Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1. Воздействие традиций органной музыки эпохи барокко на творчество И.С. Баха




2. 1. Воздействие традиций органной музыки эпохи барокко на творчество И. С. Баха

Органная музыка в Германии ко времени Баха обладала уже давно сложившимися национальными традициями. Опыт целой плеяды выдающихся мастеров органного искусства служил опорой начинающему композитору. Пахельбель, Бём, Рейнкен, Букстехуде были представителями старшего поколения и близкими предшественниками Иоганна Себастьяна. С некоторыми из них Бах лично общался и в живом звучании воспринимал национальное своеобразие немецкой органной музыки. Каждый из названных мастеров по-своему влиял на юного музыканта, от каждого он сумел взять то, что было в нем индивидуально-ценного, и, тем самым,  обобщить в новом качестве и содержании своего творчества. К концу 1700 годов И. С. Бах синтезировал достижения своих предшественников.

Творчество Пахельбеля стало образцом для сочинения баховских хоралов. Близость к народной песне, чистота и строгость стиля, продуманные и выразительные приемы фугированной обработки хоральных мелодий — сильные стороны творчества Пахельбеля. Бах был взращен на хоралах Пахельбеля, и некоторые его юношеские сочинения написаны в фугированной манере Пахельбеля.  От Пахельбеля И. С. Бах заимствовал мотетный принцип в сцеплении фуг при неразрывности их мотивной связи.

Сильное влияние на особенности органных творений Баха оказал Букстехуде.  Яркий драматизм его свободных композиций — фантазий, токкат, удачное сочетание смелой поэтической мысли с умелой разработкой органных форм, тяготение к монументальности стиля — все эти черты предвещают органный стиль И. С. Баха. От Букстехуде Бах воспринял возвышенную патетику, драматический порыв, виртуозность, свободно-импровизационное сочетание токкатных, моторных и полифонических, фугированных разделов композиции.

Музыкальное творчество Бёма отличалось колорированием темы хорала и фуги, сложным орнаментом контрапунктирующих голосов, вариационностью изложения, что использовал Бах при сочинении органных произведений.
  Значительное воздействие на образное содержание и характер звучания в сочинениях Баха для органа оказал концертный принцип исполнения, существовавший в эпоху барокко в таких видах: 1) хоральная обработка; 2)
Triosatz (трио, трёхголосное сложение); 3) 2-частный цикл, состоящий из прелюдий (токкат, фантазий) и фуг; 4) пассакалья.

В органной сфере исключительная активность композитора  приходится на веймарский период творчества. Именно в Веймаре сформировался баховский органный стиль.

2. 2. Новаторство Баха в органной музыке

1. Новизна контрапунктической и гармонической техники в хоральных обработках. Из множества хоральных обработок Бах составил 4 сборника («Органная книжка», «Клавирные упражнения» op. 3, «Шюблеровские хоралы («Хоралы в различной манере»), «18 хоралов разного рода для игры на органе с двумя мануалами и педалью»).
2. Мастерское сочетание имитационной разработки с
контрапунктирующей полифонией. Так, Хоральный напев появляется в верхнем голосе, в то время как в среднем и нижнем слоях музыкальной ткани к канонической имитации присоединяются контрапунктирующие мелодии в свободно-индивидуальной манере. В этом полифоническом синтезе архаически-важные хоральные темы интонационно преображаются.  Особую роль имеет облигатная педаль.
3.  Создание масштабных композиций блестящего и патетического концертного стиля с использованием нового свободно-импровизационного метода и стиля.
 3. 1. В органных хоральных обработках: а)
 мелодии варьированы с изобретательным мастерством,
разнообразием фактуры и  оригинальной фигурацией; б)
экспрессия их усилена выразительными мелизмами, оттеняющими кульминационные вершины и значительность заключительных оборотов; в) регистровка колорирована и дифференцирована; г)
имитационно-полифоническая разработка в фугах синтезирована с интерлюдиями импровизационного гомофонно-гармонического склада.
3. 2. Циклические произведения для органа (прелюдии и фуги, тккаты и фуги, фантазии и фуги) впервые представлены как
как жанр с единой, цельной композицией в двух различных, но гармонично синтезированных частях. Воссоединил прелюдию и фугу в новом синтезе, создав высокохудожественный «диптих», или «малый цикл», органичный и контрастный. Прелюдии, токкаты и фантазии вводят в тональную, эмоционально-образную, иногда тематическую сферу фуги или, наоборот, художественно оттеняет ее качества.

 В добаховский период их писали только порознь, как отдельные пьес самостоятельного эстетического значения, либо одна сложная пьеса в себе фугированные и прелюдирующие фазы или эпизоды, по несколько раз ритмично сменявшие друг друга. К тому же виртуоз-органист прелюдировал обычно в виде неписанной импровизации.

 Бах нарушил эту трактовку и применил другие методы:
а) отступил от слитных импровизационно-фугированных форм и четко разграничил прелюдийную и имитационно-полифоническую сферу, придав каждой замкнутую композиционную форму; б) усовершенствовал фугу и прелюдию (фантазию, токкату), доведя их до завершенности жанра и стиля; в) воссоединил  прелюдию и фугу в новом синтезе, создав высокохудожественный «диптих», или «малый цикл», органичный и контрастный; г) впервые в крупных формах проявились закономерности симфонического развития
    В отличии от хоровых фуг ( Месса h-moll, Магнификат) органные фуги характеризуются фигуративным рисунком, концертностью,
обобщенным характером мелодии, широким контуром и рельефностью контрастов темы,  частым использованием контрэкспозиции, развернутыми интермедиями, импровизационными элементами изложения музыкального материала, динамизироваными репризами, виртуозно-импровизационнвм изложением  в кодах.

Произведения для органа подобны фрескам в живописи: все в них дано крупным планом; предельна патетика музыкальных образов в импровизационных формах — в прелюдиях, фантазиях, токкатах; необычайной мощи развитие и виртуозность в фугах.

Органные фуги Баха во много раз больше, объемнее его же клавирных фуг. Расширенным размерам тем соответствует разросшаяся композиция всей фуги. Развертывание материала можно представить в виде наслоения больших пластов музыки, что отнюдь не исключает непрерывности движения и внутреннего роста музыкального образа. Напротив, развитие протекает с все возрастающей активностью. Момент кульминации, завершая одну фазу развития, служит началом следующей, еще более высокой и напряженной. По мере приближения к конечному этапу эмоциональный подъем усиливается, достигая в заключительных построениях вершинной силы. Так впервые в инструментальной полифонической музыки проявились закономерности подлинно симфонического развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...