Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из записной книжки 1912 года




Сентября 1912 г.

I‑е заседание о Студии[133].

Экзамены у Халютиной приемные.

Сентября 1912 г.

II‑е заседание на квартире Станиславского. Вырабатывали репертуар.

Сентября 1912 г.

К. С. Станиславский читает на квартире пьесу Чехова «На большой дороге»[134].

Сентября 1912 г.

Халютина.

Сентября 1912 г.

В Студии читали «Мнимый больной» Мольера[135].

Халютина.

Сентября 1912 г.

Поздравить шведов.

Делили на куски «Мнимого больного» на квартире Исаака Ездровича Дувана.

 

Мольер «Мнимый больной»

При маленьких кусках — у нее [Туанетты] свое самостоятельное.

При больном — все ее задачи клонятся к тому, чтобы затея Туанетты удалась.

Прежде играли скелет роли, а теперь части. Играя отдельные желания — мы играли канву роли, а теперь то, что не канва.

Я веду кусок, и на него надо смотреть глазами Аргана, т. е. делать все, что может оскорбить святое чувство Аргана.

Куски определяют область, в которой я должен искать свои чувства и приспособления.

 

III акт «Мнимого больного»

1. Приход старшего брата.

2. Командир перед [нрзб.].

3. Голос благоразумия и политика старшего брата.

Семейные дрязги. Неискусная политика Беральда (темпераментный и потому делает глупости).

4. Входит Флоран.

5. Приход Пургена.

6. Началась брадипепсия.

7. Новый балаган + подозрительность.

8. Немного отлегло.

{328} 9. Начинает верить.

10. Консультация.

 

* * *

7. Уход и неожиданность. Смущает Аргана (рука).

8. Большие приятели.

9. Трусость и недоверие.

10. Очарование Аргана и новая затея.

11. Арган переворачивает.

12. Третья затея Туанетты.

13. Новая [нрзб.] Туанетты и хитрость Аргана.

14. Пьеса кончена, начинается балаган Беральда.

 

* * *

Взаимное отношение духа к духу, данного актера к данному актеру.

Сентября 1912 г.

От 5 – 7 к Алехиной.

Сентября 1912 г.

8 час. Попова.

Халютина.

Сентября 1912 г.

8 ч. Алехина.

Сентября 1912 г.

Звезды.

Двери.

7 ч. заседание у К. С.

Сентября 1912 г.

5 – 7 — Халютина.

8 ч. — Алехина.

Сентября 1912 г.

8 ч. — В. А. Алехина.

Сентября 1912 г.

5 – 7 — Халютина.

Октября 1912 г.

Халютина.

Октября 1912 г.

У В. А. Алехиной.

Открытие нашей Студии.

Пусть будет так.

{329} 10 октября 1912 г.

Халютина.

Публикуется впервые.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 24/Р.

КОММЕНТАРИИ:


В МИХАЙЛОВСКОМ КРУЖКЕ
Юрий Завадский:

Познакомился я с Вахтанговым в 1913 году. В ту пору в Москве существовал Михайловский драматический кружок[136]; в него входили несколько московских адвокатов, врачей, литераторов, актеров-полулюбителей. Его основательницами и ведущими актрисами были моя мать и ее сестра, урожденные Михайловы (откуда и взялось название кружка).

Мать моя в свое время окончила филармонию по классу Уманец-Райской, крупной драматической актрисы и педагога, и, как рассказывают, подавала большие надежды стать настоящей, профессиональной актрисой. Но впоследствии жизнь ее сложилась так, что ей пришлось бросить сцену. Только позднее, создав семью, вырастив детей, она смогла заняться любимым делом, участвуя в этом Михайловском кружке. <…>

Моя мать образно рассказывает, как она впервые познакомилась с Вахтанговым. Остановив свой выбор на двух из наиболее «обещающих» молодых режиссеров мхатовской школы — В. Л. Мчеделове и Е. Б. Вахтангове, кружковцы для переговоров с ними направили ее в Контору Художественного театра. Мчеделов в этот день и час оказался, по-видимому, занятым, и к маме вышел Вахтангов. Он довольно быстро дал свое согласие взяться за постановку спектакля. Когда зашла речь об оплате и выяснилось, что ему могут заплатить за работу только сто рублей, Вахтангов, улыбаясь, согласился, но при условии, что официально он получит двести рублей и на такую сумму выдаст им расписку. А сто рублей он пожертвует в пользу кружка. Он боялся, что низкая оплата может умалить его престиж режиссера. В те дни Вахтангову жилось материально трудно; в Художественном театре он получал, кажется, рублей пятьдесят в месяц, и у него была семья.

В Михайловском кружке Вахтангов поставил несколько спектаклей, из которых в памяти сохранились «Сильные и слабые» Н. Тимковского[137]. Сначала пьесу репетировал режиссер Малого театра Н. О. Васильев, но он тяжело заболел. Между тем до назначенной даты выпуска спектакля оставалось всего около двух недель. Тогда кружковцы обратились к Вахтангову с просьбой взять на себя постановку. Вахтангов, как я уже сказал, согласился, увлекся работой, репетировал день и ночь, переделал, конечно, все по-своему и выпустил спектакль в назначенный срок.

{330} Он поставил у них также «Ивана Мироныча» Е. Чирикова[138], «Пустоцвет» Н. Персияниновой[139] и «Святую ложь» Ф. Круассе и А. Таррида[140]. Кружковцы были восхищены Вахтанговым. У них возникла мысль осуществить постановку пьесы Э. Ростана «Романтики». Евгений Богратионович ни разу не видел меня, но знал о моем существовании и увлечении театром. В то время я слушал лекции в Московском университете и занимался живописью, а театром интересовался как бы извне, отвлеченно. Вахтангов решил привлечь меня на роль Персине, главного героя «Романтиков». Мне предстояло впервые встретиться с Вахтанговым.

Наша встреча произошла необычно, не по-деловому. Не помню, по какому поводу кружок устроил небольшую вечеринку у нас дома. Я пришел в самом ее разгаре и здесь впервые увидел Вахтангова. По рассказам матери и других кружковцев Вахтангов представлялся мне человеком большого роста, с огромными, черными, вдохновенными глазами, с тонкими, нервными пальцами, собранным, сосредоточенным, несколько суровым. Каково же было мое изумление и разочарование, когда, войдя в гостиную, я увидел невысокого, даже щупловатого провинциального франта с неистовым разлетом невероятнейшей шевелюры, в накрахмаленном воротничке, с вычурной «бабочкой» вместо галстука, в лакированных ботинках и белых гетрах. Он сидел, заложив ногу на ногу, и залихватски тренькал на мандолине. Меня поразили его большие, прозрачные глаза цвета морской воды, контрастно выделявшиеся на смуглом, суховатом лице с орлиным носом и неожиданно несколько вялым подбородком. Поразили меня и его руки с узловатыми, короткими пальцами, белесыми, короткими ногтями, костлявые и в то же время необычайно гибкие. Поразило меня и то, что Вахтангов на этой вечеринке оказался тем, что принято называть «душой общества». Он вдруг усаживался за пианино и начинал, напевая, бренчать какую-то французскую песенку, легкомысленно флиртовал, дурил, озорничал… Его глаза все время смеялись, он был неистощим на выдумки и остроты…

Таким он предстал передо мной впервые, опрокинув все мои ожидания!

Некоторое время спустя у меня с ним произошел короткий деловой разговор, который, в сущности, свелся к нескольким заданным им вопросам. Вахтангов был уже в иной обстановке, в ином обличии, и что-то у меня осталось такое значительное и покоряющее от этой второй встречи, что сразу же вытеснило первое впечатление…

Вахтангов. 1959. С. 279 – 281.

КОММЕНТАРИИ:


{331} РЕЖИССЕРСКИЕ ЗАПИСИ
1912 г.

Томас Манн «Фиоренца».

Стриндберг «Соната призраков».

Верхарн «Елена Спартанская».

Мелль «Беррианский цирюльник».

Горький «Встреча».

 

Идейки

— Чтец может быть в публике.

— Можно устроить спектакль для детей из рассказов, где дети.

— Обставить чтеца поинтереснее.

— Может быть, чтец сам открывает занавес.

— Спектакль детской мудрости.

— Спектакль «в поезде». Можно даже по классам. Собрать все рассказы.

— Вечер миниатюр надо объединять или формой, или идеей.

— См. журн. «Весы». 1907 г. № 6. Статья Мейерхольда (Крэг)[141].

— Энгельмейер. Теория творчества[142].

— Спектакль «Пестрые рассказы».

— Слова в кавычках — чтецу, как Закушняк[143].

— «А вот возьмите этого и соедините с той — пишите роман», — говаривал Чехов, — Л. А. Сулержицкий

— Спектакль в бархате.

— Посмотреть диалоги у Данте.

— О Замирайло[144] (сюжет).

Публикуется впервые.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 23/Р.

КОММЕНТАРИИ:


Занятия в Студии МХТ

9 октября [1912 г.]
1.30 дня

Вызваны на занятия с Е. Б. Вахтанговым: Красковская, Юркевич, Булгаков, Кулинский, Лузанов.

Присутствует, кроме того, Колин.

Повторен теоретический курс: первой части очень подробно, второй — схематично.

Занимались до 1/2 5‑го. Задач сделать не успели, поэтому придется вызвать вторично.

Следующие занятия 11 октября.

Е. Вахтангов

11 и 12 октября [1912 г.]

Занятий нет.

В. Базилевский

Занятия Е. Б. Вахтангова

16 октября [1912 г.]
1.30

Присутствуют: Шапошников, Щербачева, Марк, Журавлева, Жариков, Вторая, Попов В., Королев, Колин.

Не явились: Нежинцев, Яковлев С., Кулишер.

Выясняли вопросы из 1‑й части «системы». Долго останавливались при содействии пришедшего среди занятий Л. А. Сулержицкого на вопросе о сущности общения.

Занятия окончились в 1/2 4‑го.

В конце присутствовал К. С.

Следующие занятия 17‑го в 1.30.

Е. Вахтангов

23 октября [1912 г.]

Е. Б. Вахтангова не было по болезни.

Книги Чехова и картотека находятся в ведении Е. Б. Вахтангова.

В. П. Базилевский

 

Об этом узнаю только с сегодняшнего дня.

Е. В.

Е. Б. Вахтангов — В. П. Базилевскому
23 октября [1912 г.]

Уважаемый Владимир Платонович,

{333} Очень прошу Вас известить Леопольда Антоновича, что я чувствую себя сейчас очень нехорошо и потому не могу быть на занятиях. Очень простужен. Не спал всю ночь.

Е. Вахтангов

25 октября [1912 г.]

Считаю нужным пояснить, почему с 17‑го октября по 27‑е я не имел возможности вызвать к себе на занятия свою группу.

17‑го — были занятия с К. С.

18‑го — все заняты на репетиции «Карамазовых».

19‑го — то же.

20‑го — то же.

21‑го — спектакль «Карамазовы».

22‑го — спектакль «Карамазовы».

23‑го — все на репетиции «Синей птицы».

24‑го — то же.

25‑го — то же.

26‑го — генеральная «Синей птицы».

27‑го в час дня — первый день, когда можно объявить занятия. О чем я и прошу В. П. Базилевского.

Е. Вахтангов

Занятия Е. Б. Вахтангова
29 октября [1912 г.]

Вызваны: Успенская, Алексеева, Бирман, Вторая, Кулишер, Колин, Королев, Кулинский, Лузанов, Шапошников, Яковлев С.

Не явились: Бирман (на репетиции «Катерины Ивановны»), Вторая.

Решали задачи на аффективное чувство.

На занятиях присутствовал Леопольд Антонович Сулержицкий.

Вел беседу о сущности актерского творчества (взаимодействие «я» — не «я»).

Начали в 1 час.

Закончили в 4 часа.

Е. Вахтангов

31 октября [1912 г.]

Так как большая аудитория была занята, а у меня собралось 18 человек, то мы, чтобы не мешать занятиям К. С., пошли в театр и на Малой сцене занимались до 4‑х часов.

Е. Вахтангов

1 ноября [1912 г.]

От часу до четырех вел практические занятия.

Е. Вахтангов

 

8 ч. — ведет занятия Л. А. Сулержицкий.

От 9 1/2 до 11 ч. 20 — Е. Б. Вахтангов.

6 ноября [1912 г.]

Практические занятия Е. Б. Вахтангова

Начали в 1 ч. дня.

Окончили в 4 ч.

{334} Сдача работ, назначенная на 5‑е, перенесена на 7‑е.

Леопольд Антонович объявил, что сдача переносится на 9‑е в 12 ч.

Следующие занятия в четверг, 12 ч.

Е. Вахтангов

7 ноября [1912 г.]

Был назначен просмотр учеников Е. Б. Вахтангова и самостоятельных работ, но отменяется.

К. С. Станиславский занят на репетиции «Мудреца».

Были занятия I‑го курса.

Начали около 4 часов.

До 4‑го часа Е. Б. Вахтангов занимался со своими учениками.

Кончил в 4 часа 40 мин.

В. Базилевский

Публикуется впервые.

Материалы Первой студии. 1912 – 1913 гг.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 1964/Р.

ЗАПИСИ[145]
11 декабря 1912 г.

Если у актера не идет какое-либо место в пьесе, то предлагаю сделать его так, как было бы это в жизни у самих исполнителей, а не у тех, кого они играют. Пример. 1‑я картина «Гамлета». «Не верю в духов». А как было бы, если бы Вы были в доме на Арбате.

Л. А. Сулержицкий

 

Больше вникать, поменьше говорить и ходить.

Л. А. Сулержицкий

Определение куска словами есть чисто внешняя формальность, нужная только для того, чтоб, подыскивая это слово, углубиться во все изгибы психологии.

Название куска нужно для того, чтобы оно определило действие, чтобы в нем найти, что здесь за действие.

К. С. Станиславский

Публикуется впервые.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 16/Р. Л. 72 – 73.

КОММЕНТАРИИ:


{335} НАБРОСКИ ДЛЯ НОВОГОДНЕГО «КАПУСТНИКА»

Здравствуйте, мужи серьезные.

Здравствуйте, жены серьезных мужей.

Скушно живется нам на этом свете, господа.

Строятся памятники и мосты.

Бегут трамваи.

Пыхтят автомобили.

Мы пьем чай с бутербродами.

Ходим на картинные выставки.

 

Здравствуйте, мужи серьезные — жены мужей серьезных.

Улыбнитесь снисходительно.

Откройте лицо свое хоть маленьким улыбкам.

Пошутите с нами.

Мы пришли отдать Вам час-другой нашего времени и отдохнуть от репетиций, трамваев, мостов, памятников, картинных галерей и чаев с бутербродами.

Милой улыбкой милого лица своего улыбнитесь нам. Мы хотим, чтобы Вы улыбались.

Мерси, мадам.

И вот мы, маленькая группа ветреных и беспечных молодых людей, поощряемые Вашими ласковыми глазами — отдадим Вам часть того, что у нас есть.

Но у Вас нет еще доверия к нам.

Мы не слышим безграничных оваций.

И стены еще не трясутся от Ваших восторженных кликов.

Тогда позвольте нам показать перед Вами наши данные.

Разрешите в Вашем присутствии проэкзаменовать талантливых членов нашей маленькой труппы. Серьезное око серьезных людей дает серьезную оценку серьезным талантам. Итак, Вы позволите, месье — дам.

Экзамены

Вы были благосклонны.

Нет слов передать Вам радость товарищей.

Сейчас закипит работа за кулисами: грим, парики, костюмы, пудра, шпильки — все придет в движение.

Пусть пока забавляются, а мы вернемся к нашей беседе.

Серьезной и разумной. Да.

О чем мы говорили?

О скуке жизни?

Да, скучно живется нам.

Скрипят извозчики…

Пыхтят автомобили…

Кричат разносчики…

Нет красок.

Нет страсти.

{336} Нет горделивой позы и блеска жгучих глаз.

 

Курим дешевые сигары —

Ходим в благородку на базары,

С Америкой знакомят бары,

И на балах скучающие пары.

Нет тоски по неизведанном и прекрасном.

Не дрожит в голосе обещание ласки.

К Вам, присутствующие здесь испанцы, речь моя.

Потешьте сердце свое страничкой воспоминаний.

Испанка

Да, скучна наша жизнь.

Вот, скоро уйдет в вечность 12‑й год.

Такой длинный, плоский и серый. Как ширмы «Гамлета».

Кстати, — после «Гамлета» — как скучно стало в театре — нет новых исканий, новых форм, нет нового разрешения сценических постановок.

И вот, только мы, маленькая группа дерзких и беспечных, нашли кое-что.

И радостно делимся с Вами новым словом своим.

Мы нашли новую форму инсценировок стихотворений.

До сих пор стихотворения декламировались, или мелодекламировались, или пелись, даже иногда танцевались.

А мы наше стихотворение — ходим.

Взяв известное стихотворение Гейне «Два Гренадера», мы немножко его перефразировали, да простит нам автор.

И вот результат наших исканий.

Гренадеры

Пройдено стих[отворение] — и нам снова скучшно.

И снова ждете Вы смешных слов, смешных положений.

А мне сейчас хочется рассказать Вам грустную новость.

Настройтесь, господа.

Мадам, приготовьте свои эфирные платочки.

Может быть, Вы уроните в них 2‑3 слезинки.

О слоне

Сказал про слона.

Вспомнил грустное о другом животном.

Вспомним кавказскую элегию.

Верблюды

Очень жарко, м‑д, и скучно.

Нет поэзии.

Есть скэтинг-ринк.

Нет песен.

Есть — последний нонешний денечек.

Нет театра.

Он — оминиатюрился.

Нет теноров.

{337} И некуда идти.

И нечем разогнать тучи российской скорби.

Может быть, Вашему сердцу будет мила простая русская шансонетка — тогда не откажите прослушать ее.

Частушка

Подошла и плюнула…

Да. Такова наша жизнь.

Скучная и нудная.

И нет слов сказать о ней ярко.

Вот, сейчас что-то будут танцевать…

Но я не сумею сказать Вам — что это такое.

Пусть товарищ, который в экзаменах показал свою колоссальную эрудицию по части иностранных языков, скажет Вам, что сейчас будет.

Я умываю руки. Мне скучно…

Бостон

Замерли последние звуки грустного и головоломного вальса.

И снова взор наш обращается к серой жизни нашей Земли.

Старые и молодые!

Ищите радости!

Ищите прекрасного!

Посмотрите на детей своих. Они — едят шоколад,

Рядятся потешными.

С 6‑ти лет проходят танцы Дункан.

С 7‑ми увлекаются ритмом гимнастики Далькроза.

Милые, добрые дети.

Мы не забыли Вас.

Отцы и матери!

Поднимите детей своих на руки.

Пусть им не мешают Ваши спины и прически смотреть на то, что приготовлено нашими малолетками для них.

Милые детки, смотрите, что можно сделать ногами, если с 3‑летнего возраста заниматься ритмикой.

Чечетка

Да, скучна наша жизнь.

Скучно пить.

Скучно есть.

Скучно говорить по телефону.

Зайдите в кофейную Филиппова.

Попробуйте послушать, что говорится там по телефону.

Вот Вам один из подслушанных мной разговоров.

Телефон

Теперь, пока я отдохну, — отдохните и Вы на песенке, написанной специально для спортсменов.

{338} Шансонетка

Пропета веселая песенка — но скучна наша жизнь.

Уныло текут дни ее, длинные, как лента синематографа.

Кто из Вас не был в синематографе?

Кто не знает языка современной синематографической музыки?

И разве нам нужен экран, на котором проходят картины?

О, нет…

Мы всегда заранее хорошо знаем сложное содержание любой картины и, закрыв глаза, под привычную музыку, в каждый момент скажем, что там происходит. Сейчас Вы убедитесь в этом.

Вот Вам Вампука современного синематографа.

Ч. синема

Так жили в старину.

Взгляните, что делается теперь.

Где доблесть и мужество!

Где национальные танцы!

Журнал Патэ прислал нам обозрение событий мира за неделю.

Смотрите, как скучна наша жизнь!

Ч. синема. Конец

Да.

Скучна наша жизнь.

И если Вам будет скучно за стенами этого уютного зала и не будет скучно поскучать с нами, то приходите к нам, и мы сумеем Вам наскучить.

 

[Приписка на обороте последней страницы:]

1. Сестры.

2. Марк.

3. Успенская.

4. Бирман.

5. Иэз[дрович][146].

6. Колин. Группа беспечной молодежи осталась верной самой себе и своим заветам — мы начинаем с опозданием. Но, если б мы не были веселы и беспечны, — Вам было бы скучно. А потому простите нам первую нашу шалость — это опоздание.

Публикуется впервые.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 446/Р.

КОММЕНТАРИИ:


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...