Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Появление рыцарских орденов




Хронология

• 1118 год — первые упоминания о братстве рыцарей, которое позже станет орденом тамплиеров

• 1120 год — братство получает в качестве резиденции часть мечети аль-Акса, которую считали Храмом Соломона

• 1128 год — церковный собор в Труа принимает официальный устав Ордена, Орден получает различные владения во Франции

• 1129 год — братство получает первые владения в Европе —от королевы Тересы Португальской

• 1134 год — смерть Альфонсо, короля Арагонского, завещавшего свое королевство трем орденам: тамплиеров, госпитальеров и ордену Гроба Господня

• 1135 год — первые свидетельства о финансовой деятельности Ордена

• 1137 год — Орден получает первые владения в Англии от королевы Матильды

• 1139 год — первая папская булла, дарующая привилегии храмовникам

• 1165 год — тамплиеры становятся финансовыми советниками французского двора

• 1170 год — тамплиеры получают первые владения в Германии

• 1187 год — битва при Хаттине, войско Ордена полностью уничтожено. Саладин захватывает Иерусалим

• 1191 год — тамплиеры обосновываются в новой штаб-квартире в Акре

• 1204 год — тамплиеры становятся казначеями французского королевства

• 1204 год — захват крестоносцами Константинополя. Орден получает различные владения в Греции

• 1248—1254 годы — крестовый поход французского короля Людовика IX Святого в Тунис. Почти все тамплиеры, принимавшие в нем участие, погибли

• 1291 год — падение Акры. Тамплиеры теряют свой последний оплот в Святой Земле

• 1307 год — большой «тамплиерский погром» во Франции и начало процесса над Орденом

• 1312 год — папа распускает Орден

• 1314 год — суд над высшими сановниками Ордена

Замок Томар в Португалии после уничтожения ордена храмовников стал штаб-квартирой его преемника — ордена Иисуса

 

ПОЯВЛЕНИЕ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ

 

Решением вышеуказанных военных проблем должно было стать создание рыцарских орденов. Это не означает, что идея их создания появилась так поздно (в XII в.). Рубеж XI и XII вв. стал временем поисков новых форм служения Богу. Многие рыцари хотели служить Богу, однако они слишком сильно привыкли к оружию, чтобы заменить его монашескими одеждами. Им легче было рисковать жизнью, защищая Святое Евангелие, чем решиться на монастырскую аскезу. Крестовые походы и особенно создание рыцарских орденов давали им идеальную возможность удовлетворения своих духовных потребностей. Папа Урбан II, организатор I Крестового похода в 1096 г., сам происходил из рыцарской семьи и знал рыцарские потребности. Он знал, как разбудить их религиозность2. Его слова: "...обращаюсь с покорной просьбой, не я, а сам Бог, чтобы вы, провозглашающие Христа, помогли восточным христианам и изгнали из границ христианского мира этих подлых людей (турок - прим. автора). Я говорю это присутствующим, поручаю рассказать это отсутствующим. Ведь так заповедал Христос3," - встретили теплый прием. В Святую Землю поспешили десятки тысяч рыцарей.

На месте рыцари полностью отдавали себя "военному ремеслу". Многие потом оставались на добытых территориях. Некоторые и дальше хотели служить Богу оружием, а не плугом.

После успеха I Крестового похода (1099) и создания Иерусалимского королевства, а также его ленных территорий в Святую Землю из Западной Европы стали прибывать большие группы паломников. Однако быстро выяснилось, что малочисленные крестоносцы, занятые строительством замков, не могут защитить растущего числа паломников от нападений мусульман из соседних египетских и турецких эмиратов. Ответом латинского мира на этот вызов стало создание рыцарских орденов. В 1119 г. мало известный рыцарь Хуго де Пейнс из Шампани вместе со своим другом Готфридом де Сент-Омером создали Рыцарское Братство.

Состоящее вначале всего из восьми рыцарей, Братство охраняло паломников на участке дороги от Иерусалима до Яффы. Для своей деятельности они получили разрешение короля Балдуина II и благословение латинского Патриарха Иерусалима. К этой группе рыцарей вскоре присоединились другие. Братство росло. Патрулируя дороги, много путешествуя по стране, вступая в постоянные стычки с местными жителями, они становились опытными воинами. Рыцари Братств хорошо знали местность и тактику противника. Властители Иерусалима, таким образом, рассчитывали, что им удастся очень дешево получить отборные, хорошо обученные отряды, которые в случае необходимости смогут возглавить феодальное ополчение. Поэтому они способствовали развитию Братства Тамплиеров и других близких к нему организаций. Слава их быстро дошла до Европы, что способствовало притоку новых кандидатов в Рыцарское Братство. Уже всего один шаг отделял их от превращения в рыцарские ордена, для которых борьба с неверными отодвигает в тень все другие цели.

Братья орденов были профессиональными рыцарями. Обеты полного послушания делали их армию гораздо более эффективной, чем плохо организованные армии крестовых походов или ополчение феодальных вассалов Иерусалима. Уже в XIII в. орден мог выставить 600 рыцарей, столько же, сколько все вассалы Иерусалимского королевства. Рыцари орденов не были лично заинтересованы в военной добыче, поскольку вся она переходила в собственность ордена. Поэтому они не ломали рядов в сражениях, чтобы захватить трофеи. Они скорее были союзниками сражающихся христиан, а не участниками войны. Однако за пределами христианских территорий на рыцарей орденов нельзя было рассчитывать (во всяком случае, такое положение существовало в первый период истории орденов крестоносцев).

Эти рыцари чувствовали призвание для обороны, а не для внешней агрессии и политических переговоров. Очевидно, многое зависело от конкретных ситуаций. Бывало, что в случае отсутствия феодальных вассалов, им приходилось вести переговоры с мусульманами и вступать в сражения далеко от родного замка.

Военное значение рыцарских орденов не означает, что такой вид "службы Богу" встречал полное понимание. Очень часто обитатели традиционных монастырей утверждали, что молитвенная жизнь стоит на более высоком уровне, чем рыцарская служба. Защитники другой точки зрения пробовали объяснить, что готовность отдать собственную жизнь за братьев-христиан в далекой Палестине является выражением милосердия и настоящей христианской любви. В ответ им приводились слова Спасителя о том, что на зло необходимо отвечать добром и терпением, не противясь злу силой (см. Мф. 5, 39). В борьбу с противниками крестовых походов включился великий святой Римско-католической Церкви Бернар Клервосский (De laude novae militiae)4.

Как было выше сказано, властелины государств крестоносцев видели в рыцарских орденах орудия расширения и сохранения своей территорий. Другие планы по использованию рыцарских братств, а позже орденов, имелись у латинского Патриарха Иерусалима. Он полагал, что с помощью новых организаций крестоносцев ему удастся превратить Иерусалимское королевство в церковное государство, управляемое не королем, а Патриархом, как наместником Папы. Этой цели должно было послужить выведение орденов из-под местной светской и церковной власти. Ордена были призваны перенести на

Восток практику крещения огнем и мечом, часто используемую в Европе. Рыцари в монашеских рясах должны были сначала разгромить неверных, а затем склонить их к принятию христианства. Этими двумя способами - борьбой и миссией - новые земли перешли бы под власть орденов, непосредственное руководство которыми - от имени Папы - хотел получить Патриарх Иерусалима.

В этих проектах король и Патриарх не учли двух важных аспектов. Они не приняли в расчет амбиций самих орденов, которые хотели быть самостоятельной силой, проводящей собственную политику. Они ошиблись также в отношении планов римской курии, которая хотела видеть в рыцарских орденах штурмовые отряды Папства, а не армию владетеля или Патриарха Иерусалима. Папство, которое на стыке XII и XIII вв. включилось в споры с Германской Империей из-за своей роли и господства в Европе, могло видеть в орденах крестоносцев свои вооруженные руки, представляющие Римские интересы при европейских дворах. Тут, разумеется, надо уточнить, что подобные намерения проявились уже тогда, когда ордена начали свое существование.

Будущее показало, что развитие рыцарских орденов пошло не теми путями, на которые рассчитывали король и Патриарх.

Ведение войн и заболевания неизвестными в Европе болезнями создало потребность организации госпиталей, как для рыцарей, так и для паломников. В первой половине XI в. (ок. 1048) во время развития торговых связей между итальянскими городскими республиками и Левантом купцы из итальянского города Амальфи построили в Иерусалиме с согласия тамошнего мусульманского правителя госпиталь и хоспис. Они были названы в честь свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского. Послушание там несла группа монахов-бенедек-тинцев. С 1063 г. они поселились в здании, построенном бывшими купцами из Амальфи, которое одновременно служило и гостиницей для западных паломников. Рядом располагался храм для странников и три другие церкви Санта-Мария-Латине, Санта Мария де ла Гранде (с женским монастырем) и св. Иоанна Крестителя. Роль госпиталя возросла после того, как в результате захвата Палестины (после I Крестового похода) значительно усилилось движение пилигримов.

Рыцари-крестоносцы поддерживали госпиталь пожертвованиями. Часть из них решила вступить в организацию, занимающуюся заботой о госпитале. Уже тогда появилось его новое название Братьев Госпитальеров, а в роли покровителя организации малоизвестный свт. Иоанн Александрийский был заменен св. Иоанном Крестителем (поэтому и члены братства стали называться иоаннитами). Однако уже вскоре изменился профиль деятельности этой организации. Под влиянием тамплиеров оно стало независимым рыцарским братством, предназначенным для лечения и защиты паломников на Святой Земле. Булла Римского Папы Пасхалия II от 1113 г., устанавливающая правила для этого ордена, освободила иоаннитов от всякой зависимости от церковных и светских властей, за исключением самого Папы. В 1136 г. братство под руководством Раймонда дю Пюи окончательно приняло военный характер.

Подобным же образом только чуть позже были созданы и другие госпитальные ордена, к примеру, Орден Госпиталя Пресвятой Девы Марии Германского Дома в Иерусалиме, названный позже Орденом Крестоносцев или Тевтонцев.

Очень специфическое послушание несло Госпитальное Братство святого Лазаря. Оно было основано во время I Крестового похода в 1098 г. Жераром де Мартигом. В соответствии с жизненным крестом судьбой - своего покровителя (Лазаря из притчи Христа - Лк. 16, 19-31) члены братства ухаживали за прокаженными. Сначала деятельность братства охватывала только Ближний Восток, но позже распространилась и на Европу. Основывались приюты, больницы, хосписы. В организационном плане в течение первых 20 лет это братство являлось частью ордена иоаннитов, в качестве их "инфекционного отдела". Выделение в самостоятельное братство произошло в 1120 г. Боянд Роджер стал называться Магистром Госпитальеров св. Лазаря. Но это еще не был рыцарский орден, а всего лишь братство. Со временем из-за нападений неверных возникла необходимость окружения его вооруженной охраной. Однако трудно было найти рыцарей, желающих служить при больницах для прокаженных. Поэтому рыцарей других орденов, больных проказой, стали посылать в больницы св. Лазаря. И там из них создавалась охрана. У большинства болезнь развивалась очень медленно. Эти воины стали учить монастырскую оратию искусству военных наук, что и стало причиной превращения госпитального братства в рыцарский орден. У рыцарей, ждущих медленной смерти от болезни, смерть с оружием в руках на поле боя при защите веры и безоружных больных не вызывала никакого страха. Напротив, к ней относились, как к проявлению Божественного Милосердия.

Был еще один момент, о котором мы не должны забывать, говоря о феномене рыцарских орденов. На переломе XII и XIII вв. в Западной Европе стали происходить общественные перемены. Развитие феодализма поставило под вопрос будущее мелкого рыцарства. С одной стороны, росло благосостояние крупных землевладельцев, с другой стороны расширялось число зависимых крестьян. Магнаты стремились завладеть землями мелкого дворянства и деклассировать его. Очевидно, что этот процесс не мог наступить внезапно и длился в течение десятилетий. Тысячи мелких дворян и обнищавших аристократов были вынуждены искать пути спасения от деклассирования.

Одним из таких способов и было вступление в рыцарский орден. На это указывает социальный состав членов Ордена Крестоносцев. Можно достоверно проследить судьбу 105 из 340 монахов, бывших в ордене в XIII в. Из них 9 происходило из графских семей, 11 - из дворянских, 18 из группы так называемых государственных министериалов5 - чиновников, 56 из графских министериалов, 11 монахов происходило из мещанских семей. Из этого следует, что почти 80 % происходило из сословия чиновников, при чем некоторые члены их семей занимали места в городских советах.

Определенное значение при создании рыцарских орденов имел тот факт, что вступление людей в эти ордена спасало их от превратностей мирской жизни. Каждый крестоносец решением Папы Урбана И6 на время крестового похода был освобожден от обязательств в отношении государства, судебной ответственности за совершенные преступления, а оплата его долгов была отложена. Вступление в рыцарские ордена для многих являлось единственной возможностью избежать наказания. Это, однако, касалось только первого периода существования орденов, когда перед ними остро стояла проблема привлечения новых членов. Очень скоро большинство орденов стало очень строго отбирать вступающих.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...