Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности смысловой структуры текста развлекательных изданий




Основные тенденции сегодняшней цивилизации – новизна, разнообразие, ускорение и быстротечность. Чаще всего, люди предпочитает облегченную информацию, которая позволяет и без того перенасыщенной психике не быть до конца перегруженной. В попытке избежать стрессов и проблем, связанных в первую очередь с бытовой сферой жизни, человек вынужден был бежать от реальности и рутины. Именно это и стало главной причиной массового распространения изданий с развлекательной тематикой в масс-медиа.

Кроме того, одной из причин глобального распространения развлекательной прессы можно назвать последующее расширение функций журналистики. Как пишет Т.З. Адамьянц «наравне с гносеологической функцией огромную роль начинают играть творческо-созидательная, аксиологическая, эстетическая, рекреативная и гедонистическая. С появлением двух последних функций в большей степени и связано начало распространения развлекательной печати»[38].

Итак, рассмотрим подробнее как раз эти две функции. Что касается рекреативной, то она «реализуется посредством предоставления читающей аудитории «банализированных» развлекательных материалов, которые позволяют читателю расслабиться, отвлекаясь от работы, личных проблем и быта»[39]. Гедонистическая же функция реализуется «через выполнение читательского «заказа», т.е. осознания конкретным индивидуумом включенности в процесс коммуникации»[40].

Характерным признаком развлекательной прессы является ее специфика взаимодействия с читательской аудиторией. Прежде всего, она ориентируется на такого читателя, которому необходима только развлекательная информация, т.е. развлекательные СМИ «не приглашают к соразмышлению»[41]. Таким образом, автор таких материалов не пытается идентифицировать себя с читателем, он, скорее, предлагает ему «игру, исходя из личных представлений об информации, необходимой этому читателю»[42]. В данном случае, уровень авторского представления о читательской аудитории невысок. Упор делается не на «интеллектуальный диалог с аудиторией, а на готовность ее «проглотить» любой из предложенных текстов»[43].

Можно выделить несколько наиболее типологических особенностей развлекательной прессы, среди которых, освещение популярной тематики (личная жизнь знаменитостей, интимные отношения, тема смерти, астрологические гороскопы, здоровый образ жизни и стиль/имидж).

Говоря о семантико-смысловой специфике развлекательной прессы необходимо отметить особенную роль «мотиватора журналисткой деятельности, которую здесь выполняет замысел»[44]. Как пишет Л. Д. Столяренко «замысел руководит процессом, сужая поле поиска фактов, придавая определенное направление их осмыслению»[45].

Также необходимо отметить еще одну особенность текстов массовой коммуникации – «семиотический смешанный характер»[46]. Это значит, что «в организации текстов этого типа участвуют элементы разных семиотических систем (в том числе вербальный текст сопровождается невербальной информацией – расположение на бумаге, шрифтовой и красочный наборы, цифры, средства иконического языка)»[47].

Структура современного газетного текста включает такие компоненты, как «заголовок (иногда и подзаголовок); вступление; основной корпус текста; заключение (если они есть), образуя единое целое газетного текста»[48]. Границы между структурными компонентами газетного текста подвижны, сами компоненты «тесно семантически связаны друг с другом, что нередко приводит к их взаимозаменяемости или синкретичности»[49]. При построении современных газетных текстов, как утверждает часто используют следующие приемы: «1) хроникально-последовательное повествование; 2) отступление от хронологического изложения фактов (проекция и ретроспекция); 3) повтор; 4) усиление; 5) контраст»[50].

Логическая схема или отдельные ее элементы в тексте развлекательного издании могут выражаться имплицитно, т.е. в подтексте. И.Р. Гальперин называет подтекст «одним из видов информации наряду с содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной»[51]. По мнению автора, «содержательно-подтекстовая информация – это сообщение, вытекающее из текста, новое для читателя содержание»[52]. Подтекст – «имплицитное содержание, содержание второго плана, не лежащее на поверхности и поэтому не выраженное вербально»[53].

В материалах с событийными логическими схемами, создается «эффект повествовательного напряжения в силу того, что читатель, по нормам функционального стиля привыкший искать в газетной публикации социальный смысл, стремится интерпретировать событие, задает вопросы к тексту, ищет на них ответы, а авторский ответ находит лишь в конце»[54]. Если размещение главной мысли в начале публикации заставляет пишущего искать экспрессивные приемы в других звеньях текста, то здесь сама «компановка логической схемы и острого захватывающего события рождает эмоциогенную ситуацию препятствия и через нее интерес»[55].

Разнообразие интересов аудитории в отношении развлекательной информации сказывается не только на издании в целом, но и на отдельном номере, в результате чего газетный/журнальный текст имеет ограничения в объеме со стороны максимума. Ограниченный объем – весьма существенный признак развлекательного газетного/журнального текста, согласующийся также и с периодичностью, с необходимостью создавать текст быстро.

Как пишет Л.М. Майданова «широта аудитории, на которую рассчитан журнал или газета, выдвигает еще одно требование к тексту – доступность его для понимания»[56]. В случае развлекательного издания доходчивость достигается однозначностью изложения, эмоциональными способами аргументации, когда используются не только «логические доказательства, но и иллюстрирование, повторяемость тематики»[57].

Текст развлекательного издания должен «возбуждать эмоции читателя, моделирую ту или иную эмоциогенную ситуацию. Удивление, интерес, любопытство – эти интеллектуальные эмоции могут быть вызваны новизной темы или ее поворота, неожиданным ходом мысли»[58]. Взволнованность автора передается автору, если в тексте смоделирована «ситуация заражения эмоцией»[59]. Ситуация условной эмоции возникает, когда журналист умело напомнит читателю что-то из его прошлого опыта, связанное с сильным эмоциональным переживанием. Все вышесказанное относится к содержательному плану, но возможности «моделирования эмоциогенных ситуаций есть и на уровне формы, где способы построения текста и выражения мысли могут быть не только нейтральными, но и экспрессивными»[60].

Также в книге Майдановой Л.М. говорится о том, что «моделирование эмоциогенных ситуаций в тексте создается комплексом выразительных средств содержательного, композиционного и языкового уровней произведения за счет возникновения таких выразительных эффектов, как конвергенция, обманутое ожидание, напряжение»[61]. Если коротко описать воздействие данного моделирования на читателя, то получается что однонаправленность выразительных средств при конвергенции «содействует заражению эмоцией»[62]; обманутое ожидание «создает ситуации новизны, необычности»[63]. Напряжение, порождая вопросы к тексту и задерживая ответы на них, способствует тому, что «для читателя складываются ситуации препятствия и конфликта, вызывающие интерес, нетерпение»[64].

Изложенный материал позволяет сделать вывод по первой главе данной курсовой работы. Итак, развлекательная пресса направлена не на развитие интеллектуальных, познавательных способностей человека, не на просвещение и образование аудитории, а на удовлетворение мимолетных интересов, помощи в уходе от реальности, поиска удовольствия и развлечений.

Частое повторение в развлекательном издании похожих тем и ситуаций ведет к естественному появлению большого набора готовых к повседневному употреблению затертых речевых стереотипов различного характера (речевых формул, стандартов, клише). Без таких стереотипов современному журналисту трудно быстро создать текст, а читателю воспринять его одномоментно.

Кроме того, в развлекательных изданиях нередко используется такие методы воздействия на читателя, как усиление (нагнетание) эмоционального фона. Это происходит посредством моделирование эмоциогенных ситуаций в тексте, т.е. происходит создание комплекса выразительных средств разных уровней в логической схеме. Умелое использование этих эффектов делает текст выразительным, эмоционально насыщенным, но, к сожалению, для большинства современных развлекательных изданий, не является гарантией хорошей обработки в литературном отношении.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...