Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.Жизненный путь И.С.БАХА – поиски духовных основ человеческого бытия свободолюбивой личности музыканта




2. Жизненный путь И. С. БАХА – поиски духовных основ человеческого бытия свободолюбивой личности музыканта

Трудно назвать другого композитора (слайд 1), который на протяжении 300 лет оказал бы на развитие музыкального искусства столь глубокое и разностороннее влияние, чем И. С. Бах. Музыкант-философ, размышляющий о самых глубоких, вечных вопросах человеческого бытия: о жизни и смерти, о долге и предназначении человека создал творения непреходящей ценности. За свою жизнь И. С. Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве выражено не только то, что было лучшего в немецкой музыке, но и  т представлены все значимые жанры  эпохи барокко (кроме оперы). Поэтому творческое наследие Баха интерпретируется как обобщение музыкального искусства барокко.

 И. С. Бах известен как великий мастер полифонии, в его творчестве барочная полифония достигла расцвета. Убеждённый протестант, Бах написал много духовной музыки. Его Страсти по Матфею, Месса h-moll, кантаты, инструментальные обработки протестантских хоралов — признанные шедевры мировой музыкальной классики.

Во времена Баха искусство в основном было обусловлено вкусами двора и требованиями протестантской церкви. Именно с такими требованиями пришлось столкнуться великому композитору. Однако этих правил он никогда не придерживался. Ведь любые требования двора и церкви были несовместимы с таким свободолюбивым человеком как Иоганн Себастьян Бах. Из-за неповиновения существующим правилам жизнь гениального музыканта была весьма непростой и полной унижений. Замыслы его были грандиозными, но они никак не укладывались в представления о том, какой должна быть светская или духовная музыка.

 

2. 1. Детские и юношеские годы жизни ( 1685 – 1707 гг. )

 

Иоганн Себастьян Бах (слайд 2) родился в 1685 году в Тюрингии – одной из областей Центральной Германии, в небольшом городе Эйзенахе, окружённом лесами. Это очень древний город, первое упоминание о нём в хрониках относится к 1180 году. История Эйзенаха связана с раскинувшимся неподалеку легендарным замком Вартбург, который в XIII веке являлся поэтическим центром миннезанга – средневековой рыцарской поэзии. Здесь, по преданию, состоялся конкурс поэтов и музыкантов. Назывался этот конкурс «Состязание певцов на Вартбурге». Условия были очень жесткие: певец, занявший последнее место должен был умереть.

Первые десять лет И. С. Бах прожил в небольшом домике ( слайд 3). Сейчас это Дом-музей Баха. Bachhaus, который стал первым в мире музеем, посвящённым жизни и работе великого композитора. Он был открыт в 1907 г. Дому насчитывается больше 600 лет, считается, что именно в нём родился будущий великий композитор.

Давайте заглянем в этот старинный особняк (слайд 4). Сегодня в музее расположены несколько артефактов – искусственно созданных объектов, а также собрана коллекция старинных музыкальных инструментов - орган, клавесин, спинет и клавикорд.

Чтобы ощутить бытовую сторону жизни семьи Баха, в музее сконструировали такие комнаты, как гостиная, спальня, кухня. В них представлена антикварная мебель эпохи барокко, в которую жил Бах.

  Если когда-либо существовала семья (слайд 6), в которой исключительная склонность к одному и тому же виду искусства наследовалась из поколения в поколение, то это была, без сомнения, семья Бахов. Иоганн Себастьян всегда гордился тем, что принадлежал к знаменитому музыкальному роду. Он даже попытался выстроить своё генеалогическое древо.

Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами: дед, прадед, отец, братья отца, их дети, а также родные братья Иоганна Себастьяна (слайд 7).

 Родоначальника этой удивительной в музыкальном отношении семьи звали Фейт Бах.  Он был простым булочником, но даже на работу брал с собой музыкальный инструмент - цитру. Вероятно, что именно он стал отправной точкой для творчества его родственников-последователей. Ведь музыкальный дар переходил в этом многочисленном и разветвлённом семействе от отца к сыну.

В течение 17 – 18 веков по Тюрингии расселилось такое множество органистов, композиторов, скрипачей, флейтистов, капельмейстеров, трубачей из семейства Бахов, что само слово «Бах» было едва ли не синонимом слова «музыкант». В фамильной хронике Бахов насчитывается больше пятидесяти лиц, оказавших влияние на развитие немецкой музыки. От поколения к поколению передавались навыки, мастерство, крепли творческие силы и, наконец, в великом представителе этой династии музыкантов Иоганне Себастьяне достигли наивысшего расцвета.

 Последний музыкант в семье Бах, дожил до открытия памятника своему деду в Лейпциге (1843) - Вильгельм Фридрих Эрнст Бах -немецкий композитор, сын композитора Иоганна Кристофа Фридриха Баха, единственный внук Иоганна Себастьяна Баха, снискавший славу композитора. Наиболее известные его потомки (слайд 8) - Сэмюэл Батлер– английский писатель, философ, теолог, музыкант и художник и Ричард Бах – американский писатель, - уже не были музыкантами.

Иоганн Себастьян Бах был шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха (слайд 9) и Элизабет Леммерхирт. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки. К профессии музыканта, уже традиционной для мужской линии семейства Бахов, Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять, отец подарил ему скрипку и сам обучал игре на ней. Кроме того, он обучался в церковной школе и пел в хоре.

 Счастливое детство Иоганна Себастьяна закончилось рано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет. Сначала умерла его мать, а через год - отец. Под свою опеку двух мальчиков (Иоганна Себастьяна и Иоганна Якоба) взял к себе старший брат – 24-летний Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем городке - Ордруфе.

Иоганн Себастьян (слайд 10) поступил в ордруфский лицей, брат обучал его игре на органе и клавире. Обучаясь под его руководством, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов (слайд 11)— Иоганна Пахельбеля, Иоганна Якоба Фробергера и Иоганна Каспара Керля. Известна следующая история, иллюстрирующая страсть Баха к музыке.

  У Иоганна Кристофа в шкафу хранилась тетрадь с нотами (слайд 12) известных в ту пору композиторов. Он считал, что ребёнку ещё рано знакомиться с произведениями известных мастеров. Однажды Себастьян обнаружил в шкафу брата сборник произведений немецких композиторов. По ночам тайком он стал переписывать в свою тетрадь ноты. Когда полугодовая работа уже близилась к завершению, брат застал его за этим занятием и отнял все, что уже было сделано. Эти бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на зрении Себастьяна. Бах смог увидеть свою тетрадь только много лет спустя, уже после смерти брата.

  Таким образом, музыкальной композицией Бах овладевал самостоятельно, переписывая сочинения разных авторов. В итоге пятилетнего пребывания в Ордруфе Бах создал первые свои музыкальные произведения, среди них хоральные обработки для органа.

В 15 лет Бах (слайд 13) переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в певческой школе при монастырской церкви св. Михаила. У него был прекрасный голос, он играл на скрипке, органе, клавесине, поэтому его охотно приняли старшим хористом. Он даже получал небольшое жалование. При монастыре Бах обнаружил большую библиотеку, где имелось много интересных рукописей и собраний сочинений самых выдающихся немецких и итальянских композиторов той эпохи. Бах погрузился в их изучение. Здесь, в Люнебурге, он услышал игру знаменитого органиста Георга Бёма в церкви св. Иоанна.

   Никто не руководил его музыкальным образованием. Сама музыка была учителем и воспитателем его таланта. Бах стремился, слушая, учиться у выдающихся исполнителей того времени (слайд 14). И для этого совершал путешествия в другие города, чтобы послушать игру прославленного мастера. Во время учёбы он ездил в Гамбург, где посещал оперный театр,  слушал игру знаменитых органистов -   Адама Рейнкена и Николауса Брунса, общался с Георгом Бёмом, известным немецким композитором, учителем которого был сам Рейнкен. В городе Целле Бах слушал модную тогда французскую музыку и  имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени.

Так проходили годы ученичества для юного Иоганна Себастьяна в Люнебурге. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике. Он прекрасно учился и получил диплом, дающий право на поступление в университет. Но воспользоваться этим правом ему не удалось. Поставленный перед необходимостью самому себе обеспечивать свою жизнь, Бах должен был направить  свои силы на совершенствование композиторского и исполнительского мастерства – единственного для него реального источника существования.

В Люнебурге возникли некоторые ранние партиты для органа, одна сюита для клавира, хоральные обработки.  Здесь закончились годы ученичества и ранней юности И. С. Баха; началась новая полоса в многотрудной жизни композитора.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...