Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Токката и фуга ре минор. 3. Клавирное творчество И. С. Баха. 3. 1. Соотношение традиционного И. Новаторского в клавирной музыке Баха




Токката и фуга ре минор

Образное содержание Токкаты и фуги сближает произведение с образами оперно-ораториальной музыки. Для достижения рельефности и объёмности музыкальных образов Бах использовал мощь звучания органа, разнообразие виртуозных средств, патетику.

Токката – виртуозный жанр, в котором свободно чередуются импровизационные эпизоды с блестящей техникой пассажного склада, имитационными построениями, аккордовым изложением гармонической ткани. Токката вводит в атмосферу, необходимую для восприятия музыкальной мысли, развёртывающейся в фуге Драматические элементы: пафос, короткие возгласы, призывы, импровизационное развитие. Выразительные средства – широкие пласты, пассажи, секвенции, придающие патетический характер. Каждое построение токкаты отделено яркими каденциями. Первые два построения - свободное варьирование темы при импровизационности изложения и видимой самостоятельности материала. Третье построение суммирует весь материал и его развитие. Кода – драматическая кульминация токкаты.

Фуга написана в приподнято-патетическом стиле. Средствами раскрытия драматического образа служат виртуозная бравурность. В экспозиции тема фуги вытекает из токкаты и является её продолжением. Скрытое многолосие в одноголосной теме, особенности проведения голосов создают «сочное» звучание, плотность фактуры. Аккордовый склад фуги способствует завуалированности её полифонического развития. В разработке тематический материал получает свободное развитие. Частые и развёрнутые интермедии придают фуге элемент импровизационности. Кода фуги – грандиозная фантазия, которая патетикой и массивностью звучания напоминает токкату, закрепляя внутренние связи частей цикла.

 

3. КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО И. С. БАХА

3. 1. Соотношение традиционного и

новаторского в клавирной музыке Баха

 Интенсивное развитие светской инструментальной музыки в XVI-XVII веках было проявлением тенденций, общих для всего искусства эпохи барокко. Стремление освободиться от опеки и власти церкви, от средневековой идеологии, приблизить искусство к жизни и выразить в нем чувства и мысли, которыми живет человек, вдохновляло художников того времени. Именно в эту пору музыка завоевывает независимость, становится самостоятельной областью духовной культуры.
  Появление оперы знаменовало окончательное «отделение» музыки от церкви, высокую зрелость музыкального искусства, его способность к безграничному развитию.

Заметный подъем клавирного искусства наблюдается с первой половины XVIII века, Д о Баха клавирную музыку писали: в Англии - Уильям Бёрд, Джон Булл (XVI-XVII вв. ); во Франции – Куперен, Рамо, Дакен; в Италии (XVII – начало XVIII в. ) – Аллесандро Скарлатти и Доменико Скарлатти, Фрескобальди. В Германии – 1 том клавирных сочинений есть у современника Баха – Георга Фридриха Генделя. На клавирное творчество Баха повлиял его сын Филипп Эммануил Бах, написавший много сонат.

 Не умаляя исторической роли Куперена, Скарлатти, Генделя, следует выделить значение Баха как новатора в области клавирного творчества. Освоив богатый, веками накопленный опыт, восприняв самое интересное и лучшее, чем обладали школы клавирного искусства Италии, Англии, Франции, Бах не пренебрег тем, что было создано у него на родине.
         Клавир был творческой лабораторией Баха, а его клавирная музыка является той областью, в которую сформировался его стиль. Клавирная музыка ко времени обращения к ней Баха прошла большой путь развития: уже существовало множество типов инструментов – клавикорды, клавесины, арпсихорды, чембало, спинеты. Были разработаны такие жанры как сюита, вариации, симфонии, инвенции. Для клавиров писали программные миниатюры для домашнего музицирования.

С появлением творений Баха в этой области многое изменилось. Во-первых, его не устраивало качество звучания этих клавиров – они обладали отрывистым звуком, клавир не был темперированным. Поэтому на них нельзя было играть в тональностях с большим количеством знаков: квинты и терции звучали фальшиво. Эту проблему решил в 1697 году Андреас Веркмейстер. Бах много работал над усовершенствованием клавира (в доме у него имелось 10 клавиров), стремился преодолеть ударность, отрывистость его звучания, внедрить в музыкальную музыку вокальную пластику и темперированный строй, открывающий перед композитором безграничные возможности.

Бах изобрел новые виды клавира и клавесин, на котором можно было играть лютневые произведения; написал несколько сборников педагогических пьес, изобрел новую технику игры пятью пальцами, а не четырьмя, что позволило играть связно. Рояль был изобретен в 1709 году Бартоломео Христофори).

     В Германии складывалась своя национальная школа клавирной музыки. Правда, господство органа замедлило этот процесс, и клавир долгое время занимал подчиненное положение. Тем не менее большинство крупных немецких композиторов трудилось над созданием репертуара и для этого инструмента(слайд). Фробергер, Керль, Муффат, так же как Пахельбель или Букстехуде, сочиняли множество пьес для клавира, но в них значительно сильнее сказывалось влияние итальянских и французских композиторов.
     Сфера клавесинизма не была чужда Баху; известно его увлечение музыкой Ф. Куперена. Однако установившиеся в творчестве клавесинистов приемы выразительности, формы и жанры не всегда соответствовали глубоким замыслам и характеру баховских образов. Перед Бахом стояла задача: преодолеть ограниченность средств, которыми располагала клавесинная музыка, и заставить инструмент, предназначенный для аккомпанемента или домашнего муцизирования, заговорить серьезно о значительных явлениях жизни, сделать его пригодным для передачи больших чувств и мыслей.
(слайд).

Клавирное творчество И. С. Баха включает: ХТК, сюиты, партиты, инвенции, концерты, «Гольдберг-вариации» (написаны по заказу русского посланника при дворе графа Кайзерлинга в Дрездене), «Музыкальное приношение» (11 пьес для клавира и соната для трех различных инструментов), «Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата». «Искусство фуги» (14 фуг и 4 канона на одну тему), Хроматическая фантазия и фуга) и др.         

  К лавирный стиль произведений И. С. Ба ха характеризуется:
а) преобладанием энергичного и величавого, сдержанного и уравновешенного эмоционального строя;
б) богатством и разнообразием фактуры, менее элегантно отделанной, чем у мастеров французской школы, менее виртоузно-блестящей, чем у Доменико Скарлатти, зато более интонационно насыщенной;
в) контур клавирной мелодии выразительно певуч;
г) насыщенность изложения гармоническими фигурациями в прелюдиях, фантазиях-токкатах, вариациях и doubles, при помощи которого композитор стремился «поднять на поверхность звучания» глубинные пласты грандиозных гармоний;
д) фразировка гибкая, детальная, подчинена не только общему контуру мелодии, но и отдельным извивам его рисунка (фазы движения) и планировке местных кульминационных вершин.

В клавирную музыку, Бах ввел новое лирико-философское содержание, новый круг образов, более глубоких и драматичных, чем существовало в его время не только в клавирных произведениях, но даже в операх.

В своей работе над созданием новых жанров и над отдельными клавирными произведениями Бах ориентировался не столько на собственно клавесинную музыку, сколько на то новое, что принесло развитие мировой музыкальной культуры в самых различных ее видах.
     Бах з аимствует из богатейшего арсенала органной, скрипичной, оперной литературы стилистические и технические приемы, особенности формы, жанров и делает их достоянием клавирного искусства. Он расширяет художественные средства инструмента, обогащает его новой виртуозной техникой, преображает самое содержание музыкальных образов. Благодаря Баху сделалось очевидным, что клавиру, так же как органу, доступна сфера высокой лирики и патетики, что к клавиру применимы н овые принципы итальянской скрипичной школы — виртуозный, концертный стиль, кантиленность мелодики.
   Новизна образного содержания видоизменила тематизм, потребовала разработки новых приемов изложения н развития, насытила музыку клавира идеями и чувствами большой значимости,
  Бах ввел в творческую практику ряд жанров, которых  ранее не было в клавирной музыке. Он по-новому трактует клавирную сюиту, широко использует импровизационные и имитационные формы, практиковавшиеся раньше преимущественно в органной музыке. Применяя достижения скрипичного искусства, он способствует образованию нового жанра клавирного концерта. Бах создал новый жанр – клавирный концерт (создателем сольного инструментального концерта является Антонио Вивальди – 444 концерта для различных инструментов, из которых 227 для скрипки. Он первым утвердил жанр программного концерта: цикл концертов «ночь» для различных солирующих инструментов, «Времена года» со строками из сонетов, писал также оперы, симфонии).

В предпосылке к появлению сольного концерта появились в 5 Бранденбургском концерте. Несмотря на то, что в нем, кроме камерного оркестра солируют три инструмента (скрипка, флейта, фортепиано). Именно фортепиано принадлежит ведущая роль. Здесь есть настоящие каденции.

Бах написал 13 клавирных концертов с сопровождением: 7 для одного инструмента соло, три для двух, два для трех, один для четырёх. Кроме того, он создал для клавира Итальянский концерт Фа-мажор, (1735 г. ). Он был написан для клавира с двумя мануалами в блестящем виртуозном стиле. Название указывает на близость этого концерта к скрипичным концертам итальянских мастеров, которые тогда уже существовали. Как и в них, здесь три части, соотнесенные по принципу «Быстро, медленно, быстро».

Первая часть - подвижная, с чертами рондо и сонатности. В этой части уже есть три основных сонатных раздела и две контрастные формы, но обе темы идут в одной тональности Фа-мажор, потому форму 1 части следует определить как рондо-вариантную.
   Средняя часть
концерта написана параллельной тональности – ре-минор – в старосонатной форме (экспозиция + реприза, нет разработки). Связь со скрипичными концертами здесь и в фактуре, и в принципе чередования соло и тутти (оркестра), и в стилизации игры под «аккомпанемент оркестра», характерные для жанра концерта здесь является и малое количество полифонии.
     Жанровое богатство баховской клавирной музыки дополняется значительным количеством вариаций и педагогических пьес. Труду мыслителя-новатора и вдохновенного музыканта, труду мастера, проницательного и кропотливого, обязана фортепианная музыка своим блестящим будущим. Бах был ее основоположником.
   Бах писал для клавира на протяжении всей своей творческой жизни — в Арнштадте и Веймаре, в Кётене и Лейпциге. Но только в Кётене композитор достиг в этой области того совершенства, которым обладал уже в органной музыке. В Кётене были созданы Французские и Английские сюиты, двухголосные и трехголосные инвенции, первый том «Хорошо темперированного клавира», «Хроматическая фантазия и фуга» и многие другие клавирные произведения. Даже такой далеко не полный перечень позволяет судить об исключительной разносторонности и многообразии замыслов и жанров, которых никогда ранее не знала клавирная музыка (слайд).

К области светской музыки принадлежат и Баховские сюиты - 6 английских и 6 французских, а также 6 итальянских партит (с латинского – делить, разделить, часть). Их названия условны, отличия между ними незначительны, например, в партитах перед аллемандой есть прелюдии, а во французской – нет. Английская сюита меньше французской.

Как жанр сюита сложилась в XVII веке и представляла собой цикл из нескольких равноправных частей, каждая из которых танец:
- Аллеманда. Немецкий рыцарский танец придворного характера, на 4/4, умеренный, спокойный, массовый.
- Куранта. Итальянско-французский светский танец на ¾, подвижный, парный.
- Сарабанда. Испанский медленный сольный танец, ¾, возвышенно-скорбный танец («Смерть танцует сарабанду»).
- Жига. Английский танец, матросский, ¾, очень быстрый, со скачками и пунктирным ритмом, который танцевался в сопровождений виолы. Жига переводится как «окорок».
Иногда в сюиту между сарабандой и жигой вводили и другие танцы, это группа называлась интермеццо. Через них осуществлялся переход от самой медленной 3 части к самой быстрой – жиге. Это мог быть менуэт (изящный французский танец, с поклонами и реверансами на ¾ ) или гавот (2/4), бурре (танец французских дровосеков). Перед началом сюиты могла быть прелюдия (praeludus – перед игрой).
  Бах обновил жанр сюиты и партиты. Он ввел пьесы нетанцевального характера: во французских сюитах появилась ария; в английской и партитах – прелюдия, в партитах также – токката, симфония, скерцо, каприччио, рондо. Кроме того, между частями сюиты Бах углубил контраст, что существенно подготовило венских классиков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...