Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Протоколы репетиций «потопа»




30 сентября 1914 г.
Сцена

Начало — 12 ч. 25 мин.

Конец — 2 ч. 35 мин.

Первое собрание участвующих в пьесе.

Е. Б. Вахтангов читает пьесу.

Роли распределены:

Стрэттон, хозяин бара — Б. М. Сушкевич,

Чарли, слуга, негр — В. С. Смышляев,

О’Нэйль, адвокат — Р. В. Болеславский,

Бир, биржевой игрок — А. А. Гейрот,

Фрэзер, прогоревший биржевик — М. А. Чехов,

Нордлинг, инженер без дела — И. В. Лазарев,

Гиггинс, актер без места — Г. М. Хмара,

Лицци, шантанная певица — О. В. Бакланова, Е. В. Марк,

1‑й клиент — Тезавровский.

{381} 2‑й клиент — Д. А. Зеланд,

Все участвующие налицо — кроме И. В. Лазарева. И. В. Лазарев опоздал. Был на репетиции «Бальзаминова».

Пом. реж. Сурен Хачатуров

1 октября 1914 г.
Средняя комната
Утро

Начало — 12 ч. 20 мин.

Конец — 1 ч. 40 мин.

Второе собрание.

Режиссер Е. Б. Вахтангов.

Знакомство литературное с Америкой.

Присутствуют: Е. Б. Вахтангов, О. В. Бакланова, Волькенштейн, Р. В. Болеславский, А. А. Гейрот, И. В. Лазарев, Б. М. Сушкевич, Смышляев, Миша Чехов, Гриша Хмара, Дима Зеланд и В. К. Туржанский.

В. М. Волькенштейн дает свои заключения о пьесе: раньше говорилось «пьеса блестящая, но неглубокая», теперь пьесу можно углубить, мало того, что люди невысокой марки, но они несчастливые, потому что каждый хищник, нет любви. 1 акт — дать почувствовать несчастье взаимной любви, 2 акт — показать моменты блаженства наравне с ужасом.

Формулировка: как блаженны люди в момент приближения друг к другу.

Е. Б. Вахтангов представляет себе дело немножечко не так. Дать улицу холодную и деловую, группа лиц с этой улицы собралась случайно в ресторане, силы природы поставили эту группу в положение отдаленное от ежедневной жизни — они открыли в себе самое главное — свои души. Это первый акт.

Второй акт должен возбуждать во всех умиление — вот как хорош Человек. Третий акт. Спасение от стихийных сил. Жизнь деловая и пошлая вновь входит в свою колею. Она заливает вновь всех своими волнами («Потоп»), и снова человек очерствел и замкнулся. «Потоп» надо понять аллегорически — потоп нравственный.

Чтобы тронуть зрителя, нужно самим стать лучше, подходите к пьесе с хорошим чувством.

После этого Е. Б. делает сообщение об Америке и о ее жизни.

Сурен Хачатуров.

Публикуется впервые.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 1957/Р.

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1914 ГОДА

Октября 1914 г.

Одно — знать самочувствие актера на сцене.

Другое — чувствовать его.

Третье — это самочувствие (правда) стало моей натурой.

Вот последнего надо достигать.

К. С.

 

{382} Надо приходить на спектакль не как на спектакль, а как на хорошую, серьезную репетицию для искания самочувствия.

Вл. Ив.

На замечаниях после «Мысли»

 

То самочувствие, которое получено во время чтения пьесы, — снова появляется так на спектакле 10‑м.

К. С.

 

Что делается в промежутке? (см. выше).

Процесс рождения. Органическое брожение.

1. Прочел пьесу.

2. Успокоился: пьесу («Трактирщица») сыграю.

3. Проходит первая репетиция.

4. Вторая — милостиво подаю реплики.

5. Подошел Вишневский, сказал о штампе — я не поверил ему.

6. Он ушел. Я остался один. Проверил. Оказалось — самый грубый штамп, все непросто, манерно, безвкусно.

И вот этот штамп попадается в каждой роли у каждого актера. Когда попали на штамп — нужно думать, как от него избавиться.

7. Начинается работа над избавлением от штампа. И у меня ничего не выходит. Вырвать штамп нельзя. Можно воспитать правду, которая сама вытеснит ложь.

8. Затем начинается работа над аффективными чувствами, над оживлением аффективной памяти.

К. С.

 

Поверить в оправдание — огромная внутренняя работа.

Ансамбль силен только тогда, когда он состоит из четко очерченных индивидуальностей. Ансамбль — это гармония. Если нет этих индивидуальностей, то будет унисон.

Грассо, Дузе… это демонстрация чуда природы. Их театр — театр демонстрации актера. Актер такого театра должен иметь большое обаяние.

Октября 1914 г.

О вспахивании

Есть границы рассуждений. Режиссер должен почувствовать ее для каждого актера, иначе можно зайти в дебри.

К. С.

 

Куски

Когда затрудняетесь определить кусок, то обратитесь к лейтмотиву.

К. С.

 

В каждом куске должен быть ключ к нему.

К. С.

 

Определяя словами название куска, вы определяете, что вам нужно делать, чтобы получилось то, что требует данный кусок.

К. С.

 

{383} Самовыявление — момент бессознательный. Уходить сюда надо осторожно. Навязывать здесь ничего нельзя: здесь все бессознательно, здесь у каждого свои аффективные воспоминания.

К. С.

 

Штампы

Образование штампа естественно.

Нужна только борьба с ним.

Нужен «штамп переживания».

Каждый штамп можно сделать не штампом, нужно дать ему для этого внутреннее оправдание.

К. С.

 

О действии

Актер в каждую секунду своего пребывания на сцене должен иметь действие.

При определении сквозного действия помогает ответ на вопрос: кто ведет действие.

Сквозное действие — это то, которое проходит через всю пьесу.

К. С.

 

Стилизация есть сведение данного множества образов в один организм.

Всякая пьеса есть организм.

Каждая деталь сводится к единому.

Преподаватель Ильин на уроке

 

Я пришел на сцену и сел на диван для себя. Вот этого надо достигнуть. Это трудно.

Фантазия — вторая жизнь.

Фантазия — самое главное у артиста.

Надо развивать привычку бороться со штампом.

Вот, я сам беру бумагу, какой я есть, а вот — я беру бумагу таким, каким я был бы в такой-то момент.

Выбрать зерно чувства легко, но не легко его осуществить.

Облегчите искание зерна чувства так:

1. вспомните факт; 2. вспомните аффективные чувства и действия при этом; 3. потом постарайтесь почувствовать это сейчас.

Центр мысли — мозг.

Центр чувства — где-то в груди.

Попробуйте сосредоточиться на том и другом и Вы ощутите это.

Никогда не давайте актеру готовиться долго.

Надо научиться умению разбираться в том, чем я сейчас жил.

Если роль требует сыграть пустоту, то это не значит, что актер должен быть пустым — он должен найти и выполнить задачу, которая приведет его к этому состоянию.

К. С.

 

Чувство правды — очевидность.

Преподаватель Ильин

 

{384} Не ждите чувства — действуйте сразу. (Надо не «пребывать», а действовать.)

Вот когда актер начинает купаться в правде — тогда начинается истинное творчество.

К. С.

 

Все ужасы, которые существуют на сцене, создал Гете. К нему пришел Шиллер (Веймарская школа).

К. С.

 

1. Я есмь (с комплексом случайностей и в обстановке, в настоящий момент существующей).

2. Что я буду делать, если будут такие-то и такие-то условия (творческое состояние). Пройдя 1‑ю и 2‑ю ступень, вы начинаете купаться в правде.

3. Анализ (чтение пьесы, споры, обмен впечатлениями). Необычность обстановки не от места (не от здания), а от взаимоотношений всех действующих лиц. Один и тот же возбудитель надоедает.

Публикуется впервые.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 16/Р. Л. 64 – 73.

ИЗ ТЕТРАДИ 1914 – 1919 ГОДОВ

Октябрь 1914 г.

84‑й спектакль «Сверчка».

Смотрела Вера Ивановна Засулич.

Пришла за кулисы. Милая, скромная старушка в черном старомодном платье.

«Я в первый раз сижу в театре в первом ряду. Так у вас хорошо. Ну так и хочется подсесть к столу Джона».

Впервые опубликовано: Красная новь. М., 1933. Кн. 10. С. 204.

 

Ей поднесли букет цветов.

При этом был Митя Сулержицкий.

Он спросил потом отца: «А за что ей поднесли букет?».

«Ну, как я ему скажу, — рассказывал нам Леопольд Антонович. — За то, что покушалась на царя[173] — остается сказать».

Тетрадь 1914 – 1919 гг. Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 79/Р‑17.

Впервые опубликовано: Вахтангов. 1939. С. 70.

КОММЕНТАРИИ:


{385} Е. Б. ВАХТАНГОВ — Л. А. СУЛЕРЖИЦКОМУ
22 октября 1914 г.
9 1/2 вечера

Докладываю Вам, Леопольд Антонович, что О. В. Бакланова на репетицию не явилась. В 9 ч. (час репетиции) она позвонила и извинилась, что не может прийти. Чехов, Порфирьева, Зеланд и я были на местах.

Очень прошу вызвать Бакланову и разъяснить ей, что работа Студии — не милый, домашний спектакль.

Я бы не беспокоил Вас этой просьбой, если [бы] впереди у меня не было «Потопа» и если бы она вообще была более или менее аккуратна.

Уважающий Вас Евг. Вахтангов

 

[Приписка рукой Сулержицкого]

24‑го говорил с ней. Горько плакала, извинялась: «никогда больше не буду».

Публикуется впервые.

Автограф.

РГАЛИ. Ф. 996. Оп. 1. Ед. хр. 6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...