Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация рыцарских орденов и их правила




 

Во главе ордена стоял Великий Магистр (Мастер). Его правление было выборным и обычно пожизненным, хотя бывали случаи свержения и даже убийств Великих Магистров. Магистр принимал решения по всем текущим делам ордена. Однако, его власть не была неограниченной. Он подчинялся Генеральной Капитуле7, которая собиралась в штаб квартире ордена обычно один раз в год по предложению Великого Магистра и определяла политику ордена на ближайшее время8. В компетенцию Капитулы входили также выборы Магистра9. Папа и короли государств крестоносцев очень редко вмешивались в эти выборы. С XV в., однако, начинается практика передачи этой должности своим протеже.

Ближайшими соратниками Великого Магистра являлись:

1. Великий Комтур - заместитель Великого Магистра и административно-экономический руководитель ордена

2. Сенешаль - занимался военными вопросами, вооружением и строительством крепостей

3. Великий Госпитальер - отвечал за благотворительную деятельность ордена, санитарные и медицинские вопросы

4. Великий Ризничий - отвечавший за одежду и частично за военную форму

5. Великий Казначей - отвечал за финансы и сокровища ордена.

Вместе с Великим Магистром они образовывали своего рода "управляющий совет", но контролировали не все стороны жизни ордена.

Помимо главного орденского центра в провинциях создавались так называемые баливаты. Ими управляли Национальные комтуры или магистры провинций (приоры). Уставы крестоносцев упоминают семь национальных комтуров - Германии, Пруссии, Инфлантов, Австрии, Апулии, Романии (Греции) и Армении. Со временем это разделение переменилось. Немецкими и частью не немецких бали-ватов правил Магистр Германии. Существовал также особенный статус Магистра Пруссии (с XIV в. он был объединен с титулом Великого Магистра) и магистра Инфлант. Провинции были обязаны перечислять на нужды центрального ордена одну третью часть своих доходов.

Баливаты подразделялись на меньшие части, называемые комтуриями (командориями), которыми управляли комтуры. Их резиденции располагались в монастырях или в замках и подчинялись непосредственно Великому Магистру. В Пруссии и в Инфлантах комтур одновременно был административным и военным главой округа. Ему подчинялись конвенты, в которые входили братья-рыцари. Обычно их - рыцарей - было 12, по количеству апостолов (максимальное число членов конвента равнялось 15). Во главе конвента стоял назначав­шийся комтуром командор.

Почти неограниченной властью обладал орган советников - Капитул Конвента. Обычно он собирался раз в неделю, иногда реже. Помимо рыцарских конвентов существовали, хотя и в меньшем числе, конвенты, в которые входили исключительно священники (братья, посвященные в сан священства) и монахи. В большинстве случаев их комтуром являлся светский рыцарь.

Резиденция Великого Магистра и его правительства в первый период существования рыцарских орденов размещалась в Святой Земле. Между тем владения в большей мере располагались на западе Европы. Это обстоятельство побудило ордена создать институт монахов-инспекторов. Назначаемые Великим Магистром на строго определенную территорию, они осуществляли управление экономикой европейских конвентов и наблюдали за их внутренним состоянием. В их задачу входило также противодействовать сепаратистским устремлениям отдельных конвентов, в которых большинство составляли представители одной национальности.

Связь с отдаленными конвентами была постоянной проблемой центральных властей. Поэтому для урегулирования текущих вопросов, таких как назначение и смещение руководящих лиц орденов, оплата счетов, разрешение споров, вынесение судебных решений орденских судов и т. д., использовались капитулы разных уровней. В личном составе орден состоял из рыцарей, священников и братьев-послушников.

Рыцари занимали в орденах господствующие позиции. Из них набирались высшие должностные лица и руководство орденов. Главный упор делался на их военную деятельность. Со временем рыцарей стали освобождать от многих обязанностей - в частности от молитвы, поста и аскезы для того, чтобы они полностью могли посвятить себя упражнениям, административной деятельности и сражениям. В первый век существования орденов рыцари часто были неграмотными и должны были выучить лишь молитву "Отче наш". На запоминание этой молитвы давался год, и знание ее становилось обязательным условием пребывания рыцаря в ордене.

Рыцари преобладали и численно. В каждом конвенте их должно было быть по крайней мере двенадцать, а священников - максимально шесть, причем в их число включались и представители церковного обслуживающего персонала. Каждый рыцарь за счет ордена получал полное вооружение, несколько коней (обычно трех, иногда четырех) и оруженосца10. После принятия в орден рыцарь терял свою самостоятельность, в частности, рыцари теряли право использовать свой герб и печать, ставить на своих могилах памятники (с XV в. эти принципы начинают нарушаться в большинстве орденов, за исключением Ордена Крестоносцев). Оружие членов ордена должно было быть практичным и лишенным всяких изысканных украшений. Если рыцарь прибывал со своей амуницией, то золотые украшения на его доспехах или оружии должны были быть закрашены. У рыцарей (до XV в.) также не было отдельных комнат: они жили по несколько человек и не имели права обладать имуществом. Рыцарь, вступающий в орден, принимал обет безбрачия и отказывался от светской жизни с ее удовольствиями". Запрещалось также участие в турнирах и в охотах, считавшихся проявлениями рыцарского высокомерия.

По мере роста влияния орденов с XIV в. стало повсеместной практикой проверять действительность благородного происхождения кандидатов на вступление, поскольку многие мещане и представители бедного крестьянства стремились службой в орденах добиться социального продвижения и власти (в ордене человек неблагородного происхождения мог вступить только в ряды братьев-послушников и там зарабатывать свое право на дворянство)12.

Отказывали в приеме в ордена тем рыцарям, которые могли причинить ордену неприятности, например, принести в орден вслед за собой долги. Анализ существующих данных показывает, что ордена не стремились любой ценой увеличить численность своих рыцарей. В последние десять лет своего существования Орден Тамплиеров насчитывал около пяти тысяч членов и только около двух тысяч из них являлись рыцарями. При приеме новых членов обращалось внимание на то, чтобы все они были свободными людьми. Существовали также верхние и нижние возрастные границы. Обычно кандидату не должно было быть меньше 20 лет. Правда, иногда в ордена принимали даже 10-летних мальчишек.

При приеме в орден моральное состояние кандидата в расчет не принималось. По праву, дарованному Папой Гонорием II, крестоносцы могли принимать в свои ряды даже явных преступников. Таким образом, кто хотел избежать наказания за свои преступления, находил защиту в рядах ордена.

Священники появились в орденах довольно поздно. В начале они только приходили в орден для исполнения религиозного служения. Позже они стали постоянно проживать в резиденциях орденов, хотя не имели никакого влияния на устройство и на управление орденами. Перед каждым сражением они исповедывали рыцарей и совершали таинство Евхаристии. Священнослужители также окормляли больницы и хосписы орденов и помогали ухаживать за больными.

Кроме выше приведенных монашеских групп в составе рыцарских орденов мы можем увидеть:

- сестер-послушниц - они предназначались для хозяйственной деятельности, работы в хосписах, заботы о больных

- так называемых "туркополиров" - к ним принадлежали те, кто приносил неполные обеты (ремесленники и разного рода специалисты), а также рыцари и богатые феодалы, находящиеся вне монастырских стен, которые лишь временно поддерживали орден и увеличивали его благосостояние (участвовали в крестовых походах, приносили пожертвования и т. д. - для этих групп не были обязательны правила ордена или обеты верности)

- зависимые люди - это были крестьяне с орденских земель, а так же кнехты, работающие в хозяйстве (за службу они получали вознаграждение или только пропитание и жилье)

- рабы, невольники - они составляли собственность ордена и час то к ним относились как к животным, а не как к людям. Часто это были нехристианские военнопленные.

Во всех орденах царила железная дисциплина. За различные проступки карали поркой, голодом и тюремным заключением. Более тяжкие преступления наказывались временным или пожизненным исключением из рядов общества. На практике это означало исключение за рамки тогдашнего общества, а иногда даже деградацию до уровня невольника. Самыми страшными преступлениями считался переход в магометанство, убийство христианина, потеря знамени во время сражения, расхищение имущества ордена. Новопринятым членам также старались внушить чувство почти рабского послушания. К этому приучали кандидатов в орден, которые проходили период испытания в течение нескольких месяцев. Им приказывали выполнять различные поручения, унижающие достоинство рыцаря в тогдашнем понимании. Это была работа на мельницах, выпас скота, кормление и уход за свиньями.

Ордена были совершенно независимы от любых светских и церковных властей на конкретной территории! Тамплиеров, к примеру, не могли проклять или выселить из их жилищ даже по приказу Иерусалимского Патриарха без соответствующего решения Римского Папы. Более того, в отношении епископа Рима ордена пользовались широкой автономией. Он не мог вмешиваться в финансовые вопросы орденов, в их экономическую политику, в выборы Великого Магистра и других высших чиновников (на практике бывало и по-другому). Тамплиеры имели также право без консультаций с Римским Папой изменять и дополнять орденские правила.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...