Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №2 «Этикет в деловом общении»




Введение

 

В настоящее время дисциплина «Этика деловых отношений» преподается практически во всех высших учебных заведениях Российской Федерации. Актуальность данной дисциплины обусловлена востребованностью специалиста высоко профессионального уровня, способного решать производственные задачи в организации.

Искусство деловых отношений, знание психологических особенностей личности и трудового коллектива, применение методов этического и психологического воздействия являются залогом жизненного и профессионального успеха в системе отношений «человек-человек». Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Этика включает в себя систему универсальных и специфических (для профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Известная древняя мудрость гласит: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Этика деловых отношений раскрывает сущность приведенного высказывания, отвечая на вопрос: какого отношения к себе мы хотим?

Основная цель настоящего пособия - формирование системы знаний, позволяющих успешнее адаптироваться к среде с целью профессионального роста - в вузе, на работе, в различных коллективах, при руководстве людьми. Для этого студенту нужно решить задачу приобретения теоретических, практических навыков и умений поведения с окружающими. Этика деловых отношений должна помочь студенту стать профессионалом в том виде деятельности, который он выберет. Профессионализм включает глубокие знания по специальности, навыки человеческого общения и способность с интересом заниматься любым видом деятельности.

Семинарские занятия и семинары-практикумы по дисциплине «Этика деловых отношений» призваны углубить и детализировать знания по вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений, выработать необходимые умения и навыки деловых отношений, сформировать позитивную установку на дальнейшее их развитие.


Данная дисциплина вырабатывает у студента умения и навыки взаимодействовать в рамках деловых контактов, организации делового приема, публичного выступления, умение рефлексировать, совершать этическиоправданные поступки, а также навыки самомаркетинга, самопрезентации и создания имиджа.

МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»

 

Этика, этические принципы, моральные нормы, профессиональная этика, служебная этика, управленческая этика, этикет, манеры поведения, деловой этикет, коммуникативный статус, речевой этикет, этический кодекс, корпоративная культура, самопрезентация, имидж, стиль, критика, комплимент, деловые отношения, деловое красноречие, рефлексия, манипуляции, вербальное и невербальное общение, эмпатия.

 

Тема №1«Этика делового общения и общество»

Семинар - практикум

Основные понятия: этика делового общения, этические нормы, правила, принципы, нисходящая этика (руководитель-подчиненный), восходящая этика (подчиненный-руководитель), этика по горизонтали (сотрудник-сотрудник).

 

План:

Понятие этики делового общения.

Этические нормы в деловом общении.

Принципы этики деловых отношений.

4. Этика общения в трудовом коллективе.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие «этика деловых отношений».

2. Соблюдение каких этических принципов Вы считаете наиболее важными для развития деловых отношений в современных условиях?

3. Каковы, по Вашему мнению, причины усиления внимания в современном обществе к этической стороне деловых отношений?

4. Выделите этические проблемы на макроуровне и микроуровне деловых отношений.

Практическое задание №1: Тест «Насколько этично Ваше поведение на работе?»

Цель данного теста – выявить установки на соблюдение служебной этики.

Определите для себя, как часто Вы совершаете, совершали или будете совершать в будущем указанные поступки. Количество баллов, соответствующее ответам: «часто» - 4, «время от времени» - 3, «редко» - 2, «никогда» - 1.

Опросник

Если имеется возможность и это мне ничем не грозит, то:

1. я опаздываю на работу, хотя знаю, что мне, тем не менее, продолжают платить деньги за весь рабочий день;

2. я ухожу с работы пораньше, хотя знаю, что мне, тем не менее, продолжают платить деньги за весь рабочий день;

3. я делаю длительные перерывы при выполнении работы, хотя знаю, что мне, тем не менее, продолжают платить за весь рабочий день;

4. я звоню и сообщаю, что я болен (хотя это неправда), чтобы получить лишний выходной;

5. я использую рабочий телефон для ведения личных междугородних переговоров;

6. я занимаюсь своими личными делами во время работы;

7. я использую ксерокс в офисе в своих личных целях;

8. я пересылаю свою почту вместе с почтой компании, в которой я работаю;

9. я уношу домой часть продукции, производимой компанией;

10. я раздаю ее своим друзьям или позволяю им пользоваться этой продукцией без спросу;

11. я заставляю компанию платить за еду, которую я в действительности не ел, или за поездки, которые я в действительности не делал, или покрывать мои прочие затраты, которых, по правде говоря, не было;

12. я использую служебную машину в своих личных целях;

13. я приглашаю своего друга куда-нибудь пообедать и записываю это на счет компании;

14. я приглашаю своего друга в какую-либо поездку и записываю это на счет компании;

15. я принимаю подарки от поставщиков или клиентов за оказанные им мною услуги.

Обработка и интерпретация результатов: Подсчитайте количество баллов. У Вас должно получиться от 15 до 60 баллов в сумме. Поскольку все утверждения и высказывания были неэтичными, то чем меньше очков Вы набрали, тем более этично Ваше поведение на работе.

В странах Запада трудовая этика по сравнению с Россией имеет глубокие отличия, и ее показатели в тесте существенно выше. Уровень трудовой этики в современной России применительно к молодежи таков:

до 30 баллов — высокий уровень;

30 - 38 баллов — средний уровень;

свыше 38 баллов — низкий уровень.

Список литературы:

1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека / И. Алехина. - М., 2001.

2. Андреева И.В. Этика деловых отношений: учеб. пособие / И.В.Андреева. - СПб.: Вектор, 2005.

3. Каменская Е.Н. Психология и этика делового общения / Е.Н.Каменская. - Ростов н/Д., 2004.

4. Психология и этика делового общения: учеб. для вузов / под ред. В.Н.Лавриненко. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: ЮНИТИ, 2002.

5. Сидоров П.И. Деловое общение / П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А.Коноплева / под ред. П.И. Сидорова. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004.

6. Социальная психология и этика делового общения / под ред. В.Н.Лавриненко. - М., 1995.

7. Энциклопедия этикета / сост. О.И. Максименко. - М., 2000.

Тема №2 «Этикет в деловом общении»

Семинар - практикум

Основные понятия: неофициальный, официальный этикет (светский, дипломатический, воинский, деловой), деловая субординация, деловой прием, визитная карточка.

 

План:

1. Понятие, виды и свойства этикета.


 

2. Основные правила делового этикета (правила приветствия, представления, обращения, денежных отношений, поведения в кабинете начальника, деловой субординации, приема по личным вопросам; деловые подарки и сувениры; искусство комплимента).

3. Этикет деловых приемов.

4. Визитная карточка.

5. Деловой этикет в общении с иностранными партнерами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...