Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая мысль Древнего Китая. Китайская философия. Соотношение права и морали.




Первые политические и правовые идеи в Древнем Китае были обусловлены языческим пониманием миропорядка.

Изначально существует только хаос. Постепенно его упорядочивание приводит к появлению двух начал (инь и янь). Инь – земное; янь – небесное начало. Небо является высшей силой, которая следит за справедливостью, она создаёт пять начал мира:дождь, солнце,жара, холод,ветер.

От их своевременности и умеренности зависит благосостояние народа. Исполнителем воли бога на земле является правитель (император), который стоит над народом. Китайцы абсолютизируют связь природного, социального и нравственного начала.

Всё на земле, в том числе и небо, подчинено действию единого космического закона, который китайцы называют «Дао».

В отличие от традиционно-теологических толкований дао как проявления небесной воли Лао-цзы характеризует

Дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны. Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т. д. Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагает на самопроизвольное действие

дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. Небесное дао, — утверждал он, — напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято. В такой трактовке дао выступает как своеобразное естественное право.

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий.

Специфика мировоззрения в Древнем Китае обусловила и особые черты политической и правовой идеологии:

1. Доктринальной основой идеологии является ритуал, который обосновывается постоянством природных и социальных устоев. Особую значимость имеет культ предков и почитания старших. Отсюда – обоснование покорности всех граждан власти правителя как почитания старшего младшими.

2. Прагматизм (направленность на достижение практического результата) приводит к созданию на протяжении долгого времени различных по направленности политических устоев.

Своё развитие политико-правовые школы нашли в период царства Чжаньго (V-IIIвв. до н. э.). Наиболее влиятельными были четыре школы:

1. Конфуцианство, основателем которой был Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). В книге Конфуция описано идеальное государство, цель которого состоит в достижении гармонии во взаимоотношениях между правителями и подданными.

Государство трактуется им как большая семья. Власть императора(≪сына неба≫) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

Государство рассматривается, как механизм поддержание порядка и общения между людьми. Конфуций говорит, что в былые времена люди вели себя достойно, отличались прямотой и честностью, стремились к совершенствованию себя.

В учении обосновывается патриархально-патерналистская теория государства (власть императора подобна власти главы семьи, он должен заботиться о своём народе как отец, а подданные должны подчиняться ему, почитать и уважать его как дети), обосновывается и социальное неравенство.

Идеальное правление императора должно опираться на взаимность, золотую середину (умеренность во всём) и человеколюбие (почтительность и уважение). Эти три основы составляют правильный путь («дао»). Конфуций выступает за аристократическую форму правления, где вместе с правителем государственные вопросы решают «благородные мужи» - следуют долгу, подчиняются закону и требовательны к себе.

Таким образом, в государственном управлении действует принцип меритократии («власти лучших»). При этом социальное происхождение чиновников не имеет значение, важны лишь их личные качества. Были введены экзамены на чины.

Конфуций выделяет следующие качества чиновников: они не должны быть расточительными, алчными, гордыми, жестокими, гневными; они должны подавать народу нравственные примеры.

Правовое учение конфуцианства не было развито, так как в данной теории большое значение придавалось нравственным заповедям, каждый человек должен следовать правилам ритуала («ли»); человеколюбия («жэнь»); заботы о людях («шу»); почтительного отношения к родителям («сяо») и преданности правителю («чжун»); каждый обязан выполнять свой долг («и»). Если все подданные будут следовать данным требованиям, то позитивный закон («фа») не будет нужен.

2. Легизм («законничество»). Основатель Шан Ян – написал «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Основные понятия теории законника исходят из злой природы человека. В древности люди были просты и честны. Сейчас они стали хитры и лживы. Поэтому ими нужно управлять, используя закон о строгих наказаниях.

Легизм в своих теориях поддерживает интересы знати и чиновников. Они говорят о том, что люди должны быть добрыми и человеколюбивыми, но истинный добродетель исходит из наказания. Идеальным государством для легистов была восточная деспотия, которая характеризовалась неограниченной властью правителя.

Он опирается на бюрократический аппарат и армию, а также на репрессивные органы; цель управления – установление порядка, который заключается в послушании народа законам и послушании власти, а также покорение других народов. Правитель должен быть умным и хитрым, он является верховным законодателем. При этом сам в своих действиях не связан никаким законом. Карать за малейшие проступки необходимо жестоко.

Легисты развивали теорию позитивного закона («фа») и отказались от ритуалов.

3. Даосизм. Основателем является Лао Цзы (VIв. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Даосизм исходит из описания Дао как первоисточника и первоначала всеобъемлющего закона мироздания. Дао – естественный закон. Человек в своей жизни следует Дао. Земля следует законам неба. Небо следует законам Дао, а Дао следует самому себе. Дао стоит даже выше богов.

Причины конфликтов в обществе – отклонение от Дао. Лао Цзы проповедует возвращение к неизменной естественной простоте. Государство, как и всё, что создано самим человеком, является отклонением от Дао, поэтому оно должно быть низведено до уровня деревни. Лучшим правительством является то, которое меньше всего правит.

4. Моизм – основатель Мао Цзы (479 - 400 гг. до н.э.). Моизм отбрасывает концепцию предопределённости в жизни каждого человека, так как это лишает смысла человеческие поступки. Небо является образцом для взаимоотношений между людьми. Оно желает, чтобы люди жили друг с другом в согласии, любили друг друга. В соответствии с этим моисты выдвигают концепцию своего равенства и связи людей. Для выполнения воли неба необходимо соблюдать следующие принципы:

- понимание мудрости;

- почитания единства;

- всеобщая любовь;

- взаимная выгода;

- оборона против нападений;

- действия против судьбы;

- исполнение воли неба;

- духовидение;

- бережливость при захоронении;

- выступление против музыки.

Возникновение государства происходит естественным путём и является результатом общественного договора. В идеальном государстве народ является высшей ценностью. Он избирает мудрого и добродетельного правителя, который должен любить свой народ. При осуществлении своих функций правитель должен умело сочетать наставления и наказания. Чиновники и советники подбираются по деловым качествам. Власть правителя опирается на хорошие традиции, законы и моральные принципы.

Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Право же - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же есть наука о морали (нравственности).

Моральные нормы представляют собой особый тип социальных норм, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе высшие нравственные ценности (добро, честь, достоинство, порядочность, долг и т.д.). Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в "золотых правилах нравственности": "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе", "Не причиняй вреда другим" и т.п.

Моральные нормы - это выработанные обществом требования к человеку как к члену данного общества, действенность которых зависит от степени их усвоения индивидами, от формирования их внутренних представлений, убеждений относительно собственного и чужого поведения в процессе общения с другими людьми. Оценка собственного поведения, внутренний самоконтроль (что называется "совестью") - важнейшая составляющая моральных норм.

Единство между правом и моралью обусловлено тем, что они:

- в системе социальных норм выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

- имеют единый объект регулирования - общественные отношения;

- имеют общую цель - регулировать поведение людей, формировать гражданское общество, правовое государство;

- определяют границы свободы личности;

- являются достижением цивилизации и культуры;

- базируются на единых социально-экономических и духовных отношениях;

- исходят в конечном счете от общества.

Разлитая между правом и моралью:

- по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право - вместе с государством);

- по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право - в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);

- по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право - наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить; оно не имеет возможности упорядочивать отношения вкуса, моды, любви, дружбы, товарищества и т.п.);

- по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые - в конкретно установленный срок);

- по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права - мерами государственного воздействия);

- по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного);

- по характеру однородности (если в пределах одной страны может существовать только одна правовая система, то моральных систем может быть несколько - мораль всего общества, классов, социальных групп, профессиональных слоев и т.п.).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль и наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных ("не убий", "не укради" и т.п.).

В процессе упорядочения общественных отношений право и мораль поддерживают друг друга. Далеко не случайно Гераклит в свое время сказал, что "законы обязаны своей силой нравам", ибо моральные требования, воздействуя на сознание людей, создают благоприятный фон для реализации юридических предписаний.

В свою очередь, право закрепляет и защищает моральные ценности. Оно может, например, обеспечивать компенсацию морального вреда. В частности, в соответствии со ст. 151 ГК РФ, "если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностям лица, которому причинен вред".

Вместе с тем возможны и противоречия между рассматриваемыми категориями, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали.

Если право расходится с нравственностью в оценке тех или иных явлений, то это, как правило, не упрочивает его позиций в обществе, не усиливает влияния на сознание людей, а как раз наоборот.

Например, при решении такой глубоко нравственной проблемы, как свидетельский иммунитет в судопроизводстве, как показала практика, допустимы далеко не все правовые средства. Здесь право не должно было идти, образно говоря, "дальше морали" и выдвигать какие-то сугубо специфические требования. При свидетельстве близких родственников, например, приходили в конфликт между собой две обязанности (два ограничения): с одной стороны, правовая, требующая говорить правду (в УК была установлена уголовная ответственность за дачу ложных показаний и за уклонение от дачи показаний); с другой - нравственная, требующая не наносить вреда своему ближнему. Подобная коллизия ведет либо к нравственным потрясениям (распад семьи, разрыв родственных отношений и т.п.), либо к преступлениям (лжесвидетельство, уклонение от дачи показаний). В любом случае человек, общество и государство в конечном счете не заинтересованы в таких альтернативах.

Вот почему в ст. 51 Конституции РФ установлено, что "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом". Данное положение выводит правовые предписания из состояния противоречия с моральными и укрепляет тем самым нравственные основы права.

Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...