Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики симптоматического поведения




 

В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них — чаще всего у ребенка. Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных, «застывших» ролевых взаимодействий, отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Носитель симптома называется «идентифицированным пациентом».

Теоретики системного подхода в семейной терапии убеждены в том, что симптом, предъявляемый семьей, представляет собой не что иное, как метафору потребностей семейной системы (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Можно выделить следующие характеристики симптоматического поведения (Борисовская О. Б., 1998; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000; Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003):

• сравнительно сильное влияние на других членов семьи;

• симптом непроизволен и не поддается контролю со стороны идентифицированного пациента;

• симптом закрепляется окружением;

• симптоматическое поведение может быть выгодно другим членам семьи; О симптоматическое поведение «обслуживает» избегание членами семьи других психологических проблем, актуализация которых могла бы быть разрушительной для семейной системы. Тем самым оно выполняет функцию семейного стабилизатора.

Идентифицированный пациент, или носитель симптома, может появиться в семье как при попытке сохранения гомеостаза во время прохождения какой-либо стадии жизненного цикла семьи, так и при переходе с одной стадии на другую. Обращаясь за психологической помощью, семья, как правило, желает избавиться от симптома, но при этом не хочет что-либо существенно менять. В этом случае на месте одного симптома впоследствии может появиться другой, не менее серьезный. Например, супруг перестает пить, но при этом тяжело заболевает ребенок.

 

34. Исследование родительских посланий в возрастно-психологическом консультировании.

35. Работа с ранней травмой в возрастно-психологическом консультировании.

Не любая травма остается в психике надолго и меняет потом психологические конструкты. Только та, что не была прожита должным образом. Из практики мной было замечено, что это происходило в тех случаях, когда:
- ребенок был незащищен, ему не оказали поддержку, он переживал острое чувство незащищенности и бессилия;
- ситуация была явно конфликтной (например, унижает или причиняет вред тот, кто должен защищать и любить) и у ребенка возник эмоциональный и когнитивный диссонанс, который никто не помог ему разрешить;
- ребенок не мог защитить себя сам, не смог проявить, а иногда даже позволить себе почувствовать агрессивные чувства к травмирующему его объекту;
- сработало вытеснение из-за сильной опасности для психики ребенка, либо он может помнить о ситуации, но «пропускать» некоторые эмоции и чувства, которые слишком тяжелы были для проживания в тот момент;
- ребенок, не имея возможности обсудить ситуацию травмы, «сделал выводы» о том, как устроен мир, и неосознанно выстроил защиты от этого мира, сделав его глобально травмирующим.

Если мы имеем дело с только что полученной детской травмой, то соответственно мы работаем с ребенком и, по возможности, его семьей. Нам важно, разговаривая с ребенком на его языке, использовать средства, соответственно возрасту: игрушки, рисование, проигрывание, сказки, поговорить с ребенком о травмирующей ситуации. В возрасте до 10 лет, можно использовать недирективные методы работы с ребенком: организовать ему пространство и возможность проигрывать ситуацию на символическом уровне. В большинстве случаев, дети используют эту возможность, и травма начинает проявлять себя в рисунках, играх, разговорах. Нам остается только быть чуткими и поддерживать его в проявлении чувств и тех процессов, что начинают протекать в нашем кабинете.

«Свежая» травма, как правило, легко выходит на поверхность, как только ребенок начинает чувствовать доверие, принятие его терапевтом и безопасность. Важно акцентировать внимание на том, какие чувства ребенок избегает проживать, каким он воспринимает мир, и как оценивает свое участие в травмирующей ситуации, а также действия тех, кто причинил ему вред.

36. Шестиуровневая модель работы с проблемой.

37. Анализ проблем с внешним социальным окружением и семейной системы в шестиуровневой модели.

При изучении семьи и её проблем используют шестиуровневую модель диагностики семейной системы:
Уровень 1. Проблемы с внешним социальным окружением.
Этот уровень рассматривает проблемы семьи в контексте социальных связей (занятия в школе, работа членов семьи, жилищные условия, доходы, отношения с друзьями, соседями и т.д.) Это область социальной работы.
Уровень 2. Проблемы в семейной системе.
На этом уровне рассматриваются проблемы семьи как естественной группы. Акцент делается не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их взаимодействиях и структурных особенностях семейной организации.
Уровень 3. Когнитивные и поведенческие проблемы.
Они охватывают нарушения или трудности в области эмоций, когнитивных функций или поведения, объясняемые с позиции теории обучения, например, низкая самооценка, неразвитость социальных навыков, отставание в учении. Основными видами помощи здесь являются поведенческая и когнитивная терапия.
Уровень 4. Эмоциональные конфликты.
Для данного уровня наиболее частым диагнозом являются "невроз", "невротический конфликт". Эмоциональные расстройства имеют как осознаваемую, так и неосознаваемую основу.
Уровень 5. Нарушения развития и личностные расстройства.
На этом уровне формируются длительные и глубинные свойства личности и отклонения в её развитии. Это касается темперамента, характера, нарушений и специфических аномалий развития. Гипотезы этого уровня в меньшей степени оптимистичны и требуют длительной психотерапии.
Уровень 6. Биологические нарушения.
В семье имеется ребенок с особенностями психофизического развития, члены семьи имеют инвалидность или тяжелые заболевания.
Полезную информацию о семье или о некоторых аспектах её жизнедеятельности психолог может получить во время проведения психологической консультации, от классных руководителей, социального педагога, учителей-предметников, медицинских работников, родственников. В вопросах психологической диагностики семьи актуальной является проблема взаимодействия психолога с педагогическим коллективом школы, дошкольными учреждениями, государственными и общественными институтами.
При сравнении внешней и внутренней информации о семье нередки противоречия. Для повышения надёжности внешнего наблюдения разрабатываются стандартные схемы наблюдения, в которых пробуют раскрыть постоянные, повторяющиеся или характерные для семейного взаимодействия моменты семейной жизни. Основным способом получения субъективных данных о семье является самонаблюдение членов семьи. Обычно они имеют соответствующее их самоконцепциям объяснение отношений.
Чтобы расширить свойственное им понимание семьи, психолог, исследующий семью, предлагает более подробные схемы самонаблюдения, метафорически интерпретирует наблюдаемую картину отношений и изучает реакции на свои интерпретации. Данные внешнего и внутреннего наблюдения могут дополнять друг друга. Заметные их различия позволяют выдвигать гипотезы, объясняющие отношения в семье, и предусматривать дальнейшую стратегию познания семьи..

38. Анализ проблем уровня сознания в шестиуровневой модели.

39. Анализ проблем бессознательного уровня в шестиуровневой модели.

40. Основные методы возрастно-психологического консультирования

 

Вопросы утверждены на заседании кафедры возрастной психологии от 07.04.2014г. Протокол № 16

 

Зав. кафедрой ________________ / Л.Ф.Обухова /

 

Преподаватель ______________ / А.В. Фокина /

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...