Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструктивизм. Контрфактическая история. Конъюнктура




Конструктивизм

В небольшой работе, посвященной метаморфозам современной социологии (Corcuff Ph. Les nouvelles sociologies. P., 1995), Филипп Коркюфф удачно сформулировал суть конструктивистского подхода: «В конструктивистской перспективе социальные реалии рассматриваются как исторические конструкции, ежедневно создаваемые индивидуальными и коллективными субъектами». То есть конструктивизм предлагает рассматривать социальную реальность не как данность, а как исторический продукт непрерывного социокультурного конструирования и открывает возможности для рефлексии и постановки вопросов, представляющих интерес для всех современных общественных наук и обнаруживающих явное эпистемологическое родство между ними. Подобная смена эвристической перспективы позволяет опровергнуть и преодолеть классические антиномии, организованные на основе концептуальных пар индивид/общество,


субъект/объект, материальное/идеальное, реальность/вымысел, которые в результате их реифи-кации превратились в препятствия для развития общественных наук.

Истоки этого подхода можно найти, в частности, в работах Норберта Элиаса, Мишеля Фуко и Пьера Бурдьё, у которых историки научились осторожнее относиться к объекту своего исследования и рассматривать его (стыдливость, безумие, человек, сексуальность, мужественность и т. д. ) не как естественный объект, существующий сам по себе, а как исторический продукт, выяснять его происхождение и фиксировать изменения его значений. Такой подход требует особого внимания к истории и имеет целью изучить процесс объективации, интериоризации и натурализации социальных феноменов. Недавно Анна-Мари Тьесс предложила рассмотреть под этим углом зрения национальный вопрос (Thiesse A. -M. La creation des identites nationales. Europe XVIHe - XXe siecles. P., 1999) и показала, что национальные идентичности в Европе представляют собой сравнительно недавние конструкции и появляются не раньше XVIII в. Она показала процесс формирования идентичности, заключающийся в определении своего национального достояния - что повсеместно происходит путем изобретения материального и символического наследия - и превращении его в предмет культа. Ведущая роль в распространении этого культа при-


надлежит школе, внушающей населению чувство общности.

Генеалогическая история, Представления/ История представлений

Контрфактическая история

«Часто повторяют, что история " не знает сослагательного наклонения". Еще как знает! » - заметил Антуан Про. Контрфактический подход представляет собой попытку пройти те пути, по которым история не пошла, восстановить то, что не получило развития, и оценить его виртуальные последствия («что будет, если... »). Контрфактическая история дает возможность изучить причинные связи. В частности, специалисты по экономической истории размышляли, произвольно меняя данные, каким могло бы быть экономическое развитие, например, при отсутствии в США железных дорог. Джей Уинтер представил контрфактический расчет смертности в Великобритании, если бы не было Первой мировой войны. И у него получился удивительный результат: уровень смертности среди мужчин (если не принимать в расчет погибших на фронте) был бы выше, т. е. оказалось, что война способствовала улучшению условий жизни гражданского населения (см.: Frost Л., Winter J. Penser la Grande Guerre. P., 2004). Найелл Фергюсон (Ferguson N. The Pity of War. London, 1998) попытался с помощью контрфактической истории по-


новому осмыслить Первую мировую войну и пришел к выводу, что если бы англичане не вступили в войну, то немцы бы выиграли... ♦ Причинная связь

Конъюнктура

В начале XX в. экономисты, описывая ситуацию в экономике и пытаясь предсказать, насколько это возможно, ее развитие, стали употреблять в своих трудах понятие «конъюнктура». Сопоставляя кривые, построенные на основании статистических данных, они устанавливали их совпадения и расхождения, благодаря чему постепенно удавалось выявлять некие общие закономерности. В межвоенный период это понятие освоили историки, а роль инициатора и посредника сыграл Франсуа Сими-ан. Новаторской для своего времени работой стал «Очерк движения цен и доходов» Эрнеста Лабрусса (Labrousse Е. Esquisse du mouvement des prix et des revenus. P., 1933), проследившего эволюцию хлебных цен: в данном случае для описания конъюнктуры и выявления ритмов экономической жизни XVIII в. автор использовал только этот показатель. В более поздней его работе «Кризис французской экономики в конце Старого порядка и в начале Революции» (Labrousse E. La crise de l'economie francaise a la fin de l'Ancien Regime et au debut de la Revolution. P., 1943) использование понятия «конъюнктура» окончательно утвердилось и способствовало исто-


риографическому успеху лабруссовской модели. Работая на стыке экономической и социальной истории, Лабрусс выяснял на основе движения цен эволюцию доходов, составлявших экономическую основу общественных классов, контуры которых он стремился обрисовать. Его исследование выявило три типа движения цен со своими несовпадающими и даже противоречащими друг другу ритмами, которые характеризовали эволюцию экономической конъюнктуры XVIII в. и позволили увидеть Французскую революцию в новом свете.

В течение «тридцати славных лет» (1945-1975) интересы историков в области изучения конъюнктуры сместились, что свидетельствовало об историчности самого вопросника, с которым историк обращается к изучаемому материалу: в это время внимание исследователей переключилось с кризисных моментов на периоды экономического роста, отмеченные расцветом производительных сил. Вместе с тем в 1950-1960-е гг. влияние броделев-ской трехчастной концепции времени привело к сокращению числа исследований конъюнктуры. В построениях Ф. Броделя конъюнктуре было отведено промежуточное место между коротким временем событий и почти неподвижным временем большой длительности, представлявшим собой краеугольный камень всего здания. В ту эпоху, отмеченную структуралистским вызовом со стороны других общественных наук, большая длительность стала


соблазном, перед которым не смогло устоять целое поколение. Об этом свидетельствует, в частности, радикальный проект «неподвижной истории», выдвинутый Эмманюэлем Ле Руа Ладюри. На время движения конъюнктуры и социальные движения оказались полузабыты, несмотря на то что циклы конъюнктуры, наряду с событиями, приводят к изменению той структуры, внутри которой они совершаются.

Глобальная история, Структура, Структурализм, Цикл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...