Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Культура и культурная жизнь народов 29 глава




Подобная точка зрения разделялась и другими историками Просвещения, которые отрицательно относились к Французской революции, крестьянскому восстанию 1775 г. и другим неординарным событиям такого рода. Наиболее значительной личностью в чешской науке периода правления Иосифа II являлся, бесспорно, молодой тогда Йозеф Добровский (1753–1829)[68]. Он действовал в течение двух важнейших периодов истории чешской культуры и идеологии – Просвещения и романтизма.

Добровский родился в Венгрии, но еще в младенчестве был увезен в Чехию. Отец его – чех, мать, вероятно, немка. Родным языком будущего ученого был немецкий, а чешскому он научился в гимназии города Немецки-Брод, куда поступил в 1762 г. Окончив гимназию высшей ступени, которой руководили иезуиты в Йиндржихувом Градце, он изучал в Пражском университете философию и теологию, а после его окончания стал домашним учителем в доме графа Ф. Ностица. В 1786 г. Добровский принял сан священника и стал вице-ректором, а позднее и ректором Генеральной семинарии в Оломоуце. В 1790 г. после смерти Иосифа II и упразднения генеральных семинарий, он переехал в Прагу к Ностицам, где занимался научной работой, был активным членом «Королевского чешского общества наук», его секретарем и позднее председателем.
В 1778 г. Добровский издал на латинском языке сочинение «Пражский фрагмент Святого Евангелия от Марка – ложный автограф», вступив тем самым на путь критического изучения библейских текстов. Вскоре он перешел к изучению истории древней чешской национальной культуры. Многочисленные мелкие работы Добровского этих лет выделяются скрупулезной филологической критикой текста источников и тщательностью историографического микроанализа. Он исследовал те периоды развития чешской культуры, когда наиболее ярко проявляла себя литература на чешском языке, и доказал, что своего наивысшего развития чешская культура достигла в период гуситского движения. Это свидетельствовало об отходе от контрреформационных оценок и пролагало путь к новой концепции чешской истории, сформулированной позднее в творчестве Ф. Палацкого. Добровский подверг сомнению полезность и целесообразность установления о безбрачии католического клира, подорвал веру в святость Яна Непомуцкого, составлявшую один из важнейших тезисов католической историографии. Уже в период Просвещения проявилось чешское национальное самосознание Добровского. Вершиной его патриотических выступлений была речь на торжественном заседании «Чешского общества наук» «О преданности славянских народов австрийскому правящему дому», произнесенная 25 сентября 1791 г. при посещении Общества императором Леопольдом II. Добровский подчеркивал, что из 21 млн человек населения империи 11 млн составляют славяне, и это следовало бы учитывать во всей политике государства.

В 1792 г. Добровский посетил Россию. В Петербург он прибыл 17 августа. Работая в Академии наук, ученый уделил много внимания рукописным сводам. Затем он переехал в Москву, где пробыл до 7 января 1793 г., исследуя в библиотеках памятники древней славянской письменности. Выработанный Добровским критический метод подхода к историческим источникам позволил ему стать основателем научного направления в исследовании славянских языков и литератур, т.е. славянской филологии как науки.

5.3. В изнуренной войнами и междоусобицами Словакии XVII и особенно XVIII в.усиливается влияние католической церкви. Утверждению католицизма противодействовали широко распространенное в XVII в. у словаков лютеранства и противостояние всей политике Габсбургов венгерского магнатства, с оружием в руках отстаивавшего свои привилегии. Борьба за вероисповедание оказывала огромное влияние на культурную жизнь в Словакии. Бесспорным успехом политики Контрреформации стало открытие в 1636 г. иезуитского университета в Трнаве, просуществовавшего около полутора веков.

Контрреформация перешла в наступление в конце XVII в., что особенно отразилось на барочном искусстве. Господство монументального стиля, пышность интерьеров характерны как для культовых построек, так и для дворцовых комплексов и замков, застройки богатых городских кварталов. Большим разнообразием отличается искусство XVII–XVIII вв. Особенностью его развития в Словакии является то, что значительная часть работ – это произведения анонимных живописцев, резчиков по дереву и скульпторов. Их произведения возникли как реакция на различные художественные веяния, проникавшие на территорию Словакии. В портретной живописи, оформлении алтарей, изделиях мастеров золотых дел, весьма популярном жанре того времени – эпитафиях происходит синтез новых идей с местными традициями, наблюдается слияние разных эстетических тенденций в рамках одного направления. Новые имена появляются среди литераторов, писавших на чешском языке и на латыни.

Широкую известность имело творчество ученого, деятеля словацкой и венгерской культуры Матея Бела (1684–1749)[69]. Получив образование в Галле, Бел стал священником. Сначала он был директором евангелической школы в Банска-Бистрице, а затем с 1714 г. – ректором лицея в Братиславе. Бел, писавший на латинском, венгерском, немецком и чешском языках, был признан не только в Венгерском королевстве, но и в Европе. Он являлся членом Лондонской, Берлинской, Санкт-Петербургской академий, некоторых других научных обществ. В своем главном труде «Исторические и географические сведения о современной Венгрии», вышедшем в 1735–1742 гг. в четырех томах, ученый предпринял попытку критического анализа источников. Он рассматривал словаков как потомков славян, населявших Великую Моравию. Утверждение этого словацкого патриота об автохтонности словаков, так же, как и высокая оценка им литературных качеств словацкого языка, сыграли заметную роль в становлении словацкого национального самосознания.

Для восприятия идей Просвещения в Словакии немало сделал Адам Франтишек Коллар (1718–1783). Будучи директором придворной библиотеки в Вене, советником Марии Терезии, он участвовал в проведении и разработке школьной реформы, включавшей в программу изучение родного языка и истории. Издатель научно-популярного журнала, сочинений гуманистов, автор книги «О начале и постоянном использовании законодательной власти» (1764), Коллар приобрел широкую известность тем, что выступил против освобождения от налогов церкви и дворянства. Вся его деятельность способствовала формированию словацкой патриотической традиции.

Призыв Коллара и его современников любить родной язык, быть патриотом своего Отечества был услышан новым поколением. В конце XVIII в. наблюдается подъем национальной культуры, подготовленный йозефинскими реформами. Упразднение ордена иезуитов (1773) и вытеснение их из сферы контроля над культурными процессами, школьная реформа, ориентированная на создание системы всеобщего начального обучения во всей монархии Габсбургов, реформа университетов и другие мероприятия создают условия для развития культуры эпохи национального Возрождения.

5.4. С появлением болгарского национального государства началось становление системы образования [70]. В соответствии с Тырновской конституцией в 1879 г. в Болгарии было введено всеобщее начальное образование. Средние учебные заведения создавались по типу российских – в форме классических и реальных гимназий. Законом о народном образовании 1891 г. предусматривалось увеличение срока обязательного начального обучения до шести лет, усиление централизации и контроля над содержанием учебного процесса, углубление работы по гражданскому и гуманитарному воспитанию школьников и т.д. Согласно данному закону на государство возлагалось обязательство по компенсированию 2/3 платы учителям, сдавшим квалификационный экзамен. Последнее положение, однако, вызвало недовольство среди большинства учителей, для которых квалификационный экзамен явился труднопреодолимым барьером. В связи с этим в конце 1894 г. в закон о народном образовании были внесены соответствующие поправки.

В 1888 г. были открыты Высшие педагогические курсы при Софийской государственной классической гимназии, преобразованные в 1889 г. в Высшую школу, в 1905 г. – Софийский университет им. Кл. Охридского.

Во второй половине 80-х гг. XIX в. правительство С. Стамболова выдвинуло задачу развития болгарского национального самосознания. В связи с этим оно обратило внимание на развитие гуманитарных наук, литературы и искусства. Функции государства были расширены за счет включения в них меценатства. Так, в 1888 г. для «книжных и научных предприятий» было выделено 60 тыс. левов, в 1889 г., несмотря на возражения многих депутатов парламента, на развитие театрального дела – 10 тыс. левов, а в 1893 г. – уже 30 тыс. Такую политику продолжил кабинет К. Стоилова. Осознавая важность гражданского и патриотического воспитания, правительство в 1895 г. приняло решение об издании специальной серии книг «Болгарское отечество».

К концу 90-х гг. XIX в. в болгарском языке установилась единая орфография. Значительно расширился его словарный состав.

В 80–90-х гг. XIX в. происходит становление болгарского искусства. В 1883 г. по инициативе И. Вазова и К. Величкова была создана первая профессиональная театральная труппа. В ее репертуар входили исторические драмы И. Вазова, комедии Мольера и др. В 1895 г. при активном участии К. Величкова, который был не только писателем, но и художником, открылась Государственная школа живописи. В 90-х гг. при столичной театральной труппе начало функционировать оперное отделение.

Формировавшееся болгарское искусство являлось в основном эклектичным по своему характеру. Что же касается его содержательной стороны, то с 90-х гг. XIX в. оно все более оказывается под влиянием национальной идеи.

5.5. Народы Сербии, Воеводины, Черногории, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины в XIX – начале XX в. объединяли не только этническая и языковая близость, но и общие задачи развития культуры[71]. Ими являлись: изучение национального языка и оформление литературного языка; модернизация образования, создание национальных научных учреждений, средних высших учебных заведений с преподаванием на национальном языке; становление светской национальной художественной культуры – литературы, изобразительного искусства, музыки, театра; изменение обыденной культуры в сторону европеизации и урбанизации. Поэтому в первой половине XIX в. сотрудничество ученых и политиков этих народов было очень плодотворным. Время это характеризуется взаимным влиянием и совместными культурными акциями. Трудно разделить по «национальным квартирам» взаимосвязанный процесс поиска путей оформления литературных языков, реализации идеи о возможности принятия общего литературного югославянского языка и т.д. Однако уже во второй половине XIX в. национальные устремления сербов, хорватов, словенцев дифференцировались, что повлияло и на их культурную жизнь. Разница в политическом положении различных народов также сказывалась на специфике культурных процессов. Культурная жизнь южных славян монархии Габсбургов была неразделима с борьбой за национальное самоопределение, национальную интеграцию, с сопротивлением процессам германизации и мадьяризации. Вассальные княжества, а после 1878 г. независимые государства Сербия и Черногория решали совсем другие задачи и в других политических условиях. Развитие их культуры было частью государственно-политической программы.

Сербы, хорваты, словенцы в начале XIX в. оказались разделенными как административно, так и в языковом и культурном отношениях. Сербы и хорваты проживали в двух империях и говорили на нескольких диалектах, словенцы жили в разных районах Австрийской империи и также различались диалектами. Именно поэтому кодификация национальных языков была особенно актуальной, язык стал стержнем в процессах национальной интеграции, важнейшим средством пропаганды национальных идей.

Чрезвычайно популярна среди деятелей славянского национального Возрождения была идея универсального общеславянского языка. Предлагался или русский язык, или синтез основных славянских языков. У сербов, черногорцев, хорватов и словенцев эта идея трансформировалась в идею создания общего югославянского языка. Особенно широкое распространение она получила среди словенских просветителей (Станко Враз, Матия Маяр).

Наряду с этой тенденцией укреплялась уверенность в необходимости разработки чисто национальных языков – сербского, хорватского, словенского. По этому поводу развернулись так называемые «алфавитные войны», или языковые реформы. Какой принять алфавит: латинский, кириллический? Или изобретать свой собственный, более отвечающий фонетическим особенностям каждого языка.

В 1808 г. известный словенский славист Ерней Копитар опубликовал первую словенскую грамматику, призванную унифицировать словенские диалекты в один литературный язык. Его последователи пытались ввести и новый алфавит смесь латинских и кириллических букв, чему решительно воспротивилась большая часть словенских филологов, считавших это отступлением от уже существующих языковых традиций. В результате в 30–40-е гг. победила группа словесников во главе с выдающимся поэтом Ф. Прешерном, взявшая за основу латиницу Л. Гая.

У сербов задачу реформирования литературного языка взялся решить Вук Караджич. Он стремился сделать язык доступным народу.

В 1814–1818 гг. он издал первую сербскую грамматику и словарь. Караджич разработал сербский литературный язык на базе герцеговинского диалекта, основываясь на сравнении и сопоставлении сербских говоров. Его принцип в грамматике – «пиши, как говоришь, а читай, как написано» – существенно упростил процесс овладения грамотой для широких масс. В основу сербского алфавита он положил кириллическое письмо, несколько его видоизменив с тем, чтобы каждому звуку соответствовала буква. У него были и серьезные противники, считавшие, что отход от славяно-сербского языка свидетельствует об отходе от православных традиций, но победа осталась за Караджичем.

Реформированный Караджичем язык хотя и не сразу, но все же был признан и в Сербском княжестве, где с 60-х гг. XIX в. стал основой для развития образования и литературы. Это новое правописание использовалось сербами в Воеводине, Боснии и Герцеговине, а также и черногорцами. На нем основан и современный литературный сербский язык.

В Хорватии, где существовало семь различных правописаний, за реформу языка взялись иллиры. Людевит Гай в 1830 г. выпустил «Краткую основу хорватско-славонского правописания», где за основу взял штокавский диалект, близкий к сербскому. Алфавит он создал на основе латиницы и ввел туда чешские надстрочныезнаки.

Идея югославизма, охватившая хорватских, словенских и сербских деятелей Возрождения в 40–50-е гг. XIX в., диктовала необходимость и языкового объединения. С этой целью в 1850 г. сербские и хорватские ученые подписали «Литературный договор» об общем литературном сербско-хорватском языке, различающемся только написанием – латиница и кириллица. Но в дальнейшем разница в понимании национальных задач и политическое соперничество хорватских и сербских политических кругов привели к критике самой возможности существования этого единого языка. В последующие десятилетия спор о языке был одной из составляющих национальных конфликтов сербов и хорватов.

Специфика становления и развития сербской культуры заключается в том, что ее центром до середины XIX в. являлась Австрийская империя, а точнее Южная Венгрия, территория Воеводины. Именно здесь были сосредоточены культурно-просветительные учреждения сербов. Во второй половине XIX в. центром развития сербской науки и культуры становится Сербское княжество, этот процесс активизируется после получения Сербией независимости в 1878 г.

Уже в период Первого сербского восстания (1804–1813) в Белградском пашалыке – ядре будущего сербского государства – были созданы первые органы просвещения и культуры. Это прежде всего первая на территории Османской империи сербская гимназия – Высшая школа в Белграде (1808–1813) и министерство просвещения в составе правительства Карагеоргия – Правительствующем совете. Инициатива создания этих двух институтов образования и культуры принадлежала прибывшему в Сербию выдающемуся сербскому просветителю Досифею Обрадовичу (1739–1811). Крестьянский мальчик Дмитрий Обрадович родом из Баната обучился грамоте в монастыре Хопово в Воеводине, где был послушником, а затем и монахом. Он принял постриг под именем Досифея, но неукротимая жажда знаний заставила его бежать из монастыря и искать возможности получить светское образование. Обрадович слушал лекции во многих европейских университетах, проникся идеями рационализма и Просвещения, сам написал ряд антиклерикальных работ, восхваляющих силу человеческого разума. Узнав о начале сербского восстания, он прибыл в Белград, где и основал гимназию. Досифей Обрадович – основоположник не только светского образования в Сербии, но один из основателей сербской исторической и философской школы. Считается, что его автобиографическое сочинение «Жизнь и приключения Дмитрия Обрадовича, нареченного в монашестве Досифеем» положило начало сербской светской литературе периода национального Возрождения.

Учеником и последователем дела Обрадовича стал историк, филолог, фольклорист и писатель Вук Караджич (1787–1864). Сын крестьян-переселенцев из Герцеговины в Западную Сербию, Караджич с детства стремился к знаниям. Рано овладев грамотой, он в ходе Первого сербского восстания служил писарем в штабе повстанцев и был секретарем Правительствующего совета. Вука Караджича называют гениальным самоучкой, ибо он всего два года (1805–1807) учился в гимназии в г. Сремские-Карловцы, а затем всю жизнь занимался самообразованием. Он стал первым историографом событий сербских восстаний начала века, автором литературных портретов своих современников – Карагеоргия, Милоша Обреновича и других сербских воевод. Его исторические сочинения основаны как на блестящем знании источников, так и на личных впечатлениях. Деятельность Караджича по собиранию и публикации сербского эпоса, исторические труды и лингвистическая работа получили высокую оценку современных ему ученых в Европе и России и принесли всемирную известность. Большая часть его жизни прошла в Австрийской империи, где он тесно сотрудничал с известными чешскими, словацкими, хорватскими славистами. Караджич был награжден стипендией и орденами русского правительства, поддерживал связи с русскими учеными. Его произведения уже в 20-е гг. XIX в. были переведены на русский язык и послужили материалом для ряда стихотворений цикла А.С. Пушкина «Песни западных славян».

В Сербском княжестве первая типография появилась в 1831 г. Это была Княжеская сербская типография в Белграде. Почти одновременно с ее основанием были приняты и правила цензуры печатного слова.

В 1838 г. в г. Крагуевце было основано первое высшее учебное заведение в Сербии – Лицей. В 1841 г. он был переведен в Белград, а в 1863 г. преобразован в Высшую школу, которая в свою очередь стала основой Белградского университета, открытого в 1905 г. Высшая школа готовила к государственной службе десятки молодых людей ежегодно, но потребность в образованных людях была значительно выше. Уже с 1839 г. правительство отправляло сербскую молодежь для обучения за границей за государственный счет. В западноевропейских университетах из них готовили специалистов, необходимых государству, – юристов, инженеров, агрономов, офицеров. Для получения высшего духовного образования студенты направлялись в семинарии и духовные академии России. Вместе с тем открывались и новые учебные заведения в самой Сербии: в 1842 г. – Военное училище, 1848 г. – Агрономическая школа. Так были заложены основы для создания национальной интеллигенции Сербии.

Система образования складывалась на протяжении всего XIX в. и прежде всего была направлена на распространение начального образования. К началу XX в. в Королевстве Сербия насчитывалось около 1000 начальных школ, в которых обучалось свыше 100 тыс. учеников. Оформление первых национальных институтов сербской науки начинается с создания в 1842 г. Общества сербской словесности. В 1848 г. были открыты Национальная библиотека и Народный музей. В это же время появляются первые научно-популярные сочинения по агротехнике, знакомящие сербских крестьян с достижениями сельскохозяйственного производства западноевропейских стран.

В 60–70-е гг. XIX в. можно говорить о становлении профессиональной сербской науки. Она развивается поначалу в области гуманитарных исследований – истории, филологии, философии. Здесь выделяются имена сербских историков Илариона Рувараца (1832–1905), Стояна Новаковича (1828–1915), занимавшихся изучением национальной истории.

Сербская Академия наук была открыта в 1886 г. и способствовала подготовке ученых в разных областях знаний. К началу XX в. в Королевстве Сербия наряду с гуманитарными появились оригинальные фундаментальные исследования в области естествознания и техники. В области географии, социальной психологии, этнографии успешно трудился талантливый ученый Йован Цвиич (1865–1927). Труды математика Михаила Петровича (1868–1943) и астронома Милутина Миланковича (1879–1927) получили европейскую известность.

Сербская литература XIX в. глубоко национальна. Она выполняла задачи не только культурно-просветительные, но и нравственно-воспитательные и национально-политические, способствовала росту национального самосознания, воспитывала патриотические чувства. Литература для XIX в. – самый массовый и широко распространенный вид искусства, позволяющий вести национальную пропаганду в широких слоях населения.

В сербской литературе романтизм почти не проявился как особое направление. Он связан с именами поэтов, которые жили и творили в Воеводине, но были популярны и в Сербии, – Бранко Радичевич (1824–1853), Йован Йованович-Змай (1833–1904), Джура Якшич (1832–1878), Яков Игнатович (1824–1889). Сербская реалистическая литература была уже более обширной и профессиональной. Она находилась под сильным влиянием русской литературы. К числу наиболее талантливых литераторов можно отнести Бранислава Нушича (1864–1938), писателя и драматурга.

В 1892 г. было основано Сербское литературное общество, призванное помогать развитию художественной литературы. Профессор литературы Белградского университета Йован Скерлич (1877–1914) способствовал становлению литературной критики. Он и его единомышленники высоко ценили современную им французскую литературную школу и пропагандировали ее в Сербии. Символизм присущ раннему творчеству известной сербской поэтессы Исидоры Секулич (1887–1958). Влияние французского искусства конца XIX – начала XX в. ощущается не только в литературе, но и в других формах творчества – изобразительном искусстве, музыке. О серьезных профессиональных работах в сербской живописи можно говорить лишь в конце XIX – начале XX в. Джура Якшич, Пайя Йованович – основатели сербской художественной школы.

Создание национального театра, оперы и собственной музыкальной школы связано с началом XX в. Первым профессиональным сербским композитором стал Стеван Мокраняц (1855–1914).

Он не только автор рапсодий и сюит на народные темы, но и многолетний руководитель Белградского певческого общества. В 1901 г. Божидар Йоксимович (1868–1955) создает первую сербскую оперу «Женитьба Милоша Обилича». Становлению Народного театра в Белграде помогал русский режиссер А.В. Андреев.

Города Сербии медленно меняли свой облик. В первой половине XIX в. преобладает народная балканская архитектура. Военная академия и Манеж построены в середине века в духе классицизма. На рубеже веков архитекторы А. Бугарский (1835–1891) и Й. Илькич (1857–1917) украсили столицу зданиями в стиле
неоклассицизма. Белград к началу XX в. обрел уже вполне европейский вид: многоэтажные дома венского стиля, парки, сады, статуи и памятники, электрическое освещение, трамваи. Горожане лишь к концу XIX в. переходят на европейское платье, сохраняя верность удобной кожаной обуви (опанкам) и народному костюму.

Наиболее существенные изменения в быту претерпела обстановка жилища, где низкая ориентальная мебель заменялась европейскими шкафами, столами и венскими стульями. В городах наряду с традиционными кафанами, играющими роль клубов, где мужчины пили кофе и крепкие спиртные напитки, появились и европеизированные рестораны, куда можно было зайти с дамой. Австрийские сербы открыли кондитерские – здесь можно было выпить кофе по-венски и почитать свежие газеты. Появились новые формы досуга – театры, концерты, пикники, поездки на курорты и воды. В Сербии на базе природных минеральных источников строится несколько бальнеологических курортов.

Специфика развития культурных процессов в Сербии обусловливалась задачами строительства самостоятельного государства, укрепления его экономического и политического положения на Балканах и в Европе в целом. Сербы, проживающие на территории Австрийской империи, составляли особый культурный ареал. Православная традиция, большой монастырский комплекс, широкие контакты с Россией придавали культурным процессам сербов монархии Габсбургов особый колорит. Вместе с тем общая культурная традиция империи, преобразования в области просвещения и научных учреждений, широкое распространение грамотности, газет и журналов способствовали секуляризации сербской культуры. Особое значение в ее становлении играла Воеводина. Нови-Сад и Сремские-Карловцы становятся в первой половине XIX в. культурными центрами не только сербов Австрийской империи, но и сербов, проживающих на территории Османской империи.

Наряду с существовавшими церковными школами и семинарией здесь работали и светские учебные заведения. Так, в 1810 г. была открыта гимназия в Нови-Саде, одним из первых директоров которой стал выдающийся ученый-славист П.Й. Шафарик. При гимназии существовала солидная библиотека. Важнейшим событием в деле становления общесербской науки и просвещения становится создание в 1826 г. культурно-просветительской и научной организации – Матицы Сербской. Матица объединила литераторов, ученых, меценатов, стремящихся к просвещению сербского народа. Стал издаваться журнал «Летопись Матицы Сербской». Матица печатала учебники, журналы, художественную и научно-популярную литературу.

Сербский просветитель Досифей Обрадович оказал большое влияние на формирование сербской литературной школы. Именно его призыв к широкому распространению знаний, просвещению народа придал демократический характер развитию сербской литературы. Большинство сербских поэтов и писателей первой половины XIX в., творчество которых вошло в общую сокровищницу сербской и югославянской культуры, были родом из Воеводины – это Й. Йованович-Змай и Б. Радичевич.

Первый у югославян театр был открыт в Нови-Саде в 1861 г. Известный сербский драматург Йован Стерия Попович (1806–1856) родился и получил образование в Воеводине, но много лет провел в Сербском княжестве, где стоял у истоков создания системы школьного образования. Он способствовал открытию в Белграде Общества сербской словесности, Национальной библиотеки и Народного музея. Его драматические произведения были разнообразны, наряду с патриотическими историческими драмами – «Милош Обилич», «Стефан Дечанский», он прославился своими комедиями – «Скупой», «Ворона в павлиньих перьях» и др. Сравнение героического прошлого и суетности настоящего лежит в основе нравственных размышлений Стерия Поповича. Он иронизирует над нравами современного ему чиновничества. Попович считал чрезвычайно важным воспитательное значение искусства, что и нашло отражение в его талантливых пьесах.

Общая экономическая отсталость Черногории, скудость природных ресурсов, непрерывная борьба за существование, как в политическом, так и в бытовом смысле, не способствовали развитию черногорской культуры.

Наиболее яркой фигурой черногорской культуры XIX в. был поэт митрополит Петр II Петрович Негош (1813–1851). Племянник черногорского митрополита Петра I Петровича Негош в 17 лет стал правителем Черногории. Негош был необыкновенно талантлив, довольно скромное базовое образование постоянно пополнял чтением, изучением языков, общением с выдающимися людьми своего времени. Полиглот, он хорошо знаком с современной ему русской и западноевропейской литературой. При Негоше в Черногории появилась типография, печатались там в основном сочинения самого владыки. Негош – автор нескольких поэм, философских трактатов и начисленных стихотворений. В 1845 г. он опубликовал свою философскую поэму «Лучи микрокосма», реминисценцию на тему «Божественной комедии» Данте. Шедевром его творчества по праву считается поэма «Горный венец» (1847). Используя в качестве фабулы эпизод из средневековой истории Черногории, Негош развивает в этом эпическом сочинении идеи свободы и независимости, братства славянских народов, призывает к борьбе за восстановление былой славы и величия черногорского государства. Эта поэма Негоша сразу же стала чрезвычайно популярна среди южных славян и была переведена на многие языки мира. В 1833 г. в Черногории была открыта первая начальная школа. Некоторые усилия по преодолению культурной отсталости и тотальной неграмотности в Черногории предпринимали и преемники митрополита Негоша – князь Данила и Никола Петровичи. Однако больших сдвигов в деле распространения грамотности в течение почти целого века в Черногории не произошло. В Цетинье работала гимназия и даже было открыто учебное заведение для девочек под покровительством русской императрицы, однако абсолютное большинство жителей Черногории оставались неграмотными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...