Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Культура и культурная жизнь Беларуси 11 глава




Романтический пейзаж заключает в себе и определенные временные характеристики. В классицизме ничего не меняется, вечность – постоянный атрибут бытия. В романтизме время фрагментируется, переходит из стадии в стадию. Как правило, пейзаж представляет случай, момент – на фоне того, что должно напоминать о вечности. Пространство и время фрагментировались, но не сводились к узкому участку или эпизоду. Романтизм не знал мгновенности. Он в каждом образе отыскивал сложное сопряжение двух качеств – длительности и краткости. Перед зрителем происходит как бы физическое становление материального облика в определенный момент, который желательно было выбрать живописцу.

Пейзажисты-романтики были внимательны к передаче световоздушного состояния природы, движения света, облаков, скорости ветра. Они стремились не столько к пленэрной трактовке пейзажа и изучению физического облика природы, сколько к передаче ее эмоционального состояния. Свет всепроникающий, имеющий временное бытие, был стихией их живописи. Интерес к окраске воздуха романтиков был также вызван не влечением к пленэру, а к выражению настроения.

Ведущим художником романтического пейзажа был Викентий Дмаховский (1807–1862). Владислав Сыракомля называл его «Клодом Лорреном виленских окрестностей». Он родился в семье шляхтича в усадьбе Нагородовичи около Новогрудка. Учился на литературном факультете, обучаясь одновременно живописи у Рустема. Из университета за участие в тайных обществах был сдан в армию, служил в чине подпоручика уланского полка. После поражения восстания 1831 года эмигрировал за границу. Вернулся по царской амнистии 1837 года.

На картине «На родине. Двор в Нагородовичах» изображен шляхетский двор, показанный не с парадной стороны, а через показ повседневной жизни. На просторном дворе под присмотром нянь играют дети. Панорамная композиция «У переправы» открывает вид на прибрежный за рекой город, на фоне которого у деревянной постройки беседуют две крестьянки и мужчина. Первый план разворачивается диагональным, ракурсным образом, происходит динамизация пространства. Художник изображает простого человека на величественном фоне. Причем, если второй план – это часть обширной панорамы, то первый план дается фрагментарно, он служит для обозначения места, откуда открывается вид, фиксируемый художником. Этим акцентом первого плана в романтическом пейзаже подчеркивается точка зрения частного человека, которому словно случайно открывался пейзаж.

В картине «Ночное» на переднем плане у костра видны фигуры пастухов, в полумраке тонут очертания деревьев и озера, серебристым светом луны освещены прибрежные кусты и плывущие по небу облака. Ночь, согласно романтическому взгляду, давала приобщение мира реального к миру высшему, таинственному, она скрадывала границу миров. Ночь была интимна и трагична. Дмаховский соединил ночной мотив природы с исторической темой в композициях «Крестоносцы нападают на замок в Пуне» (1837), «Развалины замка в Гольшанах», «Замок в Креве».

Картина «Лесной пожар» (1850) демонстрирует интерес к явлениям природы космического масштаба. Это пейзаж – катастрофа. В романтической поэтике было распространено сравнение стихий с жизнью. Природные стихии иногда связывались с социальными движениями. Дмаховский также занимался сценографией. Прославился декорациями с эффектами света. В опере «Итальянка в Алжире» местом действия он сделал «волшебный сад, как бы парящий в разноцветных волнах света», что публика встретила горячими аплодисментами. Дмаховский делал также пейзажные декорации для первой, виленской постановки «Гальки» (1848) С. Манюшки.

Наполеон Орда (1807–1883) родился в семье шляхтича. Первоначальное образование получил в Свислочской гимназии, которую окончил в 1823 г. Затем учился в Виленском университете. Еще в Свислочи стал членом тайного общества «Зоряне», которое было связано с декабристами в Литовском корпусе, расквартированном на Гродненщине. В 1826 году был арестован, содержался в тюрьме, затем отдан под строгий надзор полиции. С 1831 года находился за границей, в Париже подружился с Мицкевичем, Шопеном, написал грамматику польского языка для французов, много музыкальных произведений. В 1856 году возвращается на родину. Последние годы провел в Пинске.

Н. Орда работал преимущественно как акварелист. Большинство работ хранится в Национальном музее в Кракове. По ним сделаны литографии польским художником Мусыревичем. Эти литографии воспроизводились массовым тиражом в типографии М. Фаянса в Варшаве. Из них составлялись альбомы по 20–30 экземпляров. Н. Орда сделал 7 выпусков таких альбомов. Они эмоционально насыщены, поэтичны. «Логойск», «Заосье», «Крыжовка», «Развалины замка в Лиде», «Крево», «Мир», «Несвиж», «Белая вежа».

5.5. В 1832 году университет был закрыт, но по-прежнему он продолжал играть в культурной жизни значительную роль. В его бывших аудиториях помещались две гимназии, до 1842 года находилась университетская библиотека (была вывезена в Петербург), располагалось Медицинское общество, Архив, позже Музей древностей и Археологическое общество.

Художники, выпускники университета осознавали себя как некое целое сообщество, обладающее собственной традицией. Вместе с тем судьбы художников складывались драматично, большинство было вынуждено покинуть родной край, оказавшись в ссылке или эмиграции. Скульптор Х. Дмоховский (псевдоним Генри Д. Саундерс), ученик Ф. Рюда, автор надгробия Наполеону, был в эмиграции в 1832–1861 годах, а по возвращении в Вильно погиб в восстании 1863 года. А. Шемеш в 1842–1846 годах находился в ссылке в Саратове. Эдвард Ремер в 1833–1834 годах был в заключении, в 1838 году сослан в Великий Устюг и Вологду, и после восстания 1863 года снова арестован. Художественный критик Р. Подбереский в 1851 году был сослан и умер в Архангельске. В эмиграции прошли последние годы жизни графика Михала Эльвиро Андриолли. Многие оставили Вильно в поисках работы: Викентий Смоковский стал в Варшаве профессиональным врачом, Кислинг уехал в Петербург.

Искусство, которое развивалось в эмиграции, носило бунтарский характер, в пределах же Беларуси художники обратились к поэтике бидермайера. В отличие от романтизма в бидермайере преобладает не индивидуалистическое начало, а нормы общественной традиции и порядка, которым личность должна быть подчинена. В предыдущей традиции бидермайер созвучен культу семьи в сентиментализме и культу рода в сарматизме. На протяжении своего развития он вначале примиряет противоречия между классицизмом и романтизмом, а во второй трети XIX века – романтизма и реализма.

Искусство бидермайера считается явлением немецко-австрийской культуры и связано со временем становления буржуазного общества, которым отмечен период 1815–1848 гг. Это время несет на себе также следы феодальной реакции, которая возникла после создания в 1815 году Германского союза. В искусстве она проявилась в отказе от больших, содержательных тем, утверждении мещанских (буржуазных) идеалов. При этом отмечаются такие положительные черты бидермайера, как интерес к простым явлениям реальности, национальному пейзажу. Культура бидермайера с его поэтизацией частной жизни наиболее соответствовала условиям существования белорусского общества в условиях политической реакции 1830-х годов. Консервативная направленность бидермайера на сохранение семейных традиций наилучшим образом служила потребностям белорусской культуры, так как охраняло ее пространство от русификационной нивелировки. Интеллигенция того времени в большинстве своем происходила из малоимущей шляхты или мещанства, и вкусы этого слоя населения еще сохраняли память о шляхетном образе жизни. Э. Ремер в одном из своих писем призывал: «Полюбим наши дома, будем лелеять там добродетель, а Бог укрепит общество и объединит его Святым духом в народ более сильный, чем он был ранее».

Титус Бычковский (1790–1844) родился в Минске, в семье крепостного повара князей Тышкевичей. Первоначальное художественное образование получил под руководством Рустема. В 1827 году был отправлен за границу, жил в Дрездене, занимался копированием работ в галереи. Писал портреты своих добродетелей: Князевича, генерала Войчинского и др. Наиболее удачный портрет поэта и драматурга Юлиуша Словацкого (музей Мицкевича в Варшаве), небольшой по формату, камерный по звучанию. Поэт предстоит в юношеском возрасте в студенческой форме с внимательным задумчивым взглядом и «байронической прической». В 1836–1842 гг. учился в Мюнхенской Академии Художеств. В 1843, путешествуя по Италии, теряет зрение и в Венеции заканчивает жизнь суицидом. Написал ряд бытовых картин: «Жнец, острящий косу», «Девочка с разбитым кувшином», «Гадалка предсказывает судьбу», «Святая Виктория собирает средства для бедных», «Музыкант, настраивающий виолончель».

Юлиан Карчевский (1806–1833) родился в Ошмянах, в семье адвоката, поступил на юридический факультет Виленского университета, одновременно научаясь и живописи. Проявил незаурядные способности пейзажиста и жанриста, как вспоминает Шемеш, был мастером оживлять пейзажи фигурами, с живой натуры взятыми. Шемеш видел в работах Карчевского талант Тенирса. В ученический период романтики обязательно делали копии с Рейсдаля, Сальватора Розы, Тенирса, Ван дер Верфа. Им импонировал в искусстве XVII века пейзаж авантюрный, где были изображены сцены из народного быта. В 1824 году после окончания Виленского университета Карчевский уезжает в Петербург, где под руководством Орловского продолжает занятия творчеством. К этому времени относятся работы: «Еврейская корчма», «Еврейские похороны» (Варшавский национальный музей), «Русская скорая почта», «Евреи в дороге», которые были написаны широкой и смелой кистью.

В 1826 Карчевский посещает европейские города: Дрезден, Амстердам, Париж, Лондон, Рим. Картины, написанные там, вызвали восторженные отзывы итальянской критики, отметившей хороший колорит. Знакомится с Адамом Мицкевичем. Наиболее известное произведение – «Еврейский фурман у литовской корчмы». Умер внезапно от туберкулеза.

Казимир Бахматович (1808–1837) был крепостным графа Гюнтера, родился, жил и работал в имении Добровляны, недалеко от Свири. Современники отмечали близость его манеры к творчеству Рустема, некоторые работы были просто неотличимы. Для них характерны наблюдательность и несколько ироничное изображение действительности. Художник не ставил перед собой сложных тематико-композиционных задач, а изображал то, что видел.

Рисунки Бахматовича очень метки и точны. Он изображает быт и нравы. На них мы видим горожан, ремесленников и крестьян, занятых своим повседневным трудом. Девушка, придерживающая в руке фонарь, с большим интересом наблюдает за… высиживающей цыплят наседкой. Молодая женщина так увлеченно прядет, что практично слилась с прялкой в нечто единое целое. Оживленно жестикулируя, разговаривают двое мужчин. Художник дает своим персонажам меткие психологические характеристики: чопорные модницы, элегантные кавалеры, уставшие крестьяне, Рустем с длинной курительной трубкой вальяжно сидит за столом. Большое внимание художник уделяет костюму, мастерски характеризуя социальную и национальную принадлежность своих героев.

Константин Кукевич (1810–1842) родился в семье адвоката. Учился у Рустема, затем в Петербургской Академии Художеств по классу баталиста А. Зауервейда, однако стал жанристом. Самые известные работы: «Солдат, разводящий огонь в лесу» (1936), «Гусары» (1937), «Русские солдаты в деревне», «Привал уланов у переправы через реку». На последней картине группа спешившихся уланов ведет у переправы неторопливую беседу со случайно встретившимися им попутчиками. Среди них и городской щеголь, и пожилой странник-пилигрим, и крестьянка. Простота и естественность композиции удачно сочетаются с меткой социальной характеристикой персонажей.

В 1839 году на академической выставке в Петербурге появились картины Кукевича «Солдатский привал», «Корчма», «Бивуак». Художник демонстрирует внимание к простому человеку и его нуждам. Изгои, деклассированные личности – также любимы романтиками как и поэты. «Торговец шапками», «Корчма в предместье», «Букинист». Образы мелких торговцев, горожан, подвыпивших гуляк поданы с мягкой иронией.

Детство Тадеуша Горецкого (1825–1868) прошло в Виленском уезде. Отец, известный польскоязычный поэт Антон Горецкий, после восстания 1831 года уехал за границу. В 1841 году Горецкий поступает в Петербургскую Академию Художеств, учится у К. Брюллова, который считал его одним из лучших своих учеников. Помогал в росписях Исаакиевского собора. В 1845 году за картину «Исповедь молодой девушки у католического священника» Горецкий получает малую золотую медаль, что давало право на заграничную стажировку. В Италии он создает замечательные полотна: «Пилигримы», «Вид Альгамбры», за что получает звание академика. Некоторое время жил в Витебской губ. Последние годы провел в Париже. В его творчестве заметно влияние академизма Брюллова, но более камерного характера. Художник много внимания уделяет психологической выразительности персонажей, для чего выбирает темы из жизни простого народа трагического звучания: «Мать у постели умирающей дочери», «Последнее причастие». На этом полотне изображена умирающая молодая женщина, около которой хлопочет мать, священник и мальчик. В картине «Слепой нищий с поводырем» (ГХМ, Вильнюс) художник также идеализирует образы, подчеркивает драматизм ситуации.

Канутий Русецкий (1800–1860) является одним из ведущих художников второй трети ХІХ века. В его творчестве романтизм эволюционировал в бидермайер. Родился в деревне Стебекяй около Пасвяжиса. Первоначально получил математическое образование, затем обучался у Рустема. На первой виленской выставке в 1820 году Русецкий экспонировал несколько копий с Риберы и Рембрандта. Образование продолжил в Париже и Риме (Каммучини). В 1821 году отправился во Францию и Италию, вначале за собственные деньги, затем получил содержание от университета. За пенсионерство он обязан был делать две живописные копии в год. Три из них были посланы в Виленский университет, шесть, в том числекопии Рафаэля «Богословие», «Философия», «Правосудие», «Поэзия», попали в Петербургскую Академию Художеств, где хранятся до сих пор.

В Париже Русецкий интересовался творчеством Давида, Герена, копировал Жерико. Именно во Франции, вспоминал впоследствии художник, он получил больше всего пользы: «Все остальные школы являются только подражанием французской… До сегодняшнего дня там находятся лучшие рисовальщики … их чертой является (умение передать) характер, как во всей фигуре, так и в мельчайших деталях света и тени». Близость к французскому романтизму обнаруживает полотно «Смеющийся итальянец» с его живописнойэкспрессией, вниманием к внутреннему состоянию.

Романтические тенденции нашли отражение в пейзажах Русецкого. Отдав дань эффектам света (Вид Неаполя, Фейерверк в Риме, ХМВ), он не увлекался внешней условной декоративностью, стремясь к воссозданию общего настроения. Вместе с тем во время семилетнего пребывания в Италии у художника появилась склонность «воспроизводить классические формы итальянской школы. Он ценил «высокий стиль» и полагал, что картине нужно дать «общий тон и широкое освещение», ее нужно писать largo i grandioso, придавать значительность каждой мысли, каждой фигуре.

На его творчество оказали влияние немецкие и австрийские назарейцы, выражающие идеи мистического направления немецкого идеализма. Так же, как и они, Русецкий упорно работал над исторической тематикой, пытаясь связать ее с глубоким религиозным чувством.

В 1831 году Русецкий возвращается из Рима, когда Виленский университет уже был закрыт. Художник преподает в Благородном пансионе для мальчиков, затем в Дворянском институте. «Я мул, несущий на хребте непосильную тяжесть», – пишет он в письме к сыну в Петербургскую Академию Художеств. Преподавал художник также в двух виленских губернских гимназиях, где обучались известные впоследствии Тадеуш Горецкий и Альберт Жаметт. Кроме преподавания Русецкий писал портреты и был популярен среди именитых заказчиков. Доходным делом было изготовление копий – но, по мнению Русецкого, «нудной работой», так как она «лишает смелости». Писались также иконы для храмов. К. Русецкий участвовал в реставрации картин и образов костела Св. Терезы, реставрировал и написал новые: Св. Иоанна Крестителя, Св. Михаила и Св. апостола Петра.

В бытовом жанре Русецкий, патриотически настроенный, не выбирал сугубо «национальных» сюжетов, связанных со шляхетной традицией. Это не была ностальгическая романтизация прошлого. Он писал народную жизнь. В задуманной им серии картин он хотел «сохранить живую память обычаев и обрядов, совершаемых в Вильно». Шел от живописи, а не от литературы, хотя сюжет разрабатывал тщательно.

На картине «Жнея» – девушка изображена на фоне ржаного поля, она отвлеклась от работы и, вскинув вверх руки с пучком ржи и серпа, внимательно смотрит на зрителя. Очевидна одухотворенность образа, в котором присутствуют элементы идеализации в овале лица, в повороте фигуры. Согласно традиции итальянского искусства это же движение повторяется в фигурах на заднем плане, но с другого ракурса. На картине « Литовка с вербами» изображена крестьянская девушка, пришедшая в костел на богослужение. В руках у нее пучок вербы и узелок с продуктами. Фоном является костел с открытой дверью и глубоким пространством, где уже происходит богослужение. Образ девушки поэтичен, символизирует единство двух идеалов романтизма: народной культуры и веры через подчеркнутую набожность.

Русецкий также писал пейзажи, вводя в их композицию жанровые сцены. В картине «Пейзаж со скачками» группа всадников вписана в панорамный пейзаж окрестностей Вильно.

5.6. Иван Фомич Хруцкий (1810–1885) родился в семье униатского священника в местечке Ула. Художник получил классическое образование в Полоцком лицее пиаров. Как уже упоминалось, полоцкая художественная школа давала ученикам хорошие основы рисунка и иллюзорно-декоративной живописи. Именно в Полоцке получили первичное художественное образование Ф. Талстой, В. Ванькович, К. Баровский, Т. Бычковский, Р. Слизень. Интересно, что склонность к натуралистическим штудиям и иллюзорной живописи с точным рисунком объединяет Ф. Толстого и И. Хруцкого. Учеба в Полоцком лицее пиаров позволила Хруцкому в Петербурге самостоятельно продолжать художественное образование. Занятия в Петербургской Академии художеств он посещал в статусе вольного слушателя, кроме того он брал уроки у английского портретиста Джорджа Доу, а также занимался копированием шедевров европейского искусства в Эрмитаже.

Работоспособность и талант приносят ему славу. В 1936 году за натюрморт «Цветы и плоды» он получает большую серебряную медаль Академии Художеств, в 1938 году за натюрморт и портрет «Старуха, которая вяжет чулок» – малую золотую медаль, а в 1939 за серию картин пейзажного, портретного и натюрмортного жанров – звание академика. Петербургский период был для Хруцкого временем усвоения классики. Копирование старых мастеров было нормой в приобретении художественного опыта и гарантировало хорошую школу. Увлечение европейской классикой было характерно для российского искусства того времени, чему способствовали зарубежные стажировки. Хруцкий постигал европейскую традицию в Эрмитаже и пытался адаптировать итальянские образы к славянской культуре.

Декоративность и театрализация заметны в женских портретах 30-х годов, на которых повторяется один и тот же мотив: модель держит в руках корзину с фруктами и цветами. Безусловно, главной творческой задачей данных произведений является раскрытие темы гармоничного существования человека в естественной среде. Следует заметить, что Хруцкий на четырех полотнах не просто повторяет один и тот же образ с незначительными изменениями, а портретирует свою модель в разном возрасте. Художник умело передает психологическое состояние: послушание девочки, робость подростка, гордость девушки и доброту женщины. Их взгляды и движения направлены на зрителя, они словно исполняют определенные роли, или персонифицируют разные возрастные периоды жизни человека. Стремление идеализировать модель удачно сочетается со штудией натуры, что очевидно как в натюрмортной части полотна, так и в образе героинь. Увлеченность автора моделью склоняет к мысли, что художник пишет очень близкого себе человека. Неслучайно последний портрет длительный период считался изображением его жены, так много в нем тепла и любви.

В ранних портретах чувствуется преобладание рисунка и слабость колорита, построенного на локальной декоративности. В поздних работах вместе с линейно-пластической основой заметна мастерская светлотеневая моделировка, которая смягчает декоративное звучание цвета. Впечатляет разнообразие композиционных приемов, которые помогают раскрыть образ. В «Портрете молодой женщины с корзиной» (1835) присутствует мотив искушения, который задается ракурсом фигуру, направленной в глубину картинного пространства, и одновременно повернутой к зрителю. Эту тему поддерживают аксессуары. На плече девушка держит наполненную корзину винограда, прозрачные ягоды которого в свете солнечных лучей создают живописный фон для ее лица. Красная шаль акцентирует внимание на стройной фигуре, корзине с нежными цветами, красивых руках и через ее теплые рефлексы на лице возвращает взгляд зрителя к спокойным глазам девушки, образуя замкнутый композиционный центр полотна.

На «Портрете неизвестной» (1830-е годы) беременная женщина написана в развороте 3/4 к зрителю, но и фигурой, и взглядом обращена только к нему. В руках она держит уже знакомую нам корзину с фруктами, их жест напоминает угощение. В ее спокойной красоте и значительности прочитывается аллегория природы, ее щедрость, богатство. Голова женщины украшена венком васильков, но перед нами не крестьянка и это украшение – не этнографический знак, а что-то большее. Сейчас он прочитывается как национальный символ. Для Хруцкого он был необходим, во-первых, для цветового согласования модели с голубизной неба на пейзажном фоне, во-вторых, для утверждения красоты «тутэйшай», а не южной экзотики. Обобщенность и лаконичность всей композиции удачно сочетается с сосредоточенностью художника на деталях, с их выписанностью, а также с простатой и натуральностью образа.

Обращая внимание на значительную роль натюрморта в этих портретах, можно провести параллели с символическими атрибутами власти и социального положения сарматских портретов. Но там роль предмета сводится к репрезентативной функции, а в портретах Хруцкого она несет смысл наслаждения, роскоши и … «тутэйшасти».

Общей чертой для творчества Хруцкого и сарматского портрета является натурализм пластического языка. Даже в ранних работах Хруцкого видно, что художник стремится к убедительности в передаче предмета и создании центрических, удачно закомпонованных мотивов, сосредотачивается на выписывании деталей, приближенных к зрителю. С первых полотен начинает звучать лирическая партия мелочи, которая концентрирует на себе первичное внимание и постепенно вводит в неспешный ритм созерцания всей композиции. Показательным можно назвать натюрморт «Виноград и фрукты» (1830-е годы), где лист на первом плане просто завораживает сеткой тонких прожилок на своей поверхности.

Иллюзорная разработка первого плана, его барельефность приближает Хруцкого к традиции живописи обманок. Но в обманках пространство картины строится параллельно плоскости полотна. Хруцкий же строит пространство в глубину и доводит до ощущения материальной осязальности живопись дальних планов. Показательным в этом плане является излюбленный художником майоликовый кувшин с барельефной лепниной, который размещен по центру натюрморта «Плоды и свечка» (1830-е годы), а потом повторяется в других работах. Его изображение дает повод для демонстрации мастерства и одновременно вносит в полотно романтические мотивы охоты, сцены которой отображены на его боках. Художник скрупулезно передает фигуры собак, их объем и даже тени, которые падают от барельефа на круглый бок кувшина.

На натюрморте также весьма активный первый план, который просто провоцирует интерес зрителя через многочисленные предметы, которые размещены по краю столешницы и выходят за ее границы. Это и кожура срезанного лимона, и костяная ручка бинокля, и сломанная ветка виноградной лазы с ягодами и листвой, трубка, с непогасшей сигаретой и легким дымом тлеющей бумаги. Все они разложены будто бы хаотично, но в активных ракурсах, которые ведут взгляд зрителя к другому плану, по примеру прямого угла треугольного орнамента. Таким же образом повернут короб с яблоками, который замыкает первый план и своими крупными размерами переходит в другой.

Именно здесь начинает доминировать округлый, весь облепленный анималистическими образами кувшин, к которому тянутся из плетенной лозовой корзины грозди винограда. Ягоды или полностью выделены светом, или светятся бликами из темноты, что также создает рельефную основу. Наконец, темный третий план, выделенный по углам высоким белым бумажным пакетом с ягодами и медным подсвечником с зажженной свечой, активно выходит на зрителя ветками овса, которые тонкими линиями, покрасневшими от теплого огня свечки, зависают над всем столом и светятся дробными зернами над первым планом композиции. Создать такое горельефное пространство помогает художнику свет, который имеет два источника и высвечивает объемы предметов из двух точек, размещенных по диагонали слева направо.

В данном натюрморте Хруцкий собирает вещи, которые свидетельствуют об устойчивости в обществе идеалов сарматизма с его привычкой к театральным зрелищам, охоте и застольям при свечах. В натюрморте «Плоды» (1839) художник создает образ щедрости и богатства «тутэйшай» природы. На столы трех уровней наставлены в посуде и без нее фрукты, овощи, грибы, рыба, забитая дичь, молоко в кувшинах и прозрачная питьевая вода в графине. Здесь отчетливо проявился интерес художника к прозаичной теме повседневности, а также желание поднять значение простого натюрморта до уровня академической композиции высокого стиля. Упрощенность образа не приводит к снижению формально-эстетических основ живописи, а наоборот дает пример бесконфликтного сочетания эстетики высокого и простого, сложной академической постановки и свежести ее восприятия.

С начала 1840-х годов Хруцкий постепенно превращается из художника бидермайера в позднего романтика у реалиста, что наиболее заметно в портретах, в их возрастающем психологизме. Парадные портреты униатских митрополитов Иосафата Булгака и Иосифа Семашки (1838) выделяются натурализмом воспроизведения физиономичных особенностей лица, сосредоточенностью на выписывании орденов и других аксессуаров костюмов митрополитов. Парные портреты супругов Рубцовых (1840-е годы), Ромеров (1847–1849), Бямбновских (1845) лишены комплементарности и при всей фактурной отработанности и мастерстве охлаждают правдивостью конкретных образов и неприкрытым художническим анализом натуры.

Несмотря на натурализм портретов, большинство его моделей имеют яркий индивидуальный характер. Внутренняя экзальтация иеромонаха В. Лисовского (1847), активная натура публициста и историка М. Малиновского (1847), ироничная насмешливость предводителя дворянства М. Ромера (1847) выявлены чисто живописно-пластическими средствами.

Иван Хруцкий известен как основатель академического натюрморта, а также как автор многочисленных портретов, пейзажей, интерьеров. Его творчество демонстрирует наличие как консервативных, так и новаторских тенденций в искусстве, а также способность гармонизировать академическую нормативность, романтическую мечту и натуралистическую созерцательность. Вместе с тем его произведения удерживают некоторые черты барокко, которое в искусстве Беларуси воплотилось в комплексе сарматской культуры. Именно их присутствие выделяет Хруцкого из круга авторов российского бидермайера и делает его ведущим мастером искусства Беларуси второй трети ХІХ века.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...