Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие слухового восприятия




 

Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам:

 

1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.

 

2. Игры со звучащими игрушками.

 

3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.

 

4. Формирование фонематического восприятия.

 

Дети раннего возраста различают неречевые звуки:

 

§ по способу воспроизведения;

 

§ по темпу повторяющихся звуковых сигналов;

 

§ по их ритму;

 

§ по силе звуковых раздражителей;

 

§ по долготе звучания.

 

Игры распределены в порядке усложнения в соответствии с лексическими темами. Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиная с 18-24 месяцев), показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Ребенок обязательно должен уметь сам производить звуки с помощью игрушки.

 

Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки:

 

§ долгие - короткие;

 

§ высокие - низкие;

 

§ громкие - тихие.

 

Ребенок учится передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом.

 

Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении - обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.

 

При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а далее прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

 

В раннем возрасте начинает развиваться фонематический слух малыша. Дети различают слова, отличающиеся одним-двумя звуками, такие как «МАМА» - «НАНА», «БАМ» - «БОМ».

 

Дети на практическом уровне дифференцируют гласные: «КАП-КАП» - «КУП-КУП», а также звонкие-глухие согласные («ПАПА- БАБА») и мягкие-твердые согласные («МОХ—МЕД»).

 

В Приложении (табл. 5) предлагается план игр по развитию слухового восприятия.

 

Пропедевтика элементарных математических представлений

 

Формирование элементарных математических представлений есть средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

 

Стремление познать окружающий мир присуще каждому человеку, есть оно и в каждом ребенке.

 

Однако познание - функция не только интеллекта, но и личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность, самостоятельность, уверенность в себе, в своих силах. От активного психологического настроя зависит, насколько проявится и разовьется у ребенка интерес к окружающему миру, людям, стремление узнавать и учиться новому.

 

Мышление детей от двух до трех лет носит преимущественно наглядно-действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Это самостоятельная игра ребенка, в ходе которой он, манипулируя, практически соотносит предметы по размеру, форме, знакомится с их внутренним устройством.

 

Очень важно создать условия для организации такой игры, так как именно в ней развивается интеллект ребенка.

 

У детей с общим недоразвитием речи пропедевтика элементарных математических представлений должна осуществляться особенно системно, так как словарь таких детей минимален, и формирование понятийного и активного словаря идет параллельно с формированием математических представлений.

 

Задачами этого раздела коррекционной работы являются: формирование основных сенсорных эталонов и обозначения их словом.

 

1. Эталонные формы:

 

а) объемные (куб, шар, кирпичик, призма, конус, цилиндр);

 

б) плоские (круг, квадрат, треугольник, овал).

 

2. Эталонные величины:

 

а) большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже;

 

б) сопоставление по величине трех-четырех предметов с разницей от ½ до ¼ от каждой предыдущей величины.

 

3. Эталоны цвета: дети узнают и соотносят красный, желтым, зеленый, синий, черный, белый, розовый, фиолетовый, оранжевый цвета.

 

Дети должны научиться сравнивать множества: один много, один - два, один - два - три.

 

Очень важны игры на обобщение признака: «отбери все красные фигуры», «отбери все большие фигуры», «отбери все квадраты».

 

Труднее дается детям обобщение на основе функции: «выбери тех, кто живет в лесу» (из фигурок животных).

 

Работа по формированию математических представлении тесно связана с работой по воспитанию навыков конструктивного и ориентировочного праксиса.

 

В системе коррекционной работы эти виды деятельности спланированы в одном разделе (см. Приложение, табл. 6).

Программа формирования элементарных математических представлений

 

Октябрь

 

Первая неделя

I.

 

Эталонные формы, величины.

 

§ Кубик - кубики: один - много, много - мало.

 

§ Большой - маленький (на кубиках).

 

Классификация: разложи большие кубики - маленькие кубики.

 

II.

 

Навыки конструктивного праксиса.

 

§ Дорожка из кубиков одной величины, разных цветов.

 

§ Башенка из кубиков одной величины, разных цветов.

 

III.

 

Словарь:

 

§ Кубик, большой - маленький, много, мало, дорожка, башенка.

 

§ «Кубик за кубиком», «кубик на кубик».

 

Вторая неделя

 

I.

 

Эталонные формы, величины.

 

§ Шар - шары: «один - много», «много - мало».

 

§ Большой - маленький.

 

Классификация. Разложи большие и маленькие шары.

 

II.

 

Навыки конструктивного праксиса.

Бусы из шариков одной величины.

 

III.

 

Словарь: шар, шары, один шарик, большой, маленький, много, мало, бусы, катится.

 

Третья неделя

 

I.

 

Эталонные формы, величины.

 

§ Куб - шар; кубик - шарик; кубы - шары; кубики - шарики; катится - не катится.

 

§ Большой - маленький (куб - кубик, шар - шарик).

 

§ Дорожка: длинная - короткая.

 

§ Много - мало - один.

 

Классификация: кубы - шары, большие - маленькие.

 

II.

 

Навыки конструктивного праксиса.

 

§ Дорожка длинная - короткая (из кубов).

 

§ Бусы длинные - короткие (из шаров).

 

III.

 

Словарь: длинная - короткая.

 

Четвертая неделя

 

I.

 

§ Круг, кружок, круги.

 

§ Большой - маленький (круги).

 

§ Дорожка длиннаякороткая (из кругов).

 

§ Один, мало, много (на кругах).

 

§ Одинаковые (по цвету).

 

§ Классификация (шары - круги): большие - маленькие (круги); одинаковые по цвету (круги).

 

II.

 

Навыки конструктивного праксиса.

 

Дорожка из кругов по трафарету.

 

III.

 

Словарь: круг, кружок, круги, кружки, одинаковые (круги).

 

Ноябрь

 

Первая неделя

 

I.

 

Эталонные формы, величины.

 

1. Круг - шар;

 

§ круги - шары;

 

§ кружки - шарики;

 

§ катятся - не катятся.

 

2. Большой - маленький; не большой - не маленький.

 

3. Число 2: 2 огурчика, 2 яблока, 2 морковки, 2 лимона.

 

4. Одинаковые по цвету, одинаковые по величине; разные по цвету, разные по величине.

 

5. Классификация:

 

§ круги - шары;

 

§ большие - маленькие;

 

§ разложи по цвету.

 

II.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...