Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Зоны эффективности и результаты




5. Зоны эффективности и результаты

Подобный подход к работе со студентами-психологами необходимо советовать потому, что для этого возраста самопознание является актуальной деятельностью (Speidel, 1977; Forche, 1979; Ermann, 1983). Это же относится и к работе со студентами-медиками, которых вряд ли можно отличить от студентов-психологов, разве что будущие врачи менее склонны к противоречиям (Beckmann, …, 1972). В работе с любой специфической Балинт-группой необходимо поэтому достаточно глубоко учитывать профессиональные особенности, так как без учёта руководителем общих профессиональных проблем участников в качестве главного социального «контекста» будут отсутствовать важные предпосылки для успешной работы над конкретным случаем. Конкретно это означает следующее: каждый руководитель, проводящий Балинт-группы со студентами, должен учитывать существующее в медицине ориентированное на болезнь образование будущих медиков, которое в первую очередь направлено на диагноз, нозологию и медикаментозную терапию, а в работе с будущими психологами – то, что во время своего университетского обучения они не входили в непосредственный контакт с клиентами, за исключением небольшой практики; учёба их ориентировалась главным образом на овладение статистикой и экстремальным опредмечиванием клиентов, выступающих для них в качестве объекта измерения.

Как видите, обе категории студентов привносят в Балинт-группу свой специфический тип профессиональной деформации, которую вначале необходимо обнаружить и откорректировать. И ещё более будет выражена профессиональная деформация у работающих врачей, так как она ещё осложняется долгим изучением медицины, к тому же усугубленным дополнительным последипломным образованием. Потому и продолжаются Балинт-группы с врачами очень долго, так как необходимо добиться желательной «существенной, хотя и ограниченной перестройки личности» (М. Балинт).

Не столь обременительны по времени Балинт-группы со студентами-психологами, так как участники их моложе, да и деформация студентов ещё не имеет столь жёсткой структуры, как у закончивших своё образование врачей.

Механизмы эффективности можно в принципе разделить на два различных процесса, которые находятся в полном согласии с балинтовским пониманием «обучения», а именно:

· снижение тревоги и воздействия механизмов защиты в том виде, как они в прямой форме проявляются в переносе на руководителя, группу и отдельных участников или косвенно – в бессознательном выборе случаев, в которые спроецированы свои собственные бессознательные проблемы

· формирование специфической «психосоциальной компетентности» (Ohlmeier D., Sandner D., 1979), в которой наиболее важным компонентом, на мой взгляд, является «эмпатическая компетентность». Сюда относится умение вчувствоваться в клиента, как и способность к дистанцированию от него. А ещё сюда относится способность эмоционально реагировать на переносы клиентов своим контрпереносом и умение использовать это для диагноза и анализа взаимоотношений (Luban-Plozza, 1974; Bauriedl, 1980).

Хорошие результаты, полученные в руководимых нами Балинт-группах, подтверждают это: как в оценке руководителя, так и при эмпирической проверке Гиссен-тестом в переменной «Эмпатический образ по сравнению с представлением клиента о себе» отмечались значимые улучшения способности к сопереживанию (p < 0, 01), хотя и существовали значительные интериндивидуальные различия. При анализе результатов исследования язык участников группы чуть ли не всегда был «интенсивно ориентирован на клиента». Таким образом, зона эффективности Балинт-группы затрагивает снижение тревоги и защит, а также формирование психосоциальной компетентности.

Такие благоприятные результаты явно говорят в пользу проведения Балинт-групп со студентами, независимо от того, будут ли они психологами или врачами. Балинтовская работа полезна повсюду там, где речь идёт о прояснении межличностных отношений. А это относится и к обучению юристов, учителей, социальных работников, медсестёр и медицинского обслуживающего персонала. Нам не стоит выжидать того времени, когда традиционное обучение этим профессиям приведёт к профессиональной деформации, а в подлинном смысле слова предотвращать подобного рода развитие, ведь «профилактика лучше лечения».

Кулаков С. А. «Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004, Кулаков Сергей Александрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической психологии Российского государственного университета имени А. И. Герцена, председатель супервизорского совета Российской психотерапевтической ассоциации.

 

Глава I СУПЕРВИЗИЯ И СУПЕРВИЗОРСТВО

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...