Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая мысль Др Индии. Брахманизм и индуизм




На политико-правовую мысль Древней Индии оказала влияние религия – варновый строй (согласно брахманизму бог Пушту отдал свое тело для создания варн): брахманы (жрецы,т.е богатые люди, носители религиозных взглядов, занимают привелегированное положение, в основе - "уста" бога Пушту); кшатрии (воины, правители и военачальники - "руки" бога Пуруши); вайшьи (торговцы и ремесленники - "бедра" бога Пуруши); шудры (остальные - "стопы" бога Пуруши).

Переход из одной варны в другую невозможен, запрещались браки между людьми разных варн. Первые три варны дважды рождённые.

Согласно брахманизма введен закон кармы (о переселении душ): если шудра честно исполнял свои обязанности, то после смерти его душа может вселится в более высшую варну.

Социальное устройство мира, в том числе деление на варны, государственный строй и право, считались воплощением вселенского мирового закона (Рта), в соответствии с которым формируется учение о переселении душ.

Самсара – странствие души по телам. Выход из самсары – основная цель человеческой жизни путём исполнения своей драхмы (долга) и достижения нирваны (состояния полной безмятежности и отрешенности). Мокша – состояние, когда душа свободна, если человек не исполняет свою драхму, то действует закон возмездия (нора).

Все эти положения характерны для древней индейской религии – брахманизма. Господствующей данная религия была в ведийский период (вторая половинаIIтыс. до н. э. – сер.Iтыс. до н. э.).

 

Основным источником религиозных норм, а также политических и правовых идей данного периода были:

- Ригведы (сборник гимнов);

- Упанишады (поучения, которые содержали религиозные нормы). Самая древняя «Брихадараньяка» (XIII–VIIвв. до н. э.);

- Дхармашастры (религиозные нравственные предписания);

- «Законы Ману». В «Законах Ману» две главы из двенадцати посвящены государству, политике и праву. Три основных положения:

· обоснование божественного происхождения государственной власти;

· сопротивление власти правителя считается смертным грехом;

· основным источником порядка в государстве является наказание.

Устанавливается верховенство религиозного закона над государственным. Сама политика определялась как искусство владения наказанием (данданити).

Индусы впервые выделили следующие структурные элементы государства:

· царь;

· советник;

· страна;

· крепость;

· казна;

· войско;

· союзники.

Правитель в концепции брахманизма уподобляется богам в утверждении на земле порядка. Считалось, что руководить на земле должны кшатрии под руководством брахманов. В брахманизме выделяются следующие правовые теории по их юридической силе:

1. Религиозный закон;

2. Закон, который устанавливает правитель;

3. Предписания драхм;

4. Закон для конкретного человека в конкретной ситуации.

С критикой ряда основных положений брахманистической идеологии складывается новое религиозное направление буддизм.

Начался процесс образования централизованных государств. В Индии - монархия (династия Маурьев несколько десятилетий), но для монархии нужна была другая религия и в 6 веке до н.э. - буддизм. ("будда" - просветленный). Основатель Сиддхартха Гаутама (565 - 479 гг. до н. э.) – из варны кшатриев. Концепция буддизма основывается на следующих началах. Любая жизнь есть страдание, которое возможно преодолеть следуя четырем благородным истинам:

· любая жизнь есть страдание;

· у всех страданий есть своя причина;

· если причины страданий искоренить, страдания закончатся;

· прекращению страданий ведёт благородный восьмеричный путь:

- правильный путь (определяется самим человеком);

- решимость;

- речь (без ругательств);

- действия;

- образ жизни;

- направление усилий;

- направление мысли.

Правильное соблюдение восьмеричного пути ведёт к состоянию полной невозмутимости (нирваны), нужно выйти из общества и стать монахом.

Каждый человек независимо от варны может достичь спасения. Буддисты варновый строй не отвергают, но при этом ставят кшатриев выше брахманов.

Основной источник предписаний буддизма – «Джаммапады» («Стезя законов»), в соответствии с которыми каждому человеку предназначается индивидуальный путь спасения и духовного совершенства. Буддисты отрицают идею божественного промысла в создании государства. Миром управляет природная закономерность, в соответствии с которой существует абсолютное добро и абсолютное зло. Зло может породить только зло. Насилие нельзя победить насилием. Поэтому каждый, в том числе и правитель должен стремиться вести добродетельный образ жизни.

В период раннего буддизма, который постепенно становится государственной религией, правители избирались народом и правили в полном согласии с ним.

Более поздний буддизм проповедует покорность и подчинение властителю. Государство должно быть централизованным для того, чтобы обеспечить порядок и возможность каждому прейти к спасению. Буддизм не отрицает значение права в управлении государственными отношениями, установление наказания считает лишь вспомогательным способом гармонии общества.

Для буддизма более характерно опора на моральные и религиозные принципы.

Он существовал до 12в нашего времени, но постепенно разваливалось само государство, буддизм никого не объединяет и становится не нужным, а брахманизм перестраивается в индуизм. В более поздний период начинает складываться светская концепция государства и права. Основные её положения содержатся в трактате Каутильи «Артхашастра» (IVв. до н. э.) (министр двора, у которого было удачное управление: он объяснял своим людям, как лучше управлять государством - развить в интересах монарха шпионскую сеть); содержит три части, которые посвящены праву, хозяйству и государственному управлению.

Каутилья придаёт приоритет царскому законодательству перед религиозным. В политике должна преобладать светская доктрина, основное государственное управление должно исходить из практической пользы. Каутилья выделяет четыре формы законодательства по их юридической силе:

1. царский указ;

2. священный закон;

3. судебные решения;

4. обычай.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...