Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура комбинированного занятия




ВОПРОС 13.

Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Коррекционно-развивающее обучение — это обучение, направленное на исправление каких-либо недостатков личности учащихся с одновременным развитием, которое осуществляется на программном учебном материале. Цель коррекционно-развивающего обучения – создать условия, способствующие развитию личности учащегося и эффективному усвоению учебного материала.

Структура комбинированного занятия

 - Организационный момент: коррекционные упражнения.

 - Повторение: обобщающая беседа; прием психогимнастики, прием общения; обучающая программа «Учусь отдыхать и общаться», тренинговые упражнения; рассказ ученика.

- Изучение нового: вводная беседа, анкетирование, рассказ учителя, психогимнастика.

- Закрепление: упражнения на развитие навыков общения, коррекционные упражнения и так далее.

Необходимо организовать и участие педагогов в коррекционном процессе, которое заключается в следующем:

- следить за тем, чтобы учащиеся действовали обоснованно, целесообразно и продуктивно;

- анализировать с учениками их эмоции, сильные чувства, переживания;

корригировать учащихся в общении, умении передавать свои «сентименты» и т. д.

- анализировать жизненные ситуации;

выявлять мотивацию учащихся;

- развивать интеллектуально-эвристические способности учащихся и другое.

Использовать разнообразные методы преподавания, а именно:

- диагностические – определение, осознание учениками своих возможностей и трудностей;

- иллюстрированные – расширение знаний психологии;

- познавательные – направленные на самопознание и познание особенностей поведения окружающих;

- развивающие – обеспечивающие доминирование эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств личности учащихся;

- тренирующие – обеспечивающие закрепление этих качеств;

поисковые – поиск оптимальных и нормативных форм поведения независимо от содержания ситуации и так далее;

- стимулирование – развитие мотивационной сферы самовоспитания личности учащихся.

В аспекте коррекционной работы учителя правомерно выделять следующие компоненты личностного фактора учащихся: направленность личности (система мотивов деятельности и общения), внутренняя ориентированность на деятельность и поведение, коммуникативность личности учащихся.

 

Внутренняя структура учащихся:

 

а.   интуитивное осмысление своей жизненной ситуации;

 

б. озарение (нахождение правильности своего действия, поступка);

 

в.   осмысление хода решения проблемы или адаптации к стресс-ситуации в условиях инклюзивного образования;

 

г.   выбор способа решения (или адаптации) в своей жизненной ситуации;

 

Внутренняя структура процесса рефлексии учащихся:

 

а.     реализация способа решения проблемы (адаптация к стресс-ситуации);

 

б. интуитивно-логический анализ результатов практических занятий и мгновенная их коррекция;

 

в.   обсуждение (анализ) с преподавателем жизненной ситуации, «переоценка» стресса и другое;

 

г.   обсуждение с преподавателем, рефлексия, обеспечивающая выход личности из полной поглощённости стресс-ситуацией для выработки адекватного отношения к ней.

 

«Обсуждение» включает следующие составные части:

 

а.   анализ типичных жизненных обстоятельств;

 

б. создание позитивной психологической установки учащихся на обучение их в условиях инклюзивного образования;

 

в.   выявление мотивации поведения;

 

г.   составление представлений учащихся о себе;

 

д. определение жизненной позиции учащихся, самооценка, прогнозирование будущих действий;

 

е. анализ и моделирование конкретных ситуаций учащихся, в ходе которых решаются чётко сформированные психологические личностные задачи, требующие от учащихся самостоятельно осуществлять анализ, выделять главные события ситуации, объяснять мотивы поведения и другое. В процессе занятий ученик выдвигает гипотезы, осваивает новое поведение, прогнозирует возможные результаты, получает обратную связь от преподавателя и учебной группы, тренируется в смене позиций, приобретает опыт принятия решений и так далее. При этом у ученика существенно меняется мотивация его действий, он намечает пути дальнейшего самовоспитания, личностного роста.

 

Коррекционная работа требует от психолога профессиональной компетентности. Компетентность – это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в процессе психологической коррекции с социальной микросредой ребенка. Психолог, опираясь на морально-нравственный компонент профессиональной деятельности, создает организационное единство, интеллектуальное и эмоциональное единство коррекционной группы. По концепции Е. С. Романовой, социально-экономические реалии современной жизни России по-новому ставят перед научным сообществом, перед педагогической общественностью проблему взаимоотношений человека и труда. Важнейшим условием, без которого невозможен переход российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития, становится утверждение ценностей профессиональной деятельности психолога.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...