Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1 вопрос: Понятие «Инклюзивное образование», цель и задачи инклюзивного образования лиц с ОВЗ.




Инклюзивное образование (что от англ. inclusion – «включение») - это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях.

Целью инклюзивного образования является предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция.

Задачи инклюзивного образования:

1. создание адаптивно-образовательной среды

2. обеспечение индивидуально-педагогического подхода к ребёнку с ОВЗ;

3. построение обучения особым образом с выделением специальных задач, методов, приёмов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

4. интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков процесса развития и социального опыта, жизненных компетенций;

5. обеспечение психолого-педагогического процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействие ребёнку и его семье с помощью педагога;

6. разработка специальных программ, методических комплексов для детей с ОВЗ;

7. координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей;

8. повышение профессиональной компетенции и компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

9. формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

1. принцип индивидуального подхода;

2. принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;

3. принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;

4. принцип междисциплинарного подхода;

5. принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

6. принцип партнерского взаимодействия с семьей;

7. принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

По уровню включения ребёнка в образовательный процесс условно обозначают следующие формы (виды) инклюзии: точечную, частичную, полную.

Точечная инклюзия — это включение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

Частичная инклюзия — предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребёнок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

Вариант полной инклюзии — посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

 

Реализация инклюзивного образования в построении инклюзивного процесса в ДОУ выполняется следующим образом:

1. диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы

- беседа и анкетирование родителей;

- диагностика развития ребенка;

- наблюдение за поведением в группе.

2. междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана.

3. планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

4. организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

5. создание общности детей и взрослых (вместе мы группа, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

6. формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);

7. формирование умения поддерживать друг друга;

8. развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;

9. активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;

10. развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

11. формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

 

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

1. индивидуальные занятия со специалистами;

2. активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);

3. совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;

4. прием пищи;

5. дневной сон;

6. фронтальные занятия;

7. детско-родительские группы;

8. праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

 

Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:

1. все дети, включенные в образовательный процесс

2. показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);

3. адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;

4. получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...