Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурно – историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского




Одним из известных примеров развития функциональной теории психического развития является культурно – историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Основные положения:

1.В процессе культурно – исторического развития человек создал множество разнообразных орудий и знаковых систем, важнейшими из которых являются инструменты для трудовой деятельности, язык и система счисления, и научился пользоваться ими. Благодаря этому, человек перестроил все свои психические функции, начиная от восприятия и до мышления. Людьми за исторический период существования создано 2 типа орудия:
1)Орудия труда – воздействуют на природу;
2)Знаковая система – воздействуют на себя.

2.Применение орудий труда и знаковых систем в практической деятельности знаменует собой начало перехода человека от непосредственных к опосредованным психическим процессам, где в качестве средства управлениями выступают эти орудия и знаки. В результате перестраивается вся психическая деятельность человека, поднимаясь на более высокий уровень по сравнению с животными.

3.Обучение представляет собой передачу ребенку опыта пользования орудия ми знаками для того, чтобы он научился управлять собственной деятельностью и психическими процессами.

4. Психология и поведения современного и культурного, образованного человека есть результат 2 процессов – биологического созревания и научения. Оба процесса начинаются сразу после появления младенца на свет и практически слиты в единую линию развития.

5.Всякая психическая функция в своем генезисе имеет 2 формы – врождённую и приобретённую, врожденная биологически обусловлена, а приобретенная обусловлена исторически, связана с использованием орудий труда и знаков в качестве средств управления ею.

6. Первоначально способ использования знаков и орудий демонстрируется ребенку взрослым в общении и совместной предметной деятельности, в начале орудия и знаки выступают как средства управления поведением других людей, и только затем превращаются для ребенка в средство управления самим собой. Это происходит в процессе интериоризации, т.е. превращение межличностной функции управления во внутриличностную.

Л.С. Выготский в своей теории в своей теории отмечал неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых, даже самых благоприятных условиях воспитания различные психические функции не находятся на одном и том же уровне развития.
В отдельные периоды развития ребенка возникают наиболее благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях т.е. существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для и развития тех или иных психических свойств будут наиболее оптимальными, Выготский назвал сензитивными периодами. Причиной такой сензитивности являются:

· закономерности органического созревания мозга;

· то обстоятельство, что некоторые процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств;

· жизненный опыт.

 

Например для развития речи сензитивен период от года до 5ти,

для формирования двигательных навыков – младший школьный возраст, для формирования математических навыков – 15 – 20 лет.

Возраст

Возраст – определенная ступень, относительно замкнутый цикл развития наиболее типичных особенностей, которые определяются местом в общем развитии.

Виды возрастов:
1.Хронологический – определяется продолжительностью жизни человека от рождения до настоящего времени.
2.Биологический – определяет степень созревания организма, состояние ЦНС и ВНД, совокупность биологических показателей и функционирование организма в целом.
3.Социальный – определяется уровнем социальных ролей и функций человека в обществе.
4.Психологический – определяется уровнем развития психики, в который вклячается:

a) умственный возраст IQ

b) социальная зрелость

c) эмоциональная зрелость – произвольность эмоций, уравновешенность, личностная зрелость

Возраст в психологии – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Психологический возраст (по Л.В. Выготскому) – качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразований, который подготовлены всем ходом предшествующего развития.

Основное отличие взрослого от ребенка – осознание и принятие на себя ответственности за себя и свою жизнь.

Среднегрупповые оценки хронологического возраста и самооценки психических возрастов совпадают в возрасте 25 лет. В дальнейшем субситивный психический возраст отстает от хронологического в среднем на 5 летза каждые последующие 10 лет жизни.

Возрастные кризисы.

Кризис (от греч. «разделение дорог») – острая ситуация, для принятия какого-то решения важнейший момент в жизни или деятельности человека.

Кризис в жизни – ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивы, стремления и т.д.) ввиду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые. опираясь на свой прошлый опыт, он не может.

Человек в процессе жизни привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности, кризисное состояние лишает его этого привычного образа жизни.

Кризис наряду с отрицательными негативными проявлениями оказывает положительную роль, вычленяя то, что составляет основу личности человека.

Психологический кризис – физическое и психическое страдание с одной стороны, а с другой развитие и личностный рост человека.

Источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней средой, а обусловлен внутренним конфликтом отношений реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему сотрудничества, т.е. переход к новой ведущей деятельности.

Существует ряд кризисов, которые человек проходит течение своей жизни:

Кризис новорожденного – связан с процессом рождения и с необходимостью адаптации ребенка в новых условиях жизни. Ребенку приходится отказываться от привычного и комфортного мира и знакомиться с другим, для него страшным и неизвестным. Для организма новорожденного процесс рождения это тяжкое физическое испытание, которое истощает его организм и является мощной стрессовой ситуацией. Ребенок должен приспособиться к новым условиям существования и его жизнь зависит от того, как организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды.

Кризис одного года – ребенок младенческого возраста очень зависим от взрослого, который удовлетворяет его органические потребности, и удовлетворяет растущую потребность во впечатлениях. Кризис одного года связан с приобретением ребенком автономности – начинает самостоятельно ходить.

Кризис трех лет – возникает при появлении и проявлении воли ребенка и самосознания. Малыш начинает сравнивать себя со взрослым и хочет пользоваться такими же правами и выполнять такие же действия. Ребенок отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть от собственного волеизъявления. Это настолько захватывает ребенка, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и открыто противопоставлять свои желания его ожиданиям. Симптомы: негативизм выражается отказом подчиняться требованиям взрослых; упрямство, выражается в настаивании ребенка на своих требованиях и решениях; строптивость – протест против порядков, существующих в доме; ребенок стремиться к эмансипации от взрослого; обесценивание взрослых; протест-бунт; стремление к деспотизму.

Малый кризис (7 лет) – основным симптомом семи лет является потеря непосредственности. Это обусловлено тем, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент, переживания того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка, что оно ему сможет принести. Таким образом, в психическом развитии ребенка впервые возникает эмоционально-смысловая основа поступка. В этот период характерными особенностями поведения ребенка выступают такие симптомы, как «манерничанье», «горькой конфеты». Манерничанье проявляется вот, что ребенок постоянно что-то из себя строит, играет придуманные роли и образы. Симптом горькой конфеты обусловлен желанием скрыть свои внутренние ощущения в результате чего ребенок начинает замыкаться в себе либо становится неуправляемым.

Кризис переходного возраста – связан с половым созреванием, со становлением образа «я» и самосознания. Главная особенность подростка – личностная нестабильность. У него появляются противоположные черты характера, стремления, которые борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Подростковый возраст является возрастом отчаянных попыток «пройти через все», и подросток начинает «свой поход» с табуированных или прежде невозможным сторон взрослой жизни.

Кризис семнадцати лет – кризис юношеского возраста. Как правило незаметен. Связан с профессиональным самоопределением и выбором будущего жизненного пути. Все переживания связаны с профориентацией, окончанием школы и выбором учебного заведения для дальнейшего обучения.

Кризис среднего возраста – 35-45 лет. Связан с переосмыслением и переоценкой прожитой жизни. У взрослого человека начинают формироваться вопросы, на которые он не в состоянии ответить, но которые сидят внутри и разрушают его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни, личность его несовершенна, много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни и в себе, и вдруг осознает, что стоит перед задачей поиска самоопределения в новых обстоятельствах жизни с учетом реальных возможностей. Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости что-то предпринять и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст взрослости.

Кризис пожилого возраста – узелковый период – состоит за трех подкризисов:

1. Переоценка собственного «я» и связан с окончанием профессиональной деятельности и уходом не пенсию.

2. Осознание факта ухудшения здоровья и старения тела.

3. Осознание близости смерти, в результате чего исчезает ужас при мысли о ней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...