1 вопрос: Понятие «Инклюзивное образование», цель и задачи инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
Стр 1 из 19Следующая ⇒ Инклюзивное образование (что от англ. inclusion – «включение») - это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях. Целью инклюзивного образования является предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция. Задачи инклюзивного образования: 1. создание адаптивно-образовательной среды 2. обеспечение индивидуально-педагогического подхода к ребёнку с ОВЗ; 3. построение обучения особым образом с выделением специальных задач, методов, приёмов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами; 4. интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков процесса развития и социального опыта, жизненных компетенций; 5. обеспечение психолого-педагогического процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействие ребёнку и его семье с помощью педагога; 6. разработка специальных программ, методических комплексов для детей с ОВЗ; 7. координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей; 8. повышение профессиональной компетенции и компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
9. формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям детей с ОВЗ. Инклюзивное образование строится на следующих принципах: 1. принцип индивидуального подхода; 2. принцип поддержки самостоятельной активности ребенка; 3. принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников; 4. принцип междисциплинарного подхода; 5. принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания; 6. принцип партнерского взаимодействия с семьей; 7. принцип динамического развития образовательной модели детского сада. По уровню включения ребёнка в образовательный процесс условно обозначают следующие формы (виды) инклюзии: точечную, частичную, полную. Точечная инклюзия — это включение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. Частичная инклюзия — предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребёнок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми. Вариант полной инклюзии — посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Реализация инклюзивного образования в построении инклюзивного процесса в ДОУ выполняется следующим образом: 1. диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - беседа и анкетирование родителей;
- диагностика развития ребенка; - наблюдение за поведением в группе. 2. междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана. 3. планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы. 4. организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы. 5. создание общности детей и взрослых (вместе мы группа, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; 6. формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми); 7. формирование умения поддерживать друг друга; 8. развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя; 9. активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности; 10. развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности; 11. формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах: 1. индивидуальные занятия со специалистами; 2. активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); 3. совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми; 4. прием пищи; 5. дневной сон; 6. фронтальные занятия; 7. детско-родительские группы; 8. праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если: 1. все дети, включенные в образовательный процесс 2. показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков); 3. адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение; 4. получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|