Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15 Вопрос: Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.




15 Вопрос: Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.

 

Психолого-педагогическое сопровождение в современных

исследованиях рассматривается как особый вид помощи (или

поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях

образовательного процесса.

 

В настоящее время особую актуальность приобретает сотрудничество между различными общественными институтами, в том числе между семьей как малой социальной группой и школой как общественной образовательной структурой. Родители, выступая первыми воспитателями своих детей, несут ответственность за их образование. Все другие социальные институты, в том числе, школы, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность Идея взаимосвязи семейного и общественного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов и родителей за результаты воспитания и обучения ребенка нашла свое отражение и в практике инклюзивного образования. Однако на современном этапе становления инклюзивного образования родителям детей с ОВЗ необходима помощь со стороны специалистов сопровождения, так как отсутствие психолого-педагогических знаний, неумение сделать выбор в пользу своего ребенка приводит к ошибкам, неправильной оценке возможностей и образовательных потребностей, а значит, - к неэффективности воспитания, обучения и социализации ребенка.

 В связи с этим усилия педагогического коллектива, специалистов сопровождения должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, их психологопедагогической и реабилитационной компетентности. В то же время родители на добровольной основе должны стать равноправными

участниками образовательного процесса, стремиться к эффективному взаимодействию и сотрудничеству с педагогами.

Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности. С. Ожегов в «Словаре русского языка» определяет значение слова

«взаимодействие» следующим образом:

1) взаимная связь двух явлений;

2) взаимная поддержка, что отражает взаимопроникновение двух

систем - семьи и образовательной организации.

Сотрудничество означает общение «на равных», где никому не

принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Принципами эффективного сотрудничества двух значимых в жизни

ребенка институтов должны выступать:

- отказ от критики участников процесса обучения;

- обеспечение свободы мнений;

- уважение плюрализма жизненных позиций;

- удовлетворение познавательного интереса.

Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

 

Психология доверия лежит в основе отношений родителей и

специалистов сопровождения, педагогов. Родители должны быть уверены в искренности желаний педагога помочь ребенку с ОВЗ. В связи с чем специалист, педагог должны стремиться воспринимать и изучать ребенка с ОВЗ, включенного в инклюзивную среду, в призме «положительного» восприятия, то есть видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, специально проектировать условия для их проявления и закрепления. В свою очередь, доверие родителей к педагогу основывается на уважении к знаниям, опыту, компетентности педагога в вопросах обучения и коррекции, но, главное, на доверии к нему в силу его положительных социально значимых личностных качеств (внимание к людям, тактичность, заботливость, доброта, чуткость и пр. ).

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ                  в инклюзивной среде.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи является

динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность педагогов, специалистов «помогающих профессий», направленную на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, на оптимизацию социально-психологических аспектов образа жизни семьи, на улучшение психологического здоровья семьи и пр.

Принципами психолого-педагогического сопровождения семьи

являются:

- принцип восприятия семьи как единой системы;

- принцип индивидуально-ориентированного подхода к каждой семье;

- принцип позитивного восприятия семьи;

- принцип системности в сопровождении;

- принцип дифференциации оказываемой помощи;

- принцип активности и сотрудничества во взаимодействии;

- принцип обеспечения свободы выбора;

- принцип образовательной направленности;

- принцип оптимального включение родителей в коррекционнопедагогический процесс, в единое образовательное пространство.

Формы работы с родителями могут носить теоретический или

практический характер и быть различными: индивидуальными (беседа, психолого-педагогическое консультирование, рекомендации и просвещение; наблюдение и/или включение родителей в проведение занятий с ребенком и

др. ) и групповыми (лекции, семинары, игровые тренинги, проведение праздников и утренников с детьми, круглые столы, родительские конференции, просмотр и анализ видеоматериалов и др. ).

Консультативная деятельность специалистов направлена на активную пропаганду педагогических и психологических знаний и культуры здоровья среди родителей, разработку рекомендаций по организации воспитания ребенка в семье и конструктивным способам взаимодействием в системе родитель-ребёнок.

Именно характер семейного воспитания оказывает влияние на

становление образа " Я" в детском возрасте, позицию ребенка по отношению к миру. В семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.

В консультативно-психологической помощи семье условно

выделяют несколько моделей, из которых основными являются следующие.

А. Педагогическая модель: недостаточная педагогическая

компетентность родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка. Консультант анализирует ситуацию, жалобы родителей и вместе с ними вырабатывает программу воспитательных мероприятий.

Б. Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке

информации о ребенке у родителей и предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в

соответствующую школу, клинику т. п. ).

В. Психологическая (психотерапевтическая) модель. Превалирование той или иной модели зависит от конкретной задачи консультирования.

Основные задачи:

помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;

помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;

информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития;

помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;

обучение методикам коррекционной работы;

помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях (неадекватное поведение ребенка в общественных местах, косые взгляды окружающих и т. п. ).

помощь в принятии решения о том, отдать ли ребенка в специальное

учреждение или воспитывать в семье.

 

Такие методы изучения семьи как анкетирование, беседа с

родителями, наблюдение за поведением близких взрослых в ходе психологопедагогического обследования ребенка помогает выявить родительские позиции по отношении к ребенку и способы взаимодействия с ним; а обучение родителей эффективным приемам взаимодействия с ребенком и снабжение их необходимыми знаниями. Умениями и навыками способствует активизации их родительского потенциала.

 Эффективность воспитания и обучения ребенка с ОВЗ зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и учителя. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями учеников – одно из важнейших направлений его деятельности.

Главными задачами являются сплочение семьи, установление

адекватных взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Направления воспитательной работы школы с семьями учащихся:

- повышение психолого-педагогической грамотности родителей, обеспечение их теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками коррекции отклонений развития ребёнка с ОВЗ;

- нормализация детско-родительских отношений;

- поддержка и повышение социального статуса семей;

- профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

В основе взаимодействия семьи и коллектива школы должны лежать

принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и терпения по

отношению друг к другу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...