Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абросова В.И., Зверев А.А., Коба Т.В. Сравнение высказываний М.Д. Челышова и основных положений современной программы отрезвления России




The comparison of M. D. Chelyshov`s statements and main points of program of sobering Russia

В работе приведены некоторые высказывания депутата Госдумы Российской Империи начала 20 века М. Д. Челышова и основные положения программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа! », приведены обоснования фундаментального значения Трезвости для развития России.

Ключевые слова: Трезвость, М. Д. Челышов, закон, программа утверждения и сохранения Трезвости, устойчивое развитие страны.

The paper considers some statements of M. D. Chelyshov – the deputy of Russian Empire State Duma in the beginning of 20 century – and the main point of program of establishing and safeguarding Sobriety in Russia “Sobriety – the will of the people! ”. The fundamental significance of Sobriety for the development of Russia is substantiated.

Key words: Sobriety, M. D. Chelyshov, law, program of establishing and safeguarding Sobriety, sustainable development of the country.

Потребление абсолютного алкоголя на душу населения в России в 1910 году составляло 4, 7 л. Будет показательным сравнение реакции общества тех лет на положение вещей с сегодняшним днём, когда годовое душевое потребление абсолютного алкоголя в 2009 году достигло 18 литров. А в последующем наметилась тенденция к снижению. В 2016 статистика показала 14-15 литров.

Россия всегда была страной контрастов. Ужасающая нищета в ней сочеталась с огромными личными богатствами. Жестокость сочеталась с беспримерной личной любовью к России и народу, преданностью высоким идеалам. Ярким представителем служения народу и созиданию является Челышов М. Д. В знак памяти этого выдающегося патриота России 2016 год трезвым движением России был объявлен годом Челышова.

Челышов Михаил Дмитриевич (09. 10. 1866г. -26. 09. 1915г) родился в старообрядческой семье крестьянина Дмитрия Ермиловича Челышова в селе Воронино Владимирской губернии. Настоящий богатырь по физическому сложению, выросший в традициях Трезвости, он всю свою жизнь, говоря современным языком, посвятил утверждению и сохранению Трезвости в России, хорошо понимая, что Трезвость самое главное условие для развития всех сторон жизни людей и экономики страны.

24 июня 1892 года, в возрасте 26 лет, Челышов был избран Гласным Самарской городской думы, и вплоть до 1915 года занимал этот пост. В 1902 году Михаил Дмитриевич впервые публично заявил о необходимости запрета продажи алкоголя в черте города.

С 1907 года по 1912 годы он был избран депутатом Третьей государственной думы от Самарской губернии. Оправдывая доверие людей, как депутат, он действовал энергично. Вёл огромную переписку. Письма к нему приходили со всей России. В самой думе он произнёс более ста речей по вопросам Трезвости. Челышов всемерно проводил мысль, что спиртные «напитки» страшны, что они «ужасны, как в настоящее время, так и по своим последствиям на потомство, что они – яд». Он говорил также, «что алкоголь, т. е. спиртные «напитки» давно известны и давно известен их вред» [1, №6, с. 1].

М. Д. Челышов в обоснование своих утверждений ссылается на опыт современной ему науки и признанных исторических авторитетов. Перечислим некоторых. «Аристотель учил, что пьяная жена рождает таких же детей, что опьянение есть добровольное сумасшествие» [1, №6, с. 3]. Паульсен пишет: «Ни для кого не тайна, какие ужасные опустошения вносит алкоголь в жизнь современных народов. Крушение хозяйства, крушение семьи, извращение и одичание духовной жизни и, наконец, страдания физические, телесные – таковы последствия пьянства»[1. 6, с. 4]. Цитируя письма известного ученого Фореля, Челышов приводит следующий фрагмент одного из них: «Становится страшно глядеть, как вырождается наше население под действием этих ужасных алкогольных обычаев. Если правительства и народы Европы не воспрянут духом и не примут радикальных мер против этого общественного зла, то мы в очень недалеком будущем будем побеждены как в материальном, так и в физическом и духовном отношениях трезвой монгольской расой (японцами и китайцами) и, пожалуй, даже уничтожены ею» [1, №6, с. 8-9].

Михаил Дмитриевич широко опирался на науку тех лет. В частности Челышов в своей деятельности ссылается на диссертацию доктора Сажина «О влиянии алкоголя на развивающийся организм». И приводит несколько выводов из его работы. «Алкогольный яд даже в весьма незначительных количествах может оказывать глубоко разрушительное влияние на нервную систему, проходящую различные стадии энергического развития в детском, отроческом и юношеском возрасте». И наконец, одно из положений диссертации доктора Сажина гласит: «борьба с алкоголизмом при современном его распространении является одним из наиболее рациональных и неотложных мероприятий, удовлетворяющих задачам профилактики в самом широком смысле этого слова» [1, №6, с. 7].

Размышляя и действуя в интересах Трезвости в России более ста лет назад, Михаил Дмитриевич говорил: «Верно, что образование – это самое могучее оружие для борьбы с пьянством, потому что образование может отучить общество от обычая угощать вином при всяком удобном и неудобном случае; образование даст понять, что это яд. Но в тоже время я заявляю, что как бы эта мера не была сильна, но на него одно – на образование надеяться нельзя. И на образование нужно время. Я хочу указать, что это положение, имело бы основание, если бы образованные тоже не были бы подвержены этой болезни, если бы образованные тоже не пили» [1, №7, с. 22].

Понимая особую важность преподавания в школах «Науки Трезвости», Челышов внес поправку в закон, чтобы преподавание Трезвости было введено в начальных школах. Под давлением народа и передовых людей Отечества, в России в школах стала преподаваться «Наука Трезвости». Были разработаны программы. Были выпущены учебники: «Учебник трезвости» А. Л. Мендельсона, «Школа трезвости» С. Е. Успенского. Уместно будет привести здесь фрагмент обращения Сергея Егоровича ещё в 1912 году к учителям: «Господа народные учителя! Трезвость – неотделимый спутник прогресса. Вы любите Родину! Вы работаете на нее. Обучайте детей основам Трезвости. Не сочтите это делом второстепенным. Ведь Трезвость несет счастье народу и приближает нацию к общечеловеческому идеалу».

А ранее в 1907 году Челышов пишет книгу по проблеме отнимания Трезвости в России с пророческим названием «Главная причина нашего несчастья». Прошедшие 110 лет со дня выхода этой книги только подтвердили этот вывод народного подвижника. Отсутствие Трезвости в России, её отнимание, сейчас, как и более чем 100 лет назад, является главной бедой нашей страны, от которой проистекают все остальные. Такие как снижение качества населения, его деградация, крушение экономики и т. д.

В 1911 году Михаил Дмитриевич пишет еще одну книгу «Пощадите Россию». В основу книги легли многочисленные письма людей, которые в адрес М. Д. Челышова приходили буквально мешками.

Вопросы утверждения и сохранения Трезвости во все времена являются центральными, поэтому деятельность М. Д. Челышова поддерживалась не только простым народом. Его призыв «Господа, пожалейте Россию! » находил отклик в передовой части патриотически настроенной интеллигенции и элиты. Деятельность М. Д. Челышова совпадала с деятельностью других подвижников. Время оставило нам следы этого совпадения и сотрудничества.

Например, в октябре 1909 года газета «Новое время» выступила со статьей «М. Д. Челышов у Льва Толстого». Явно, что М. Д. Челышову и Л. Н. Толстому было о чём поговорить. Лев Николаевич оставил после себя такие слова: «Только бы мы поняли то, что в деле потребления вина нет теперь середины. Вино не придает ни здоровья, ни сил, ни тепла, ни веселья, а приносит людям только большой вред [1, №6, с. 5]. Но без сравнения ужаснее последствия для всего общества того, считающегося безвредным, умеренного употребления водки, вина, пива и табака, которому предаётся большинство людей, а в особенности, так называемые, образованные классы нашего мира. Эти последствия должны быть ужасны, если признать то, что нельзя не признать: что руководящая деятельность общества – деятельность политическая, служебная, научная, литературная, художественная – производится большей частью людьми, находящимися в ненормальном состоянии, людьми пьяными» [1, №6, с. 6].

Достоевский в своё время писал: «Вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от всяких светлых мыслей, тупит его перед всякой доброй пропагандой»[1, №6, с. 4].

Анализируя состояние дел в России, профессор Сикорский приходит к выводу: «Будущности русского народа грозна великая опасность, которая уже проникла в самое священное и, казалось бы, недосягаемое место – в недра матери. В алкоголизме русской женщины болезненная наследственность найдет себе торный путь к вырождению русского народа. 65% детей - идиотов, имеют родителей пьяниц» [1, №6, с. 16].

Понимая страшное влияние алкогольных ядов на общее развитие молодых людей, Челышов М. Д. обращает внимание на армию. В одной из статей Челышова обсуждается, что винная отрава проникла и в армию, что и в армии в этом отношении не все благополучно. С пьянством там борются, вводят общества Трезвости. Главный штаб Армии, отмечая малоразвитость и незрелость призываемых новобранцев, показывает, что по призыву в 1909 году только 40 человек из 100 оказались в полной мере пригодными для военной службы [1, №6, с. 17].

Проанализировав статистику, Челышов приводит много примеров; «что запретительные законы почти всюду способствуют росту просвещения, давая возможность учиться детям, которые помогали пьяным отцам кормить семьи» [1, №7, с. 3]. По-другому себя вела другая часть элиты, которой было выгодно отнимание Трезвости. Например, в Петербурге с 28 декабря 1909 года по 6 января 1910 года проходил съезд по борьбе с пьянством и прибывшие на съезд крестьяне были арестованы и высланы. Высланы за то, что они проповедовали Трезвость. А по словам одного из делегатов съезда «стремление рабочих вступить на путь активной и организованной борьбы с алкоголизмом на первых же шагах встретило решительное противодействие со стороны власти»[1, №7, с. 17].

Несмотря на сопротивление властей, съезд принял ряд важнейших решений, которые актуальны и сегодня, также как и более чем 100 лет назад. Например, съезд признал необходимым «ввести в виде отдельного предмета преподавание начал трезвости в низших и средней школах».

Михаилом Дмитриевичем был проведен анализ прироста питейных заведений: «В 1899 году было казенных и частных лавок 25441, а в 1908 году уже 48327. Правительство делало хорошее дело, насаждая кабаки для спаивания народа, для отравы его и приведя этим к национальному позору? Чтобы открыть школу – нужно быть благонадежным, нужно быть чистым, и тут: школы сами стройте, да года три хлопочите, а кабак открыть мы вам – поможем. Это позор для страны, позор для Правительства» [1, №7. с. 4].

И далее Челышов продолжает: «Борьба еще трудна в этом вопросе, потому что противники этого движения – люди культурные, материально обеспеченные, люди, влияющие на весь ход почти всей государственной жизни»[1, №7, с. 5]. Зачитывая крестьянские письма с ходатайством о закрытии казённых винных лавок, говоря о противодействии народному желанию отрезвиться Михаил Дмитриевич обращался к представителям Государственной Думы: «Разве задача государства иметь полный казённый сундук золота? Задача государства иметь здоровое население, нравственно и телесно, материально обеспеченное, могущее стать на защиту своих интересов перед противником» [1, №7, с. 8].

Челышов приводит один пример, ярко характеризующий политику Правительства в этом вопросе, когда было отклонено предложение одного фабриканта в Иваново-Вознесенске об уплате всех доходов в обмен на закрытие винных лавок, но Правительство отказало. А народ пугают тем, что если он будет бороться, то попадёт на каторгу.

«Ясно, что идет борьба: с одной стороны стоит народ, несущий все тяготы на себе, как по содержанию государства, так и по защите его, с другой стороны стоит Правительство, в особенности винное ведомство, которое парализует всякие попытки народа в этом направлении» [1, №7, с. 20].

М. Д. Челышов вошел в историю, прежде всего, благодаря активной работе в комиссии о мерах борьбы с пьянством в Государственной Думе. Российской Империи. Благодаря усилиям этой комиссии, был разработан проект закона, одобренный в ноябре 1911 года, и известный как закон " О мерах борьбы с пьянством" [1, №6, с. 1].

Челышов говорит: «Ни один из депутатов не посмеет сказать здесь, что его избиратели не просили, чтобы этот закон был проведен; мы все имеем такой наказ из дома, все просили провести этот закон. Нам нужно вооружить народ и общество статьями нашего закона». М. Д. указывает, что «тот закон, который мы предлагаем, не является новостью. Страны просвещенные, страны культурные, страны образованные уже пользуются этим законом» [1, №7, с. 24].

Все речи, произнесённые М. Д. Челышовым с высокой трибуны Государственной Думы более 100 лет назад, и сегодня являются чрезвычайно актуальными. Так как злые интересы, имея большой опыт спаивания народов и огромные финансы, будут пытаться вновь и вновь возвратить режим самоотравления населения [2, с. 72].

Чем характерно наше время? Работает система, направленная на усиление алкогольного гнёта населения. И, как всегда, прежде всего, изменяется информационная среда. Для примера, возьмем определение этилового спирта за 1972 г. ГОСТ 18300-72: «Этиловый спирт – легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы». 20 лет и ГОСТ меняется. ГОСТ 5964-93: «Этиловый спирт – легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом» [3, с. 84-85].

Современное законодательство исходит из ложных посылок, утверждая что алкоголь – пищевая продукция, в то время как наука и практика давно определила алкоголь как опаснейший яд. Так же как и более чем сто лет назад с одной стороны стоит народ, желающий снять оковы алкогольного рабства, а с другой современные рабовладельцы отлично понимающие каким образом удерживать народ в узде алкогольной эксплуатации.

Но прошедшее время дало опыт и, соответственно, у народа появились новые возможности. Самое главное в идеологии вместо расплывчатого понятия «борьба» появилась чёткая цель – утверждение и сохранение Трезвости.

На новый уровень поднялась и, как говорили 100 лет назад, «наука Трезвости». Появился соответствующий понятийный аппарат (язык утверждения и сохранения Трезвости), позволяющий точно описывать и анализировать происходящее.

Наконец, появилась народная программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа! » [4, с. 4], которая получила такое название после годового обсуждения в молодёжной среде. Программа «Трезвость – воля народа! » вобрала в себя весь предыдущий опыт в деле утверждения и сохранения Трезвости.

Свыше ста лет назад люди и наука установили и на многочисленных публичных собраниях довели до широкой общественности, что алкоголь – это просто техническая ядовитая жидкость.

Именно поэтому первый пункт программы «Трезвость – воля народа! » сформулирован как «Закон должен утверждать правду! » Этим обозначена важная задача по приведению действующего законодательства в соответствие с давно установленным фактом: «алкоголь – яд» [3, с. 85].

Второй пункт программы: " Прекращение информационного террора". Указывает на главное орудие алкогольного порабощения народа – тотальное программирование всех слоёв населения на самоотравление алкогольными, табачными и другими ядами.

В угоду этому процессу используются образы самых авторитетных президентов и премьер-министров, знаменитых писателей, героев их произведений, артистов, телеведущих. Даже Гитлера привели в качестве стойкого трезвенника, а Черчилля в качестве беспробудного пьяницы. И все это делается для привлечения внимания и последующего программирования на самоотравление алкогольным ядом. Пример информационной агрессии показывает изощренное «нападение» сразу по нескольким направлениям: привязка к истории и ее подсознательное искажение, низвержение высоких идеалов, формирование образа современной молодежи с «животным уровнем развития» [5, с. 15-16].

Цель информационного террора – формирование и закрепление в каждом человеке, в каждой семье, в обществе в целом запрограммированности на самоотравление различными ядами

С помощью информационного террора происходит подмена фундаментальных понятий и ценностей, направленных, в первую очередь, на отнимание Трезвости у детей, подростков и молодёжи. Поэтому в настоящее время так необходимо формировать мораль Трезвости в обществе, которая послужит защитой Трезвости – естественного, природного состояния человека. А без Трезвости ни о каком дальнейшем развитии России не может быть речи. «Информационный террор может быть и должен быть остановлен. Империя внушения не всесильна, она боится незамутненного разума и Трезвого ясного сознания» [6, с. 79].

Более века назад была поставлена и выполнена задача введения в школах «Науки Трезвости». Этот опыт также вобрала в себя программа «Трезвость – воля народа! », а именно её третий раздел.

Уроки Трезвости в образовательных учреждениях позволяют подготовить детей и молодежь к защите от информационной агрессии и сохранить им свою естественную Трезвость.

Для грамотного проведения уроков учебников Трезвости столетней давности мало, поэтому «Союз УСТ «Трезвый Урал» в 2011 году выпустил образовательную программу «Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение», а в 2015 году два учебно-методических пособия: «С Трезвостью по дороге добра» И. П. Огородниковой и «Уроки Трезвости» В. А. Загуменного. В конце 2016 года по заявкам из разных городов был выпущен второй тираж этих пособий.

Работа по программе «Трезвость – воля народа! » приносит свои результаты. Расширяется трезвое движение, растёт влияние тех знаний, которые оно несёт в народ. Как пример.

05-09сентября 2016 года в Якутске состоялся Форум " Арктика без алкоголя". Один из выступивших, Виктор Балобин, полковник, старший инспектор по особым поручениям отдела организации охраны общественного порядка МВД по РС (Я) предложил следующее: " Одной из мер, направленных на исправление складывающейся ситуации, является максимальное ограничение доступности алкоголя для населения по времени, месту, возрасту, цене. Данную работу начать необходимо с выноса специализированных магазинов, ресторанов, баров и т. д. за черту населенных пунктов, заканчивая полным запретом торговли алкоголем на территории республики" [7]. С подобным предложение в своё время выступал и М. Д. Челышов.

Вынесение торговли алкогольными и табачными ядами за пределы поселений это четвёртый пункт программы «Трезвость – воля народа! ».

В 1910 году в России на представительном (2000 врачей) Пироговском съезде, было установлено: «Алкоголизм при современных условиях является одним из важнейших факторов, разрушающих народное здоровье и настоящего, и даже будущего поколений. Широко распространенное ложное представление о питательных будто бы свойствах спиртных «напитков» значительно содействует развитию алкоголизма». А вот отрывок из интернационального медицинского манифеста: «Опыты показали, что потребление спиртных «напитков» даже в небольшом количестве, препятствует или незамедлительно, или через короткий промежуток времени правильной умственной деятельности, а также отравлению тканей и клеток организма, поэтому алкоголь следует считать ядом, который не должен входить в состав пищевых веществ. Мы полагаем, что эра здоровья, счастья и благоденствия настанет лишь с введением полной трезвости, разрешающей многие социальные проблемы» [1. 6, с. 11].

Пятый пункт программы «Трезвость – воля народа! » вобрал в себя волю этих людей. Он гласит о необходимости правдивой информации.

Заключительный (восьмой) пункт программы «Трезвость – воля народа! » содержит завет, что достался нам от таких верных сынов своей Отчизны как Михаил Дмитриевич Челышов – «Сохранение Трезвости на веки вечные». История сохранила для нас яркий пример трезвого поведения Челышова, которому нужно следовать во всех подобных ситуациях.

Однажды на приеме у царя на предложение поднять бокалы во здравие Николая II все взоры присутствующих были обращены на возвышающуюся фигуру самарского головы и депутата Государственной Думы III созыва. Все замерли в ожидании. М. Д. Челышов поднял свой бокал и неспешно громовым голосом произнес: «Его Величество прекрасно знает, как я ценю его здоровье! Но даже ради здоровья Его Величества я не буду губить своего! » и поставил бокал с вином.

Сегодняшним чиновникам всех рангов есть с кого брать пример, если они на самом деле пекутся о развитии России.

Список литературы.

1. Год М. Д. Челышова. Речь депутата М. Д. Челышова, докладчика Комиссии о мерах борьбы с пьянством по законопроекту, ею выработанному, (Заседание Государственной Думы Российской Империи 21-22 января 1911 г. ) под редакцией А. Н. Маюрова. Газета Подспорье № 6-7, 2016г.

2. Абросова В. И. Алгоритм короткой беседы на основе «Аксиом Трезвости» /В. И. Абросова //Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России: материалы 14 научно-практической конференции ОД " Союз УСТ " Трезвый Урал" /отв. ред. Р. В. Распопов. – Тюмень: ТИУ, 2016. – С. 69-73.

3. Огородникова И. П. Обоснование применения термина «интоксикант» в языке утверждения и сохранения Трезвости / И. П. Огородникова // Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России: материалы 14 научно-практической конференции ОД " Союз УСТ " Трезвый Урал" / отв. ред. Р. В. Распопов – Тюмень: ТИУ, 2016. – С. 82-86.

4. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России //Тюменская область сегодня. – 2009. – 10октября – С. 4.

5. Андреев Ю. А., Распопов Р. В. Анализ графических материалов в интернете /Ю. А. Андреев, Р. В. Распопов //Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России»: материалы 14 научно-практической конференции ОД " Союз УСТ " Трезвый Урал" /отв. ред. Р. В. Распопов – Тюмень: ТИУ, 2016. –С. 11-19.

6. Акимова Ю. В. Манипуляция общественным сознанием/ Ю. В. Акимова //Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России: материалы 14 научно-практической конференции ОД " Союз УСТ " Трезвый Урал" / отв. ред. Р. В. Распопов – Тюмень: ТИУ, 2016 – С. 74-79.

7. Конгресс «Арктика без алкоголя»: цифры и факты. [Электронный ресурс]. – URL: http: //ysia. ru/obshhestvo/arktika-bez-alkogolya-tsifry-i-fakty/ дата обращения (15. 09. 2016).

Сведения об авторах

Абросова Вера Ивановна, член Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», abrosova. vera@mail. ru, тел. 8-919-957-9260.

Зверев Александр Александрович, председатель Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», trezv_tmn@mail. ru, тел. 8-922-475-9611.

Коба Татьяна Васильевна, член правления Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», trezvologia@gmail. com, тел. 8-905-822-4926.

About authors

Abrosova Vera Ivanovna, member of public organization “Trezvaya Tyumen”, abrosova. vera@mail. ru, tel. 8-919-957-9260.

Zverev Alexander Alexandrovich, chair of Tyumen city public organization «Trezvaya Tyumen», trezv_tmn@mail. ru, tel. 8-922-475-96-11.

Koba Tatiana Vasilievna, board member of public organization “Trezvaya Tyumen”, trezvologia@gmail. com tel. 8-905-822-4926.

УДК 614. 817(09)(571. 1)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...