Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2.2. Представления человека о самом себе




1. 2. 2. Представления человека о самом себе

Не суди о своем величии

По своей тени при заходе солнца.

Пифагор

Школьник, выбирающий профессиональный путь, в первую очередь задумывается о самом себе. Пытаясь соотнести себя с миром профессий, он:

1) размышляет над серьезными вопросами (Кто я? Какой я? Чего я хочу сейчас и в будущем? );

2) сомневается (Смогу ли я? Подходит ли мне эта профессия? ).

В эти моменты происходит особая внутренняя работа, результатом которой являются изменения в формирующемся у подростка образе себя. Полного соответствия этих субъективных представлений реальности, вероятно, нет ни у кого, но степень отклонения имеет большое значение. Ещё Франсуа де Ларошфуко писал: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум». Неудивительно, что некоторые подростки, оценивая собственный интеллект, повышают свое место в рейтинге. Наряду с этим встречаются учащиеся, которые, несмотря на высоко развитый интеллект, напротив, склонны занижать оценку своих умственных способностей. Это может объясняться рядом причин (высоким уровнем перфекционизма, объективной сложностью выполняемой деятельности и др. ). Многое зависит и от избираемой при этой оценке «точки отсчета».

Способности к общению оцениваются, как правило, объективнее. Отражаясь в «зеркале» других людей, человек вырабатывает более адекватные представления о своих коммуникативных способностях.

На содержание всех этих представлений оказывают влияние различные социальные факторы: мнение родителей, друзей, учителей, общественное мнение и т. п. Например, оценивая свои способности, ученик в значительной степени ориентируется на педагогов, среди которых далеко не все четко различают способности и успеваемость, предпочитая действовать по принципу: способен тот, кто хорошо учится. Такой подход при отсутствии других ориентиров содействует формированию неадекватных (заниженных или, напротив, завышенных) представления об уровне своих способностей, что может негативно повлиять на профессиональное самоопределение учащихся.

Важную роль в формировании у них представлений о себе играет семья. Неуверенность в своих силах и возможностях, занижение своих способностей и уровня знаний или, наоборот, излишняя самоуверенность и некритичность по отношению к себе зачастую являются результатом не только влияния родителей, но и более широкого семейного окружения, что значительно усложняет поиск профессиональное пути.

Особое внимание нужно уделить проблеме, связанной с воздействием средств массовой информации. В наши дни её актуальность не вызывает сомнения. Под влиянием мощного информационного потока формируется определенный шаблон «правильного» современного образа жизни, на который в значительной степени ориентируются подростки, выбирая свой профессиональный путь.

Таким образом, важной задачей в области сопровождения и обеспечения успешного профессионального самоопределения является не только выявление содержания сложившихся у школьников представлений о себе, но и активная их проработка, уточнение и корректировка. Эти проблемы детально рассматриваются во втором разделе рекомендаций.

1. 2. 3. Представления о мире профессий

Кто делает вид, что

Много знает и ко всему способен,

Тот ничего не знает

И ни к чему не способен.

Лао-Цзы

Представления школьников о мире профессий не всегда соответствуют реальности. В значительной степени это объясняется тем, что информацию об этом мире они получают, в основном, от родственников, знакомых, друзей, из средств массовой информации и даже из анекдотов. Характерной для подросткового и юношеского возраста является ориентация на «внешнюю» сторону трудовой деятельности. Немалую роль играет и современная культура, романтизирующая одни профессии и пренебрежительно относящаяся к другим. Сколько вреда нанесла престижу учителя, неординарная работа Валерии Гай Германики - телесериал «Школа»!

Зрелые представления школьников о профессии должны отражать следующие её стороны:

- социально-психологические(система требований к личностным качествам, в том числе и нравственным, к возможностям общения, к организационным качествам и т. д. );

- социально-экономические (общественная значимость профессии, перспективы профессионального и социального роста, специальности, заработная плата и др. );

 - производственно-технические (продолжительность рабочего дня, условия труда, характер нервно-психической напряженности);

 производственно-педагогические (тип учебного заведения, срок обучения, служебные обязанности);

В профориентационной работе со школьниками особое внимание следует уделять их профессиональным стереотипам. Знания о представителях различных профессий, накопленные как в личном опыте взаимодействия, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании в виде устойчивых представлений – стереотипов (например, педагог все время поучает, артист постоянно ищет всеобщего внимания). Они широко используются, поскольку упрощают и облегчают процесс понимания  профессиональной деятельности.

Сложность заключается в том, что стереотипы, с одной стороны, содержат определенную долю истины, а с другой стороны, неоправданно преувеличивают те или иные характеристики профессии, искажая реальность. Они могут также устаревать и переставать соответствовать действительности.

Профессиональные стереотипы в большей степени касаются свойств представителей конкретных профессиональных групп, чем самой трудовой деятельности. Сформировавшийся обобщенный образ типичного профессионала может иметь негативный оттенок. Например, многие школьники считают «типичного программиста» занудой, человеком, оторванным от реальности, испытывающим трудности в общении, и даже имеющим проблемы со здоровьем.

Противоречие между пониманием востребованности какой-либо профессии и наличием непривлекательного образа её типичного представителя может приводить к внутреннему конфликту. Поэтому в профориентационной работе большое значение имеет анализ не только сложившихся у школьников представлений о той или иной трудовой деятельности, но и сформировавшихся у них «образов профессионала».

Опыт работы с одаренными учащимися позволяет выявить некоторые особенности формирования у них образов «престижных профессий» и «специалистов высокого уровня». В частности, эти школьники обращают внимание на возможность получения в рамках будущей профессиональной деятельности престижных международных премий (например, Нобелевской премии) и т. п. Высшее образование они также связывают с престижными отечественными и зарубежными университетами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...