Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации




В настоящий момент для обозначения отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти в нормативных правовых актах все чаще используется термин «взаимодействие». Однако, законодательное определение данного понятия отсутствует.
Вместе с тем, в юридической литературе вопрос понятия взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти в целом не получил подробного освещения, нет единого подхода к содержанию взаимодействия. При этом одни исследователи описывают отношения между органами местного самоуправления и органами государственной власти посредством термина «взаимодействие»[16], другие – при помощи термина «взаимоотношения»[17], третьи оперируют обоими терминами, как равнозначными[18].
Большинство авторов характеризует взаимодействие при помощи понятия деятельности. Так, В.Б Рушайло считает, что взаимодействие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в правоохранительной деятельности «представляет собой осуществляемую в определенных правовых и организационных формах совместную, согласованную по цели, времени и месту деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности»[19].
По мнению В.Г. Карташова, «взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления – это их активная, согласованная деятельность, выражающаяся в принятии решений и совершении действий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, направленная на достижение единой цели – решение вопросов местного значения и осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий»[20].
Другая группа исследователей при характеристике взаимодействия использует понятие отношений. Например, А.В. Жеребцов определяет взаимодействие исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления как «комплекс общественных отношений, складывающихся между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительными органами местного самоуправления, выражающийся в процессе совместного осуществления публичной власти в стране»[21]. Согласно позиции В.В. Пылина, «взаимоотношения государственных органов и органов местного самоуправления представляют собой, прежде всего, правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся между государственными органами и органами местного самоуправления, связанные между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом или договором меру возможного и должного поведения»[22].
В большинстве приведенных определений акцент делается на таких свойствах взаимодействия как согласованность, совместность осуществления взаимодействия органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также осуществления взаимодействия в пределах, установленных законодательством.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления входят в единую систему управления общезначимыми делами государства и общества. Органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют общий интерес и функционально тесно связаны. При взаимодействии органы государственной власти и органы местного самоуправления руководствуются целью обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, которые в силу Конституции Российской Федерации определяют их деятельность. Вступая во взаимодействие, органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта Российской Федерации реализуют свои полномочия в той сфере общественных отношений, по поводу которой возникает потребность во взаимодействии.
Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут принимать как вид взаимодействия, направленного, например, на взаимоподдержку, координацию усилий, так и иные виды, такие как противопоставление, противодействие, конфликт, конкуренция. Между тем, как показывают теория и практика, наиболее оптимальным и рациональным, органически оправданным видом взаимоотношений между органами публичной власти является их взаимодействие, позволяющий с наибольшей эффективностью решать задачи, поставленные перед органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации – это только позитивные взаимоотношения, направленные на поддержание согласованного функционирования органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также связанные с реагированием на нарушения нормального порядка функционирования.
На практике понятие взаимодействие объединяет такие понятия, как «согласование», «содействие», «поддержка», «сотрудничество», «участие». В этом смысле взаимодействие представляет собой пример общего юридического понятия, отражающего совокупность однородных явлений.
Понятие «взаимоотношение» шире по своему содержанию понятия «взаимодействия». Такой вывод позволяет рассматривать взаимодействие как один из видов взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, отметим, что при изучении взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти часто не проводится отграничения спектра отношений, возникающих при их взаимодействии, от иных отношений между органами местного

самоуправления и органами государственной власти[23]. Представляется, что такой подход приводит к недостаточной изученности особенностей взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, принципов такого взаимодействия, а также к недостаточному законодательному регулированию взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, под взаимодействием органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации мы будем понимать их совместную, согласованную деятельность, направленную на достижение общих целей и задач, осуществляемую в определенных правовых и организационных формах в соответствии Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В.Г. Карташов выделяет следующие признаки взаимодействия:
два и более субъекта правоотношения;
активная деятельность субъектов правоотношения (принятие ими решений и совершение действий, влияющих на другого субъекта правоотношения, а не пассивное ожидание воздействия);
согласованная деятельность субъектов правоотношения (принятие ими таких решений и совершение действий, которые известны другим субъектам, на основе закона и иных нормативных правовых актов;
наличие единой цели, на достижение которой направлена деятельность субъектов правоотношения[24].
Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации можно представить как совокупность элементов. Такими элементами являются:
субъекты (участники) взаимодействия;
основные принципы взаимодействия;
формы взаимодействия;
цели, задачи, направления и сферы взаимодействия.
Субъекты взаимодействия – органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения[25].
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации – это учрежденные субъектом Российской Федерации организации и должности, действующие на основании нормативный правовых актов Российской Федерации и данного субъекта Российской Федерации, обладающих соответствующей структурой, обособленностью и самостоятельностью, реализующие собственные задачи и функции, обладающие компетенцией предстающей в виде предметов ведения и полномочий, имеющих властный, общеобязательный характер.
Принципы, формы, направления и сферы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации будут более подробно рассмотрены в следующие главе настоящей работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...