Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историческая школа. Исторический материализм




Историческая школа

Историческая школа - термин «школа» употребляется в данном случае в абстрактном смысле - объединяет историков, как правило, связанных институционально (одним университетом, исследовательским центром, журналом и т. д. ) и развивающих общую концепцию исторической дисциплины и общую методику анализа в своих областях исследования. Примером может служить школа «Анналов». Границы исторической школы не всегда четко очерчены, и принадлежность к той или иной школе зачастую весьма условна.

Исторический материализм

История несомненно занимает центральное место в работах Карла Маркса (1818-1883): как «история современности», о которой философ регулярно писал (революции 1848 г., Парижская коммуна... ), так и исторический материализм - разновидность теории истории, охватывающая развитие человече-


ства в целом. Отталкиваясь от диалектики Гегеля, в которой непомерно большое место отведено Духу, и от слишком абстрактного и статичного материализма Фейербаха, Маркс вместе с Фридрихом Энгельсом постепенно выработал целостное видение истории человечества сквозь призму исторического материализма. Динамика этой истории определяется человеком, который не уносится водоворотом событий, а призван действовать в качестве субъекта. Однако действия людей детерминированы их отношением к средствам производства и положением внутри определенного общественного класса: «То, что они [индивиды] собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят» (Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология). Таким образом, общественное развитие, показателем которого является разделение труда, обусловлено производственными отношениями и характеризующим их способом производства. Над этим «конкретным базисом» возвышается «политико-юридическая надстройка». Согласно историческому материализму, мир политики, мир идей и верований не могут ни объяснить историю, ни служить ее движущими силами. Они, напротив, сами детерминированы объективными жизненными условиями, связанными с производственными отношениями. По мнению Маркса, было много «иллюзий» (Там же) в рассуждениях об определяющей


роли политики или религии, в рассуждениях, которые историки некритично повторяли друг за другом (Там же). История есть диалектический процесс, состоящий из борьбы классов и приводимый в движение противоречиями, которые возникают между производительными силами и производственными отношениями и вызывают социальные потрясения. Маркс различал несколько следующих друг за другом способов производства: азиатский, античный, феодальный, затем капиталистический. Коммунизм появляется как завершение истории. Перечисленные выше тезисы схематично излагают сложную мысль, постоянно развивавшуюся и не столь застывшую, как ее зачастую изображают. Так, анализ античного способа производства у Маркса не сводится к рассмотрению рабства. Марксисты, отличавшиеся большой широтой взглядов, такие как Антонио Грамши (1891-1937) в Италии и Луи Альтюссер (1918-1990) во Франции, обогатили теории отцов-основателей, привнесли в них большую гибкость и соединили марксизм с историческим анализом культуры и, в частности, идеологии.

Влияние исторического материализма испытали на себе, в первую очередь, историки левого толка, например Жан Жорес, затем, после Второй мировой войны, сфера его притяжения расширилась, что в то время было связано с авторитетом коммунистических партий. Его влияние проявлялось по-разному: от простого усвоения, приводившего к социально-


экономическому детерминизму в объяснении истории, до ортодоксального воспроизведения марксистских схем. Марк Блок, например, с интересом читал Маркса, его он помещал в ряд «патриархов» обновления истории, хотя сам никогда в точности не следовал его методам анализа и тем более не разделял политических выводов из исторического материализма. Этот интерес основателя «Анналов» является в настоящее время предметом дискуссий и вызывает противоречивые мнения (Dumoulin О. Marc Block. P., 2000). Другой медиевист, Жорж Дюби, не считая себя материалистом, признавал все же, что многим был обязан методам анализа Маркса и Альтюссера («Мой долг перед марксизмом велик»), восприняв у них, в частности, понятия «класс» и «производственные отношения» (Duby G. L'histoire continue. P., 1991). Исторический материализм, весьма далекий как от эпистемологического, так и от открытого марксизма, стал официальной наукой в странах Восточного блока и у ортодоксальных историков-коммунистов. Если отвлечься от политических разногласий, то можно поддержать Мишеля Вовеля, который недавно написал по поводу марксизма: «Как бы то ни было, история показала его если не исследовательские возможности, то, по крайней мере, долгое время сохранявшуюся способность поддерживать рефлексию и анализ» ( Vovelle M. Karl Marx // Les historiens. P., 2003). ♦ Диалектика, Финализм


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...