Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение о супервизии




1. Общие положения

 Супервизия (от supervidere — обозревать сверху) — это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, клинической психологии и др. в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии. Теории рассматриваются на лекциях, описываются в учебнике, приемы демонстрируются на практических занятиях, но психотерапия, в процесс которой вовлечены два или несколько человек, их отношения, переносы, не может быть изучена посредством традиционного способа преподавания. Супервизия отражает «ремесленный аспект» психотерапии. Психотерапия дает возможность клиенту высказать свои переживания на приеме у специалиста, супервизия позволяет психотерапевту (супервизируемому) предоставить на супервизию выборочный материал психотерапии.

В супервизии опытный «эксперт по межличностным отношениям» помогает начинающему психотерапевту систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. Сложности, возникающие в процессе профессиональной деятельности (актуальный конфликт), стимулируют внутренний конфликт психотерапевта и механизмы его психологической защиты и совладания. Исходя из этого супервизия, наряду с обучением (в смысле передачи новых знаний и навыков), включает элемент психологического развития специалистов.

Преподаватель-супервизор в силу своего клинического и педагогического опыта знаком со многими психотерапевтическими направлениями, представлениями о типах характеров, формах защиты, моделями внутрипсихического и межличностного функционирования, т. е. ему проще систематизировать поток поступающей информации.

Супервизия и психотерапия представляют параллельные категории, они связаны между собой в единую систему. Эта связь обеспечивается благодаря формированию в супервизии и психотерапии положительного переноса, частью которого является бессознательная идентификация и подражание.

Хотя супервизия и может оказывать лечебное воздействие, но не является психотерапией. Если супервизор использует первую как вариант психотерапии, преподаватель становится психотерапевтом, стажер — клиентом. При смешении этих двух функций — возникает этическая проблема двойных отношений, которая может серьезно повредить и - нивелировать все ценности предшествующего контакта. Поэтому, супервизия — это особое вмешательство. Цель супервизии — превратить молодого специалиста в опытного психотерапевта, а не в опытного клиента. Если начинающий психотерапевт нуждается в психотерапии, то ее следует проводить другому профессионалу, а не супервизору.

Профессиональная ассоциация сама определяют частоту супервизии и количество необходимых часов супервизии в год.

1. 1 Цель — установить и поддерживать стандарты работы супервизоров, — обеспечить супервизоров схемой для решения этических вопросов и предоставить базу для развития практики членов ассоциации, а также информировать и защищать психотерапевтов, нуждающихся в супервизии.

1. 2. Супервизия в психотерапии и психотерапевтическом консультировании (СП) является официальным и организуемым в соответствии с взаимной договоренностью мероприятием, в рамках которого консультант регулярно обсуждает свою работу с компетентным специалистом, имеющим опыт консультативной работы и знакомым с процессом супервизии психотерапевтов.

13. СП дает супервизируемым возможность регулярно, обсуждать и анализировать их работу с клиентами. При проведении супервизии должны быть приняты во внимание условия работы супервизируемого. СП должна учитывать потребности клиентов и контролировать эффективность терапевтического вмешательства.

1. 4. СП — официальный совместный процесс, цель которого — помочь супервизируемым соответствовать этическим и профессиональным стандартам практики и развить творческий подход к работе.

1. 5 СП не является деятельностью, предполагающей эксплуатации одного человека другим. Ее основные ценности — целостность, ответственность, справедливость и уважение. Супервизор всегда должен отвечать за свою работу в одинаковой мере, независимо от того, получает ли он за нее плату или работает на добровольной основе, и независимо от используемой модели (формы) супервизии.

1. 6. Содержание сессий супервизии конфиденциально. Супервизор должен определить границы возможной конфиденциальности.

1. 7. Как правило, супервизор не раскрывает конфиденциальную информацию, касающуюся супервизируемых, их клиентов или каких-то других людей без предварительного согласия на это всех заинтересованных сторон.

1. 8. Супервизор должен предпринять все возможные меры для обеспечения безопасности супервизируемых и их клиентов во время их совместной работы.

Информация о работе с супервизируемым может быть использована для публикации или доклада с разрешения самого супервизируемого и при условии обеспечения его анонимности.

1. 9. Прежде чем подписать контракт, супервизор должен узнать, проходил ли его супервизируемый личную терапию, поскольку это факт может оказывать влияние на ход и специфику СП.

1. 10. Сроки и условия СП должны быть известны супервизируемым с самого начала. Последующий пересмотр условий должен осуществляться по взаимному заблаговременному соглашению.  

2. Обязанности и функции супервизора

2. 1. Супервизором может быть практикующий психотерапевт, имеющий опыт практической работы не менее 10 лет. Супервизор должен предпринять все возможные меры для развития своей собственной компетентности и не выходить в работе за рамки этой компетентности. Супервизор должен иметь опыт не только индивидуальной, но и групповой работы, чтобы обеспечить максимально эффективную оценку психотерапевта, занимающегося групповой работой.

 2. 2. Супервизор должен информировать супервизируемого о своей квалификации, философской и теоретической позиции, прохождение супервизии самим супервизором, а также об используемых им методах супервизии.

2. 3. Супервизор должен тщательно отслеживать любые предрассудки и предубеждения, которые влияют на работу супервизируемого с клиентом, и обращать на них внимание супервизируемого; это является необходимым условием удовлетворения потребностей клиента. Одна из целей СП — помочь супервизируемым понять, что терапевтические отношения существуют в культурном контексте. Вероятно, они окажутся более эффективными, если будут построены на уважении ценностей, ожиданий и потребностей клиентов, с учетом культурного контекста, включая национальный, социально-экономический, религиозный, гендерный и другие факторы.

2. 4. Супервизор несет ответственность за то, чтобы его контракт с супервизируемыми позволял им с максимальной пользой использовать время. Бессмысленные и пустые разговоры, которые является частью личных отношений, неприемлемы в супервизии, где время считается ценным товаром.

2. 5. Супервизор несет совместную ответственность с супервизируемыми за то, чтобы процесс супервизии служил максимальному удовлетворению потребностей клиентов.

2. 6. Супервизор несет ответственность за определение и соблюдение границ отношений в рамках супервизии и иных профессиональных отношений (в рамках управления, обучения и т. д. ).

2. 7. Супервизор и супервизируемый должны предпринять все возможные меры по обеспечению того, чтобы любые личностные или социальные контакты между ними не повлияли на эффективность СП.

2. 8. Супервизор в период проведения супервизии не может быть данному супервизируемому еще и личным психотерапевтом.

2. 9. Супервизор не может эксплуатировать супервизируемых в финансовом, сексуальном, эмоциональном или каком-либо ином плане. Вступление супервизора в сексуальные отношения с супервизируемым рассматривается как поступок, противоречащий этическим нормам.

2. 10. Супервизор должен отслеживать факт наличия между супервизируемыми и их клиентами каких-либо отношений помимо терапевтических отношений, поскольку такие отношения могут нарушить объективность и непредвзятость суждений супервизора.

2. 11. Супервизор должен признавать и уважать своих супервизируемых и их клиентов независимо от их происхождения, статуса, расы, пола, возраста, убеждений, сексуальной ориентации и физического состояния. Супервизор должен исключить возможность любых актов дискриминации как между супервизируемыми и их клиентами, так и между супервизорами и супервизируемыми.

2. 11. Супервизор и супервизируемый должны осознавать свои взаимные обязательства по отношению друг к другу и к организации, в которой они работают или проходят обучение.

2. 12.. Супервизор должен предпринять определенные меры в том случае, если ему стало известно о нарушении его супервизируемыми Кодекса этики и практики ассоциации.

2. 13. Если супервизируемые не могут должным образом исполнять свою работу вследствие каких-либо личностных или эмоциональных проблем, болезни, злоупотребления алкоголем или наркотическими препаратами, или же вследствие каких-либо иных причин, супервизор несет ответственность за то, чтобы помочь супервизируемым осознать этот факт и предпринять необходимые шаги по его устранению.

2. 14. Супервизор несет ответственность за то, чтобы его эмоции и потребности были реализованы за пределами супервизии и не зависели исключительно от его взаимоотношений с супервизируемыми.

2. 15. Супервизор должен проконсультироваться со своим собственным супервизором, прежде чем начать работу со своими бывшими клиентами в качестве супервизируемых или со своими бывшими супервизируемыми в качестве клиентов.

2. 16. Супервизор должен временно или окончательно прекратить проведение супервизии в том случае, если ее эффективность снижена вследствие каких-либо личностных или эмоциональных проблем, болезни, злоупотребления алкоголем или наркотическими препаратами, или по какой-либо иной причине.

2. 17. Супервизор, работающий с повышающими квалификацию психотерапевтами, должен прояснить границы своей ответственности за супервизируемого в рамках обучающего курса и проводящей его организации, а также определить формальную систему оценки.

2. 18. После заключения исходного контракта в число людей, с которыми супервизор может обсуждать работу своего супервизируемого, входят те, к кому он сам обращается за поддержкой, супервизией или консультацией. На этой стадии также необходимо прояснить границы конфиденциальности с учетом границ ответственности терапевта. Это особенно важно в том случае, когда супервизируемым является психотерапевт-практикант.

2. 19 Супервизор должен предпринимать все возможные меры для того, чтобы супервизируемый представил свою работу таким образом, чтобы защитить личностную идентичность клиентов или же получить их согласие на раскрытие супервизору конфиденциальной информации.

2. 20. Если супервизор считает необходимым проконсультироваться относительно случая супервизии с коллегами, он должен быть уверен в том, что такое обсуждение целесообразно.

2. 21. Супервизор должен стимулировать желание супервизируемого вступить или поддержать членство в ассоциации или организации, имеющей кодекс этики и практики и осуществляющей процедуру рекламации. Это дает дополнительные гарантии супервизору, супервизируемому и клиенту в случае подачи рекламации.

2. 2. 2. Если в ходе СП выясняется, что супервизируемому для обеспечения возможности дальнейшей, эффективной психотерапевтической деятельности целесообразно пройти личную психотерапию, супервизор должен обсудить этот вопрос с супервизируемым.

2. 23. Супервизор должен контролировать, проводит ли супервизируемый регулярную самооценку (саморефлексию) своей работы.

2. 24.. Супервизор должен удостовериться в том, что супервизируемые осознают различие между супервизией, административной проверкой, психотерапией, консультированием и обучением.

2. 24. Не рекомендуется, чтобы один и тот же человек был для супервизируемого одновременно административным и консультирующим супервизором. В тех случаях, когда разделение функций невозможно, супервизируемому необходимо обеспечить доступ к независимому супервизору.

2. 25. Супервизор, чьи обязательства перед супервизируемым вступили в противоречие с обязательствами перед организацией, должен объяснить супервизируемому сущность этих обязательств.

2. 26. Если работа супервизируемого с клиентом вызывает у супервизора определенные опасения, он должен решить, как исправить ситуацию, если обсуждение случая в ходе сессии не приводит к желаемому результату.

2. 27. Когда противоречия не могут быть разрешены в ходе обсуждения случая между супервизором и супервизируемым, супервизор должен проконсультироваться с более опытным коллегой и, при необходимости, рекомендовать супервизируемому обратиться к другому супервизору.

2. 28. Форма оплаты работы супервизора. Наилучший вариант — почасовая оплата (рабочие часы) по прейскуранту, устанавливаемому для каждого региона профессиональной ассоциацией. Оплачивает супервизию или сам супервизируемый, или то учреждение, в котором он работает. Примерный табель оценки навыков супервизором в психотерапевтическом консультировании

 

Категории оцениваемых навыков

1) Терапевтические взаимоотношения

А) присоединение

б) разделение ответственности

В) распознание затруднений

г) формулирование проблемы

Д) эмпатия

е) терапевтический контракт

 

2) Активное слушание

А) адекватный обмен эмоциями

б) терпимость к отклонениям от тем

В) идентификация аффектов и защит

г) облегчение самораскрытия

Д) выявление переживаний

е) использование приемов активного слушания

 

3) Распознавание запроса и его переформулирование

А) построение гипотез

б) распознавание запроса

В) понимание многозначительности сообщений, символов

г) концептуализация психосоциогенеза заболевания или симптомов (оценка клиента, формулировка психотерапевтического (психодинамического) диагноза

 

4) Проведение индивидуализированной модели

А) индивидуализированная модель

б) использование интеграции модели

В) знание ведущей теории терапевтической школы, в рамках которой происходит супервизия

г) структурирование сессии и курса

 

5) Вмешательства:

А) соответствие выбора целей и средств вмешательства

б) направленность на цели

в) направленность на процесс

г) готовность клиента

 

6) Наблюдение реакции (динамики) в ответ на вмешательство

 

7) Контрперенос

А) используется в качестве информации

б) не распознается

 

8) Фокус-анализ (Фокус на клиенте. Фокус на другой личности. Фокус на проблеме Фокусирование на психологе. Фокусирование на общности. Культурно-контекстный фокус. )

 

9) Умение справляться с проблемами, связанными с завершением сессии:

а) показания к психотерапии

б) техничность, контракты

в) предвосхищение реакций

г) принцип информированного согласия

 

Общая оценка навыков супервизируемого

Перечень умений

ОБЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Знание ведущей теории терапевтической школы, в рамках которой происходит супервизия

Знание теории психологии и психопатологии развития (объектных отношений)

Знание системной семейной теории

Активность в повышении уровня знаний

Читает литературу по специальности

Посещает профессиональные семинары и мастерские

Пишет статьи для журналов, участвует в конференциях

Границы

Способность устанавливать и придерживаться определенных рамок в лечении (времени, места, внешних деятельности/отношений, установленного плана; ориентированность на время)

Способность устанавливать и поддерживать профессиональные отношения

Способность понимать и предохранять клиента от излишних вмешательств в личное пространство; конфиденциальность

Способность заключать с клиентом финансовые договора, согласованные с контекстом лечения

Терапевтический альянс

Способность устанавливать взаимопонимание

Способность понимать и развивать терапевтический альянс с клиентом

Способность распознавать разные формы терапевтических альянсов, включая негативные

Способность предоставить клиенту возможность активно участвовать в консультировании

Способность распознавать и пытаться исправить затруднения в альянсе

Способность обеспечить благоприятную обстановку

Слушание

Способность слушать открыто и без суждений

Способность к содействию клиенту в свободном и открытом разговоре

Эмоции

Способность распознавать и специфично описывать аффекты

Толерантность к прямым проявлениям враждебности, аффективности, сексуальности и других сильных эмоций

Способность распознавать и описать (супервизору) свои собственные аффективные реакции на клиента

Способность распознавать и преодолевать неуверенность ученика при обучении психотерапии

Понимание

Способность к эмпатии состоянию клиента

Способность к выражению эмпатического понимания

Использование супервизии

Способность устанавливать педагогический альянс с супервизором

Способность к внедрению в консультирование материала после работы с супервизором

Устойчивость/защиты

Способность выявлять защиты в клинических проявлениях

Способность выявлять затруднения к изменению и понимание возможных способов управления ими

Техники вмешательств (воздействий)

Способность к конфронтации

Способность определять готовность к психотерапевтическому консультированию и обеспечивать его окончание

Способность определять готовность клиента к определенным вмешательствам

Способность оценивать реакцию клиента на определенные вмешательства

НАВЫКИ ДЛЯ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 Способность идентифицировать аспекты текущего случая в понятиях теорий драйвов и защиты, интернализированных объектных отношений и компенсации личного опыта клиента

Способность связывать настоящее с прошлым. Это может продемонстрировать пониманием текущих паттернов мышления, чувств, действий и взаимоотношений клиента в ключе его или ее прошлого личного опыта

Способность определять, гибко и должным образом реагировать на разнообразные защиты в клинической картине

Способность содействовать выявлению скрытого значения клинического материала (такого как сны, ассоциации, трансферентный материал и т. д. )

Способность выявлять перенос и использовать его в терапии

Способность распознавать, сдерживать и использовать (в целях терапии) контрперенос

Способность обеспечивать окончание консультирования в контексте этой модели

НАВЫКИ ДЛЯ КРАТКОСРОЧНЫХ И КРИЗИСНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ

Способность быстро установить терапевтический альянс с клиентом

Способность определять травмирующее событие (стрессор) и реакцию клиента на него

Способность вычислять историю типичных копинг-механизмов клиента

Способность помогать клиенту в прявлении эмоций

Способность при необходимости нормализовать эмоциональные реакции клиента на события в кризисной обстановке

Способность ориентировать консультирование на травмирующий кризис

Способность предоставлять поддержку клиенту

Способность активно слушать клиента с целью лучшего понимания

Способность обеспечивать психообразовательный подход к кризису

Способность помочь клиенту развить адаптивные копинг-механизмы и выявлять дополнительные источники поддержки

Способность устанавливать достижимые терапевтические цели совместно с клиентом

Знание ресурсов общества и способность произвести своевременную и безопасную диспозицию

НАВЫКИ ДЛЯ СОЧЕТАННОЙ ПСИХОФАРМАКОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Способность интегрировать биологический и психологический аспекты истории болезни клиента

Способность обеспечить психообразовательный подход к психическим заболеваниям и риску/пользе обычно назначаемых психотропных лекарств

Способность понимать, как эффект медикаментозной терапии может оказать значительное влияние на деятельность клиента; способность научиться определять, какие лекарства нужны для клиента

Базовое понимание диагноза и специфической психотерапии и медикаментозной поддержки

Базовое понимание медико-правовых и психотерапевтических вопросов в контексте, когда один специалист назначает лекарства, а другой — проводит консультирование и психотерапию: конфиденциальность, информированное согласие и сотрудничество

Понимание того, как назначение лекарств может помочь или помешать консультированию, и как консультирование может помочь или помешать медикаментозному лечению

Выявление психологических аспектов несоблюдения терапии

НАВЫКИ ДЛЯ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Способность установить когнитивную модель происхождения проблем клиента

Способность включить клиента в когнитивную модель

Способность использовать структурную когнитивно-поведенческую модель, включая поправку на настроение, ссылку на предыдущий сеанс, повестку дня сессии, обсуждение домашнего задания, резюме и обратную связь от клиента

Способность идентифицировать и выявлять автоматические мысли

Способность устанавливать и применять знание когнитивной триады депрессии

Способность использовать запись дисфункциональных мыслей как инструмент в лечении

Способность использовать активный график как средство терапии

Способность идентифицировать общие когнитивные ошибки в мышлении

Способность использовать поведенческие техники в качестве лечебного инструмента.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...