Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогноз развития экологической проблемы: загрязнение воздушного бассейна 12 глава




Роль экологически позитивных территорий в системе функционального зонирования заключается в принятии антропогенной нагрузки и в улучшении общей санитарно-гигиенической и микроклиматической ситуации в пределах ландшафтов, ландшафтных районов, провинций и т.д.

Такие территории должны обладать биоценотическими, гидрологическими, почвенными и микроклиматическими свойствами, позволяющими им сохранять продуктивный потенциал с учетом необходимых стабилизирующих мероприятий, компенсирующих ущерб от воздействия окружающей урбанизированной среды.

Природно-экологический каркас Краснокутского муниципального района формируют территории, сохранившие естественный растительный покров, водоемы и водотоки природно-антропогенного характера, выполняющие эколого-стабилизирующие функции.

На общую площадь природно-экологического каркаса приходится 24% территории района, что не достаточно для природных условий Краснокутского муниципального района.

Учитывая особую роль древесных насаждений в поддержании экологической устойчивости территории и сохранения видового разнообразия необходимо и важно решать вопросы по сохранению существующих лесонасаждений — Дьяковского лесного массива, естественных лесов в долинах и балках, государственной лесной полосы, полезащитных лесных полос.

Неблагоприятные почвенно-климатические условия, повреждение насаждений вредителями леса являются основными причинами образования в насаждениях сухостоя. Для улучшения санитарного состояния лесов района необходимо дифференцированное проведение сплошных и санитарно-выборочных рубок ухода в соответствии с целевым назначением лесов и преобладающими породами.

Необходимо продолжить на территории хозяйств района лесовосстановительные мероприятия. При создании и формировании полезащитных, водорегулирующих, придорожных и приовражных защитных лесонасаждений необходимо учитывать целевые конструкции, ветровой режим и снегораспределение.

С целью обводнения пастбищ провести изыскательные работы по устройству плотин для формирования прудов.

Существенной частью природно-экологического каркаса территории района являются водотоки и водоемы, а также система балок и оврагов, впадающих в них.

Для предотвращения заиления малых рек, разрушения берегов, необходимо проведение работ по береговым укреплениям, обсадка их лесополосами. Водоохранные зоны малых рек и берега водоемов укреплять деревьями и кустарниками, способствующими дальнейшему улучшению экологической мозаики водных и околоводных территорий.

Чрезмерный выпас скота на сохранившихся участках естественной растительности требует их коренного улучшения предусматривающего расчистку и выравнивание поверхности (очистка от кустарников, камней, мусора, валежника, уничтожение кочек) и посев трав для улучшения кормовой базы.

Для поддержания экологического баланса и естественного хода природных процессов на территории района необходимо предусмотреть создание природных комплексов особого назначения.

6.6. Создание особо охраняемых территорий

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния. Это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства, представляющие собой природные комплексы особого научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного назначения. Решением государства или муниципалитета ООПТ изымаются из хозяйственного использования полностью или частично и на них устанавливается режим особой охраны.

Правовые нормы создания, использования и охраны ООПТ устанавливаются федеральными законами и постановлениями Правительства России. Особое место ООПТ уделено в Федеральном законе России «Об особо охраняемых природных территориях» (февраль 1995 г.). Он регулирует отношения в области организации, охраны и использования таких территорий для сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, растений и животных, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. Закон определяет категории и статус особо охраняемых природных территорий: заповедников (в том числе биосферных), национальных и природных парков, заказников, памятников природы и некоторых других.

Этот закон устанавливает порядок образования особо охраняемых природных территорий, особенности их правового положения, режим охраны, порядок ведения государственного кадастра этих территорий. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния и в зависимости от категории являются собственностью Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований.

Федеральные законы «О недрах», «О животном мире» (апрель 1995 г.), Земельный кодекс (май 1991 г.), Лесной кодекс (январь 1997 г.) и др. упростили порядок изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд, обеспечили сохранение наиболее ценных природных объектов, особо охраняемых природных территорий.

В условиях современного хозяйственного развития Саратовской области вопросы охраны природы и регионального использования природных ресурсов особенно актуальны. Они в центре внимания многих научных, хозяйственных и общественных организаций.

Важной проблемой охраны природы является создание в каждом районе разноуровневой сети охраняемых природных комплексов, Для ее решения необходимо:

- выявление естественно-исторической и функциональной ценности конкретных географических, геологических и биологических объектов;

- учет антропогенного воздействия на них и определение для каждого оптимальной категории охраны.

Особо ценные ландшафты, сочетающие наряду с зональными экстразональные и азональные, включая эндемичные экосистемы, или представляющие стыки биотических подразделений суши, «мосты» соединения различных географических элементов флоры и фауны, или являющиеся источниками и аккумулятивными гидрологическими зонами регионов; растений, животных и сообществ; ценные подземные воды и источники с их водоохраной растительностью, уникальные геологические сохранения и разрезы.

Охраняемые природные территории призваны выполнять не только функции сохранения природной экосистемы или ее отдельного объекта, но и устойчивого, включая расширенное, произведение популяций ценных биологических видов; быть источником их распространения на окружающие территории; служить средством экологического и культурно-эстетического воспитания, оздоровления человека и улучшения окружающей природной среды.

Кроме выделения особо охраняемых природных комплексов по указанному принципу, ОПТ и объекты создаются с целью: сохранения, частичной реконструкции и обогащения наземных, водноназемных водных экосистем в масштабе урочищ и ландшафтов, восстановление и увеличения их средообразующей эффективности и, биологической продуктивности; создания интродуционно акклиматизационных и природно-оздоровительных комплексов.

Указанные задачи реализуются на основе организации и функционирования охотничьих хозяйств, заказников, рыбных заказников, ботсадов, дендрариев, зеленых зон городов, лесопарков, парков и т.д.

В качестве ООПТ В Краснокутском муниципальном районе предполагается добиться придания статуса природного парка Дьяковскому лесному массиву.

Для сохранения эндемичной флоры и фауны крайне необходимо на территории района заповедование естественных степных ландшафтов, на которых зафиксированы относительно высокие значения численности и плотности населения дрофы и древесно-травяная растительность, занесенная в Красную книгу Саратовской области.

6.7. Некоторые принципы стратегии рационального природопользования

Одним из базовых условий развития Краснокутского муниципального района является благоприятная, т.е. комфортная для его жителей экологическая обстановка при росте экологических показателей.

Для достижения экологического комфорта при росте экономики требуется разработка и реализация комплекса организационных, технологических и экологических мероприятий, среди которых должна стать разработка стратегии рационального природопользования на комплексной основе.

Ниже приведём ряд принципов при разработке указаний стратегии и рассмотрим базовые основы экологической концепции Краснокутского муниципального района и его экологические проблемы.

1. Глубокая взаимозависимость природных и техногенных компонентов в ландшафтных комплексах позволяет рассматривать их как единый элементарный объект управления. Ландшафтно-экологический подход предполагает такую систему управления природными ресурсами, при которой оценка воздействия тех или иных факторов, планирование и осуществление мероприятий природопользования и охраны окружающей среды производились бы с учетом состояния и последствий для всех экосистем на территории Краснокутского муниципального района.

2. Хозяйственные воздействия, которые могут вызвать ухудшение качества природной среды, должны быть исключены или минимизированы в той степени, в какой это позволяют сделать современные прогрессивные технологии и оборудование. Концепция государственной политики устойчивого природопользования предполагает разработку и применение региональных стандартов качества жизнеобеспечивающих сред и целевых показателей состояния основных компонентов природной среды: водных объектов, атмосферного воздуха, почвы, растительности, животного мира. В основу региональных стандартов могут быть положены показатели «естественного» (фонового) или близкого к нему качества природных сред.

При размещении новых техногенных объектов (гидротехнических сооружений, промышленных предприятий, коммунальных комплексов, ирригационных систем, и т.д.) в ландшафтных системах не должно нарушаться сложившееся экологическое равновесие, дополнительная техногенная нагрузка не может превышать экологическую емкость природных ландшафтов и их способность к самоочищению и восстановлению.

3. Достижение установленных стандартов качества жизнеобеспечивающих компонентов природной среды требует времени и финансовых затрат и может осуществляться поэтапно. Для каждого этапа определяются целевые показатели, которые реально могут быть достигнуты в существующих экономических условиях. Планируемые мероприятия, в соответствии с принятыми критериями, разбиваются на первоочередные, среднесрочные и долгосрочные.

Целевые показатели на расчетный период утверждаются субъектом Федерации и используются для расчета платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, за выбросы в атмосферу, за пользование природными ресурсами. По достижении установленного срока процедура определения и утверждения целевых показателей повторяется.

4. Устойчивая финансовая база для воспроизводства природных ресурсов создается с помощью системы платежей за их использование, при этом объемы платежей должны соответствовать истинным затратам на восстановление, поддержание и нормальное развитие природных экосистем, обеспечивать гарантированные условия устойчивого природопользования. Использование указанных средств должно быть строго целевым и направленным только на природоохранные мероприятия.

5. Для управления природными ресурсами необходимо приведение областных и местных нормативно-правовых актов в соответствие с природоохранными федеральными законами, которые регулируют отношения владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, их охраны, а также регламентируют бюджетную сферу, налоги и сбор различных платежей за природопользование. Финансово-экономический механизм определяет структуру платежей природопользования и порядок распределения средств между бюджетами разных уровней.

6. Привлечение общественности к решению проблем природопользования - этот важный принцип подразумевает гласность проектирования и строительства новых техногенных объектов, которые связаны с использованием природных ресурсов (своевременное информирование населения), и учет общественного мнения при решении вопросов природопользования и охраны окружающей среды.

6.8. Экологическая концепция

Стратегической целью экологической политики всей Саратовской области и входящих в её состав районов является оптимизация использования природных богатств для сохранения уникальных природных ландшафтов при планируемом развитии хозяйственной деятельности и росте социально-экономических выгод от ее реализации, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, обеспечение экологической безопасности региона, увеличение хозяйственной и рекреационной емкости всего региона при одновременном снижении нагрузок на уязвимые экосистемы через принятие Администрацией области научно-обоснованных решений по управлению природными ресурсами.

Необходимым условием достижения цели является:

- сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегулированию, как необходимого условия существования человеческого общества;

- рациональное природопользование и равноправный доступ к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;

- обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

Алгоритм достижения цели формулируется следующим образом:

- выявление основных экологических проблем;

- ранжирование проблем по актуальности, срочности решения, финансовому обеспечению.

Определение путей решения проблем:

- разработка критериев и показателей допустимой техногенной нагрузки;

- выявление территорий с допустимой, критической и катастрофической нагрузкой;

- определение причин возникновения недопустимой экологической ситуации;

- разработка мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране уникальных природных комплексов.

Составление комплексного плана рационального природопользования и охраны природной среды в пределах Краснокутского района, который должен быть составной частью комплексного плана всей Саратовской области (см. Комплексная оценка экологической ситуации).

6.9. Основные экологические проблемы

На основании анализа экологического состояния окружающей среды по комплексу показателей (состояние геологической среды, загрязнённости атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, радиационной обстановки и т.д.) Государственным Управлением Природных Ресурсов по Саратовской области выделены участки, где экологическая обстановка характеризуется как:

- относительно благоприятная (Александрово-Гайский, Краснокутский, Питерский, Лысогорский районы, небольшие участки в Энгельсском, Ровенском, Аткарском, Ртищевском районах и т.д.);

- удовлетворительная (Романовский, Турковский, Екатериновский, Калининский, Самойловский, Красноармейский, Татищевский, Воскресенский, Вольский, Хвалынский, Духовицкий, Ивантеевский, Перелюбский, Озинский, Краснокутский, Марковский, Фёдоровский и др. районы);

- напряжённая (Балашовский, Петровский, Базарно-Карабулакский районы, центральная часть Аткарского района, территория, примыкающая к гг. Пугачёву, Красному Куту, восточная часть Ртищевского района и другие участки);

- критическая (северная часть Ровенского, северо-восточная и восточная часть Саратовского района, западная часть Энгельсского района).

Слабое развитие системы экологического мониторинга на территории Краснокутского района, отсутствие многолетнего ряда экологических показателей состояния окружающей природной среды не позволяет провести более детальное зонирование Краснокутского района по указанным выше критериям.

Комплексная оценка загрязнения и деградации компонентов ландшафтов свидетельствуют о том, что большая часть Краснокутского района может быть включена в зону относительно благоприятного и удовлетворительного состояния окружающей среды, часть промышленно-селитебной территории г. Красного Кута — в зону с напряженной экологической обстановкой (см. Главу 7. Комплексная оценка территории). Именно в зонах с напряженной экологической ситуацией необходимо в первую очередь осуществлять природоохранные мероприятия.

К основным экологическим проблемам Краснокутского района следует отнести:

1. Загрязнение атмосферы г. Красного Кута и в прилежащих территориях.

2. Загрязнение р. Еруслан промстоками и неочищенными канализационными стоками, загрязненными ливневыми водами, сбросными водами с орошаемых полей сельскохозяйственных предприятий.

3. Загрязнение и захламление территории района твердыми отходами производства и потребления (ТОПП), неудовлетворительное обращение с отходами на существующих полигонах ТОПП, несанкционированное размещение отходов (стихийные свалки) на землях, представляющих хозяйственную или рекреационную ценность (см. Комплексная оценка территории, комплексная оценка экологической ситуации).

4. Деградация растительности и почвенного покрова степных и полупустынных ландшафтов, угнетение плодородного слоя почвы (дегумификация, засоление, усиление ветровой и водной эрозии почвы).

5. Нерациональное использование природных ресурсов (земель и полезных ископаемых).

6. Ненадлежащее функционирование системы мониторинга состояния окружающей природной среды.

Возможны три сценария развития экологической ситуации и пути решения основных экологических проблем.

6.9.1.Загрязнение воздушного бассейна

Современная структура массы выбросов в значительной степени определяется эффективностью улавливания веществ, отходящих от стационарных источников. Если по твердым веществам, диоксиду серы и сероводороду на очистку поступает значительная часть выбросов, и эти соединения обезвреживается с высокой эффективностью, то многие другие газы и аэрозоли, побочные продукты промышленного производства, поступают на очистные установки лишь частично, или выбрасываются в атмосферу безо всякой очистки.

В Краснокутском районе выброс загрязняющих веществ в атмосферу в 2006 г. составил 655 т, при этом вся масса загрязняющих веществ выбрасывалась без очистки. По сравнению с общим выбросом в 2005 года количество вредных веществ отходящих от всех источников выделения возросло на 65% (По данным доклада «Охрана окружающей среды в Саратовской области за 2006 г.»).

Учитывая, что основное направление развития Краснокутского района — сельскохозяйственное, промышленности не отводится ведущей роли в районе, можно говорить о сравнительно невысоком уровне загрязнения атмосферы.

Промышленность района представлена предприятием ООО «Краснокутский электромеханический завод», который производит продукцию по договорам-контрактам с предприятиями, расположенными по всей России и ближнем Зарубежье, а также ООО «Арматурный завод», который специализируется на выпуске изделий из арматуры. Значительную долю продукции производит частное предприятие по выпуску резинотехнических изделий ООО «Резинотехника».

На территории района имеются предприятия ЗАО «Молочный двор 1», ООО «Краснокутский пивзавод», ООО «Сельхозтехника», но в настоящее время прекратили производственную деятельность. Сырьевые ресурсы для вышеперечисленных предприятий в районе имеются в полном достатке, и в настоящее время реализуются за пределами района. Что касается их перспектив, то это зависит от благоприятности бизнес-климата в районе, при условии повышения эффективности и привлечения инвестиций могут возобновить производственную деятельность.

Резких изменений в отраслевой структуре промышленного производства района на расчетную перспективу не прогнозируется. Доминирующие позиции будет по-прежнему занимать сельскохозяйственное производство.

Наиболее высокие темпы развития в составе пищевой промышленности района прогнозируются для мясного и молочного производств.

Прогноз развития экологической проблемы: загрязнение воздушного бассейна

Инерционный сценарий

- промышленность развивается с сохранением нынешних темпов, с увеличением суммарного выброса загрязняющих веществ;

- через системы эффективной очистки проходит не более 50% отходящих газов;

- возрастёт сумма выбросов от автотранспорта;

- неудовлетворительное качество атмосферного воздуха в г. Красный Кут провоцирует повышенную заболеваемость населения города.

Стабилизационный сценарий

- развиваются «экологичные» промышленные предприятия и отрасли промышленности;

- ведется совершенствование и строительство новых систем очистки отходящих газов на предприятиях района;

- внедряются каталитические системы очистки отходящих газов автотранспорта и энерго-ресурсосберегающие технологии на промышленных предприятиях;

- все котельные и ТЭЦ переведены на газ, большая часть автомобилей работает на газовом топливе.

Оптимистический сценарий

- обоснован и законодательно закреплен предельно-допустимый суммарный выброс предприятий и транспорта для г. Красного Кут и всего района, разработана система квот на выбросы в атмосферу «парниковых» газов;

- строительство новых и развитие существующих предприятий становится возможным только при условии сохранения величины предельно-допустимого суммарного выброса города и района.

6.9.2. Загрязнение поверхностных и подземных вод

В соответствии с новым «Водным кодексом» (2006 г.), водоохранная зона (Статья 65 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы», пункт 4). Для рек и водохранилищ Краснокутского района водоохранная зона составляет от 50 до 300 м. Для водозаборов установлено три зоны санитарной охраны с различным уровнем ограничения хозяйственной деятельности.

Острой экологической проблемой является неудовлетворительное качество водных ресурсов Краснокутского района. Качество поверхностных и подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения, контролируется ГУ «Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и Территориальным Управлением «Роспотребнадзора» по Саратовской области, которое проводит государственный санитарно-эпидемиологический надзор за средой обитания человека, а не за состоянием окружающей среды. Результаты обследования поверхностных вод показали, что вода соответствует III — IV классу качества и характеризуется как «умеренно загрязненная» и «загрязненная» Доля поверхностных вод в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет более 50% от общего количества потребляемой воды, хотя на территории области разведаны значительные запасы пресных подземных вод, более защищенных от химического и бактериального загрязнения.

Несмотря на то, что на территории района расположено 40 действующих артезианских скважин Краснокутский район — один из малообеспеченных запасами подземных вод в Саратовской области.

Доля подземных вод в питьевом водоснабжении невелика, хотя этот источник играет существенную роль в водоснабжении для многих сельских поселений Краснокутского района. Использование подземных вод требует дополнительных изысканий (в том числе, по уточнению запасов подземных вод), строительства водозаборов с водоохранными зонами, обновления или нового строительства разводящих водопроводных сетей.

Низкое качество систем водоподготовки не позволяет довести качество питьевой воды до нормативных требований. Более 50% сел и поселков области не имеют централизованного водоснабжения с водоподготовкой. Ни один населенный пункт не имеет резерва питьевой воды на случай чрезвычайной ситуации. Достаточно остро в Краснокутском районе стоит проблема износа водопроводных сетей и сооружений доходящая до 60—70%, при этом 10% всего водопроводного хозяйства имеет предельный износ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...