Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1. Понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональная ориентация»




Организация психологического сопровождения одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения. Методические рекомендации. – М. , 2011. – с.

 

Методические рекомендации подготовлены авторским коллективом в составе: В. С. Юркевич, к. психол. н., руководитель Московского городского ресурсного Центра одаренности (отв. редактор); Ю. Д. Бабаева, к. психол. н., доцент факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова; В. В. Белоусова, к. психол. н., старший преподаватель кафедры организационной психологии Государственного университета – Высшая школа экономики; Л. В. Попова, к. психол. н., вед. н. с. лаборатории образовательных стратегий развития одаренности ГРЦО МГППУ, профессор кафедры психологии МПГУ.

 

 

Рецензент: Н. С. Пряжников, доктор психологических наук, профессор МГУ.

 

Редактор: В. Э. Пахальян.

 

Методические рекомендации обсуждены и рекомендованы к публикации Научно-методическим Советом службы практической психологии в системе Департамента образования города Москвы

 

Рекомендации отражают наиболее важные аспекты работы по психологическому сопровождению одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения. В них представлены психолого-педагогические стратегии работы по профессиональной ориентации одаренных школьников, апробированные в школах, работающих с этим контингентом детей. Пособие содержит рекомендации для педагогов-психологов, учителей, подростков и их родителей.

 

 

Содержание

Введение. 2

Раздел 1. Особенности выбора жизненного пути в подростковом возрасте. 3

1. 1. Понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональная ориентация» 3

1. 2. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение. 5

1. 2. 1. Влияние личностных особенностей на процесс профессионального выбора 5

1. 2. 2. Представления человека о самом себе. 12

1. 2. 3. Представления о мире профессий. 13

1. 2. 4. Роль социального окружения в формировании профессионального выбора 15

Раздел 2. Особенности профессионального становления школьников. 17

с высокими способностями. 17

2. 1. Проблемы профессионального самоопределения одаренных подростков 17

2. 2. Стратегии психологического сопровождения одаренных подростков в процессе поиска профессионального пути. 20

2. 3. Роль учителя в профессиональном становлении одаренных школьников 23

Литература. 24

Раздел 3. Рекомендации для участников образовательного процесса. 25

3. 1. Рекомендации для администрации школ. 25

3. 2. Рекомендации для педагогов-психологов. 32

3. 2. 1. Стратегия работы психолога по профессиональному самоопределению одаренных подростков. 32

3. 2. 2. Основные требования к профориентационной работе педагога-психолога с одаренными учащимися. 34

3. 2. 3. Особенности профессионального информирования одаренных школьников 35

3. 2. 4. Специфика профессиональной диагностики одаренных учащихся. 36

3. 2. 5. Активизация профессионального самоопределения одаренных учащихся 41

3. 2. 6. Организация и проведение профессионального консультирования одаренных учащихся. 44

Литература. 50

3. 3. Рекомендации для учителей. 52

Литература. 57

Вместо заключения. 59

Приложение 1. Памятка для старшеклассников. 60

Часть 1. Семь основных правил. 61

Часть 2. Несколько шагов в будущую профессию.. 65

Книги и мультимедийные пособия для учащихся. 68

Приложение 2. Советы родителям. 69

Введение

 

 

Профессиональное самоопределение в школе - это первый и очень значительный этап в профессиональном становлении молодого человека. Самые разные аспекты обсуждения этой проблематики авторы пытались подчинить идее о том, что процесс самоопределения основывается на собственной активности одаренного подростка, осмыслении им собственных идеалов и целей, типа дарований, опыта деятельности (пусть и небольшого). И от того, как психологи, учителя, родители сопровождают на этом пути одаренного подростка, зависит многое. Дело не только в содержании профессионального выбора, в его соответствии интересам будущего профессионала, его личности, целям и ценностям, а в том, что от этого зависит многое другое в будущей жизни подростка.

Одаренному подростку и легче, и труднее выбрать свой жизненный путь. Труднее потому, что возможности кажутся ему беспредельными, а выбор безграничным, а легче, потому что возможности действительно, если не беспредельны, то очень велики. В силу этого существует отчетливая необходимость в понимании специфики  профессионального выбора у подростков с высокими  способностями, в определении стратегий деятельности всех основных участников образовательного процесса: учителей, психологов, самих подростков и, конечно, родителей. Указанными обстоятельствами и вызвано появление этих рекомендаций.


 

Раздел 1. Особенности выбора жизненного пути  в подростковом возрасте

Дарование есть поручение.

Должно исполнить его,

Несмотря ни на какие препятствия.

Из письма Е. А. Баратынского П. А. Плетневу

1. 1. Понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональная ориентация»

Два понятия – «профессиональное самоопределение» и «профориентация» чаще всего встречаются в этом тексте. Оба описывают процесс профессионального становления личности, но с разных сторон: первое – предполагает активную деятельность самого человека, а второе – ту помощь со стороны, которая позволяет ему лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире профессий.

Выбор профессионального пути включает, как минимум, четыре компонента:

- способности и предрасположенность к определенному роду занятий («Какой я сейчас? »);

- мечты и стремления, направленность («Кем я хочу стать? »);

- потребность общества в том или ином виде трудовой деятельности («Какие профессии сейчас востребованы на рынке труда, а какие окажутся востребованными в ближайшем будущем? »);

- возможности общества и семьи.

Гармоничное сочетание этих компонентов во многом определяет успешность профессионального самоопределения. Однако, чтобы выбрать дело по душе, подростку необходимо ясно представлять, какие виды деятельности соответствуют его интересам и целям. Другими словами, он выбирает не просто «хорошую работу», а ту, которая хороша именно для него. Рано или поздно он может задать себе вопрос: «Зачем это нужно для меня? ». Ответ на него включает поиск личностного смысла трудовой деятельности. Поэтому при выборе будущей профессии школьнику нужно проявить активность и самостоятельность, иначе его решение может оказаться неудачным.

Профессиональное самоопределение – это не однократное действие, а длительный многолетний процесс, который протекает практически на протяжении всей жизни человека, способствуя развитию личности и более эффективному включению в трудовую деятельность. Даже сложившиеся и успешные специалисты нередко оказываются перед необходимостью вновь и вновь соотносить свою профессию с собственной системой ценностей, так как без этого работа может стать для них бессмысленной и ненужной.

Можно выделить нескольких этапов поиска профессионального пути, среди которых наиболее значимым и сложным является выбор профессии в юношеском возрасте. На этот выбор оказывает влияние множество факторов, которые необходимо учитывать. При известном упрощении их можно объединить в несколько групп, которые представлены на схеме.

Схема профессионального самоопределения

 

 

Раскроем содержание компонентов этой схемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...