Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Болезнь и симптом как знак




WAS 1ST MIT MIR?

Krankheitssymptome und Familienstellen

Mit einem Vorwort von Bert Hellinger

Kosel 2002

Илзе Кучера Кристина Шэффлер ЧТО СО МНОЙ ТАКОЕ?

Симптомы болезней и семейная расстановка

С предисловием Берта Хеллингера

Институт консультирования и системных решений

Москва

Перевод с немецкого: Ирина Белякова Научный редактор: к.п.н. Михаил Бурняшев

 

Кучера И., Шэффлер К.

Что со мной такое? Симптомы болезней и семейная расстановка. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2007. — 157 с.

Все права защищены. Любая перепечатка издания является нарушением авторских прав ипреследуется по закону. Опубликовано по соглашению с Kosel-Verlag.

 

«Что же со мной такое?» — хотят знать многие пациенты, которым, несмотря на бесконечные походы по врачам, так и не становится лучше.

Удивительно, но оказывается, что за симптомами болезней часто стоят конкретные события семейной истории, обнаружить и осознать которые позволяет метод семейной расстановки. Если это удается, болезнь может отступить. Так примирение с болезнью и симптомами открывает путь к решениям, которые ранее были недоступны.

«Когда игнорируются потребности души, тело начинает кричать», — в этом терапевт и кардиолог, доктор медицины Илзе Кучера в течение своей многолетней практики убеждалась не раз. Когда и почему возникают определенные симптомы, в чем их причины — вот центральные вопросы ее работы. В методе семейной расстановки, разработанном Бертом Хеллингером, она нашла тот терапевтический подход, который идеально дополняет методы традиционной медицины.

Эта книга — новаторская работа огромного значения. Наряду с массой новых взглядов, в ней описаны конкретные шаги, ведущие к новым, зачастую поразительным решениям.

 

ISBN 5-91160-007-2

© 2002 by Kosel-Verlag, Miinchen, ein Untemehmen der Verlagsgrappe Randon House GmbH © Институт консультирования и системных решений, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие Берта Хеллингера.............................................4

Предисловие научного редактора..........................................5

Введение.....................................................................................6

Что важно?.................................................................................7

Болезнь и симптом как знак............................................7

Страдание.............................................................................8

Очарование роли жертвы..................................................8

Смысл болезни....................................................................10

Болезнь и смерть................................................................10

Значение смерти.................................................................10

Значение здоровья..............................................................11

Сердце...................................................................................12

Отношения...........................................................................14

Базовые понятия в семейной расстановке............................17

Связь.....................................................................................17

Порядок................................................................................17

Баланс...................................................................................18

Функция совести.................................................................20

Мой опыт семейной расстановки........................................... 22

Круг.......................................................................................22

Процесс семейной расстановки.......................................22

Динамика семейной расстановки.....................................24

Роль заместителей...............................................................25

Поиск решения...................................................................26

Роль терапевта...........................................................................28

Полная включенность и абсолютная

отстраненность.....................................................................28

Переносы при поиске решений.......................................29

Обращение с симптомом..........................................................29

Болезнь и симптом.............................................................29

Симптом как выражение любви......................................29

Симптом как индикатор решения...................................30

Симптом и тайна................................................................31

Тайна и вина.......................................................................31

Симптом и примирение....................................................32

Символическое обращение с симптомом

для подготовки расстановки с участием симптома.......33

Значения симптома: примеры из практики............................35

1. Симптом как выражение лояльности.........................35

Лояльность по отношению к скрываемому

или исключенному из системы лицу.............................35

Лояльность по отношению к родному отцу................37

Лояльность по отношению к тяжелой судьбе.............38

Лояльность по отношению к тайнам..........................42

2. Симптом как выражение перенятой вины................45

3. Симптом как выражение собственной вины............50

4. Симптом как выражение

прерванного движения любви...................................50

5. Симптом как подмена прощания...............................118

6. Симптом как защита при травме...............................120

7. Симптом как подмена признания..............................122

8. Симптом как выражение перенятого чувства...........123

9. Симптом в абстрактной расстановке..........................129

10. Симптом как замена

прежних партнеров родителей.....................................135

11. Симптом в партнерских отношениях.......................139

Заключение.................................................................................150

Мужество, чтобы смотреть................................................150

Мужество, чтобы принять психосоматику в целом.....151

Мужество, чтобы любить..................................................152

Благодарность............................................................................154

Литература..................................................................................155


Предисловие Берта Хеллингера

Дорогая Илзе, твоя книга полностью оправдывает свое название. Ты сразу переходишь к делу и пишешь очень наглядно. Систематизируя и обобщая множество открытий в области взаимодействия души и тела, сделанных тобой за долгие годы работы врачом и психотерапевтом, ты щедро иллюстрируешь их примерами из практики. Почти незаметно для читателя ты берешь его за руку и вводишь в процесс, позволяющий найти решения, до этого ему недоступные. Дочитав до конца, он чувствует, что приобрел новый опыт, стал более здоровым и свободным, чем раньше.

Особенностью этой книги является множество примеров того, как симптомы болезней воплощают в себе конкретные события из истории семьи и как семейная расстановка дает возможность их обнаружить и признать, благодаря чему симптомы становятся просто не нужны, и тогда болезнь может отступить. Насколько мне известно, до сих пор никто не рассматривал эти взаимосвязи так подробно и не показывал так наглядно. Эта книга — новаторская работа огромного значения. Наряду с массой новых взглядов, в ней описаны конкретные шаги, ведущие к новым, зачастую поразительным решениям.

Я рад, что ты написала эту книгу. Она принесет помощь и исцеление многим.

 

Искренне твой, Берт Хеллингер


Предисловие научного редактора

Эту книгу можно смело назвать пионерской. В ней авторы открывают нам новое понимание симптомов и болезней, показывая их связь с историей и событиями, происходившими в судьбах людей, живших ранее в семье, роду и даже стране клиента. И демонстрируют новые возможности и эффективные способы работы с симптомами.

В медицине и психотерапии давно известно понятие психосоматических заболеваний — когда у человека есть симптомы болезни, но медицинское обследование не выявляет никаких органических причин для подобных состояний. Считается, что причиной многих психосоматических заболеваний являются чувства, вытесненные нами в бессознательную область. Например, чувство злости вызывает сильное напряжение мышц. Если злость проявляется и выражается, то вместе с чувством быстро проходит и напряжение, и это не имеет последствий для здоровья. Если чувство из-за чего либо не может быть проявлено, то оно подавляется или вытесняется, но тогда остается постоянное хроническое напряжение, к которому человек привыкает и позднее часто не замечает его. Хроническое напряжение приводит, например, к затрудненной циркуляции крови и, как следствие, к нарушению обменных процессов в тканях, ишемии, нарушению местного иммунитета, развитию инфекций и т. д. А потом появляются симптомы.

Процесс лечения психосоматических заболеваний заключается в том, чтобы осознать чувства, стоящие за симптомами, и пережить их заново. Но каждый психотерапевт знает, как трудно бывает добраться до этих вытесненных чувств, на это зачастую уходят месяцы, а иногда и годы работы. А если чувство перенято клиентом от другого человека в семье, то с ним бесполезно работать традиционными методами, оно будет возвращаться вновь. Этого часто не учитывают психологи и психотерапевты, не имеющие подготовки в области системной терапии.

Метод семейной расстановки, модифицированный для работы с симптомами (сейчас этот вид работы называется симптомной расстановкой), позволяет кардинально ускорить и интенсифицировать процесс работы с психосоматикой. А новые техники и динамики симптомных расстановок, описанные в этой книге, позволяют точно определять области принадлежности симптома, выводить вытесненные чувства на уровень осознания, эффективно работать с перенятыми чувствами и находить решения для многих сложных ситуаций.

Однако за простотой и ясностью процессов исцеления, описанных в этой книге, стоит многолетний практический опыт работы И. Кучеры с расстановками. И, несмотря на кажущуюся простоту, на практике такие результаты невозможно получить, просто прочитав эту книгу и начав делать симптомные расстановки. Для этого как минимум нужно иметь профессиональное образование, как классическое — психотерапевта или клинического психолога, так и специальное: в области системно-феноменологической терапии, семейных и симптомных расстановок — системного терапевта. А также необходимо иметь минимум три года практики в обеих областях.

Неквалифицированная поверхностная работа с симптомами зачастую приводит к их обострению, увеличению страдания и тяжести симптома.

Пока в нашей стране мало квалифицированных специалистов в этой области. Но они уже есть. Их профессиональной подготовкой занимаются Институт консультирования и системных решений (ИКСР) и Высшая школа психологии (ВШП), которые тесно сотрудничают с Институтом Б. Хеллингера и Вислохским институтом системных решений (руководитель — Гунтхард Вебер). Для преподавания в ИКСР мы приглашаем только самых лучших профессионалов в этой области. ИКСР официально признан международным профессиональным сообществом. Поэтому, если вы действительно хотите помочь себе или своим близким, обращайтесь к нам или к нашим выпускникам.

Так как интерес к методу системных расстановок растет очень быстро, наш институт в сентябре 2007 года организует первый в России Международный евроазиатский конгресс по системным расстановкам, на него приглашены лучшие, признанные во всем мире специалисты в этой области. Здесь будут семинары, доклады, мастерские как для профессионалов, так и для новичков и интересующихся. А так как наша страна очень большая, конгресс будет состоять из двух частей и пройдет сначала в Москве, а затем во Владивостоке. Если вас заинтересовала эта поистине безграничная область — область человеческой души, мы будем рады, если вы к нам присоединитесь.

Михаил Бурняшев, к.п.н.,

сертифицированный тренер IAG,

системный психотерапевт


Нашим семьям с любовью и благодарностью

ВВЕДЕНИЕ

Я стала врачом, чтобы помогать людям избавляться от страданий. В соответствии с полученным мной образованием основной сферой моего внимания была традиционная медицина. Однако, работая в больнице, я все больше понимала, что одного только традиционно-медицинского подхода мне недостаточно. В общении с пациентами я очень скоро убедилась в том, что болезни и страдания обусловлены не только теми причинами, которые можно установить в ходе медицинских исследований, поэтому они требуют более комплексного подхода и лечения.

«Что же со мной такое?» — хотят знать многие пациенты, которым, несмотря на бесконечные походы по врачам, так и не становится лучше. У моего отца, который является для меня примером врача, я научилась тому, что каждый пациент — во всей своей уникальности — заслуживает самого серьезного к себе отношения. Мой отец смотрел в корень и задавал вопросы до тех пор, пока лежащее на поверхности не отступало на задний план и не проявлялась вся комплексность заболевания. Поэтому, помимо традиционной медицины, мой интерес практически неизбежно обратился к психотерапии.

В течение жизни я тоже не раз задавалась вопросом: «Что же со мной такое?» Наряду с тем, что я занималась психотерапией как врач, всю жизнь при помощи психотерапии я познавала себя. Так я пришла к Берту Хеллингеру. Я познакомилась с ним в 1975 году на одном психотерапевтическом семинаре. Меня пленило его точное восприятие и умение быстро и четко обнаруживать суть. За прошедшие с тех пор более чем 27 лет я приняла участие во множестве семинаров и имела возможность наблюдать развитие его терапевтического метода вплоть до семейной расстановки и движений души. Как и хорошая медицина, хорошая психотерапия тоже базируется на распознавании того, «что же с пациентом на самом деле». По моему опыту, в терапевтическом контексте семейная расстановка представляет собой наиболее эффективный метод, позволяющий наглядно показать клиенту суть проблемы. Решающую роль тут играет бессознательное. Поскольку системные переплетения человеком не осознаются, чтобы их обнаружить, нужен некий терапевтический метод. Берт Хеллингер наблюдал и описывал, как невидимые связи действуют в семьях на протяжении целых поколений. Разработанный им способ семейной расстановки стал тем методом, который позволяет выявлять эти связи и лежащую за ними основную динамику, что зачастую открывает путь к исцелению.

В семейной расстановке я имею возможность рационально использовать свой натренированный благодаря традиционной медицине взгляд диагноста. В мою терапевтическую работу вливается все, чему я научилась, весь мой профессиональный и личный опыт. Мне приносит гораздо большее удовлетворение указывать человеку путь, по которому он может двигаться сам, чем тащить его в том направлении, которое кажется правильным мне. Как говорил Парацельс, «пациент — сам свой лучший врач, врач — только его спутник».

Как врача и психотерапевта, в первую очередь меня интересует связь между болезнью и семьей. В случае опасных для жизни и хронических заболеваний особенно важно обращать внимание на неосознанные переплетения в семейной системе. Таким образом, путь к решению вопроса «Что же со мной такое?» ведет от симптома к семейной системе и обратно.

В своей книге я фокусирую внимание на болезнях и симптомах, поскольку тело самым непосредственным образом выражает потребности души. Когда потребности души игнорируются, «тело начинает кричать» и симптомы возникают, казалось бы, безо всяких на то причин. Тело — наш сосуд, это все, что у нас есть. Или, как говорит профессор Пёппель, «тело и душа идентичны».

При поддержке Кристины Шэффлер я пишу эту книгу, чтобы поощрить больных ближе познакомиться с самими собой и своей душой и почувствовать значение семейных переплетений. Мое глубочайшее желание заключается в том, чтобы как можно больше больных нашли в себе мужество при помощи или благодаря своей болезни расширить свои горизонты и сделать свою жизнь более насыщенной и глубокой.

Описанные в настоящей книге примеры связи болезней и/или симптомов с семейными переплетениями представлены для наглядности и носят информативный характер. Они действительны только для описанных конкретных ситуаций, их шаблонный перенос на другие случаи недопустим. Описанные примеры не заменят совета врача. Для корректного диагноза и соответствующего лечения всегда следует обращаться к квалифицированному специалисту.

ЧТО ВАЖНО?

Болезнь и симптом как знак

Брокгауз дает следующее определение симптому: «(греч.) признак... как субъективно воспринятое нарушение состояния здоровья». Для меня болезни и симптомы болезней являются показателями того, что в жизни человека что-то не так, что-то «не в порядке». Это и находит выражение на физическом уровне. Причем возможность или невозможность обнаружить органически объяснимые причины недуга значения не имеет.

К любому субъективно воспринятому нарушению состояния здоровья следует относиться серьезно — и к болям, вне зависимости от того, есть ли у них «органические основания», и к страхам, вне зависимости от наличия реальных причин. Относиться серьезно — означает для меня принимать во внимание как физические, так и душевные причины и следствия симптоматики. Это относится и к пациентам, и к тем, кто их лечит. Работая кардиологом, я постоянно сталкивалась с тем, что если никаких органических причин обнаружить не удавалось, то субъективные, абсолютно реальные страдания серьезного отношения не получали.

55-летняя женщина на протяжении последних полутора лет постоянно страдала от боли и чувства стеснения в левой половине груди. Она пришла на обследование в университетскую клинику. Обследование показало, что ее сердце и коронарные сосуды абсолютно здоровы. Лечащий врач с радостью сообщил: «Ваше сердце здорово!» К его удивлению, в ответ на эти слова пациентка пришла в ярость. Ее возмутил такой результат обследования - ведь она ежедневно мучалась от боли. Этот пример показывает, что органические данные и субъективные ощущения могут совершенно не совпадать. В этом случае врачу следовало уделить пациентке время после обследования, серьезно отнестись к ее жалобам и вместе с ней поискать другие возможные причины болей. Это могла быть, например, стрессовая ситуация с детьми, мужем и т. д.

К сожалению, я по-прежнему наблюдаю, что, по мнению и врачей, и пациентов, в лечении нуждаются в первую очередь те симптомы, которые можно объяснить органическими причинами. Тот же принцип прослеживается и в общепринятой системе расчетов государственных больничных касс. Как правило, гораздо легче бывает прописать такие дорогостоящие диагностические процедуры, как ядерно-спинальная томография или сердечный катетер, чем добиться возмещения затрат на психотерапию. Для того чтобы больничная касса оплатила психотерапию, в Германии требуется заключение лечащего врача, а чтобы прописать диагностические процедуры, достаточно обладать квалификацией врача-специалиста.

Чтобы подойти к характеристике болей, важно знать общее правило: центром управления болями любого происхождения является наш мозг. Так, головная боль, будь она обусловлена органическими или психическими причинами, передается по нервам и воспринимается и интерпретируется мозгом. Поэтому боль всегда субъективна. Самый наглядный пример — боли в спине. Дегенеративные изменения позвоночника могут как вызывать боли разной степени тяжести, так и не вызывать их вообще.

Женщина отправилась в гости к племяннице, с которой у нее очень теплые отношения. Дело в том, что молодая женщина влюбилась, и ее брак оказался под угрозой. Тете удалось конструктивно побеседовать с обоими супругами, и пара решила работать над своими отношениями. На следующее утро тетя проснулась с невыносимой болью в спине. Несмотря на все возможные способы лечения, в течение шести недель боли так и не прошли. Женщина решила пойти на семейную расстановку, где были поставлены только два заместителя: для симптома и нее самой. После расстановки боль исчезла. С системно-терапевтической точки зрения я бы определила эту боль как перенятую. Следствием состоявшегося разговора должно было стать расставание племянницы с любимым. Это причиняло молодой женщине боль, и тетя из любви постаралась взять эту боль на себя. Как в случае с любым перенятым чувством, произошло это бессознательно.

Страдание

Ко мне часто приходят люди, которые хотят «вверить» свои страдания специалисту и говорят: «Пожалуйста, сделайте меня снова здоровым». Моя задача состоит в том, чтобы сначала помочь пациенту осознать, что даже если его заболевание носит органический характер, он должен принимать активное участие в процессе выздоровления. Такой призыв часто наталкивается на непонимание. «Но это вы должны знать, что для меня нужно», — не раз говорили мне пациенты. На психотерапию же в основном приходят люди, желающие чего-то добиться, что-то изменить, обычно у них высокая мотивация.

Несмотря на то, что у большинства людей в нашем обществе объективно все хорошо, многие все же страдают. По роду своей деятельности я постоянно имела и имею дело с болью и страданием. Я много размышляла о том, почему мои клиенты и пациенты часто прямо-таки не желают расставаться со своими страданиями. Эти размышления неизбежным образом привели меня к анализу страдания в христианстве. В общем и целом вывод можно сделать следующий: «Если я страдаю, значит, я хороший человек и буду спасен». А кто не хочет быть хорошим человеком и спастись?

Приведу пример из моего личного опыта общения с Бертом Хеллингером. Как-то в группе он спросил меня: «Что произойдет, когда ты достаточно настрадаешься?» Я ответила: «Ну, тогда я буду спасена». Реакция Хеллингера была очень отрезвляющей: «Вот это как раз иллюзия».

По моим наблюдениям, большинству людей проще позволить себе страдать, чем разрешить себе счастье. Людей пугает, когда им вдруг везет, им страшно чувствовать себя счастливыми. И, поскольку такому образу мыслей уже две тысячи лет, отказаться от готовности страдать совсем не просто.

Нельсон Мандела описывает этот феномен так: «Больше всего нас пугает не наша тьма, а наш свет. Мы спрашиваем себя: кто я такой, чтобы быть замечательным, великолепным и здоровым? Но если честно, разве есть причина, чтобы таким не быть?... Свет не только в некоторых из нас, он есть в каждом. Позволяя ему светить, мы неосознанно даем разрешение другим поступать так же».

Каждый человек обладает способностью к счастью — вот базовый постулат моей терапевтической деятельности. В семейной расстановке клиент может оставить свои страдания там, где их место, и увидеть, что другие рады его счастью. Это очень трогательный момент. Радость родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер и т. д. подкрепляет разрешение на счастье.

Очарование роли жертвы

Почему так трудно отказаться от роли жертвы и вместе с тем от страданий? Работая терапевтом, я не раз задавала себе этот вопрос. Объясняется это разными, в большей или меньшей степени осознаваемыми причинами, четких границ между которыми нет.

1. Страдание превратилось в хорошо знакомое, «родное» ощущение, которым человек «оснастил» свою жизнь. Оно стало настолько привычным, что человек может чувствовать себя с ним вполне комфортно. Конец страданий обусловливает изменение привычки. К такому изменению может привести сознательное решение или некое судьбоносное событие.

2. Для некоторых людей страдание является, по-видимому, единственной возможностью интенсивно себя ощущать. «Я страдаю, значит, я себя чувствую, значит, я живу!» Страдание дает самое сильное ощущение собственной живости. Казалось бы, страдание и живость противоречат друг другу, однако такой парадокс встречается очень часто. Нередко клиенты, «распрощавшись» со своими страданиями, жалуются потом на почти невыносимое ощущение пустоты.

3. Как в классическом случае выгоды от болезни, страдание «вознаграждается». Пока человек страдает, он получает больше любви и внимания. Благодаря болезни, например, инфаркту, человек становится как бы более значительным. Все вертится только вокруг него и его болезни.

4. Страдание «возносит» человека на другую позицию. Раз он страдает, он кажется себе лучше окружающих, что приводит к появлению некой (в большинстве случаев неосознанной) претензии. Поскольку эта претензия не имеет под собой никаких оснований, она не может быть удовлетворена, что, в свою очередь, снова укрепляет человека в роли страдающей жертвы. «Никто меня не понимает» или «все против меня» — таковы основные убеждения «хронических» жертв, остающихся в плену порочного круга страданий.

Так, в христианстве страдание за других имеет высокий ранг. Мученичество, в известной степени, хорошая предпосылка для причисления к лику святых.

5. Страдание может получать общественное признание и давать ощущение принадлежности к некой группе. «Бедные брошенные женщины» пользуются поверхностным сочувствием общества, а вот «брошенные мужчины» пока не имеют общественно признанного права на страдание. «Брошенные женщины» образуют группу, которая дает им сострадание, подтверждение и мотивацию. Отказавшись от роли жертвы, женщина перестает принадлежать к этой группе. При всех своих положительных аспектах, тому же риску подвержены и группы самопомощи. Зачастую, если хочешь быть членом группы, групповая идентичность велит страдать.

6. В большинстве случаев страдание характеризуется пассивностью. Выйти из пассивного состояния — значит, стать активным и отказаться от роли жертвы. Занять активную позицию в данном контексте означает взять на себя ответственность и «приняться за дело». По моим наблюдениям, в случае семейных переплетений, где имеет место вина в предыдущих поколениях (убийство, санкционирование убийства, лишение собственности и т. д.), страдающим особенно трудно стать активными. Для этих случаев характерны такие симптомы, как безуспешность и безработица. Сохранение роли жертвы нужно этим людям для того, чтобы «не стать таким, как отец или дед».

7. В весьма спорной интерпретации страдание способно восстанавливать собственную невиновность. Боясь признать свою вину, человек «прячется» в роль жертвы и внешне снова становится невиновным. В качестве примера можно указать на роль многих людей в «Третьем рейхе», которые после войны объявили себя жертвами, которые «были тут ни при чем». Эта позиция стала почти массовым феноменом, и долгое время признавалась обществом. Такое отрицание собственной вины преступниками приводит к новым страданиям в следующих поколениях.

8. Часто случается так, что, компенсируя непризнанную вину преступников-предков, представители уже следующих поколений испытывают беспочвенное чувство вины. Такие переплетения приводят к тому, что эти люди упорно остаются в роли жертвы. Отказавшись от этой роли, из лояльности к жертвам предков человек чувствует себя предателем. Только когда он допустит в своей душе любовь к преступнику, он сможет оставить его поступки на его совести. Тогда исчезнет и необходимость жертвовать собой.

Что касается потомков жертв, то из лояльности к предкам они тоже остаются в роли жертв. Их симптомы аналогичны: тяжелые формы болезней и депрессия.

В каждой из приведенных выше ситуаций страдающим можно задать вопрос: «Что будет после того, как страдания закончатся?» Прекращение страданий всегда связано с некими последствиями, которые нельзя не учитывать.

Приведу два примера.

Состоянию «я страдаю, потому что у меня скучная работа и маленькая зарплата» можно положить конец, сменив место работы. Если это связано с необходимостью переезда, на что человек пойти не готов, то ему проще продолжать страдать, чем собрать чемодан.

Если депрессия стала причиной досрочного выхода на пенсию, то с выздоровлением человеку придется вернуться на работу и, соответственно, лишиться права на получение пенсии. С материальной точки зрения его положение может ухудшиться, поэтому, вполне вероятно, он предпочтет страдать и дальше.

«Страдать легче, чем решать», — говорит Берт Хеллингер.

Смысл болезни

Я убеждена, что в любом симптоме и любой болезни можно найти свой смысл. Однако этот смысл не универсален, он всегда субъективен и зависит от ситуации пациента и его отношений в системе. Поэтому, например, головную боль нельзя однозначно объяснять тем, что ты над чем-то «ломаешь голову». Головная боль может означать самые разные вещи, в зависимости от того, при каких условиях человек ее испытывает, и какие последствия это имеет для него и его окружения. Смысл, заключенный в болезни, невозможно обобщить, он всегда индивидуален. Я даже готова пойти дальше и сказать, что пациент сам способен найти в своей болезни некий смысл. Помочь увидеть и осознать эту осмысленность может метод семейной расстановки.

В работе со смыслом симптома или болезни существуют определенные базовые правила (но не схема!) того, как превратить эту осмысленность в целительную силу. Поиск смысла болезни часто понимают превратно (в соответствии с нашим современным принципом оплаты по труду): «Раз уж ты болен, изволь кое-чему научиться».

В некоторых ситуациях подобная навязанная схематичная осмысленность может только усилить чувство вины и ничего больше. Смысл, который я видела и ощущала во время семейных расстановок, намного шире. Он является выражением переплетений, возникающих из любви. То есть это нечто совершенно иное, нежели «изволь научиться» в смысле «изволь сделать».

 

Болезнь и смерть

Принципиально важно, является ли болезнь потенциально смертельной (например, рак) или она «всего лишь» причиняет страдания (например, нейродермит). Разница заключается здесь в осознании конечности жизни: потенциально смертельные заболевания всегда серьезнее, поскольку они ближе к смерти. Как правило, можно сказать, что чем серьезнее заболевание, тем глубже переплетение и тем сильнее лояльность по отношению к системе. Терапевтические возможности в таких случаях ограничены, поэтому мне пришлось научиться с уважением относиться к тому, что невозможно изменить, хотя, как врачу и терапевту, это всякий раз дается мне с огромным трудом.

В случае тяжелого, возможно даже смертельного, заболевания принятие «того, что есть» способно оказать благотворное влияние. Пусть исцеление невозможно, но в позиции пациента может произойти решающая перемена. Признав, что эта болезнь ведет к смерти, оставшееся ему время человек проживает намного интенсивнее, яснее и богаче.

Только сопровождая смертельно больных пациентов, я по-настоящему осознала, что все мы умрем, вне зависимости от того, страдаем мы каким-либо органическим заболеванием или нет. Эти больные научили меня тому, что созерцание смерти делает жизнь намного более интенсивной. Принятие того, что все имеет свой конец, способно изменить и качество жизни, и качество расставания с ней. Приведу пример.

В расстановке пациентки, страдающей тяжелым сердечным заболеванием, были поставлены она сама, жизнь и смерть. Жизнь смогла посмотреть на клиентку дружелюбно, только когда должное признание получила смерть. (Подробное описание смотри на с. 100.)

Значение смерти

После рождения самое главное в жизни — это смерть. Приведу цитату из Хеллингера: «Связь является неотъемлемой частью свободы, равно как граница является неотъемлемой частью полноты». Если я смотрю на смерть как на границу жизни (чем она, на наш взгляд, и является), тогда осознание конца становится предпосылкой для того, чтобы жить и наслаждаться полнотой жизни. Мне постоянно встречались люди, которые говорили: «Когда мне будет шестьдесят, я сделаю то-то и то-то» или: «Вот выйду на пенсию, тогда займусь тем-то и тем-то». Так многие откладывают жизнь на потом, вместо того чтобы жить каждый день. Как правило, с выходом на пенсию нажать на переключатель не удается. Часто оказывается, что «потом» человек так же мало способен наслаждаться жизнью, как и «до того». Иногда эти планы нарушает смерть, поскольку с окончанием трудового периода жизнь, кажется, теряет всякий смысл. Сознание конечности жизни подразумевает не только печаль о былом и «не прожитом», но и возможность наслаждаться полнотой жизни и «жить каждую секунду».

Смерть — тема страшная, запретная. Однако в семейной расстановке со смертью обращаются совершенно спокойно, ее включают в происходящее, поскольку это неминуемая часть нашей жизни. Если повернуться к смерти лицом, оказывается, что она дружелюбна и совсем не зла. В песне Шуберта «Девушка и смерть» смерть говорит умирающей девушке: «Не унывай, я не страшна, ты будешь тихо спать в моих объятьях».

Когда я проводила свои первые семейные расстановки, я боялась включать в них смерть. Лишь только когда я сама разобралась для себя с конечностью жизни, я смогла спокойно работать с этой темой и этой фигурой. Нередко включение в расстановку смерти приносит даже большое облегчение. Смерть всегда предстает безучастно-приветливой.

Приведу пример. Речь идет о двух мужчинах, больных раком в конечной стадии.

Первому из них 45 лет, он отец пятерых детей, второму всего 32 года, у него один маленький ребенок. Их расстановки показали, что смерть уже близко, что они скоро умрут. Мужчины знали это и раньше. Новым для них стало ощущение доброжелательности и покоя смерти. Позже их жены рассказывали, что и тот, и другой мирно умерли дома, без мучений и продлевающей жизнь интенсивной терапии.

Особой трагедией для семейной системы является потеря ребенка. В этом случае семейная расстановка тоже помогает примириться с судьбой. Увидев, что в тот момент смерть была неизбежна, что она открыла новое измерение, скорбящие родители могут в мире и согласии попрощаться со своим ребенком. Объяснить такое смиренное согласие почти невозможно, и тем не менее я попробую сделать это при помощи следующего примера.

В результате несчастного случая у женщины погиб единственный сын. Он попал под автобус. Мальчику было 15 лет. Мать была исполнена ненависти по отношению к водителю автобуса. В расстановке позади водителя я поставила смерть ребенка. Так мать смогла увидеть, что смерть ребенка находится в другом измерении, и водитель автобуса стал исполнителем этого измерения, которого мы не понимаем, с которым мы можем только согласиться. Созерцание этого настроило мать на очень мирный лад, ее ненависть к водителю исчезла, и она успокоилась.

Перед началом этой расстановки у меня возник конфликт с моей собственной задачей как терапевта. Правильно ли вновь возвращать скорбящую мать к этому ужасному событию, не будет ли это выше ее сил? Результат расстановки показал, что успокоение приносит именно принятие неизменимого, «того, что есть».

Значение здоровья

Однажды на курсах повышения квалификации для врачей мы сделали удивительное открытие. Оказалось, что у всех нас большие проблемы с понятием «здоровье», несмотря на то, что по роду своей деятельности мы занимаемся его укреплением.

Как мы можем что-то укреплять, если мы даже не знаем, что это такое? Так у нас возникла оживленная дискуссия на тему «Что такое здоровье?». Сошлись мы на том, что здоровье — это, в первую очередь, субъективное ощущение хорошего самочувствия, то есть пациент может чувствовать себя здоровым и при наличии болезни и симптомов. Так что в субъективном восприятии болезнь и здоровье вовсе не обязательно должны друг другу противоречить, они не составляют, как принято считать, полярности.

Мое определение здоровья звучит так: я здоров, если при своих способностях и возможностях живу так, что я доволен собой и своими отношениями с другими людьми. Формально говоря, органическое здоровье может быть вторично.

Приведу пример.

Я работала ассистенткой в университетской клинике в Мюнхене. Раз в месяц ко мне на анализ крови приходила пациентка. У женщины был врожденный порок сердца, она перенесла уже две операции. Больше оперировать ее было нельзя, и она знала, что жить ей осталось недолго. Кроме того, она знала, что ей нельзя иметь детей, поскольку беременность означала бы для нее смерть. Она была очень ограничена в своих возможностях, так, поднимаясь по лестнице, ей через каждые две ступеньки приходилось останавливаться, чтобы отдышаться. Однажды во время лекции ее представили студентам. По окончании лекции мой тогдашний руководитель спросил студентов, какие особенности они заметили у этой пациентки. Студе<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...