотра или проверки сторонами или их уполномоченными представителями в месте выдачи, уведомление в отношении утраты или повреждения, установленных при осмотре или проверке, не требуется. 2. В случае какой-либо фактической или предполагаемой утраты или повреждения оператор и грузополучатель предоставляют друг другу все разумные возможности для проверки состояния и количества груза. 3. Если любой из сроков уведомления заканчивается в день, который не является рабочим днем в месте выдачи груза, срок продлевается до следующего рабочего дня.
Исковая давность (Ст. 25)
1. Любой иск погашается давностью, если судебное или арбитражное разбирательство не было начато в течение 2 лет, однако, если уведомление не было сделано в течение 6 месяцев после дня выдачи груза или, если груз не был выдан, после дня, когда он должен был быть выдан, исковая давность погашается по истечении этого срока. 2. При условии, что другая применимая международная конвенция не содержит иных положений, регрессный иск о возмещении ущерба может быть предъявлен любым лицом, признанным ответственным на основании Конвенции, даже по истечении срока исковой давности, если он предъявляется в пределах срока, предоставленного согласно праву государства, в котором начато разбирательство; этот срок должен составлять не менее 90 дней, начиная со дня, когда лицо, предъявляющее такой иск о возмещении ущерба, удовлетворило претензию или получило уведомление о возбуждении процесса против него самого. 1. Срок исковой давности начинается в день, следующий за днем, когда оператор выдал груз или часть груза, а в случае, если груз не был выдан, - в день, следующий за последним днем, когда груз должен был быть выдан. 2. Лицо, которому предъявлено требование, может в любое время в течение срока исковой давности продлить срок путем другого заявления или заявлений, сделанных в письменной форме заявителю требования.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...