Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Культура и культурная жизнь Беларуси 7 глава




Ф. Богушевич и сам многое сделал для формирования белорусского литературного языка, обогащения и совершенствования белорусской поэтики (часто сознательно огрублял строку, использовал народно-песенные приемы и т.д.). Проблема родного языка – одна из важнейших сторон эстетики Ф. Богушевича. Ему принадлежат и первые в белорусской литературе прозаические рассказы (кстати, его сборник «Беларускія апавяданні» (Белорусские рассказы) был запрещен для печати), обращался он и к публицистике. Главная заслуга Ф. Богушевича в разработке сквозной для белорусской художественной культуры XIX – нач. XX века темы: необходимость пробуждать народ от векового сна (эту тему будут потом разрабатывать и Я. Купала, и Я. Колас, и другие писатели).

На белорусском, русском и польском языках писал белорусский поэт-демократ Я. Лучина (1851–1897).
В творчестве Лучины прослеживаются разные уровни художественного осмысления действительности, однако в нем видно целенаправленное и демократическое утверждение общественных идеалов своего времени. Продолжая эстетические традиции идеалов середины XIX в., он оставался традиционным в польско- и русскоязычных произведениях и одновременно был новатором в стихах, написанных по-белорусски (взаимодействовали романтизм и реализм). Тематически его поэзия связана преимущественно с жизнью белорусского села; главный ее герой – крестьянин как наиболее достойный представитель родины и носитель настоящей моральности. Поэт не принимал буржуазных взаимоотношений в обществе, вместе с тем верил в просветительство, в технический прогресс. Янка Лучина по существу является первым в художественной культуре Беларуси, кто начал разработку темы исторического оптимизма, утверждал веру в необратимость осуществления народной правды. Вот его строки о Полесье: «Веру – шчасце сюды завітае, будзе не балота – ніва залатая». В поэзии Я. Лучины истоки белорусской философской лирики. Я. Лучина переводил с польского языка на белорусский и русский, с немецкого, древнегреческого и русского на польский. Переводы произведений самого Лучины с польского на белорусский язык осуществили П. Пестрак, А. Машара и другие писатели.

Творческое наследие А. Гуриновича (1869–1894) более скромное. Он первым в белорусской литературе высказал мысль об общности интересов рабочих и крестьян в их борьбе за справедливое устройство общества. Писал на белорусском, русском и польском языках (стихи впервые были напечатаны только в 1921 г.).
В поэзии был последователем Ф. Богушевича (программное стихотворение «Дзякуй табе, браце, Бурачок Мацею...») и выступал с позиций реализма и народности. В своих произведениях А. Гуринович призывал к социальной борьбе, духовному обновлению (стихи «Перш душылі паны...», «Што ты спіш, мужычок...» и др.). А. Гуринович известен как один из родоначальников белорусской детской поэзии. Он также переводил на белорусский язык произведения русских и польских поэтов, занимался этнографией.

В творчестве Богушевича, Лучины, Гуриновича нашли свое отражение идеи национального самосознания, борьбы за сохранение родного языка и литературы, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие. Однако критический реализм белорусской литературы второй половины XIX в. имел ограниченный характер. Литературному герою часто не хватало художественной индивидуализации. По своей проблематике литература оставалась главным образом крестьянской.

Развитие литературы оказало существенное влияние на обогащение тематики и содержания устного поэтического творчества. Рядом с традиционными фольклорными жанрами – календарно-бытовой и семейно-бытовой обрядовой поэзией – рождается рабочий фольклор (новые исторические условия, возникновение рабочего класса и т.д.), в котором созданы образы рабочего, мастера, образ капиталистического города и т.д. Внеобрядовая лирика находит новую проблематику, она насыщается антикрепостническими мотивами. Возникают песни о девушках, униженных господами, помещиками, распространяются рекрутские песни о нелегкой доле тех, кого по воле господина отдавали в солдаты; девичьи любовные песни о тяжелой жизни в чужой семье, бедности, горе. Среди народа широко распространяются песни на историческую тематику (о войне 1812 г., Крымской войне, обороне Севастополя и т.д.). Антикрепостнический характер носят сказки (чудесно-героические о богатырях и народных заступниках; реалистические – о мужике и пане), частушки, пословицы, поговорки (типа «Цар указам, а пан бізуном», «Панскай работы не пераробіш», «Да бога высока, да цара далека» и др.). Известными белорусскими сказочниками того времени были Доминисия Кукла, Данила Кулеш, Иван Аземша, Дударь, Сосновский и др. В произведениях сказочников мы находим не только множество бытовых, исторических и других сведений, но и высказывания о сущности жизни, искусства, его воздействии на чувства и разум человека. Сказки выступают как источники народной мудрости, народной философии.

Можно с уверенностью отметить, что устное народное творчество белорусов XIX в., дошедшее до наших дней, составляет сегодня сокровищницу народной культуры, благодаря известным русским, белорусским и польским ученым, этнографам, фольклористам. И в первую очередь таким из них, как И. Носович,
П. Шейн, Н. Никифоровский, М. Янчук, М. Довнар-Запольский, А. Богданович, А. Сержпутовский, А. Сементовский, Е. Романов, Я. Карлович, М. Федоровский и др.

Одним и первых исследователей народной культуры Беларуси был учитель И. Носович (1788–1877). Почти 30 лет занимался он собиранием и изучением лексического, фольклорного и этнографического материала из разных регионов Беларуси. На основе проведенной работы составил первый исторический словарь белорусского языка «Алфавитный указатель древних белорусских слов, выбранных из актов, относящихся к истории Западной Руси» (в 1867 г. ему была присуждена Уваровская премия), где дается толкование почти
13 тысяч слов. В 1870 году издал толково-переводной «Словарь белорусского наречия», в который вошло более 30 тысяч слов, записанных автором в белорусских губерниях, а также выбраных из произведений устного народного творчества и старобелорусских памятников письменности. Значительное место в научном наследии
И. Носовича занимают фольклорно-этнографические работы: «Белорусские пословицы и поговорки» (1852), «Белорусские пословицы и загадки» (1868), «Белорусские песни» (1873, более 350 текстов), «Сборник белорусских пословиц» (1867, отмечен золотой медалью Русского географического общества). Известны также его исторические работы. Работы И. Носовича не утратили своего научного значения и в наши дни.

Уроженец Гомельщины Е. Романов опубликовал более 500 работ по этнографии, фольклору, истории, археологии и языку белорусов, обработал более 10 тысяч фольклорных текстов. Собрал сведения о 1000 городищах Беларуси, выявил ряд стоянок первобытного человека, составил археологические карты Могилевской, Витебской, Гродненской губерний. Основной фольклорно-этнографический труд Е. Романова «Белорусский сборник» (в 9-ти выпусках, которые выходили с 1886 по 1912 г.) – это своеобразная энциклопедия народной художественной культуры белорусов дореволюционного времени.

Несколько слов о деятельности русского ученого П. Шейна, который свою собирательскую работу начал в 60-е годы XIX в. В 1867 году издал в Витебске «Программу для собирания памятников народного творчества» – одну из первых специальных фольклорных программ в России. Среди его белорусских корреспондентов были А. Богданович, Е. Карский, Я. Лучина, Н. Никифоровский, Ю. Крачковский и др. Наиболее широко белорусский материал представлен в книге «Материалы к изучению быта и языка русского населения Северо-Западного края» (в 3-х томах), где помещены описания многочисленных обрядов белорусов, сказки, предания, легенды, анекдоты, сведения о материальной культуре белорусов. Он известен также как автор сборника «Белорусские народные песни» (1874), в котором напечатаны более 1000 текстов песен.

Польский ученый-фольклорист М. Федоровский изучал главным образом материальную и духовную культуру Западной Беларуси. Собрал около 5 тысяч белорусских народных песен, около 10 тысяч народных пословиц, сотни сказок, загадок, народных поверий, примет, советов по народной медицине. Фольклорные материалы составили его 8-томный труд «Люд белорусский» (1897–1918). Огромное количество собранных М. Федоровским материалов осталось в рукописях. Не удалось ему, к сожалению, реализовать свой замысел о издании книги «Материальная и духовная культура белорусского народа и шляхты».

Заметный след в изучении народной культуры белорусов оставил учитель народных школ из Витебска
Н. Никифоровский – автор более 20 исследований по этнографии, фольклору и истории Витебщины, в которых опровергал мнение буржуазных публицистов об отсталости и неразвитости белорусов. Он известен как автор первой специальной работы по материальной культуре и производственной деятельности сельского населения «Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Беларуси и описание предметов быта» (1897). Более 2300 записей о верованиях, приметах, преданиях помещены в капитальном труде «Простонародные приметы и поверья, обряды и привычки, легендарные предания о личностях и местах» (1897), более 2350 частушек в книге «Белорусские песни-частушки» (1911). Описание Н. Никифоровским народного быта, народного творчества, музыкально-исполнительского искусства проникнуто живым интересом к жизни народа, его психологии, верой в неисчерпаемость его художественно-творческого потенциала.

Нельзя не отметить, что среди исследователей были и такие, кто придерживался позиций великодержавного шовинизма (например, П. Бессонов выступал только против «грубых» мер угнетения национальной культуры белорусов) или реакционно-националистических позиций (А. Валицкий, М. Каминский принижали значение белорусской нации, естественной на территории Беларуси считали культуру польскую). Не будет преувеличением вывод о том, что огромный труд исследователей народного искусства, всех его видов и жанров, проведенный на Беларуси в XIX в., сыграл важнейшую, может быть, даже решающую роль в пробуждении национального самосознания белорусов, в становлении и развитии их художественной культуры.

В этой связи несколько слов о распространении литературы и состоянии периодической печати. В местных издательствах Беларуси печаталась главным образом религиозная и богословская литература, грамматики и буквари, справочники, небольшие сборники стихов. Общественно-политическая, художественная и научная литература почти не издавалась. Главная особенность в том, что и эти книги печатались на русском, еврейском или польском языках. На белорусском языке не было издано ни одной книги. Долгое время на Беларуси не было ни одного не зависимого от правительства периодического издания. Только в 1886 г. нотариусу И. Фатинскому из Минска было разрешено издавать литературно-политическую газету «Минский листок». В этой газете большое внимание уделялось критическим обзорам литературных и художественных произведений, печатались материалы и исследования по этнографии, фольклору, истории Беларуси, стихи белорусских поэтов на родном языке. Тем самым газета оказала значительное влияние на становление национальной творческой интеллигенции, на пропаганду среди простого населения знаний о многовековой культуре белорусов.

XIX век – это также время становления и развития белорусской художественной школы в таких видах национального искусства, как архитектура, скульптура, живопись. Условно можно выделить три периода. Первый (первая треть XIX века) связан с расцветом классицизма (именно его идеалы в данный период соответствовали передовым идеям просветительства, гражданственности, прославления мужества и героизма народа в отечественной войне 1812 г.), в основу которого были положены принципы монументальной простоты, логичной ясности и выразительности художественного образа. Второй период (30–40-е годы XIX века) характеризуется романтическим направлением, которое в условиях реакционной политики царизма в большей степени соответствовал обостренному вниманию к личности и ее роли в формировании и развитии общественной мысли, национального самосознания народа. Третий период (вторая половина XIX века) отличается приходом на смену романтизму реалистического подхода к отражению жизни, начинаются активные поиски путей формирования национального изобразительного искусства.

Но обратимся к искусству архитектуры. Для начала XIX в. характерна коренная реконструкция белорусских городов, в ходе которой, как правило, сохранялись исторически сложившиеся архитектурно-планировочные ансамбли. Они почти всегда становились исходными для композиций нового плана города. Складывание регулярных планов застройки и реконструкции белорусских городов осуществлялось в три этапа. Первая группа проектов была разработана еще в конце XVIII в. (1778) для Витебска, Полоцка, Могилева, Быхова, Городка, Орши, Мстиславля, Слуцка и др. В начале XIX века (от 1800 до 1845 гг.) проекты получили Минск, Бобруйск, Пинск, Мозырь, Игумен, Речица, Вилейка, Дисна, Борисов, Брест и другие города. Для западных городов Беларуси (Гродно, Новогрудок, Несвиж, Лида и др.) планы реконструкции появились позже, в середине второй половины XIX в.

Регулярные проектные планы имели общий недостаток: в них строго проводилось классовое разграничение городской территории. Центральные кварталы около главной площади отводились под строительство общественных учреждений и жилых домов дворян. Вокруг них имели право селиться только зажиточные горожане. Жилые дома купцов возводились вокруг торговых площадей, рядовых горожан и бедняков – на окраинах города. Это вызывало неравномерное размещение капитального строительства и благоустройствагорода, проводило резкую границу между центром и окраинами. Прогрессивным в планах регулярной застройки было то, что впервые архитектурно-планировочная система города начала рассматриваться в качестве целостного организма. К тому же отметим и их реальное значение: до середины XIX в. большинство новых планов было реализовано.

Особенности градостроительства того периода можно проследить на примере развития Витебска. Обратимся к «Истории белорусского искусства», авторы которой воссоздают для нас историю его застройки и реконструкции в конце XVIII–XIX вв.: «Для Витебска регулярные планы составлялись несколько раз. Первый был разработан в 1778 г. Однако он не учитывал особенности сложного рельефа территории и историческую планировку. Новый план (конец XVIII в.) был более реальным. Главной его целью было развить историческую планировку в завершенную пространственную систему с регулярной сетью улиц и площадей. План Витебска 1839 г. отметил изменения, произошедшие в его планировке с конца XVIII в. Территория города делилась на три части – Взгорье, Заручавскую, Задвинскую, как это сложилось исторически. Верхняя часть (территория былого Взгорского замка) размещалась на левом берегу Западной Двины. Архитектурно-планировочными акцентами здесь были три площади – Рыночная, Смоленская, Дворцовая. Главной была Рыночная площадь. От этой пощади на север была проложена новая Петербургская улица (современная Ленина), которая завершалась Смоленской площадью (современной имени Ленина) и имела выход на загородный тракт на Петербург. Существовавшая Офицерская улица (современная Суворова), которая также отходила от Рыночной площади, получила прямолинейное направление – параллельно Петербургской. Между ними шли улицы в поперечном направлении – Дворцовая (современная Советская), Спасская (современная Урицкого) и др.

Заручавская часть (территория бывших Верхнего и Нижнего замков) находилась также на левом берегу Западной Двины. Архитектурно-планировочными акцентами здесь были также три площади – Соборная, Дворянская, Могилевский рынок. Главная площадь – Соборная (ныне площадь Свободы) мостом через Витьбу соединялась с Рыночной площадью. От Соборной площади отходили основные улицы: Замковая, Задунавская (сегодня проспект Фрунзе), Заручавская (сегодня Калинина), которая завершалась площадью Могилевского рынка (современная площадь Победы) и имела выход на загородные тракты на Могилев и Лепель. Задвинская часть, располагавшаяся на правом берегу Западной Двины, была перепланирована и застроена полностью по новому регулярному плану. Эта территория делилась на ряд прямоугольных кварталов. Главной здесь была Полоцкая улица (современная Ленинградская), которая шла параллельно Западной Двине.

В конце XVIII – середине XIX в. в Витебске завершается ансамбль общественного центра, который сложился из системы двух площадей – Рыночной и Соборной, размещенных по обе стороны Витьбы и соединенных мостом (с 1814 г. – каменный). Рыночная площадь являлась торговым центром. Ее композиционным акцентом была каменная ратуша (1775, с XIX в. здесь размещалась городская дума). Вокруг нее стояли торговые ряды.
С западной стороны к торговым рядам примыкала Воскресенская церковь, напротив – располагался бернардинский монастырь. Соборная площадь была административным центром. Ее восточную сторону занимал Николаевский собор, западную – дома губернатора и вице-губернатора (в 1882 г. на их месте возведено здание окружного суда. Сейчас это областной художественный музей). Пользуясь специальной литературой, можно привести аналогичные примеры по разным белорусским городам (Минск, Гомель, Могилев, Полоцк и др.).

XIX век для архитектуры Беларуси характерен и тем, что в это время активно строятся монументальные дворцовые ансамбли (от небольшого дворца-усадьбы до городского дворца, занимавшего значительное место в архитектурно-планировочной структуре города). Выделяются 2 приема: когда строение вписывалось в пейзаж (для небольших дворцов) и когда оно противопоставлялось природной среде (для крупных ансамблей с большими парковыми массивами). В это время выделяется Румянцевский дворец в Гомеле (в народе дворец более известен как дворец Паскевича, по фамилии его последнего собственника). Главный корпус дворца представляет собой компактный двухэтажный объем, с возвышенной центральной частью, завершенной куполом. Посредине размещен квадратный зал с широкими нишами по сторонам. Зал обрамляют ряды стройных колонн. Раскрытое пространство придает интерьеру необыкновенную парадность. Особенностью гомельского дворцового комплекса является парковый массив (25 га). По своей художественной законченности, которая выражается в гармонической увязке в единый ансамбль рельефа, водоемов, озеленения, архитектуры, в решении сложных композиционно-пространственных задач, гомельский ансамбль стоит в ряду лучших примеров паркового строительства начала XIX в.

Известен также дворцовый комплекс в Снове (Минская область, 1827), дворцовый ансамбль с парком в Жиличах (около Бобруйска, 30-е годы), дворцы в Косове (Гродненская обл.), Высоком (Брестская обл.), в
г. Воложине и др. Среди памятников ландшафтного искусства – Борисовщинский парк (в Хойникском р-не; насчитывал более 100 видов и форм деревьев), Воропаевский парк (в Поставском р-не; на основе естественного хвойного массива), Городецкий парк (в Шарковщинском р-не; парк пейзажного типа) и др. Композиции пейзажных парков обогащались каскадами, гротами, прудами, искусственными развалинами, небольшими постройками в виде готических соборов, замков и других малых архитектурных форм в стиле романтизма.

На развитие архитектуры Беларуси значительное влияние оказало включение ее в общероссийский рынок. Появляются такие новые типы построек, как каменные торговые ряды (напр., в Антополе Дрогичинского района), соляные склады в Витебске (магазины), а также строения промышленного и военного назначения (например, Бобруйская крепость), образования (школы, гимназии, семинарии, кадетские корпуса и т.п.), почты (конно-почтовые станции).

Основным направлением в культовом строительстве был классицизм. Прекрасными примерами выступают здесь Иосифовский собор в Могилеве (архитектор М. Львов), Петропавловский собор в Гомеле (архитектор Дж. Кларк), церкви – Спасская в Витебске и Никольская в Орше, церковь Рождества Богородицы в Славгороде и др. Прогрессивность классицизма заключается в эволюционной и логической разработке принципов синтеза искусств. Тектоническое решение экстерьера и интерьера вбирает во взаимосвязанных геометрических членениях такие канонические декоративные элементы, как розетки, медальоны, плафоны, панели, монументально-декоративную живопись, скульптуру и разнообразный лепной декор. В архитектуре Беларуси этого периода используется весь арсенал классического архитектурного наследия в местной интерпретации.

Художественно-стилевые поиски белорусской архитектуры второй половины XIX в. характеризуются появлением и развитием тенденции к постепенному отходу от классицизма в сторону эклектики и ретроспективизму (историзму). Эклектизм как творческая система архитектуры, где частное преобладает над общим, сначала основывался на использовании архитектурно-пластических средств средневековой архитектуры, в частности, готики, с формами которой соотносился широкий круг ассоциаций: свобода духа, протест против абстрактности, рационалистичности, интерес к истории. Вместе с тем на этом этапе эклектика имела переходный, промежуточный характер. Она допускала полную свободу выбора форм из разных архитектурных стилей прошедших эпох (из интересных примеров – костел Св. Роха в Минске и костел в Раубичах).

«Русский» стиль как обращение к древней византийской и русской архитектуре также нашел в это время широкое распространение на Беларуси (Ильинская церковь в Бешенковичах, Николаевская в Петрикове, собор А. Невского в Борисове и др.), и не только в культовом (кстати, один из пунктов строительного устава требовал, чтобы «при составлении проектов на строительство православных церквей преимущественно и по возможности должен сохраняться вкус византийской архитектуры»), но и в жилищном и гражданском строительстве. Во внешнем облике подобных построек утилитарные элементы, материалы и цвет начали приобретать первоочередное значение как художественно осознанные средства эстетической выразительности. Стилизаторство в духе традиций древнерусского искусства архитектуры с богатой орнаментацией и узорчатостью кирпичной кладки наиболее выявились в архитектуре Могилева (городской театр, арх. П. Камбуров) и Гомеля (городская дума, арх. Я. Торлин).

В архитектуре городов этого времени значительную роль играли и такие постройки, как железнодорожные вокзалы (в Минске, Барановичах, Бресте, Витебске, Гомеле и др.), гостиницы, банки, здания купеческих собраний, доходных домов, страховых агентств (например, в Минске), театров (городские театры в Могилеве и Витебске), здания разнообразного функционального назначения (Военного собрания в Бресте, где на первом этаже был большой зрительный зал, а на втором – служебные кабинеты).

Можно сделать вывод, что архитектура второй половины XIX в. явилась переломным этапом в истории строительства на Беларуси. Она характеризуется достижениями в области типологии застроек, принципиальными изменениями в строительной технике, борьбой и сменой ряда стилевых течений и т.д. (но, к сожалению, без осознанных поисков местного художественного направления в области архитектуры).

XIX век – это время, когда, по существу, формируется белорусская школа живописи. Художники постепенно освобождаются от влияния религиозной идеологии, на них значительное влияние оказывают события 1812, 1825, 1830–1831 гг. Растет интерес художников к человеческой личности, ее внутреннему миру, к пониманию народа как творца истории. В границах романтизма развивается портретная живопись, в которой выделяются две линии. Первая была связана с Виленской художественной школой (с традициями С. Чеховича и Ф. Смуглевича), вторая – с официальным академизмом Петербургской академии искусств (с именами романтиков В. Боровиковского и А. Кипренского). В это время наиболее известны художники И. Алешкевич (1777–1830), Я. Дамель (1780–1840), В. Ванькович (1799–1842), И. Пешка (1767–1831).

Одним из наиболее известных портретистов, в чьем творчестве ярко проявились обе эти тенденции, был уроженец Родошкович, белорус И. Алешкевич. Большую часть своей жизни он прожил в Петербурге, не получив признания у себя на родине (белорусская и польская шляхта не была заинтересована в развитии национального искусства). Для Алешкевича характерна и склонность к позднему классицизму (влияние учебы в Дрездене и Париже), и к романтизму (влияние Петербурга). Одно из наиболее интересных произведений художника – парадный портрет князя Адама Чарторийского (1810) в стиле классицизма. В конце 20-х годов художник создал серию портретов белорусских магнатов – Л. Сапеги, М. Радзивилла, графа Пляттера и др., а также портрет А. Мицкевича. С творчеством И. Алешкевича можно познакомиться в Государственном художественном музее Республики Беларусь.

Крупнейшим живописцем – историком первой половины XIX в. был Я. Дамель. Он учился в Виленском университете на кафедре живописи у известных мастеров Ф. Смуглевича и Я. Рустема, получил степень магистра изящных искусств. В 1820 году по ложному обвинению в подделке денег был арестован и на два года сослан в Сибирь. С 1822 года жил в Минске и написал сибирский цикл («Группа татар», «Дневник путешествия в Сибирь», «Заход солнца в Тобольске» и др.), цикл картин на историческую тематику («Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшки из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.» и др.), портреты князя Д. Радзивилла, ректора Виленского университета Ш. Малевского, графов И. Хрептовича,
К. Тышкевича, множество пейзажей, а также несколько картин религиозного содержания («Святая Дева с младенцем», «Христос, несущий крест», «Христос и самаритянка», «Агарь в Пустыне» и др.). Я. Дамель внес значительный вклад в развитие белорусской художественной культуры, на его произведениях воспитывались многие поколения белорусских художников.

Традиции художников-романтиков в белорусском искусстве активно развивал В. Ванькович, уроженец Игуменщины (ныне Червеньский район Минской области). В 1824 году за достижения в учебе в Виленском университете решением совета университета он был направлен в Петербургскую академию искусств. Его считали лучшим рисовальщиком, мастером портрета (в 1827 г. на академическом конкурсе завоевал большую золотую медаль). В 1828 г. В. Ванькович написал одно из самых знаменитых своих полотен – «А. Мицкевич на скале Аюдаг». С 1828 г. В. Ванькович жил в Минске, в своем родовом поместье Слепянка, где писал многочисленные портреты родных, друзей, соседей. Наиболее совершенными произведениями этого периода являются портреты Андрея Троянского и его жены Каролины. Вообще художником написаны десятки портретов общественных деятелей и деятелей культуры.

Знаменитым белорусским портретистом, развивавшим лучшие демократические традиции русской портретной живописи, был И. Хруцкий (1810–1885). Он родился в д. Улла на Витебщине, окончил Петербургскую академию искусств, где за натюрморт «Цветы и фрукты» получил звание академика. За картину «Старуха за работой» в 1838 г. получил большую золотую медаль. В своем творчестве отходил от академических условностей («Портрет жены», «Семейный портрет с женой и детьми» и др.).

Среди художников-пейзажистов выделяются Ф. Дмаховский (1807–1862), Н. Орда (1807–1883), А. Горавский (1833–1900), М. Отрыганьев (1823–1892) и др. Несколько слов о такой творческой личности, как график Наполеон Орда. С планшетом и карандашами художник объехал и обошел почти всю Беларусь, Польшу, Литву, делая наброски и акварельные зарисовки едва ли не всех исторических памятников и мест, связанных с жизнью и деятельностью известных людей, а также памятников архитектуры и исторических мест Беларуси. Всего удалось выявить более 1000 рисунков и акварелей (было издано 7 альбомов, около 280 рисунков) Н. Орды, которые воссоздают реалистический образ Беларуси начала и середины XIX века.

К месту вспомнить и таких художников, как отец и сын Русецкие, К. Альхимович (1804–1916), Н. Силиванович (1834–1919), И. Трутнев (1827–1912).

Можно сделать вывод, что на протяжении XIX в. шло формирование белорусской национальной живописной школы. Портретная и бытовая живопись, натюрморт, историко-религиозные мотивы, пейзажи родной Беларуси – все это к концу XIX в. стало достоянием белорусской художественной школы. Собственно говоря, в каждом из жанров живописи были созданы основы для дальнейшего развития искусства в новых исторических условиях.

Что касается искусства скульптуры, то оно в XIX в. было не только сложным и противоречивым, но и значительно более слабым. На Беларуси не было учебного заведения, где бы готовились национальные кадры (скульптурный класс в Виленском университете был закрыт в 1826 г. «за ненадобностью»), поэтому здесь работали русские скульпторы (хоть ведущие белорусские мастера приглашались на работу в Москву и Петербург, как это было с художником Ф. Смуглевичем, который участвовал в росписи Михайловского замка, и Н. Силивановича, участвовавшего в оформлении Исаакиевского собора). Станковая скульптура того времени представлена отцом и сыновьями Ельскими (выполнено много надмогильников, портретных медальонов, фигур пророков для церквей и костелов, барельефов и т.п.), Я. Островским из Сенно (скульптура малых форм: медальоны в гипсе, бюсты исторических личностей и деятелей культуры Беларуси, Литвы и Польши), Р. Слизенем из-под Новогрудка (скульптуры родных, близких, знакомых, барельефы, медальоны передовых деятелей культуры).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...