Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование споров по результатам государственной кадастровой оценки




 

В настоящее время кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется как по новым, так и по старым правилам (ч. 1, 2 ст 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о ГКО)[13].

Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости по правилам, чей срок действия истекает (в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ) проводится следующим образом.

Юридические лица могут оспорить кадастровую стоимость в случае, если результаты ГКО затрагивают их права и обязанности, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Физические лица могут оспорить кадастровую стоимость, если результаты определения ГКО затрагивают их права и обязанности, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При оспаривании кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на момент, по состоянию на который установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории субъекта Российской Федерации.

В состав комиссии входят: 1) представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 2) органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке; 3) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее - орган регистрации прав). Состав комиссии подлежит обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов раз в три года.

Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности устанавливаются требования: 1) входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков; 2) порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации; 3) формы принимаемых комиссией документов.

В комиссии лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины общего состава.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре).

Заявление о пересмотре может быть подано в комиссию в период с даты внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов оспаривания кадастровой стоимости.

Пересмотр кадастровой стоимости проводится по следующим основаниям:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Заявление, о пересмотре кадастровой стоимости, основанное на недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, юридические лица, физические лица могут подать в комиссию в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Заявление, о пересмотре кадастровой стоимости, основанное на установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на момент, установления его кадастровая стоимости, юридические лица, физические лица могут подать в комиссию в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Для выявления основания на пересмотр определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель имеет право обратиться непосредственно к заказчику работ при условии, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения ГКО, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в условиях, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ[14], с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

- выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

- об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

- о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Решение комиссии об определении кадастровой стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на соответствующей территории, в случае если по заявлению собственника этого объекта недвижимости его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью одиннадцатой настоящей статьи, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

- отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;

- сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

 

В соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке[15], изменить (уменьшить) кадастровую стоимость возможно только в предусмотренных этим Законом случаях.

Для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости основанием является:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Для оспаривания кадастровой стоимости собственник имеет право сразу обратиться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона о кадастровой оценке)[16]. Досудебные процедуры не являются обязательными.

Какие сведения об объекте капитального строительства использовались при определении кадастровой стоимости, и как она рассчитывалась, можно уточнить из отчета, размещенного на официальном сайте Росреестра в разделе «Сервисы»—>«Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки». Он размещается в течение 30 рабочих дней со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 15 Закона о кадастровой оценке).

В досудебном порядке оспорить кадастровую стоимость можно, обратившись в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Такие комиссии создаются уполномоченным органом субъекта РФ (ч. 1, 2 ст. 22 Закона о кадастровой оценке). Порядок их работы определен Приказом Минэкономразвития России от 17.11.2017 № 620[17].

Обратиться в комиссию можно со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости недвижимости до дня внесения в ЕГРН новой стоимости (ч. 4 ст. 22 Закона о кадастровой оценке[18]).

Заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может подаваться в уполномоченный орган субъекта РФ (т.е. исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, по решению которого проводится государственная кадастровая оценка) или МФЦ как лично, так и почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг.

К данному заявлению необходимо приложить следующие документы:

1.   Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2.   Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3.   Отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

 

Заявление не примут к рассмотрению, если не приложены перечисленные документы (ч. 10 ст. 22 Закона о государственной кадастровой оценке)[19].

Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его поступления. В течение семи рабочих дней со дня поступления будет направлено уведомление о поступлении заявления и принятии его к рассмотрению. В нем также будет указана дата его рассмотрения (ч. 13, 14 ст. 22 Закона о кадастровой оценке)[20].

По результатам рассмотрения комиссия принимает одно из следующих решений (ч. 15, 16 ст. 22 Закона о кадастровой оценке):

- об определении кадастровой стоимости в размере рыночной;

- об отклонении заявления (с обязательным обоснованием).

Решение комиссии может быть оспорено в судебном порядке (ч. 22 ст. 22 Закона о кадастровой оценке)[21].


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы являлась разработка рекомендаций по совершенствованию государственно-правового регулирования государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на примере Смоленской области. Для достижения указанной цели были выполнены следующие задачи:

- проанализированы нормативно-правовые источники, регламентирующие оценочную сферу на территории РФ;

- выявлены особенности кадастровой оценки объектов недвижимости в Смоленской области;

- рассмотрена деятельность комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости;

- проанализирована процедура оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Автором данной работы были посещены научные конференции посвящённые государственной кадастровой оценке организованные СПб ГБУ «КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА» и ГБУ ЛО «ЛенКадастр» при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области.

14-16 ноября 2018 года в Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Государственная кадастровая оценка в Российской Федерации 2018. Предварительные итоги» (далее – Конференция).

Проведение Конференции связано было с изменением концепции государственной кадастровой оценки (далее ГКО) в результате подписания и вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ)[22], согласно которому ГКО проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, наделяющего полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом РФ (далее – бюджетное учреждение, ГБУ). Согласно положениям статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации[23] начиная с 1 января 2020 года все субъекты Российской Федерации должны перейти к определению налоговой базы в отношении объектов налогообложения исходя из кадастровой стоимости соответствующих объектов налогообложения.

Целями проведения Конференции являлись: подведение предварительных итогов проведения ГКО, выявление основных проблем, связанных с деятельностью бюджетных учреждений, а также обсуждение необходимых изменений положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие при проведении ГКО на территории Российской Федерации.

По результатам работы Конференции ее участники посчитали целесообразным осуществить разработку нормативно-правовых актов, направленных на:

-   регламентацию создания и работы ГБУ, наделяемых полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости;

-   повышение эффективности проведения подготовительных процедур определения кадастровой стоимости, включая взаимодействие с органами исполнительной власти, местного самоуправления, правообладателями объектов недвижимости;

-   внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее сферу государственной кадастровой оценки, с разработкой новых актов, в том числе рекомендаций, регламентирующих порядок и процедуру определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая объекты с изменившимися характеристиками, вновь образованные объекты;

-   внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее сферу государственной кадастровой оценки, в части положений, регламентирующих порядок и процедуру сопровождения результатов кадастровой оценки.

Основной задачей разработки и принятия нормативно-правовых актов в сфере ГКО являются минимизация искажений результатов кадастровой оценки, недопущение массового превышения кадастровой стоимости над уровнем рыночной стоимости, как следствие, предотвращение риска социального напряжения, связанного с ростом налоговых платежей, а также достижение справедливого налогообложения, в том числе связанного с вовлечением в оборот объектов, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН.

Участники Конференции отметили необходимость разработки регламента создания и работы ГБУ, наделенных полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Необходимо определить структуру и минимально возможную численность работников ГБУ, выработать рекомендации по установлению уровня оплаты труда работников ГБУ, требований к квалификации сотрудников, их профессиональному стажу, разработать формы и форматы отчетности по выполненным работам в рамках подготовительного периода к ГКО. В случае наделения действующих учреждений/предприятий полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, положения регламента должны распространяться на управление (департамент, иное структурное подразделение ГБУ), непосредственно осуществляющее подготовку, определение кадастровой стоимости, сопровождение результатов ГКО.

Регламент создания и функционирования ГБУ должен разрабатываться с учетом анализа сложившейся ситуации в субъектах Российской Федерации. В настоящее время наблюдается бессистемность в организационных структурах действующих ГБУ, существенное расхождение в численности работников по каждому направлению деятельности. В ряде субъектов «нагрузка» на одного специалиста, занимающегося определением кадастровой стоимости, доходит до 600-800 тыс. объектов. На специалиста, занимающегося созданием и сопровождением цифровых тематических карт, в том числе визуализацией оценочного зонирования, – до 2-4 млн. объектов, а в отдельных субъектах такие специалисты и вовсе не числятся в штате ГБУ (в том числе в силу отсутствия профильных специалистов на местах и невозможности предложения конкурентной заработной платы для привлечения таких специалистов из других регионов).

По результатам опроса специалистов из разных субъектов Российской Федерации предлагается рекомендовать субъектам формировать структуру ГБУ исходя из следующих направлений работ:

-   блок (департамент, управление, отдел или иное структурное подразделение, в случаях наделения ГБУ иными полномочиями) государственной кадастровой оценки, в состав которого входят специалисты, занимающиеся подготовкой данных к определению кадастровой стоимости, группировкой объектов, разработкой, корректировкой и развитием моделей определения кадастровой стоимости, пересчетом кадастровой стоимости в случае обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также определением кадастровой стоимости объектов с изменившимися характеристиками и вновь образованных объектов. Предлагается рекомендовать деление специалистов внутри данного подразделения по направлениям: специалисты, занимающиеся индивидуальной и массовой оценкой; специалисты, занимающиеся оценкой земельных участков и отдельных видов объектов недвижимости; занимающиеся, оценкой объектов недвижимости в различных сегментах рынка, и т.д.;

-   блок геоинформационного и специального программного обеспечения, в состав которого входят специалисты, осуществляющие геологическую привязку объектов недвижимости к цифровым тематическим картам, отслеживающие изменения графических материалов территориального планирования и развития территорий, осуществляющие обработку входящей и исходящей информации (сведений ЕГРН, данных рынка недвижимости, результатов определения кадастровой стоимости и т.д.), ведение баз данных и архива, сопровождение и нормализацию работы программного, в том числе специального программного, обеспечения, разработку модулей, программных средств, различных алгоритмов расчета и учета характеристик объектов и значений ценообразующих факторов;

-   юридический блок, в состав которого входят специалисты, занимающиеся правовым обеспечением деятельности ГБУ, включающим в себя: мониторинг действующего законодательства Российской Федерации, правовое сопровождение проведения ГКО, разработку и правовую экспертизу документов учреждения, конкурсной документации, представление интересов учреждения в органах исполнительной власти, ОМСУ, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и органах судебной системы;

-   блок аналитики, в состав которого входят специалисты (аналитики и операторы баз данных), занимающиеся сбором, систематизацией и накоплением информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, формированием и сопровождением баз данных объектов-аналогов с отсечкой по временным периодам (возможность предоставления архивных сведений на любую дату за весь период наблюдения), в разрезе видов объектов недвижимости, сегментов рынка, включая информацию о затратах на создание объектов, действующих налоговых ставках и тарифах, а также иных факторах, учитываемых при определении кадастровой стоимости. Специалисты данного подразделения формируют отчеты, в том числе в части прогноза изменения стоимости объектов, факторов, влияющих на изменение этой стоимости.

-   блок по работе с обращениями заявителей, в состав которого входят специалисты, осуществляющие прием обращений, проверку информации, предоставляемой в декларациях об объектах недвижимости и иных обращениях, подготовку ответов и запросов, в том числе в адрес правообладателей объектов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и иных заинтересованных лиц. Специалисты данного подразделения привлекаются для представления интересов ГБУ в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и органах судебной системы, а также подготавливают публикации и разъяснения по вопросам проведения государственной кадастровой оценки.

Численность сотрудников предлагаемых к созданию подразделений ГБУ должна устанавливаться с учетом специфики рынка недвижимости конкретного региона, качества и полноты исходной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.

В целях повышения качества государственной кадастровой оценки участники Конференции посчитали целесообразным рекомендовать Федеральному органу, осуществляющему функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки:

1. Разработать процедуру безвозмездного предоставления государственным бюджетным учреждениям сведений ЕГРН, в том числе графическую информацию – сведения из дежурных кадастровых карт, в срок не менее чем за 0,5 года и не более 1 года до даты определения кадастровой стоимости.

2. Предусмотреть обязанность государственных бюджетных учреждений проводить предварительную группировку объектов на основании предоставленных сведений ЕГРН с опубликованием результатов этой группировки не менее чем за 60 дней до даты определения стоимости, предусмотреть возможность подачи правообладателями деклараций о характеристиках объектов недвижимости, а также обращений, связанных с ошибками группировки объектов, в срок не менее чем 50 дней со дня публикации результатов предварительной группировки. При этом результаты окончательной группировки объектов оценки не должны подлежать обязательному опубликованию, обращения об ошибках группировки могут быть уточнены путем подачи замечаний к промежуточным отчетным документам.

При разработке процедуры предусмотреть возможность предоставления данных сведений по запросу государственных бюджетных учреждений в срок, не превышающий 20 календарных дней.

3. Ввести жесткую регламентацию сроков, объемов и формата предоставления федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями, уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, данных, необходимых для проверки на полноту и противоречивость сведений ЕГРН, а также установить сроки устранения выявленных государственными бюджетными учреждениями противоречий и ошибок в сведениях об объектах недвижимости с обязательным информированием их правообладателей, в том числе в рамках проведения муниципального земельного контроля.

4. Внести изменения и дополнения в Методические указания о государственной кадастровой оценке, предусмотрев процедуру установления/уточнения государственным бюджетным учреждением местоположения объекта недвижимости и его графической привязки при наличии неполных или противоречивых сведений ЕГРН (при отсутствии координатой привязки, сведений о земельном участке, в границах которого расположен объект капитального строительства, сведений о «родительском» объекте для встроенных помещений и т.п.), с использованием сведений о структуре кадастрового номера, КЛАДР, описательного адреса и т.д., а также иной информации, полученной из официальных или рекомендованных законодателем источников (например, эксплуатирующих организаций, управляющих компаний и т.п.).

Кроме того, дополнить Методические указания о государственной кадастровой оценке требованиями раздельного учета и определения кадастровой стоимости помещений (жилых/нежилых), общего имущества многоквартирного дома и земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, с учетом положений пп. 6 п. 2 ст. 389 и п. 3 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации[24].

5. Выработать рекомендации по заполнению формы Государственного задания государственного бюджетного учреждения в периоды подготовки и проведения государственной кадастровой оценки и сопровождения результатов государственной кадастровой оценки, в том числе установив единые критерии для всех субъектов Российской Федерации в отношении плановых показателей работы и форматов отчетности.

6. Внести изменения в Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»[25], дополнив виды разрешенного использования с учетом сложившейся практики в субъектах Российской Федерации (например, «для размещения административного здания», «для размещения торгово-развлекательного комплекса» и др.), с внесением соответствующих изменений в Методические указания о государственной кадастровой оценке[26].

7. Разработать и установить требования к профессиональной подготовке специалистов для каждого направления деятельности государственного бюджетного учреждения, базовому образованию, стажу профессиональной работы, к повышению квалификации специалистов, включая периодичность ее повышения, а также разработать профессиональный стандарт «Государственный кадастровый оценщик».

8. Внести изменения в действующее законодательство в сфере государственной кадастровой оценки, наделив государственные бюджетные учреждения полномочиями по проведению проверки отчетов об оценке, выполненных независимыми оценщиками, на соответствие исходным данным, сведениям в отношении объектов недвижимости, соблюдение действующего законодательства в области оценочной деятельности, с установлением требований к специалисту, осуществляющему проверку, включая, например, уровень квалификации, опыт профессиональной работы, наличие членства в экспертных советах саморегулируемых организациях оценщиков.

9. Внести изменения в действующее законодательство в сфере государственной кадастровой оценки в части определения государственными бюджетными учреждениями кадастровой стоимости объектов с изменившимися характеристиками и вновь учтенных объектов на дату проведения соответствующей государственной кадастровой оценки, что позволит минимизировать количество претензий к результатам кадастровой оценки, поскольку для однотипных объектов (одной группы) будет определен одинаковый уровень цен (кадастровой стоимости), а также снизить нагрузку на специалистов государственных бюджетных учреждений, вынужденных постоянно вводить «ценовую» коррекцию на примененные в рамках определения кадастровой оценки модели, техники, способы расчета.

10. Внести изменения в действующее законодательство, исключив возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Предоставить возможность установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости бюджетными учреждениями, уполномоченными на проведение государственной кадастровой оценки.

В целях повышения качества государственной кадастровой оценки участники Конференции считают целесообразным рекомендовать Уполномоченным органам субъектов Российской Федерации:

1.   Принимать решение о проведении государственной кадастровой оценки в условиях, когда в отношении не менее чем для половины объектов, предполагаемых к оценке, имеются непротиворечивые и достаточные для определения кадастровой стоимости сведения.

2.   Принимать решение о проведении государственной кадастровой оценки одновременно в отношении всех категорий земель и всех видов объектов недвижимости, что позволит избежать социальной напряженности и достигнуть справедливого налогообложения.

На исторически сложившихся территориях участки одного и того же вида разрешенного использования могут быть расположены на землях различных категорий, как следствие, правообладатели двух смежных участков могут нести разную налоговую нагрузку, поскольку базой для налогообложения будут являться результаты кадастровой оценки разных периодов. Более того, разнесение во времени кадастровой оценки земельных участков и объектов капитального строительства за счет разновременности определения стоимости не позволит провести корректную проверку полученных результатов на соответствие рынку.

3.   Разработать нормативно-правовые акты, направленные на улучшение взаимодействия органов исполнительной власти с государственными бюджетными учреждениями, в том числе разработать и утвердить формы и форматы предоставления сведений, в том числе в отношении персональных данных правообладателей объектов недвижимости и информации ограниченного доступа, порядок их опубликования.

4.   Рассмотреть возможность устанавливать базовый оклад, виды и размер повышающих коэффициентов для специалистов государственных бюджетных учреждений на рыночном уровне оплаты труда специалистов соответствующей квалификации.

Представители отдельных бюджетных учреждений и уполномоченных органов субъектов Российской Федерации предложили свои варианты развития законодательства, однако в связи с тем, что указанные варианты не выносились на голосование, они не были отображены в резолюции Конференции.

Также участниками Конференции при подведении итогов принято решение заключить рамочный договор о безвозмездном сотрудничестве между ГБУ всех субъектов Российской Федерации, направленный на осуществление обмена информацией в сфере ГКО.

Решения, принятые на Конференции, были объединены в единую резолюцию выставлены в свободный доступ на официальном сайте СПб ГБУ «КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА». Так же все предложения и проекты поправок к нормативным актам были направлены в соответствующие органы власти.

27-29 ноября 2019 года в Санкт-Петербур

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...