Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сеть и типы учреждений культуры для детей и подростков в г. Перми. Анализ деятельности

 

Сеть учреждений культуры для детей выполняет функции внешкольного образования. Это особый тип образования и воспитания ребенка, максимально позволяющий раскрыть его личностный творческий потенциал. Ведь сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. Современный ребенок должен легко ориентироваться в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, должен быть готов и способен к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию. Именно эти требования к образованности современного человека и могут быть удовлетворены благодаря дополнительному образованию, которое способствует как многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, так и ранней профориентации. И если школьное образование все дети получают в одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности и вариативности.

Дети выбирают именно то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку интересно прожить детство, творчески реализуя себя. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор профессии в более зрелом возрасте. Потому что дополнительное образование - это поисковое образование, предоставляющее ребенку неограниченные возможности выбора своей судьбы и стимулирующее процессы личностного саморазвития.

По своему содержанию дополнительное образование детей и подростков в России на сегодняшний день является действительно всеохватывающим. В настоящее время оно представлено целым рядом направлений, основными из которых являются:

художественно-эстетическое;

научно-техническое;

спортивно-техническое;

эколого-биологическое;

физкультурно-оздоровительное;

туристско-краеведческое;

военно-патриотическое;

социально-педагогическое;

культурологическое;

экономико-правовое. [11]

Дополнительное образование призвано создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.

В Перми так же работает множество учреждений культуры для детей и подростков по различным направлениям:

военно-патриотическое направление (например, Военно-патриотический клуб "Мужество" на базе "Ростка", Военно-спортивный клуб "Наследники Ермака" и Детская общественная организация "Патриоты Прикамья" на базе МОУ ДОД ЦДТ "Юность", Скаутский отряд "Полярная звезда", многие клубы Гражданско-патриотического центра "Ратибор" и др.);

интеллектуальные клубы ("Биология" и "География" на базе Областной заочной школы естественно-математических наук при Эколого-биологическом центре, Детская редакция газеты "Дворовый вестник" на базе ЦДТ "Сигнал", Детский киноклуб "Волшебный калейдоскоп" на базе киносалона "Премьер", Журналистика на базе "Ростка" и на базе МОУ ДОД "Центр дополнительного образования для детей", Интеллектуальный клуб "IGC" и многие другие);

компьютерное направление (Интернет-клуб на базе МОУ ДОД ЦДТ "Юность", Информатика и информационные технологии на базе ЦДТ "Шанс", Компьютерная графика и Программирование на базе ГОУ ДОД ОЦРТДиЮ "Муравейник", Компьютерная школа центра информационных технологий);

мода (Агентство моделей "ГРЕЙТ МОДЕЛ", Театр моды "Ренессанс", Детский театр моды "ДИВА", Дизайн-студия "Имидж-мастер", Модельное агентство "АРТ-ПАРАД" и многие другие)

спортивное направление (МОУ ДОД "Детско-юношеский центр "Фаворит" (break-dance), Детско-юношеская спортивно-техническая школа "Нортон-Юниор", Детский юношеский центр физической подготовки "Здоровье" и др.)

танцевальное направление (Ансамбль спортивного танца "Атомик", Ансамбль танца "Сюрприз" и Ансамбль танца "Гномики" на базе МУК ДК "УРАЛ", Ансамбль танца "Пластилин" и Ансамбль эстрадного танца "Попкорн" на базе Областной Дворец культуры "Гознака", Хореографическое объединение "Детство", Народный ансамбль танца "Камушка" на базе областного центра "Росток" и др.)

театральное направление (Детский театр, Кукольный театр на базе МОУ ДОД ЦДТ "Юность", ЦДТ "Шанс", клуб "Электрон", Литературно-драматический кружок "Парус" и др.)

туристско-краеведческое направление (Археология пермского Предуралья и Водный туризм на базе ПКДЦ "Восхождение", Геологический школьный факультет и Исследовательской и проектной деятельности в краеведении на базе Краевой заочной школы Генкеля и др.)

моделирование и конструирование одежды (театр моды "Ренессанс", театр моды "Стиль" в детском юношеском центре "Рифей" и др.)

музыкальная подготовка (авторская песня в ЦДТ "Шанс" и клубе "Электрон", академическое пение и ансамбль народных инструментов "Калинка" в ЦДТ "Исток", вокальные ансамбли "Колокольчик", "Радуга" и др.),

техническое творчество (авиамоделирование в МОУ ДОД ЦДТ "Юность" и Спортшколе "Нортон", автотрассовое моделирование на станции юных техников при объединении "детство", клуб "Юный автомобилист" и др.),

художественное направление,

человек и природа

различные школы развития

языковая подготовка. [12]

Более подробно проследить работу Учреждений культуры для детей и подростков в Перми я бы хотела на примере Дворца детского (юношеского) творчества г. Перми.

Дворец детского (юношеского) творчества г.Перми - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей - многопрофильное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность, обусловленную социальным заказом, региональными особенностями и традициями, обладает признаками сложной многоуровневой системы, имеющей свою историю, свои перспективы развития.

Дворец был открыт 1 января 1938 года. Более 65 лет Дворец является местом детского творчества. Сюда их приводит интерес к новым знаниям, увлечённость каким-либо видом деятельности, стремление к общению, к самовыражению, самореализации, утверждению в коллективе сверстников.

Более 200 педагогических работников Дворца создают условия для развития креативных способностей обучающихся и формирования у них устойчивых интересов к выбранному делу, помогают подросткам в решении проблем раннего профессионального самоопределения, учат с пользой проводить свободное время. Сегодня Дворец - это более 260 детских коллективов, где каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность, сформироваться как личность, найти себе друзей.

Традиционно высокий общественный статус Дворца обусловлен богатой историей, профессиональными и творческими достижениями педагогов и воспитанников, масштабами учреждения, его центральным месторасположением, его многопрофильностью, разнообразием и качеством предлагаемых образовательных услуг.

Сегодня Дворец имеет 10 образовательных направлений, в учреждении успешно функционирует 263 кружка, секции, клуба, студии, в которых занимается почти 4000 детей разного возраста, проживающих во всех районах г.Перми:

1. техническое творчество (121 чел.)

2. спортивно-техническое (107 чел.)

3. эколого-биологическое (151 чел.)

4. туристско-краеведческое (308 чел.)

5. физкультурно-спортивное (401 чел.)

6. культурологическое (249 чел.)

7. социально-педагогическое (109 чел)

8. военно-патриотическое (189 чел.)

9. естественнонаучное (80 чел.)

10. художественно-эстетическое - (2258 чел), из них

художественное творчество - (836 чел.)

музыкальное творчество (930 чел.)

декоративно-прикладное творчество (492 чел.) [13]

Деятельность Дворца направлена на создание условий для личностного развития детей, подростков и молодежи, адаптацию их в обществе, профессиональное самоопределение. Он создан в целях развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности и общества, организации культурно-досуговой, социально-профилактической, спортивно-массовой и воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью.

Научно-методическая служба Дворца осуществляет:

информационно-методическое обеспечение деятельности педагогов;

психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

научно-методическое сопровождение инновационных проектов;

исследовательскую, экспертно-аналитическую, диагностическую, рекламно-издательскую деятельность;

проводит научно-практические мероприятия:

деловые клубы;

круглые столы;

проблемно-целевые семинары;

творческие лаборатории;

краткосрочные курсы для различных категорий педагогических работников;

квалифицированные консультации по подготовке и проведению педагогического совета, семинара, практикума, праздника, учебного занятия и т.д.;

участвует в разработке и реализации целевых программ:

профессионально-личностного роста педагогов "Путь к успеху", "Компетентность. Творчество. Деятельность. Успех";

записи детей в образовательные объединения Дворца;

Сегодня во Дворце функционируют и активно развиваются 5 профильных отделов, деятельность каждого из них характеризуется специфичной направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ.

Во Дворце существует 8 образцовых коллективов. К ним относятся Эстрадная студия "Антарес", Ансамбль эстрадно-спортивного танца "Ассорти-шоу", Ансамбль народного танца "Мозаика", Театр-студия "КОД", Фольклорный ансамбль "Воскресение", Хор "Мелодия", Театр кукол "Сказочка", Театр моды "Тандем". О некоторых из них расскажу подробнее.

Эстрадная студия "Антарес".

Своеобразие коллектива - в синтезе творческих направлений современного искусства: вокала, вокального ансамбля, хореографии, эстрадного танца и актерского мастерства. В студии работают педагоги высшей категории.

Сегодня в студии занимается более 100 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Репертуар "Антареса" включает в себя все направления эстрадного жанра, благодаря этому коллектив может предлагать различные варианты концертных программ, учитывающие специфику зрителей.

Эстрадная студия "АНТАРЕС" является постоянным участником городских и региональных мероприятий, концертов разного уровня. Коллектив участвует и побеждает на многих конкурсах и фестивалях:

"Роза ветров - 2003, 2004"

"Крылья - 2004";

"Новые имена - 2006";

"Прикамский Олимп - 2006";

"Вятская карусель - 2006" (г. Киров);

"Заря Европы - 2006"

В январе 2006 г. в составе творческой "команды Дворца" коллектив провел гастрольный тур "Пермь-Санкт-Петербург-Финляндия".

Старшая группа - выпускники, не уходят из коллектива, а продолжают заниматься и выступают на качественно новом профессиональном уровне. Эта шоу - группа востребована, ведет активную концертную деятельность, сотрудничает с известными музыкантами, композиторами, режиссерами и исполнителями города Перми.

Театр-студия "КОД". Образцовый коллектив театр-студия “КОД" Дворца детского (юношеского) творчества г.Перми образован в 1985 году. Художественный руководитель - Заслуженный работник культуры РФ, Лауреат Всероссийского конкурса образовательных программ для детей Оленева Марина Андреевна.

В настоящее время в театре занимается 80 обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет. В репертуаре "КОДа" 15 спектаклей. Ежегодно дается до 45-50 спектаклей для школьников города. Коллектив является участником различных фестивалей и конкурсов. Спектакль "Чайка" - дипломант Всероссийского фестиваля "Успех", 2002г. Спектакль "Легенды земли Пермской" - участник международного фестиваля в Оксфорд (Великобритания, 2003 г.), лауреат Всероссийского конкурса (г. Калуга, 2004 г), Лауреат областного фестиваля "Открытый занавес" (г. Пермь, 2004г) Спектакль “Обыкновенное чудо" (2007 г.) - Лауреат Всероссийского фестиваля детских и юношеских любительских театров (г. Калуга), Дипломант открытого фестиваля "Серебряный софит" (г.Пермь).

Обучающиеся театра-студии "КОД" Мария Поезжаева и Сергей Толстиков являются победителями Всероссийского конкурса чтецов (г. Челябинск, 2006 г).

Выпускники театра-студии "КОД" успешно работают на телевидении Перми, Санкт-Петербурга, в театрах Перми и области, учатся в театральных вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

Хоровое отделение:

Хор "Мелодия".

Хор - ровесник Дворца, готовится отметить своё 70-летие, один из известных детских хоровых коллективов Пермского края. С его исполнительским мастерством знакомы в различных уголках России (Нижний Новгород, Ижевск, Екатеринбург, Москва) и зарубежья (Румыния, Франция, Италия). Хор "Мелодия" - лауреат и дипломант Международного фестиваля детских и юношеских хоров "Рождество в России", рождественского фестиваля в г. Агридженто (о. Сицилия), лауреат премии Главы города (2004 г.) Многие выпускники хора связали свою дальнейшую жизнь с музыкой. [14]

На сегодняшний день в работе Дворца реализована программа развития Дворца на 2006 - 2009 года. Сейчас Дворец является автономным многопрофильным учреждением дополнительного образования детей. Основные цели программы:

удовлетворение запросов социума на образовательные услуги;

конкурентноспособность при размещении муниципального заказа среди учреждений, принадлежащих разным ведомствам;

создание комплекса финансово-экономических, научно-методических, психолого-педагогических и информационных ресурсов;

создание современных условий для творческой самореализации детей в целостном культурно-образовательном пространстве.

Таким образом, 1) В Перми представлены учреждения культуры для детей и подростков всех направлений, что позволяет развить все разнообразие способностей у детей, помогает самоопределиться детям и воспитать достойное поколение в Пермском крае.

2) во Дворце детского (юношеского) творчества обеспечиваются максимально благоприятные условия для повседневного пребывания в нем детей, подростков и молодежи (хорошая материально-техническая база, квалифицированный педагогический состав). Большую роль играет дружеская атмосфера, которая помогает общению ребят, сплочению коллектива

3) Очень важным является то, что деятельность Дворца помогает определиться многим из подростков с выбором профессии

4) Данное учреждение является востребованным, так как его работа проводится на уровне, соответствующем современным условиям, что позволяет сформировать отношения обучающихся к современному миру, формировать их убеждения, взгляды, усвоить нравственные и другие норм жизни людей

5) в процессе деятельности кружков по различным направлениям осуществляется нравственное, эстетическое, патриотическое, гражданское, спортивное воспитание.

Вывод:

1) На современном этапе общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Все чаше специалисты отмечают, что во взрослую жизнь все больше приходит молодых людей без творческой искры, самостоятельности, а главное без нравственных ориентиров, поэтому роль учреждений культуры для детей и подростков особенно важна в развитии общества. Данные учреждения культуры во многом помогают ребенку поставить свою цель, и создают условия для достижения желаемого результата.

2) Деятельность учреждений культуры и досуга очень важна еще и потому, что занимает свободное время подростков, не давая им тратить его на алкоголизм, наркоманию и другие формы девиантного поведения, которые так распространены на сегодняшний день.


Заключение

 

Таким образом, я изучила становление и развитие сети учреждений культуры в России, выявила влияние "перестройки" на их деятельность, на примере Дворца детского (юношеского) творчества проследила и проанализировала работу учреждений культуры для детей и подростков в Перми. На основе проделанной работы можно сделать выводы:

1) учреждения культуры для детей и подростков обеспечивают развитие полноценной, разносторонней личности. В них представлены разнообразные виды деятельности, создаётся особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребёнка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные интересы и качества, художественный и эстетические вкусы.

2) На примере работы Дворца детского (юношеского) творчества можно сделать вывод, что деятельность ребёнка в учреждении культуры развивает интеллект и творчество. Здесь создаётся база, реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения, и развития детей.

3) Основными видами деятельности учреждений культуры для детей и подростков являются:

познавательная деятельность - направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний и умений, формирование умственных способностей и прочее;

ценностно-ориентационная деятельность представляет процесс формирования отношений обучающихся к миру, формирование их убеждений, взглядов, усвоение нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют ценностями;

коммуникативная деятельность - направлена на создание среды общения, развития навыков общения, воспитание культуры общения и формирование языковой культуры;

досуговая и спортивная деятельность - означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать обучающимся.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...