Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика общения.




Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией

Общение характеризуется:

цель – то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

o биологическое общение – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей

o социальное общение – преследует цели расширения и укрепления межличностных конфликтов

Содержание общения – информация, которая передается в процессе общения от одного человека другому.

Общение по содержанию:

· материальное

· когнитивное

· кондиционное

· мотивационное

· деятельностное

Средства общения – способы кодирования, передачи и переработки информации.

Общение в зависимости от средств:

1. вербальное/невербальное

2. прямое/косвенное

3. непосредственное/опосредованное

Функции общения:

v информационно – коммуникативная

v регуляторно – коммуникативная

v аффективно – коммуникативная

Структура общения.

Стороны общения:

z коммуникативная – обмен информацией между людьми

z перцептивная – восприятие партнерами друг друга по общению и установленного на этой почве взаимопонимания

z интерактивная – организация взаимодействия между людьми

Взаимодействие может проявляться в совместной деятельности, одностороннем влиянии, во взаимном влиянии людей на друг друга.

Вербальные и невербальные коммуникации. Классификация
невербальных сигналов.

Коммуникация как социально – психологический феномен.

Коммуникация – процесс создания и передачи информации в процессе общения. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Различают вербальную и невербальную коммуникацию, использование различных знаковых систем.

Вербальная коммуникация. Представляет собой словесное взаимодействие сторон и общение с помощью знаковых систем. Речь – естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающая в себя лексический и синтаксический принципы.

Свойства речи:

· является частью коммуникативной культуры и культуры вообще

· способствует формированию общественной роли коммуниканта

· осуществляет взаимное общественное признание коммуникантов

· создает социальные значения

Функции языка в процессе коммуникации:

Ø коммуникативная

Ø конструктивная

Ø аппелятивная

Ø эмотивная

Ø фатическая

Ø метаязыковая

Формы речевой коммуникации:

§ монолог

§ диалог

Виды вербальной коммуникации:

ª устная речь

ª письменная речь

ª чтение

ª слушание

Невербальная коммуникация. Включает в себя все формы общения, когда человек не опирается на слова. Включает в себя пять основных знаковых систем:

z оптико – кинетическая

o внешний вид собеседника

o мимика

o пантомимика

z паралингвистическая

o тембр голоса

o тональность

o диапазон

o вокальные качества

z экстралингвистические

o темп речи

o паузы

o вкрапления в речь

z пространственная

o интимная зона 10 – 45 см

o личная зона 45 – 120 см

o социальная зона 120 – 350 см

o публичная зона от 350 см

z визуальная

o время коммуникации

o визуальный контакт

o частота обмена взглядами

Функции невербальной коммуникации:

1. дополнение речи

2. замещение речи

3. репрезентация эмоционального состояния партнеров

Т.о., все виды НК играют вспомогательную роль в процессе коммуникации, усиливая/ослабляя вербальное воздействие, а также помогая выяснить намерения участников общения.

Конфликты и их разрешения

Конфликты – трудноразрешимое противоречие, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких – либо целей.

Традиционно конфликт рассматривается как негативное и нежелательное явление, признак неэффективной деятельности и плохого управления.

Современные школы психологии считают, что конфликты возможны даже при безукоризненном управлении, они несут положительное значение: привлечение внимание к ранее незатронутым проблемам, разрядка напряженности, получение новой информации, стимулирование развития и т.д.

Объект конфликта – ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон (участников конфликта)

Предмет конфликта – те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить.

Субъекты конфликта:

· оппоненты – противостоящие стороны

· вовлеченные группы – способны повлиять на исход конфликта

· заинтересованные группы – их интересы затрагиваются конфликтом

Участники конфликта: отдельные люди, группы.

Типы конфликта:

z внутриличностный негативное переживание, вызванное борьбой внутренних структур личности человека. Обычно связан с неудовлетворенностью жизнью, малой уверенностью в себе и т.д.

z межличностный – столкновение двух личностей в процессе их взаимодействия. Обычно возникает между людьми с разными чертами характера, взглядами и ценностями.

z конфликт между личностью и группой – столкновение между частями/всеми членами группы, влияющее на продуктивность работы группы в целом. Возникает в случаях, когда личность занимает позицию, отличную от позиции группы.

z межгрупповой – противостояния/столкновение двух и более групп. Поскольку у разных групп существуют свои цели, неизбежны конфликты даже при умелом руководстве. Носит интенсивный характер.

Причины конфликтов:

· «Позиционный дефицит» - невозможность выполнения одной социальной роли несколькими субъектами.

· «Дефицит источников» - несколько человек не могут удовлетворить свои притязания на ресурсы в полной мере.

· Формирование агрессивных реакций человека.

· Ограниченность в ресурсах, различие в уровне образования, манерах, опыте и т.п.

· Низкий уровень коммуникации.

· Низкая культура поведения.

Определить причины конфликта очень важно, т.к. в этом случае легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.

По мнению ученых, существуют конфликтные личности, которые сознательно/случайно провоцируют столкновение.

Типы конфликтных личностей:

a) демонстративные личности – стремясь быть в центре внимания, часто становятся организаторами конфликта

b) ригидные личности – обладают завышенной самооценкой, некритичность по отношению к своим поступкам, обидчивость

c) неуправляемые личности – излишне требовательны, мнительны и подозрительны

d) целенаправленно конфликтные личности – используют конфликты как средства достижения собственных целей

e) бесконфликтные личности – отличаются желанием всем угодить и этим часто провоцируют конфликты

Характер конфликтов: объективный – в основе лежит материальный объект; субъективный – может быть вызван различными внутренними причинами.

Этапы конфликта: Возникновение конфликта –> осознание данной ситуации сторонами –> конфликтное поведение –> исход конфликта:

· конструктивный

· диструктивный

· замораживание
конфликта

Стратегия поведения в конфликте:

Ø уход от конфликта (уступка сторон)

Ø борьба

Ø компромисс (взаимная уступка, соглашение)

Ø уступка (готовность одной стороны уступить другой)

Ø сотрудничество (взаимная направленность на интересы)

29.05.2012: Понятие и классификация малой
социальной группы

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, представленной в виде сложно устроенного общества, где люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения – группы.

Среди групп выделяют большие и малые

Большие социальные группы представлены государствами, нациями, партиями и др. социальными общностями, выделяемые по профессиональному, религиозному, экономическому, культурному и другим признакам

Через большие группы воздействие на психологию входящих в него людей происходит опосредованно.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально – психологическим образованием.

Общность членов группы может обнаруживаться по разным характеристикам: внешние (территориальная общность), внутренние (общие интересы, семья)

Мера психологической общности определяется сплоченностью группы – одну из основных характеристик уровня ее социально – психологического развития.

Основные черты:

· малочисленный состав

· пространственная близость людей

· длительность существования

· общность групповых ценностей, норм и образцов поведения

· добровольность вступления в группу

· неформальный контроль за поведением членов

Малых группы могут быть разными:

ª по величине

ª По характеру и структуре отношений

ª по индивидуальному составу

ª по особенностям ценностей, норм и правил поведения

ª по межличностным отношениям

ª по целям и содержанию деятельности

Размер группы – ее численный состав, композиция группы – индивидуальный состав.

Канал коммуникации – структура межличностных отношений

Психологический климат группы – нравственно – эмоциональный тон отношений

Групповые нормы – общие правила поведения, установленные группой и которых эта группа должна предерживаться.

Классификация малых социальных групп:

· условные

· реальные

o лабораторные

o естественные

§ формальные/неформальные

§ слаборазвитые/высокоразвитые

§ корпорации/коллективы

§ референтные/нереферентные

Условные группы – представляют собой искусственно выделяемые исследователями объединения людей, не имеющих не общих целей, не постоянных контактом между друг другом.

Реальные группы – действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Лабораторные группы – создаются с целью проведения какого – либо научного исследования, существуют только в лаборатории.

Естественные группы – складываются сами по себе, и существуют исходя из потребностей общества или включенных в них людей:

1. Формальные группы – создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (школьный класс)

Неформальные группы – возникают и действуют вне рамок этих организаций (молодежные объединения)

2. Слаборазвитые группы – в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия (условные лабораторные группы)

Высокоразвитые группы – социально – психологические общности, отвечающие всем вышеперечисленным требованиям

3. Корпорация – совокупность лиц, объединившихся для какой – либо цели, как правило люди одной профессии (педсовет)

Коллектив – группа, где сложилась дифференцированная система различных деловых и личностны взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

4. Референтная группа – любая реальная или условная группа, к которой человек причисляет себя добровольно или членом которой он хотел бы стать.

Нереферентная группа – психология и поведение группы чужлы для индивида или безразличны для него.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...