Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Передача отработанного масла в качестве топлива




Передача отработанного масла в качестве топлива

А. Г. Дудникова, Н. В. Бирюкова

Может ли (и если может, то при каких условиях) юридическое лицо передавать свои отработанные масла физическому лицу (работнику предприятия) в целях их сжигания и получения тепловой энергии для обогрева личного помещения?

Вопрос правового регулирования ситуации, когда отход от деятельности одних лиц является полезным компонентом в деятельности других лиц, сейчас активно обсуждается. Концептуально данный вопрос разъясняется в публикациях и на семинарах сотрудников компании «ЭКОТИМ». Здесь же рассмотрим частный случай.

В каждом частном случае полагаем важным сначала ответить на вопрос, будет ли действительно нанесен вред окружающей среде передачей вашего отхода третьим лицам или же законодательство в данном случае выставляет избыточные административные барьеры, которые сами вредят окружающей среде, препятствуя вторичному использованию отхода.

К сожалению, в данном случае, скорее всего, барьеры обоснованны. Отработанные масла - III класс опасности. Они не сгорят до С02 и Н20. Более того, в выбросах будут содержаться непредсказуемо вредные вещества, состав выбросов невозможно просчитать точно ни качественно, ни количественно.

Также останется токсичная зола. Как ее будут утилизировать физические лица? На этот случай законодатель предусмотрел препятствия, которые в связи с изложенным, полагаем, не стоит обходить, несмотря на то, что в силу их недостаточной внятности это возможно.

Согласно части 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ и пункту 30 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. Физическое лицо не может получить лицензию, так как Закон № 99-ФЗ не распространяется на физических лиц. При этом законодатель не высказался, вправе ли физическое лицо осуществлять лицензируемый вид деятельности без лицензии, как и вообще о понятии «вид деятельности». Нюансы этого вопроса - тема отдельной статьи, здесь мы лишь отметим, что это не самый большой административный барьер.

В соответствии со статьей 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению. При этом условия и способы осуществления этих видов деятельности должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны соответствовать санитарным правилам и иным нормативным правовым актам.

Также в силу статьи 18 Закона № 96-ФЗ сжигание отходов производства и потребления без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

И наконец, согласно пункту 3. 8. 1 TP ТС 030/2012 (далее - Техрегламент) отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).

Согласно пункту 3. 8. 3 TP ТС 030/2012 при обращении с отработанной продукцией запрещается в том числе смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) в целях получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств - членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды.

В целом TP ТС 030/2012 согласно его пункту 1. 1 устанавливает требования к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям; к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям; к продуктам, полученным в результате переработки отработанной продукции. Эти требования установлены в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей), а также в целях ресурсосбережения.

Таким образом, конкретно в изложенном в вопросе случае юридическому лицу не стоит передавать свои отработанные масла физическому лицу (работнику предприятия) в целях их сжигания и получения тепловой энергии для обогрева личного помещения.

Документы

1. Федеральный закон от 24. 06. 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2. Федеральный закон от 04. 05. 2011 № 99- ФЗ «0 лицензировании отдельных видов деятельности».

3. Федеральный закон от 30, 03. 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения».

4. Федеральный закон от 04. 05, 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

5. Технический регламент Таможенного союза TP ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям».


Опубликовано в журнале «Экология производства», январь 2019 г. *****************************************************

 


 

*****************************************************

Отчетность в области обращения с отходами. Как отражать в таблице учета отходы, поступившие на обработку?

Н. В. Бирюкова

Можно подходить к данному вопросу, следуя букве закона, т. е. учитывая, что в форме таблицы, утвержденной Приказом № 721, в частности приложения 2, отсутствуют графы по приему отходов в целях транспортирования и обработки, не указывать ваши данные. Также учитывая, что согласно пункту 17 Порядка учета, утвержденного Приказом № 721, в данной таблице отражаются сведения об отходах, принятых в течение учетного периода от других ИП и юридических лиц только для использования, обезвреживания, размещения (включая хранение и захоронение), не заполнять данную таблицу вообще.

Что касается формы таблицы из приложения 4, то в ней содержится только графа «Прием отходов от других индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» без указания цели приема. Каких-либо логических связей между двумя этими таблицами не предусмотрено.

Таким образом, в части приема отходов в целях транспортирования и обработки необходимо заполнять только таблицу по приложению 4 и указывать движение этих отходов в таблицах по приложениям 3 и 4, как и для ваших собственных отходов, т. е. отражать, для каких целей далее эти отходы были переданы и кому.

Однако, учитывая, что действующая редакция Приказа № 721 не отвечает действующему законодательству и что новая форма статистического учета 2-ТП «Отходы», утвержденная приказом Росстата от 10. 08. 2017 № 529, предусматривает отражение отходов, принятых для обработки, я бы рекомендовала вести собственный журнал учета отходов и фиксировать в нем движение отходов по всем осуществляемым с ними видам деятельности. Показывать его инспекторам не нужно, но при судебном разбирательстве наличие такого журнала будет играть в вашу пользу.

Относительно разъяснительных писем - если хотите получить конкретный ответ, пишите конкретный вопрос. Формулируйте не в общем виде «Как вести учет отходов при осуществлении транспортирования и обработки? », а предметно: «В какой графе таблицы учета отходов по приложению 2 к порядку учета отходов, утвержденному Приказом № 721, следует отражать отходы, принятые от других лиц в целях транспортирования и обработки? » или «В таблице отсутствует графа учета отходов для транспортирования и обработки, должны ли мы вносить эти сведения в данную таблицу? ». И опять же стоит иметь в виду, что письма не нормативный правовой акт и они могут помочь только в суде.

Опубликовано Журнал " Экология Производства", ноябрь 2018 г. *****************************************************

 


*****************************************************

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...