Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. История становления и развития сети учреждений культуры для детей и подростков

Введение

 

Данная работа посвящена теме "Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России".

Актуальность исследования: "Главное преимущество высокоразвитой страны связаны человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием". [8, c.3] Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. Современный ребенок должен легко ориентироваться в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, должен быть готов и способен к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию. Именно эти требования к образованности современного человека и могут быть удовлетворены благодаря дополнительному образованию, которое реализуется в работе учреждений культуры для детей.

Социальная значимость проблемы: своеобразие современного этапа развития государства, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодёжи требует сегодня анализа и переосмысления функций и деятельности сети учреждений культуры для детей и подростков.

Цель работы - изучение становления сети учреждений культуры для детей и подростков в России и анализ их работы.

Основные задачи:

1. Изучить становление и развитие сети учреждений культуры в России в "досоветский" период

2. Изучить развитие и работы сети учреждений культуры в "советский" период

3. Выявить влияние "Перестройки" на деятельность учреждений культуры для детей и подростков

4. Проанализировать деятельность учреждений культуры для детей и подростков в г. Перми

Предметом исследования является сеть учреждений культуры для детей и подростков в России.

Объектом исследования выступают различные учреждения культуры для детей и подростков.

Основные методы исследования:

· опрос представителей учреждений культуры

· метод эмпирического исследования (изучение литературы и других источников)

· метод теоретического исследования (метод теоретического анализа и синтеза)

· метод обработки материала

Степень разработанности проблемы: Данная проблема исследовалась такими авторами, как И.Н. Ерошенков, Г.И. Фролова, В.М. Рябков, Киселева Т.Г., Жарков А.Д., Харламов И.Ф., Новикова Л. И.

Структура курсовой работы: В первой главе пойдет речь об истории развития учреждений культуры для детей и подростков со времен Древней Руси до "перестройки". Вторая глава посвящена деятельности учреждений на современном этапе. Она раскроет влияние "перестройки" на работу учреждений и на систему внешкольного образования. Так же дана характеристика современного развития учреждений в России на примере их развития в городе Перми. На примере работы Дворца Детского (Юношеского) творчества более подробно раскрывается работа учреждений дополнительного образования.


Глава 1. История становления и развития сети учреждений культуры для детей и подростков

 

В данной главе рассказывается о становлении и развитии сети учреждений культуры для детей в России. Первый параграф посвящен становлению сети учреждений культуры для детей и подростков со времени Древней Руси и ее развитие до Октябрьской революции. Второй параграф раскрывает развитие данной сети во время властвования советской власти, о возникновении и развитии сети учреждений клубного типа, о возникновении и развитии внешкольного образования. Разработкой данных проблем занимались Рябков, Ерошенков, Фролова.

 

1.1 Сеть учреждений для детей и подростков в "досоветской" России

 

В данном параграфе представлено становление сети учреждений культуры для детей и подростков, основные факты и события, повлиявшие на ее развитие. Так же рассказывается о досуге детей и подростков. Большое внимание уделено клубам Шацкого, которые внесли огромный вклад в развитие дополнительного образования.

Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. Так было и в Древней Руси.

История воспитания детей в России уходит вглубь веков. У каждого народа Древней Руси, по свидетельству Нестора, имелись обычаи и нравы, законы и предания, в духе которых и воспитывались дети. Со времен Владимира Мономаха учреждаются народные училища, в которых государство воспитывало детей. "Поучение Владимира Мономаха - человека, гражданина и христианина" представляли собой систему воспитания. В ней провозглашались такие правила поведения для юношей: не ревнуйте, благоволите старым, управляйте собой, кормите убогих, управляйте милостью, любите ближнего, Бога и Отечество. Особенно бурно развивается сеть общественных институтов воспитания в петровскую эпоху. Именно при Петре I осуществляется реформа в области культуры и просвещения. При нем появилась светская школа и тем самым была ликвидирована монополия духовенства на образование и воспитание. Им была основана целая сеть специальных учебных заведений, открыт первый русский музей "Кунсткамера" с публичной библиотекой. Он поощрял создание начальных - "цифирных" - общедоступных школ.

В эпоху Возрождения особенно усиливается роль светского воспитания, неизменно возрастает роль социального педагога, развивается народное творчество, происходит процесс демократизации культурно-воспитательной деятельности.

Капитализм окончательно разрушает семью и сводит на нет домашнее воспитание. Оно становится целиком общественным. Социальный педагог занимает ведущее место. В самой системе воспитания и образования центральное место отводится гуманитарным наукам, идет процесс эстетизации воспитания и образования. Дьюи даже считал, что "эстетический опыт лежит в основе любого человеческого опыта". [5, c.66 - 67]

Кроме воспитания одной из проблем так же была организация досуга для детей и подростков. Во все времена огромное место в досуге детей занимали игры.

Игровая деятельность в самых различных видах не только заполняют досуг детей, но так же оказывают на них большое воспитательной воздействие.

Игры берут свое начало в глубокой древности. Особенно бурное развитие игры получили в Древней Греции. Христианство враждебно относилось к играм. В России церковный собор XVI в. Осудил скоморошьи потехи, в XVII веке царь Алексей Михайлович вообще их запретил. Петр I ввел ассамблеи, карнавалы, фейерверки. После Петра I "бесовские" игры были запрещены. Однако игры невозможно было вытравить, и они продолжали жить. Более того, игры развивались и совершенствовались. Важной формой организации отдыха подростков и юношей являются балы и карнавалы. Их развитие начинается с XVII века. Они посвящались важным событиям, знаменательным датам в жизни подростков [5, с.100].

Яркой формой организации досуга подростков являются праздники. История детских праздников невелика. До Октябрьского переворота детские праздники организовывали благотворительные общества и зарождающиеся учреждения культуры: народные дома, избы-читальни, клубы.

Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII - XIX веках представляла собой сложное и многогранное явление, отражающее все своеобразие исторического развития страны. Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы, определение их прав и привилегий обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения.

Досуг подростков-крестьян. Русское крестьянство отличало доминирование половозрастной обособленности в проведении свободного времени. Для молодежи были характерны посиделки, весеннее-летние хороводы. Особую роль посиделки занимали в жизни подростков и молодежи. Посиделки проводились в осеннее-зимний период, для чего снималась специальная изба у малоимущих крестьян за различного рода помощь, отработки, денежную и натуральную оплату. Эту избу можно считать одним из прообразов учреждений культуры для подростков. Праздничная посиделка называлась "беседа", менялась одежда, угощение, содержание разговоров. На смешанных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, играли в супруга и супругу. Практически исчез к началу XX века молодежный хоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась посиделка. Но в ней наряду с танцами, песнями большое место стали занимать разнообразные беседы информационного характера: городские новости, читки художественных произведений. [3, С.26]

Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской среде. Наиболее разнообразными были формы проведения досуга у мещанской молодежи. Знакомство между парнями и девушками завязывалось на вечеринках - своеобразных сборищах, близких по смыслу способам проведения к традиционным "вечеркам", или "беседам", которые бытовали в осенне-зимний период среди крестьянской молодежи. В отличие от крестьянских мещанские вечеринки были менее многолюдны, собирали, как правило, не более 6-7 пар, причем без предварительной договоренности, и без приглашения на такие вечера обычно никто не являлся. Мещанские молодежные вечеринки устраивались чаще всего в субботние, воскресные или праздничные дни. Если на селе обычном местом сбора молодежи было специально снятое помещение, то молодые люди из мещан собирались на квартире у кого-нибудь из участников вечера, правда, иногда, особенно для праздничных вечеринок "откупала" избу.

Наиболее распространенными играми на вечеринках ремесленно-слободских мещанских подростков были "краски", "колечко", флирт цветов", "телефон" и тому подобные игры. [3, С.33 - 35]

В зажиточных и более культурных слоях мещанства, ориентированных на проведение досуга в формах, близких купеческим, дворянским, для подростков и молодежи утраивали домашние вечера. Дети из зажиточных семей нередко проводили время на танцах под духовой оркестр в клубах. Большим успехом среди молодежи пользовались открытые балы и вечера в Купеческом собрании, билеты на которые раскупались задолго до объявленной даты.

На рубеже XIX-XX веков было положено начало организации досуга детей из бедных семей.

История создания детских общественных организаций начинается с дореволюционной России. Первые добровольные объединения подростков в России создаются еще при Николая II. С его ведома в школах и училищах создаются отряды мальчиков-разведчиков. В апреле 1909 г. В Павловске был создан лучший скаутский отряд, а в 1914 году создается Всероссийское общество "Русский скаут". К 1917 г. скаутские организации функционировали в 143 городах России и насчитывали 50 тыс. ребят. Однако массового распространения скаутское движение в России не получило, хотя ставило оно благородные задачи воспитания защитника Отечества.

Наиболее значительными среди дореволюционных детских клубов, связанных с прогрессивной интеллигенцией, были клубы С.Т. Шацкого в Москве. Принципы, содержание и методы их работы оказали потом огромное влияние на становление и развитие воспитательной работы.

Создание детских клубов было основной частью педагогической работы, которую предполагалось проводить среди детей московской бедноты. Клуб был открыт в Бутырском районе.

Клуб привлекал С.Т. Шацкого прежде всего возможностью организовать широкое общение детей и вместе с тем развить их активность, самостоятельность.

Первоначально дети объединялись по принципу товарищества. Собираясь по вечерам в клубах, они принимали участие в играх, праздниках, прогулках, слушали рассказы педагогов, сами устраивали катки, площадки для игр и т.п.

Основное внимание педагогов в клубах было направлено на поиски общественных форм воспитания, например детских собраний-сходок, способствующих организации общественного мнения в детской среде.

Постепенно, глубже изучая психологию детей и анализируя эффективность клубного воздействия, Шацкий приходит к выводу о необходимости развивать в клубе в первую очередь интересы ребят. Для их выявления в конце первого зимнего сезона деятельности клубного общества "Сетлемент", организованного в ноябре 1906 года, среди его посетителей была проведена анкета, выявившая обычные занятия детей, их семейное положение, отношение к своему клубу, их требования к клубу. Но главное, анкета помогла организаторам выяснить отношение к клубам "Сентлемента" родителей клубистов и школьных учителей.

В результате с 1908 года в клубах Шацкого начался новый этап. Структура клуба оставалась прежней - те же занятия, те же общие собрания-сходки, развлечения. Но содержание работы значительно углубилось: ребята приходили заниматься интересующим их делом. Составной частью клуба стал кружок.

С годами С.Т. Шацкий все большее значение стал придавать трудовому воспитанию. Он считал, что и начинать создание клубов надо с мастерских, работая в которых дети приобщаются к жизни, привыкают к организованности. Поэтому занятия проводились и в клубных мастерских: столярной, слесарной, переплетной, сапожной, швейной. Кроме этих помещений, были отведены комнаты для занятия рисованием, библиотека-читальня, была оборудована обсерватория. В зрительном зале со сценой устраивались спектакли, концерты с участием собственного хора, проводились собрания. Организовывались общие посещения музеев, театров, загородные прогулки.

Весной 1908 года общество "Сетлемент" постановлением московской администрации было закрыто "за попытку проведения социализма среди маленьких детей". Примерно через год кружок Шацкого возобновляет в Москве свою работу под названием общество "Детский труд и отдых".

Под влиянием развития клубной работы в 1907 году на педагогических курсах в Петербурге было создано общество "Фребеличе", члены которого стали проводить по воскресениям "детские утра" для детей от 5 до 9 лет. Несколько позднее в память о педагогических идеях и делах Л.Н. Толстого в 1910 году было решено создать новое воспитательное и образовательное учреждение для детей беднейших слоев населения - Народный детский дом имени Л.Н. Толстого.

В Народном детском доме в отличие от клубов Шацкого, с его стремлением проводить работу интенсивно, работа была организована экстенсивно, обращалось внимание на количество детей, которые могут посетить клуб. Этого требовали особенности времени.

Организация работы с детьми в стране переходит от отдельных лиц к педагогическим обществам и кружкам. Особенно сильный размах клубная деятельность, проводимая педагогическими обществами, получила в 1910 году, который характеризовался в стране новым революционным подъемом. Теперь практически не существовало такого педагогического общества или кружка, который не занимался бы этой работой.

В Казани были созданы так называемые "детские собрания", по структуре своей близко стоявшей к клубам Шацкого. В Симбирске на площадке для игр уже существовали постоянно действующие кружки для детей: столярный и лепки. Для участников кружков устраивались экскурсии, лекции, выставки их работ.

В большинстве провинциальных городов педагогические общества организовывали площадки для игр (Томск, Челябинск, Омск, Курган и др.), проводили праздники, елки, детские утренники, игры, беседы, лекции с волшебным фонарем, экскурсии, спектакли. [1]

Популярность детских клубов привела к тому, что наряду с деятельностью клубов для бедных детей стали создаваться клубы и для детей из состоятельных семей. Однако эти клубы носили другой характер, выполняли иные воспитательные функции. Дети, посещавшие клубы, обучались в школах, их воспитанием занимались в семье. Поэтому занятия в клубах для них были развлечением и носили, как правило, спортивный характер, как в клубах скаутов. Эти клубы открыто выражали классовый характер и поддерживались официальными властями (общества "Сокол", "Русский скаут" и др.).

По своим целям, организации, сравнительно высокому членскому взносу, обязательной форме и пр. такие клубы были доступны лишь узкому кругу детей и широкого распространения в России не получили. Так, в 1915 году клубы "Скаутов" были созданы лишь в Петрограде, Царском селе, Москве, Киеве и ряде провинциальных городов.

Результатом широкой клубной деятельности явилось обсуждение вопросов о клубной работе с детьми на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования (декабрь 1913 - январь 1914 г.), где клубы были признаны "необходимой общественно-педагогической организацией". [4]

Вывод:

1) творческие усилия передовых педагогов дореволюционного времени, направленные на радикальную перестройку внутренней жизни школы, нашли свое выражение как в опытах создания клубов - отдельными лицами и коллективами, так и в официальных попытках оформить признание правильности и законности этих опытов.

2) в условиях царского самодержавия создание детских клубов не оказывало серьезного влияния на изменение жизни детей страны, но опыт лучших дореволюционных детских клубов, созданных прогрессивной педагогической интеллигенцией, показал, что именно в клубах возможна широкая агитационная и просветительная работа, развитие самодеятельности, активности интересов ребят, их трудовое воспитание, организация разнообразного досуга.

3) В Досоветский период учреждений культуры для детей и подростков как таковых не существовало, но прообразы данных учреждений занимались в основном воспитанием подрастающего поколения, мало внимания уделялось досугу и интересам самих детей, развитию их творческих способностей. Досуг начал играть важную роль при Петре I, когда стали проводиться различные балы и карнавалы для детей и подростков. Досуг на Руси среди подростков был дифференцирован, но главной целью досуга было общение между молодыми людьми, знакомство с целью замужества. С целью общения детей и подростков С.Т. Шацкий позже создает клубы (Правда вскоре их главной целью становится развитие интересов ребят). И на сегодняшний день потребность в общении среди детей и подростков является одной из самых главных и реализуется в учреждениях культуры и досуга

4) В связи с дифференциацией досуга встал вопрос об организации досуга для малообеспеченных детей, с этого момента и начинается история собственно учреждений культуры и досуга для детей, различных обществ и объединений по интересам. Целью этих учреждений уже было не только воспитание и организация досуга, но и реализация индивидуальных способностей личности, что помогало детям развиваться и самоопределяться в жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...