Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная транспортная политика: теоретические и практические аспекты




ГЛАВА 2.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

Только войны в состоянии открывать глаза для того, чтобы видеть недостатки. Но войны теперь бывают редко и продолжаются не долго, между тем как мир преобладает, и его условия отодвигают войну на второй план. Поэтому каждый военный и причастный к военному делу человек, чтобы не забывать, для чего он существует, поступил бы правильно, если бы держал на

видном месте надпись ПОМНИ ВОЙНУ

С. О. Макаров

2. 1 Общее состояние транспортной системы государства в интересах национальной безопасности и экономики

 

Значение железных дорог России для развития межгосударственных связей со странами СНГ и международных перевозок трудно переоценить. После распада СССР к Российской Федерации отошло почти 60% общей железнодорожной сети (87, 5 тыс. км. ). Но материально-техническая база, в частности ремонтный сервис, локомотивостроение и вагоностроение, оказалась ра­зорванной. [7]

В настоящее время транспорт оказывает заметное влияние на эконо­мическое развитие страны. Транспортные расходы входят значительной ча­стью в стоимость продукции промышленности и сельского хозяйства: же­лезной руды - 35-40%, каменного угля - 15-20%, металла - 10-15%, круг­лого леса - 35-4-0%, сельского хозяйства - 20-25%. [8]

Общее состояние транспорта и коммуникаций страны, готовность к работе в особый период в интересах обороны и национальной безопасности Российской Федерации выдвигает ряд проблемных вопросов и противоречий, которые предстоит решать в ходе реформы транспорта, модернизации Вооруженных Сил и проведением эффективной государ­ственной транспортной политики. Кроме того, несбалансированность между транспортной системой страны и потребностями Вооруженных Сил отрицательно влияет на укрепление боевой готовности войск (способность организованно, в установленные сроки начать военные действия) и обороноспособность государства. [9]

Транспорт является одним из главных инструментов в решении крупнейших политических и экономических задач, в обеспечении обороноспособности страны, когда уровень подготовленности экономики, населения военной организации государства к отражению внешней агрессии, защите территориальной целостности и независимости государства.

Исторический опыт дореволюционной (царской) и послеоктябрьской (советской) России показал, что в огромной континентальной стране, с ее суровыми природно-климатическими и специфическими экономическими условиями роль транспорта важна вдвойне и втройне.

Новая социально-политическая и экономическая ситуация, сложив­шаяся в России за прошедшие 10-15 лет, наглядно продемонстрировала, ка­кую важную роль играют именно экономические и политические аспекты развития транспортного комплекса страны. В условиях нестабильной воен­но-политической обстановки, сложившейся на юге России и в странах СНГ, возрастающей угрозы терроризма стала очевидной насущная потребность в разработке новых политических подходов к определению места транспорт­ного обеспечения силового блока в политической системе государства и в системе национальной безопасности государства в XXI веке. [10]

Национальная безопасность, состояние общества, при котором оно сохраняет свою целостность, устойчивость и способность к эффективному функционированию и развитию при надежной защите его коренных (жизненно важных) интересов от любых деструктивных внутренних и внешних воздействий.

На фоне роста спроса на транспортные услуги и еще более значительного его увеличения в прогнозной перспективе в транс­портной системе в целом и отдельных ее под отраслях сохраняется ряд не­решенных внутренних проблем:

· во всех отраслях транспортного комплекса сохраняются тенденции старения основных фондов;

· недостаточен техниче­ский и технологический уровень транспортной техники и оборудования;

· от­сутствует необходимая комплексность в управлении развитием и функцио­нированием транспортной системы, а также в координации и взаимодейст­вии различных видов транспорта;

· на транспорте не завершены структурные преобразования.

Государственная военно-транспортная политика в условиях реформирования и модернизации военной организации страны определяет основные направ­ления деятельности политического руководства государства в организации транспортного обеспечения военной безопасности с учетом особенностей развития и важности отдельных видов транспорта, баланса общенациональ­ных и региональных интересов. [11]

В целях оптимального развития системы военной безопасности государства с минимальными ресурсными затратами определяющую роль призвана играть именно государственная военно-транспортная политика.

От ее эффективности в сложных, а подчас и противоречивых условиях глобализации и военно-политической нестабильности в мире зависит не только развитие России, но и ее существование как мощного цивилизованного государства.

Осознание необходимости развития государственной транспортной политики появилось сегодня во многих эшелонах государственной и воен­ной власти в России и за рубежом. Эта проблема в политических и военных сферах до сегодняшнего дня остается неразрешенной. В условиях формирования в стране гражданского общества, реформирования и модер­низации Вооруженных Сил при одновременном уменьшении их численно­сти транспорт и коммуникации становятся важным элементом военной ор­ганизации государства в интересах повышения подвижности и мобильности войск (сил), своевременного сосредоточения оперативно-стратегических группировок на театре военных действий. При этом основой перегруппиро­вок войск (сил) для применения их на театре военных действий являются транспорт, транспортные коммуникации и транспортная инфраструктура.

Вложения в БАМ и Транссиб окупятся очень быстро, считает Президент России Путин В. В.: «За шесть лет в полтора раза, до 180 миллионов тонн, вырастет пропускная способность БАМа и Транссиба. Контейнеры будут доставлять от Владивостока до западной границы России за семь дней. Это один из инфраструктурных проектов, который будет давать быструю экономическую отдачу. Там есть грузы, и все вложения будут окупаться очень быстро и будут способствовать развитию этих территорий», — заявил глава государства 01 марта 2018 года в Послании Федеральному Собранию.

  В целях оптимального развития системы военной безопасности государства с минимальными ресурсными затратами определяющую роль призвана играть именно государственная военно-                                                                                             транспортная политика.

   Военная безопасность занимает особое место в системе национальной безопасности, защите национальных интересов. Военная безопасность представляет собой компонент национальной безопасности, обеспечивающий защиту национальных интересов от наиболее сложных для них опасностей и угроз: войны и военного насилия, которые всегда были и пока остаются самыми действенными способами изменения и разрушения социальных систем.

Сегодня мы слышим и читаем различные определения такой военно-политической и философской категории, как «война» - по определению некоторых специалистов, журналистов из средств массовой информации мы слышим о таких войнах, как информационная, гибридная, сетевая, экономическая, технологическая и многие другие определения, что вводит военное научное сообщество и ряд руководителей в заблуждение по оценке ситуации и принятию решения.

Доктор военных наук, профессор, генерал-майор в отставке Владимиров Александр Иванович, в своей лекции Основы общей теории войны «Война и ее природа» в 2010 году (электронный ресурс, обращение 07. 03. 2018, 10. 00 - http: //www. studmed. ru/docs/document26067? view=3, Лекция - 2. Теория войны. Война и ее природа. Лекция А. Владимиров. doc) приводит системный анализ некоторых существующих определений категории «война»6: (Табл. №2. 1)

 

№ п/п Определение категории «война» Автор/источник
1. Это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Сунь-цзы7
2. Отец всего и всего Царь; одним она определила быть богами, другим – людьми; одних она сделала рабами, других – свободными. Гераклит Эфеский8
3. Естественное состояние народов. Платон9
4. Действие двух между собою различным способом воюющих армий, а обеих намерение к получению победы клонится. Монтекукколи10
5. Акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю. К. Клаузевиц11
6. Продолжение политики другими, насильственными средствами. К. Клаузевиц12
7. Наибольшее зло, которое может выпасть на долю государства или нации. Эрц-герцог Карл13
8. Шахматная игра; борьба физических, интеллектуальных и моральных сил. Г. Дельбрюк
9. Травматическая эпидемия. Н. Пирогов14
10. Политическое и социальное землетрясение. А. А. Свечин15
11. Любой продолжительный конфликт между соперничающими политическими группами, разрешаемый силой оружия. Б. Л. Монтгомери16
12. Способ достижения политических целей путём разрешения противоречий между государствами (группами или коалициями государств) с применением политических, экономических, финансовых, дипломатических, информационных, технологических и других средств в сочетании с угрозой использования или прямым использованием Вооружённых Сил. В. Н. Самсонов17
13. Вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Толковый словарь русского языка18
14. Социально-политическое явление, особое состояние общества, связанное с резкой сменой отношений между государствами, народами, социальными группами и с переходом к организованному применению средств вооружённого насилия для достижения политических целей. Военный энциклопедический словарь19
15. …форма разрешения противоречий между государствами, народами и социальными группами средствами … насилия. Военная энциклопедия20

 

Таблица №2. 1 Системный анализ некоторых существующих определений категории «война»

Ссылки по таблице:

6. Эти определения собраны и любезно предоставлены Василием Юрьевичем Микрюковым.

7. Искусство войны. СПб: Амфора, 2007. - С. 16.

8. Материалисты Древней Греции. М., 1955. - С. 46.

9. Е. А. Разин. История военного искусства. СПб.: Полигон, 1994. - Т. 1. – С. 193.

10. Записки Раймонда графа Монтекукколи или главные правила военной науки. М., 1760. – С. 1.

11. Клаузевиц К. О войне. М.: Эксмо, 2007. - С. 20.

12. Клаузевиц К. О войне. М.: Эксмо, 2007. - С. 20.

13. Стратегия в трудах военных классиков. – М.: Финансовый контроль, 2003. - С. 378.

14. К. В. Душенко. Большая книга афоризмов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 120.

15. Стратегия в трудах военных классиков. М.: Финансовый контроль, 2003. - С. 22.

16. Монтгомери Б. Л. Краткая история военных сражений. М.: Центрполиграф, 2004. – С. 8.

17. Независимое военное обозрение, 1996. - № 23(27).

18. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ Ltd, 1992. - С. 92.

19. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2007. - С. 154.

20. Военная энциклопедия в 8 т. М., 1994. - Т. 2. - С. 233.

 

В начале XXI века можно констатировать, что транспортная система государства не в полной мере отвечает современным требованиям экономики, военной политики и новых технологических укладов развития промышленности. В структуре конечной стоимости отечественной продукции доля транспортных издержек в среднем составля­ет 15-20% по сравнению с 7-8% в развитых странах (5-6% в СССР). При этом, развитие транспортной сети в стране происходит неравномерно по регионам.

Ежегодно повышается износ основных фондов, а технический и технологический уровни подвиж­ного состава и оборудования отстают от мировых стандартов. Мы имеем один из самых низких темпов строительства железных за весь период их существования. Такие государства Азии, как Иран, Казахстан, Китай, ведут интенсивное строи­тельство железных дорог, непрерывно наращивая темпы. [12] В Китае завершилось интенсивное строительство железнодорожных линий общей протяженностью 6229 километров и находится в стадии проектиро­вания 20 железнодорожных линий протяженностью 11 615 км.

Недостаточно развитая транспортная инфраструктура становится тормозом для экспорта, развития экономики страны в целом. Проблемой для развития транспорта является также его низкая инвестиционная привлекательность: высокая энерго-фондо-ёмкость транспортных проектов, относящихся к железнодорожному транспорту, длительные сроки их окупаемости и реализации.

В России во все времена существуют три главных проблемы:

1. Повышенная энергозатратность жизнедеятельности (бытовой и производственной деятельности человека) — затраты энергии на производство любой продукции или услуг на наших территориях в 1, 5 – 2 раза превышают соответствующие показатели западных стран только за счёт холодного климата. При этом, повышенные транспортные и иные инфраструктурные расходы, вызванные нашими огромными расстояниями, ещё более увеличивают это соотношение.

2. Хронический недостаток людских ресурсов, необходимых для содержания и развития социальных, экономических, оборонных, транспортных и прочих инфраструктур в условиях воздействия упомянутых отрицательных факторов.

3. Загрязнённость территорий, значительное число свалок, в которые превратились окрестности многих населённых пунктов, не эффективность использования территории и природных ресурсов. Это проблема не только крупных городов, но и сёл, и посёлков.

Якунин Владимир Иванович, будучи Президентом ОАО РЖД весьма серьезно оценил проблемы транспорта и его инфраструктуры - «Экономический ущерб, связанный с плохим состоянием транспортной инфраструктуры, её случайной организацией и децентрализацией управления, едва ли поддается полному учету, так как транспортные неполадки, неэффективность и дороговизна транспортных услуг способствуют росту убытков во всех отраслях народного хозяйства.

В настоящее время следует признать, что транспортная инфраструктура в России, и особенно в её восточных регионах, развита недостаточно» [13].

Именно выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов XX столетия, и начавшиеся политические реформы суще­ственно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транс­портные услуги, а российские расстояния делают транспортный фактор од­ним из ключевых условий решения любой социально-экономической и во­енно-стратегической задачи.

В целях решения проблем гражданской авиации, современной России нужна государственная авиакомпания и государственная гарантия нашей воздушной безопасности. России необходимо возрождать не просто гражданский флот, какой был в СССР, а возрождать его по образцу и подобию, возрождать систему подготовки кадров, систему подготовки и обслуживания самолетов.

России нужен парк новых отечественных самолетов. Кормиться за счет обновления авиапарка должны самолетостроители России, а не структуры, занимающиеся контрактами на поставку «авиахлама» от щедрот Запада.

На это нужна жесткая политическая воля руководства России. Очевидно, что транспортная и инфраструктурная проблемы - важнейшая приоритетная макроэкономическая проблема современного периода.

Транспортная отрасль причислена к сфере обеспечения национальной безопасности. [14] В условиях стагнации экономики, острой необходимости развития интеграционных процессов возрастает роль транспорта, в том числе комплексного развития транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, усиления их взаимосвязей с другими отраслями экономики, социальной сферой.

Железнодорожный транспорт обязательно должен играть в России гораздо большую роль, чем в странах среднего или, тем более, малого размера. [15]

Структурные преобразования в экономике приводят к увеличению спроса на все виды транспортных услуг, к улучшению транспортной инфраструктуры железной дороги. Это очень важно, так как предприятия могут нормально функционировать лишь при условии быстрой и качественной доставки товаров. Кроме того, для России с ее территориальными масштабами развитие транспортной инфраструктуры - это не только экономическая задача, но и задача обеспечения единства страны.

Реализация принципа устойчивого развития транспортной системы[16] предполагает рассмотрение совокупности критериев: экономической эффективности, безопасности движения и экологичности.

В компетенцию государства по управлению транспортом входят, помимо указанного, проведение структурных преобразований на транспорте, выработка эффективной тарифно-ценовой политики, совершенствование правовых основ транспортной деятельности, обеспечение интеграции российской транспортной системы в мировую.

Таким образом, состояние транспорта и коммуникаций страны, готовность к работе в особый период в интересах обороны и национальной безопасности Российской Федерации выявили ряд проблемных вопросов и противоречий, которые предстоит решать в ходе реформы транспорта, модернизации Вооруженных Сил и проведения эффективной государственной транспортной политики. Кроме того, несбалансированность между транспортной системой страны и потребностями обеспечения национальной безопасности отрицательно влияет на укрепление боевой готовности войск (сил) и обороноспособность государства. [17]

Транспорт, как и энергетика, нужны стране в первую очередь не как эффективные каналы для сбора налогов, а как мощный катализатор экономического роста. Транспорт, к тому же, не просто сектор экономики, а главное стратегическое направление в инновационном обновлении России.

В настоящее время возникли реальные основания, определяющие необходимость активизации государственной транспортной политики в сфере военно-транспортной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...